Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

12 июня 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»


Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

 

Министерство образования и науки РФ и Московский Патриархат проводят постоянную работу по сближению позиций в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи, формированию единой ценностной основы образовательного процесса, «воспитанию человека в духе высокой нравственности, с учетом отечественного опыта и традиции» (Фурсенко А.А. Выступление на XV Международных образовательных Рождественских чтениях). В русле этого процесса в марта 2006 года приказом Министра образования при Минобрнауки России создана рабочая группа по проблемам изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования. Ярким свидетельством укрепления сотрудничества стали ежегодные Международные образовательные Рождественские чтения. Еще одно доказательство поиска общих подходов к оценке роли и места учителя в современном обществе, педагогической деятельности в целом – проведение Всероссийского конкурса работ в области педагогики, работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя».

 

Основные позиции конкурса «За нравственный подвиг учителя» 

 

Организаторами конкурса выступили Русская Православная Церковь при поддержке полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и Министерства образования и науки Российской Федерации.

Целями и задачами конкурса стали:

- стимулирование творчества педагогов и воспитателей;

- расширение охвата детей и молодёжи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой;

- организация всех видов групповой и индивидуальной деятельности по духовно-нравственному воспитанию;

- поощрение педагогов за многолетнее высокое качество обучения и воспитания учащихся, за внедрение инновационных разработок в сфере образования, содействующих развитию личности гражданина России;

- выявление и распространение лучших моделей образования и внеучебной работы с детьми и молодёжью, взаимодействия светской и церковной систем по формированию успешной духовно развитой личности гражданина России;

- обобщение имеющейся практики духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодёжи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования, а также «смотр» программ общественных объединений;

- отбор и популяризация наиболее эффективных практик и технологий по духовно-нравственному образованию и формирование базы данных об образовательных и воспитательных технологиях;

- общественное признание и общественное поощрение граждан РФ, внесших существенный личный трудовой, творческий, организационный, а также материальный вклад в развитие образования, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи.

Участником конкурса может стать любой педагог и педагогический коллектив.

Номинации конкурса:

«Лучшая инновационная разработка года» - выдвигаются работы, имеющие значительный инновационный потенциал и доказавшие свою значимость для развития системы духовно-нравственного образования;

«Лучшее педагогическое исследование года» - выдвигаются работы, имеющие высокий научный уровень, представляющие завершенное самостоятельное педагогическое исследование по актуальным проблемам развития системы духовно-нравственного образования;

«Лучший издательский проект года» - выдвигаются работы, фиксирующие наиболее удачную и принятую широкой общественностью публикацию, журнал, учебник, книгу и т.п.;

«Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи» - выдвигаются программы любых уровней и для любых звеньев образования («классного», школьного, муниципального, регионального; дошкольного, школьного, профессионального, послепрофессионального), направленные на создание системы духовно-нравственного воспитания, доказавшие свою результативность;

«Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи» - выдвигаются программы, направленные на создание системы работы по военно-патриотическому воспитанию, подтвердившие свою эффективность на методическом, информационном и образовательно-воспитательном уровнях;

«За разработку и проведение мероприятий в рамках года русского языка» - выдвигаются работы за проведение комплексных мероприятий по данному направлению на территории региона, федерального округа (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.12.06 г. № 1488).

Конкурс проводится в три тура: региональный; окружной (по федеральным округам); всероссийский.

Итоги конкурса подводятся на Рождественских чтениях, там же, в торжественной обстановке, награждаются победители.

 

Итоги 2006 года

 

В 2006-м году конкурс «За нравственный подвиг учителя» – в качестве первой попытки – проводился лишь в одном федеральном округе – Центральном. На конкурс представлено 52 конкурсных материала из 17 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа (ЦФО).

Эти материалы содержат опыт работы педагогов в духовно-просветительской и гражданско-патриотической сферах деятельности, авторские программы и методические пособия проведения курсов по различным предметам, а также опыт приобщения детей и молодежи к наследию мировой и отечественной истории и культуры, организации совместной познавательной художественно-творческой деятельности учащихся, обучения их культуре общения, создания здорового нравственного климата в школьном коллективе.

Решением конкурсной комиссии были отмечены 18 работ.

Премия первой степени присуждена Петровской Олесе Михайловне, учителю истории и общественных дисциплин Речицкой средней общеобразовательной школы Брянской области.

Две премии второй степени присуждены Лебедевой Ольге Васильевне, учителю музыки и мировой художественной литературы гимназии № 15 г. Костромы, и Панову Сергею Алексеевичу, учителю воскресной школы, педагогу дополнительного образования Сухиничского Дома детского творчества Калужской области.

Пятнадцати соискателям присуждены сертификаты по отдельным направлениям деятельности.

18-20 сентября 2006 года в Калуге прошли Образовательные чтения Центрального федерального округа «Роль учителя в духовно-нравственном развитии общества», на которых состоялось вручение премий победителям конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Работы, представленные на конкурс в прошлом году, вошли в фонд учебно-методических пособий Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной Церкви, Федерального института развития образования Минобрнауки России для изучения, они необходимы для обмена опытом и подготовки публикаций с целью распространения всего самого ценного, продуктивного, что имеется в современной педагогической практике в области духовно-нравственного образования и воспитания, изучения истории и культуры традиционных религий России.

 

Итоги 2007 года

 

В 2007-м году конкурс «За нравственный подвиг учителя» прошёл уже в четырёх федеральных округах. И хотя общий, всероссийский, его итог пока не подведён, уже можно говорить о первых положительных результатах, исходя из опыта Центрального федерального округа.

 

Опыт Центрального федерального округа

На региональный этап премии, в соответствии с положением, выдвигались выдающиеся педагоги, представители общественных объединений и клубов, достигшие высоких результатов в практическом обучении и воспитании детей и молодёжи. Региональные этапы прошли во всех областях Центрального федерального округа. Если в 2006-м году в региональных турах приняли участие около 400 конкурсантов, то в 2007-м - уже более 600 соискателей. Это педагоги общеобразовательных школ, преподаватели системы среднего профессионального образования (техникумов, профессиональных училищ и колледжей), воспитатели клубов по месту жительства, преподаватели воскресных школ, педагоги дополнительного образования, ученые, занимающиеся данной проблематикой.

Последний факт особенно отрадно отметить: в конкурсе и образовательных чтениях принимал активное участие профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений Центрального федерального округа. Это свидетельствует о том, что идеи конкурса, тематика образовательных чтений (а в этом году они проходили в Белгороде и назывались ««Современные основы образования и духовно-нравственное здоровье общества») оказались весьма актуальными, вызвали интерес и показали явную востребованность идей духовно-нравственного воспитания как среди действующих педагогов, так и среди ученых-теоретиков.

В одном из современных учебников по педагогике написано, что учитель «обязан олицетворять человека будущего, человека нового склада», в нем «должно пленять все: и строгость, и сдержанность, и скромность, и одежда, и знания, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни». Конкурсные работы соискателей убедительно показали, что в школах, колледжах, учреждениях дополнительного образования, клубах Центрального федерального округа большинство педагогов в действительности обладает вышеназванными качествами.

На окружной тур конкурса в этом году было выдвинуто 68 работ против 53 в 2006-м (положением о Премии обусловлено, что каждая область могла выдвинуть на очередной тур только три кандидатуры). Среди них преподаватели не только городских, но и сельских школ, педагоги, работающие в клубах, преподаватели воскресных школ, представители институтов, сотрудники органов управления образованием и молодёжной политики, директора и заместители директоров общеобразовательных учебных заведений. Был среди конкурсантов и руководитель Орловской областной ассоциации студенческих педагогических отрядов, инструктор (на общественных началах) поискового отряда «Поиск» и еще очень много других замечательных людей, отдающих детям свое сердце.

Для оценки выдвинутых кандидатур и их работ (упор делался именно на личность соискателя как воспитателя, наставника) была создана конкурсная комиссия, состоящая из представителей регионов, общественных объединений, известных ученых. Возглавил конкурсную комиссию ЦФО уже второй год подряд президент Российской академии образования Николай Дмитриевич Никандров и - по благословлению Патриарха Московского Алексия II - Владыка Климент.

Кроме того, для предварительного анализа работ и представлений была создана экспертная группа, которую возглавил член-корреспондент Российской академии образования Владимир Андреевич Попков.

Перед членами экспертной группы стояла очень трудная задача. У ряда номинантов оказалось одинаковое количество конкурсных балов и экспертам приходилось решать вопрос с учётом дополнительных критериев, иногда простым голосованием. Здесь учитывалось множество факторов: и наглядные материалы (видео, аудио, фото и др.), как, например, в Рязанской области; реальные методические пособия, циклы лекций и т.п., как в Московской области; реально работающие программы – это относится к Ивановской и Калужской областям.

Знакомясь с работами номинантов по Центральному федеральному округу, члены конкурсной и экспертной комиссий отмечали, что несмотря на то, что неуклонно развивается технический прогресс (то, что вчера казалось вершиной технических достижений, меркнет перед новыми созданиями человеческого разума), вечным остается одно - высокий нравственный подвиг учителя, отражающийся в реальных деяниях его учеников. И сегодня речь идет именно о таких учителях, которые безгранично преданы своему делу, детям. Для них школа является не только местом работы, но и тем «воспитательным полем», где ребенок получает знания, растет физически, занимается великим трудом созидания самого себя.

При знакомстве с работами поражает многообразие форм, подходов, различных методов, применяемых соискателями в процессе их профессиональной деятельности. Это и клубная деятельность, и воскресные школы, это целые методические комплекты, пригодные для апробирования и реализации в других регионах округа и России в целом. А как можно было оценить ненормированный труд воспитателей по месту жительства, во дворе, в районе – именно там, куда «не доходят руки» семьи, куда не всегда успевает участковый?! Эта деятельность находит полную поддержку руководства Рязанской, Костромской, Белгородской, Тверской областей.

Необходимо отметить также, что в Калужской области на территории которой вручение Премии ЦФО «За нравственный подвиг учителя» проводилось в прошлом году впервые, уже в течении многих лет проводятся свои, областные конкурсы по поддержке одарённой молодёжи, учителей, ученых, преподавателей высшей школы, в том числе, имени таких выдающихся педагогов, как К.Э.Циолковский, С.Т.Шацкий, а также имени народного учителя России А.Ф.Иванова.

В ходе оценки работ, поступивших на конкурс, у всех, кто к нему причастен, укреплялось понимание того, что учительство - один из труднейших видов служения Отечеству и своему народу. Учителю, не зависимо работает он в государственном или церковном учебном заведении, поручена высокая духовная миссия.

Поэтому, оценивая работы, каждый из членов оргкомитета, конкурсной и экспертной комиссий понимал, что учитель на своём месте он реализует дело, как правило, более важное, более тонкое, чем любая уже написанная концепция или программа, ибо он строит жизнь человека.

С другой стороны, чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Сегодня, как уже отмечалось, мы предъявляем учителям особые требования. Мы хотим, чтобы они воплощали в себе все лучшие человеческие качества: профессионализм, компетентность, честность, справедливость, нравственность, культуру и духовность. И, конечно же, любили детей и безгранично были им преданы. Кто еще в состоянии нести на себе день за днем, год за годом, целые десятилетия эти высоконравственные «вериги», не споткнувшись, не расслабившись? Ведь отпуская в мир своего ребенка, родители, как правило, мало заботятся о том, как он воспитан, как ведет себя в обществе. Для них он лучше всех, и этого достаточно, считают папы и мамы.

Именно поэтому вопросы духовно-нравственного образования и воспитания растущего поколения оказываются сегодня особенно востребованными. Глубокая духовность, высокая нравственность русского образования с древних времён обусловила его высокий нравственно-воспитательный характер, способствовала созданию удивительно чистой, действенной и сильной культуры. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным и трудолюбивым стояла и перед отцами и дедами ныне живущих людей, и во все прежние века и тысячелетия. И российское образование, как правило, успешно справлялось с этой задачей.

Премия «За нравственный подвиг учителя» - это ни в коем случае не состязание (хотя и участвовали в соискании наград лучшие из лучших педагогов округа. Главная особенность конкурса - дать талантливым людям дополнительный импульс к творчеству, дать возможность обществу выразить благодарность за их труд. Ведь рядом с победителями находятся не менее талантливые педагоги с весьма оригинальными взглядами на современное образование, собственным видением места и роли нравственного воспитания, созидатели, последователи новаторских методик и технологий воспитания.

Анализируя материалы, пришедшие на конкурс, выступления на секциях образовательных чтений можно сделать вывод о том, что в Центральном федеральном округе накоплен большой и продуктивный опыт организации воспитания, успешно отрабатываются новые, эффективные технологии и методики. И что важно отметить ещё, это то, что действенность программ определяется их использованием в практической деятельности.

Так, например, представляет интерес деятельность Антонова Артема Игоревича – педагога дополнительного образования Центра развития творчества детей и юношества «Левобережный» Липецка. В программах, реализуемых Центром, ценностные основания и установки воспитания неразрывно связываются с воспитанием гражданина России, человека высокой культуры и нравственности.

Луценко Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 19 Воронежа (Железнодорожный район). На базе школы создана система воспитательной работы, интегрирующая возможности государственных и общественных институтов, церковных структур: семьи, учреждений культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, правоохранительных органов, клубов по интересам, Воскресной школы, близлежащего церковного прихода. На конкурс были представлены уникальные материалы по возрождению отечественных традиций духовно-нравственного просвещения.

А работа Петровской Олеси Михайловны (учитель истории и общественных дисциплин Речицкой средней общеобразовательной школы Брянской области)! В своей работе она учит детей обобщать, рассуждать, выделять главное, делать выводы, анализировать и - что самое главное – аргументировано отстаивать свою точку зрения. А этого многим сегодня не хватает: не просто отстаивать свою позицию, а отстаивать аргументировано. И хотя это работа 2006-го года, сегодня нельзя о ней не сказать.

Санкевич Елена Юрьевна, доцент Липецкого ГПУ, зам.председателя Епархиального духовного центра «Возрождение», разработала и использует в повседневной практике комплексную программу духовно-нравственного возрождения семьи и личности «Твое возрождение».

Чуб Ольга Владимировна, учитель музыки средней общеобразовательной школы № 2 Дмитровского района, Московской области накопила и успешно применяет сама и щедро делится со своими коллегами опытом работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Государство всерьёз взялось за решение проблем, связанных с духовно-нравственным образованием и воспитанием, изучением истории и культуры традиционных религий, а самое главное – людей, работающих в этой системе. Это не только реализация приоритетного проекта в области образования, хотя необходимо отметить, что расходы федерального бюджета на эти цели из года в год увеличиваются. Вручены Президентские (федеральные) гранты лучшим ВУЗам страны, образовательным учреждениям среднего образования, лучшим педагогам, Проводится конкурс поддержки талантливой молодёжи (это также Президентские гранты).

Главное, что конкурс на соискание премии Центрального федерального округа в области педагогики и работы с детьми и молодёжью «За нравственный подвиг учителя» не остаётся красочным, но сиюминутным мероприятием, очень важно, что работы, поступившие на конкурс, а тем более работы победителей доступны всем желающим, апробируются и уже используются и, бесспорно, ещё будут использованы в практической деятельности учителей, преподавателей, воспитателей различных регионов Центрального федерального округа и России в целом.

 

Конкурс продолжается

 

Конкурс «За нравственный подвиг учителя» 2007-го года ещё не завершен. Помимо Центрального, подведены итоги в Уральском федеральном округе. Это произошло в ходе работы IV Симеоновских образовательных чтений в Екатеринбурге, где были отмечены все его участники. Награды участникам конкурса вручил митрополит Калужский и Боровский Климент. Всего в окружном этапе конкурса приняло участие 16 человек.

Готовятся огласить победителей в Приволжском и Сибирском федеральных округах. Работы педагогов, получившие дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени, а также работы победителей окружных конкурсов по отдельным номинациям будут представлены на всероссийский тур конкурса «За нравственный подвиг учителя», который пройдёт в рамках XVI Международных образовательных Рождественских чтений в Москве в январе 2008 года.

Итак, впереди – самый ответственный этап конкурса – всероссийский. Будем ждать его лауреатов. И всегда помнить: хороший учитель – он всегда победитель. Победитель для своих учеников, для родителей, для всех нас - россиян.


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Опыт регионов

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей

Работа с кадрами

Организационные аспекты взаимодействия органов управления образованием с централизованными религиозными организациями

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Заключение


Публикация:

Вера и Время

"Изучение истории и культуры религий".

стр. 8

12.06.2009

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Ианнуарий

4 мая

Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики (около 305)

...От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024