Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

12 июня 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Предисловие


Этот материал, в котором обобщён опыт регионов России по изучению в школах традиционных религий, был подготовлен в 2007 году, однако по ряду причин не был опубликован.

Автор посчитал необходимым предоставить его к публикации на сайте «Вера и время» в тот период, когда особенно остро встал вопрос о дальнейшей судьбе учебного предмета «Основы православной культуры».

Автор выражает сердечную благодарность А.В. Горепёкину, И.В. Метлику, протоиерею Александру Кузину, Т.Э. Петровой за предоставленные материалы и помощь в работе.

 

Уже не первый год Министерство образования и науки РФ, во исполнение протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А., проводит мониторинг состояния изучения исторических и культурных основ традиционных религий в общеобразовательных учреждениях во всех российских регионах. Информация, присланная органами управления образованием субъектов РФ, отражает их взаимодействие с традиционными религиозными организациями по духовному, нравственному образованию и воспитанию, формированию у школьников основ традиционной культуры. Эта информация (а в целом ряде регионов накоплен содержательный, уникальный опыт работы в этом направлении) легла в основу данного материала. В дальнейшем планируется продолжить его обобщение на основе новых данных, поступающих от региональных органов управления образованием.

Интеграция обучающихся, прежде всего детей и молодежи, в национальную и мировую культуру - одна из важнейших задач общеобразовательной школы, установленная в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) в качестве требования к содержанию общего образования. Минобрнауки России и органы управления образованием большинства субъектов Российской Федерации [1] считают целесообразным изучение в общеобразовательных учреждениях исторических и культурных основ мировых религий, прежде всего, основных конфессий нашей страны. Изучение религиозно-культурологических и философско-религиоведческих дисциплин в системе общего среднего образования призвано сформировать у обучающихся представление о религии как о важнейшем социокультурном феномене, лежащем в основе национальной и государственной самоидентификации, представляющем и раскрывающем «генетические коды» российской и мировой культуры. Знания о религии, их освоение школьниками значимо для воспитания межнационального и межконфессионального взаимопонимания, терпимости, может служить профилактике религиозного и этнического экстремизма ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе понимания ценностных систем и этических установок мировых религий: христианства, мусульманства, буддизма, других традиционных религий народов России.

Чтобы реализовать эти задачи Министерству образования и науки РФ, органам управления образованием в регионах и муниципальных образованиях, образовательным учреждениям и всем педагогам предстоит еще очень многое сделать. Но уже и сейчас, когда занятие этой «ниши» активно идет в «инициативном порядке», имеются примеры интересного опыта, появились энтузиасты, возникли интересные педагогические, воспитательные системы, практики, которые нельзя обойти вниманием. К этой теме активно обращается и гражданское общество, она становится предметов многих общественных обсуждений, слушаний, дискуссий, выработки рекомендаций для органов государственной власти [2]. Настоящий сборник «Вестника образования России» - первая попытка систематизировать и осмыслить этот опыт в нашем журнале, опираясь на официальную информацию, присланную из регионов в Минобрнауки России в течение нескольких последних лет.

Взаимоотношения государства, общества и традиционных конфессий в нашей стране складываются непросто. Бесспорно, это связано с многолетним отчуждением россиян от своих корней, веры, забвением многих традиций, изменением их менталитета. Вместе с тем, в российском обществе растет понимание того, что без обращения к истокам, к основам культуры, образования, науки - всей жизнедеятельности российского государства и общества, без духовного осмысления настоящего, прошлого и будущего, определения приоритетов и целей деятельности в любой области, невозможно осмысленное продвижение вперед, рразвитие социальных отношений внутри страны, решение многих политических, экономических, социальных проблем. В современной Российской Федерации последовательно реализуется конституционный принцип отделения Церкви и других религиозных объединений от государства. В то же время светский характер государства в нашей стране, как и в большинстве других современных цивилизованных стран, не исключает возможности сотрудничества религиозных организаций с государством во всех сферах жизни общества, где такое сотрудничество может быть полезным для граждан. В ряде сфер, в том числе в сфере образования, это сотрудничество и у нас является весьма плодотворным и уже даёт хорошие результаты.

К задачам, для решения которых необходимо партнёрство государства, общества и религиозных конфессий, относятся: сохранение нравственного здоровья общества, укрепление мира в многонациональной России, сохранение памятников истории и культуры, противостояние таким опасным общественным порокам, как наркомания, алкоголизм, религиозная и расовая нетерпимость, укрепление социального института семьи. Очевидно, что для их решения необходима работа, прежде всего, с подрастающим поколением, молодёжью – с теми, у кого с детства должно сложиться ответственное отношение к себе, к другим людям, к своей Родине, миру в целом.

Несмотря на различные мнения по теме преподавания в современной школе знаний о религии (во всех формах), целесообразность изучения в российской школе истории и культуры традиционных религий обусловлена, прежде всего, необходимостью удовлетворения образовательного запроса населения многонационального и многоконфессионального государства. Диалог культур, сохранение их многообразия, необходимы для самоидентификации, самоопределения каждого народа России и страны в целом, осознанного противостояния безликой глобальной унифицированной модели культуры и мироустройства, ныне активно навязываемой мировому сообществу.

Наверное, самым убедительным аргументом в дискуссиях может служить такай факт. Недавно уже в третий раз были получены ответы практически от всех субъектов Российской Федерации о том, каким образом у них организовано изучение учебных курсов, предметов о религиях в минувшем, 2006-2007-м учебном году [3]. А в 2007-2008 учебном году, по оценке начальника Отдела Минобрнауки России Петровой Т.Э., изучение истории и культуры традиционных религий (в рамках регионального компонента) организовано уже как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации. Примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч. В каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников [4].

Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени определенная, вполне сформированная ситуация с преподаванием истории и культуры традиционных религий в различных формах курсов религиозной культуры и философского религиоведения в России уже сложилась. И теперь государству, прежде всего Министерству образования и науки РФ, предстоит глубоко осмыслить, что происходит в этой сфере, увидеть тенденции, дать необходимые рекомендации для разрешения тех проблем, которые наметились на этом направлении.

Как показывает анализ информации, присланной из регионов, у органов управления образованием за несколько лет сотрудничества сложились определённые формы взаимодействия с традиционными религиозными организациями в вопросах образования и воспитания детей и молодежи, их мировоззренческой и культурной самоидентификации. Учитывая этот опыт, недавно было разработано и направлено в регионы письмо [5] с «Примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриарха)». Как указано в письме, подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации. Чтобы дать представление об имеющемся в регионах опыте работе, обратимся к ряду конкретных примеров.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Ответы органов управления образованием из 79 субъектов РФ по состоянию на 1 января 2006 г.

2. См. на официальном сайте Общественной палаты РФ: Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования», «Результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации» / www.oprf.ru.

3. Мониторинг Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки РФ. Полные данные мониторинга см. на сайте «Вера и Время» / Адрес в Интернете: www.verav.ru

4. Интерфакс. Интервью с Петровой Т.Э., начальником отдела Департамента Минобрнауки России. 30.08.2007

5. Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриарха). Приложение к письму директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки РФ И.И. Калины органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 03-1584.

 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Опыт регионов

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей

Работа с кадрами

Организационные аспекты взаимодействия органов управления образованием с централизованными религиозными организациями

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Заключение


Публикация:

Вера и Время

"Изучение истории и культуры религий".

стр. 1

12.06.2009

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Ианнуарий

4 мая

Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики (около 305)

...От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024