Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры
Этот материал, в котором обобщён опыт регионов России по изучению в школах традиционных религий, был подготовлен в 2007 году, однако по ряду причин не был опубликован.
Автор посчитал необходимым предоставить его к публикации на сайте «Вера и время» в тот период, когда особенно остро встал вопрос о дальнейшей судьбе учебного предмета «Основы православной культуры».
Автор выражает сердечную благодарность А.В. Горепёкину, И.В. Метлику, протоиерею Александру Кузину, Т.Э. Петровой за предоставленные материалы и помощь в работе.
Уже не первый год Министерство образования и науки РФ, во исполнение протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А., проводит мониторинг состояния изучения исторических и культурных основ традиционных религий в общеобразовательных учреждениях во всех российских регионах. Информация, присланная органами управления образованием субъектов РФ, отражает их взаимодействие с традиционными религиозными организациями по духовному, нравственному образованию и воспитанию, формированию у школьников основ традиционной культуры. Эта информация (а в целом ряде регионов накоплен содержательный, уникальный опыт работы в этом направлении) легла в основу данного материала. В дальнейшем планируется продолжить его обобщение на основе новых данных, поступающих от региональных органов управления образованием.
Интеграция обучающихся, прежде всего детей и молодежи, в национальную и мировую культуру - одна из важнейших задач общеобразовательной школы, установленная в Законе РФ «Об образовании» (ст. 14) в качестве требования к содержанию общего образования. Минобрнауки России и органы управления образованием большинства субъектов Российской Федерации [1] считают целесообразным изучение в общеобразовательных учреждениях исторических и культурных основ мировых религий, прежде всего, основных конфессий нашей страны. Изучение религиозно-культурологических и философско-религиоведческих дисциплин в системе общего среднего образования призвано сформировать у обучающихся представление о религии как о важнейшем социокультурном феномене, лежащем в основе национальной и государственной самоидентификации, представляющем и раскрывающем «генетические коды» российской и мировой культуры. Знания о религии, их освоение школьниками значимо для воспитания межнационального и межконфессионального взаимопонимания, терпимости, может служить профилактике религиозного и этнического экстремизма ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе понимания ценностных систем и этических установок мировых религий: христианства, мусульманства, буддизма, других традиционных религий народов России.
Чтобы реализовать эти задачи Министерству образования и науки РФ, органам управления образованием в регионах и муниципальных образованиях, образовательным учреждениям и всем педагогам предстоит еще очень многое сделать. Но уже и сейчас, когда занятие этой «ниши» активно идет в «инициативном порядке», имеются примеры интересного опыта, появились энтузиасты, возникли интересные педагогические, воспитательные системы, практики, которые нельзя обойти вниманием. К этой теме активно обращается и гражданское общество, она становится предметов многих общественных обсуждений, слушаний, дискуссий, выработки рекомендаций для органов государственной власти [2]. Настоящий сборник «Вестника образования России» - первая попытка систематизировать и осмыслить этот опыт в нашем журнале, опираясь на официальную информацию, присланную из регионов в Минобрнауки России в течение нескольких последних лет.
Взаимоотношения государства, общества и традиционных конфессий в нашей стране складываются непросто. Бесспорно, это связано с многолетним отчуждением россиян от своих корней, веры, забвением многих традиций, изменением их менталитета. Вместе с тем, в российском обществе растет понимание того, что без обращения к истокам, к основам культуры, образования, науки - всей жизнедеятельности российского государства и общества, без духовного осмысления настоящего, прошлого и будущего, определения приоритетов и целей деятельности в любой области, невозможно осмысленное продвижение вперед, рразвитие социальных отношений внутри страны, решение многих политических, экономических, социальных проблем. В современной Российской Федерации последовательно реализуется конституционный принцип отделения Церкви и других религиозных объединений от государства. В то же время светский характер государства в нашей стране, как и в большинстве других современных цивилизованных стран, не исключает возможности сотрудничества религиозных организаций с государством во всех сферах жизни общества, где такое сотрудничество может быть полезным для граждан. В ряде сфер, в том числе в сфере образования, это сотрудничество и у нас является весьма плодотворным и уже даёт хорошие результаты.
К задачам, для решения которых необходимо партнёрство государства, общества и религиозных конфессий, относятся: сохранение нравственного здоровья общества, укрепление мира в многонациональной России, сохранение памятников истории и культуры, противостояние таким опасным общественным порокам, как наркомания, алкоголизм, религиозная и расовая нетерпимость, укрепление социального института семьи. Очевидно, что для их решения необходима работа, прежде всего, с подрастающим поколением, молодёжью – с теми, у кого с детства должно сложиться ответственное отношение к себе, к другим людям, к своей Родине, миру в целом.
Несмотря на различные мнения по теме преподавания в современной школе знаний о религии (во всех формах), целесообразность изучения в российской школе истории и культуры традиционных религий обусловлена, прежде всего, необходимостью удовлетворения образовательного запроса населения многонационального и многоконфессионального государства. Диалог культур, сохранение их многообразия, необходимы для самоидентификации, самоопределения каждого народа России и страны в целом, осознанного противостояния безликой глобальной унифицированной модели культуры и мироустройства, ныне активно навязываемой мировому сообществу.
Наверное, самым убедительным аргументом в дискуссиях может служить такай факт. Недавно уже в третий раз были получены ответы практически от всех субъектов Российской Федерации о том, каким образом у них организовано изучение учебных курсов, предметов о религиях в минувшем, 2006-2007-м учебном году [3]. А в 2007-2008 учебном году, по оценке начальника Отдела Минобрнауки России Петровой Т.Э., изучение истории и культуры традиционных религий (в рамках регионального компонента) организовано уже как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации. Примерно в каждом десятом субъекте количество обучающихся данным предметам превышает цифру в десять тысяч. В каждом пятом регионе эта цифра колеблется в размере от тысячи до десяти тысяч школьников [4].
Таким образом, можно констатировать, что к настоящему времени определенная, вполне сформированная ситуация с преподаванием истории и культуры традиционных религий в различных формах курсов религиозной культуры и философского религиоведения в России уже сложилась. И теперь государству, прежде всего Министерству образования и науки РФ, предстоит глубоко осмыслить, что происходит в этой сфере, увидеть тенденции, дать необходимые рекомендации для разрешения тех проблем, которые наметились на этом направлении.
Как показывает анализ информации, присланной из регионов, у органов управления образованием за несколько лет сотрудничества сложились определённые формы взаимодействия с традиционными религиозными организациями в вопросах образования и воспитания детей и молодежи, их мировоззренческой и культурной самоидентификации. Учитывая этот опыт, недавно было разработано и направлено в регионы письмо [5] с «Примерным соглашением о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриарха)». Как указано в письме, подобные соглашения могут заключаться с централизованными религиозными организациями других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического и культурного наследия народов России с учетом особенностей их структурирования и функционирования на территории субъекта Российской Федерации. Чтобы дать представление об имеющемся в регионах опыте работе, обратимся к ряду конкретных примеров.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ответы органов управления образованием из 79 субъектов РФ по состоянию на 1 января 2006 г.
2. См. на официальном сайте Общественной палаты РФ: Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования», «Результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации» / www.oprf.ru.
3. Мониторинг Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки РФ. Полные данные мониторинга см. на сайте «Вера и Время» / Адрес в Интернете: www.verav.ru
4. Интерфакс. Интервью с Петровой Т.Э., начальником отдела Департамента Минобрнауки России. 30.08.2007
5. Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и централизованной религиозной организации (наименование епархии) Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриарха). Приложение к письму директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки РФ И.И. Калины органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 13 июля 2007 г. № 03-1584.
Источник: Вера и Время
|