Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры
Не менее (а зачастую, и более) важная проблема, чем содержание религиозных и религиоведческих знаний, - это проблема преподавания, преподнесения этих знаний, вопрос о том, как это делать. Это важно потому, что духовная, нравственная проблематика непосредственно относится к внутренней жизни человека. Она имеет свои законы усвоения, не подчиняющиеся обычной логике, поэтому вводить её «напрямую» в образовательный процесс необходимо взвешенно и продуманно.
Управлением образования и науки Белгородской области совместно с представителями Белгородской и Старооскольской епархии создана региональная общественной организации «Общество православных педагогов Белгородчины». Основной целью Общества является возрождение православных традиций национальной русской духовной культуры, содействие в профессиональном становлении и реализации творческого потенциала православных педагогов.
В Воронежской области при проведении областного конкурса учителей выделяется специальная номинация по духовно-нравственному просвещению детей и молодежи, награждается победивший учитель совместно с епархией РПЦ.
Подготовка кадров
Один из самых авторитетных педагогов и «моралистов» XIX века Ф.Затворник, говоря о требованиях к педагогу, отмечал, что это должно быть «сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых». О высоком месте и роли учителя говорили также К.Д.Ушинский и Н.И.Пирогов, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский, все самые авторитетные деятели российской и мировой педагогики. Поэтому в центре взаимодействия светских и религиозных организаций, наряду с содержанием образования, всегда стоят и кадровые проблемы, совместная деятельность по подготовке педагогов для работы по изучению истории и культуры религий в образовательных учреждениях, духовно-нравственному воспитанию и образованию учащихся.
Важно, что в содержание послевузовского образования учителя включаются такие фундаментальные вопросы, как «Смысл человеческого бытия», «Мораль и справедливость», «Нравственные ценности», «Совершенный человек» (Мурманская область), «Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни» (Хабаровский край) и многие другие, без обращения к которым теряется глубинный смысл жизни и деятельности педагога, предаются забвению духовные аспекты процесса воспитания и образования, в которые педагог включен не только как объект, но и как их субъект.
«Ключевым звеном» в работе по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области изучения истории и культуры религий, духовно-нравственного воспитания и образования являются институты повышения квалификации.
Согласно данным мониторинга Министерства образования и науки РФ, «группу лидеров» в этой сфере представляют ИПК Белгородской, Тюменской и Воронежской областей, а также Республики Татарстан, Рязанской, Смоленской, Липецкой, Московской и Орловской областей. В этих регионах наибольшее количество педагогов, прошедших переподготовку по исторически и культурным основам традиционных религий (от 500 до 2000 человек).
Особенно активно привлекаются представители конфессий в Белгородской, Владимирской областях, Приморском крае.
Понимая важность совместной работы с педагогами органов управления образованием и религиозных организаций по их подготовке к преподаванию учебных предметов, курсов по истории и культуре религий, Министерство образования и Духовный центр мусульман Республики Ингушетии заключили договор о взаимодействии в вопросах подготовки кадров для преподавания истории религий и подготовке учебно-методической литературы.
Примерное учебно-тематическое планирование учебного курса «Основы православной культуры» для 1-4 классов и факультативного курса «Основы православной культуры» для 5-11 классов (на основе используемых в практике программ) разработано сотрудниками кафедры теории и методики преподавания предметов гуманитарного цикла, кабинета общественных дисциплин и истории православной культуры Брянского института повышения квалификации работников образования (БИПКРО). Институтом и Брянским государственным университетом разрабатываются также методические материалы в помощь учителю, которые доводятся до сведения каждой школы, каждого педагога. Работа в данном направлении ведется и в Воронежской области.
В учебно-методическом кабинете истории и обществознания областного института повышения квалификации работников образования Мурманской области накоплен лекционный и дидактический материал (в том числе, видеоматериал) по христианству (православию, католицизму, протестантизму) и исламу, а также учебная и научная литература по истории религий.
В Белгородской области подготовка педагогических и руководящих кадров в области духовно-нравственного воспитания и преподавания религиоведческих дисциплин решается через прохождение курсовой подготовки по программе «Преподавание основ православной культуры в условиях реформирования образования в России» в областном региональном институте повышения квалификации. В районных (городских) управлениях образованием созданы научно-методические центры и объединения по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию учебного предмета «Православная культура».
Областной банк данных о педагогических кадрах, образовательных учреждениях, имеющих опыт духовно-нравственного воспитания, который постоянно пополняется, создан в Ростовской области. Министерством образования совместно с Ростовским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования ведется работа по совершенствованию повышения квалификации работников образования, организована деятельность проблемных курсов по преподаванию религиоведческих дисциплин.
Экспертиза авторских программ, пособий, учебно-методических комплектов
Экспертиза учебных, учебно-методических и иных материалов, по которым работает образовательное учреждении – важная часть деятельность органов управления образованием, ведь от того, каким будет содержание образования непосредственно зависят направленность и результат учебно-воспитательного процесса.
Совместная с конфессиями экспертиза изданий, в которых содержатся знания по истории и культуры той или иной религии, в целом, пока остается нерешенной проблемой. По-видимому, это связано, прежде всего, с тем, что отсутствует система подобного рода оценки на федеральном уровне, не отработаны критерии оценки материалов различного рода, не выработаны требования к экспертам. Тем не менее, такая экспертиза налаживается в регионах. Среди наиболее активных территорий можно отметить Республику Коми, где прошли экспертизу более 10 различных учебно-методических материалов, а также Нижегородскую, Тамбовскую области.
В целом, в дальнейшем необходимо уделить более пристальное внимание этой работе.
Организация педагогических конкурсов
Педагогические конкурсы являются необходимым звеном в деятельности по поддержке учителя, укрепления его авторитета в обществе, популяризации учительской профессии. В ряде территорий органами управления образованием совместно с централизованными религиозными организациями выделена отдельная номинация по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры религий.
Так, в 2006 году в Краснодарском крае впервые в рамках ежегодного профессионального конкурса «Учитель года» была представлена номинация «Учитель основ православной культуры». 30 православных педагогов края продемонстрировали накопленный опыт по духовно-нравственному воспитанию школьников и ведению курса «Основы православной культуры». Одним из главных направлений конкурса было представление разъяснительной работы с родительской общественностью о необходимости совместной деятельности в возрождении отечественных православных традиций. Конкурс проводился при активной поддержке отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии на базе Храма Рождества Христова.
Стало хорошей традицией проведение конкурса «Серафимовский учитель» в Нижегородской области, участие в котором принимают педагоги многих регионов России.
С 2002 года в Ростовской области проводится конкурс творческих работ и педагогов, и учащихся по духовно-нравственному воспитанию им. Святителя Димитрия, посвященный отечественному духовному наследию. По результатам конкурса в муниципальных образованиях возник ряд социальных и культурных инициатив и проектов.
Методическая работа
Роль методической работы по предметам, связанным с изучением истории и культуры традиционных религий, очень велика. Ведь пока еще не создана развернутая система учебно-методического обеспечения по курсам религиозной культуры (УМК по всем ступеням общего среднего образования), подобная той, которая имеется по базовым учебным дисциплинам. Нет сложившейся системы работы по большинству пособий для преподавания курсов религиозной культуры, так и пособий по истории религий.
В этом плане характерен пример Смоленской области, где при районных органах управления образованием действуют методические объединения учителей, преподающих предмет «История православной культуры земли Смоленской», факультатив «Основы православной культуры». Там проводится областной конкурс воспитательных и учебных программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического содержания, учебно-методических материалов факультативных курсов и курса регионального компонента «История православной культуры земли Смоленской».
С 2004 года в Советском районе Ставропольской области при храме создан и функционирует клуб учителей русского языка и литературы «Слово».
Ежегодный педагогический конкурс на лучшую методическую разработку по основам православной культуры и нравственности проводится в Воронежской области.
В Тульской области издается методический журнал «Основы православной культуры».
Православные педагогические общества организована на Псковщине. Методическая работа ведется в рамках объединения преподавателей «Основ православной культуры».
Завершая разговор о совместной работе органов управления образованием, образовательных учреждений и религиозных организаций по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области изучения исторических и культурных основ традиционных религий, экспертизе авторских программ, разработке программ, методических рекомендаций, учебно-методических комплектов и пособий, методической деятельности, хотелось бы особо подчеркнуть роль региональных институтов повышения квалификации.
В этом плане среди других регионов выделяется деятельность Института усовершенствованию учителей Липецкой области. С 2002 по 2005 год на базе института, при кафедре педагогики и психологии, функционировало отделение православной педагогики. В обязанности сотрудников отделения входила подготовка преподавателей по основам православной культуры, экспертиза авторских программ по духовно-нравственному воспитанию, а также проведение различных семинаров и оказание методической помощи преподавателям «Основ православной культуры». За три года 140 человек прошли обучение на курсах по методике преподавания факультативного курса «Основы православной культуры», а также получили знания по основам истории ветхого и нового заветов, истории православной церкви и др. В настоящее время на базе Института развития образования функционирует лаборатория под названием «Духовно-нравственное воспитание».
Источник: Вера и Время
|