Изучение традиционных религий | Образование и наука В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной государственной и муниципальной школе в качестве самостоятельного учебного предмета (курса, модуля) по выбору семьи, родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников. Начавшееся с конца 1990-х гг. формирование этой практики в системе образования Российской Федерации в регионах, школах в последнее десятилетие стагнирует, не развивается до объема и качества, необходимых для достижения ее целей. Актуально исследование данной проблемы, поиск возможных путей ее решения. В статье проведена первоначальная разметка проблемного поля, выделены основные аспекты рассмотрения проблемы: социокультурный, педагогический, социально-психологический. В их рамках обозначены и прокомментированы вопросы современного правового обеспечения этой практики и возможностей ее совершенствования, отношений участников образовательного процесса, включая организации Русской Православной Церкви, состояния педагогической базы (государственные и церковные образовательные документы и материалы, школьные учителя, преподающие православную культуру, их статус и подготовка, учебники и пособия по православной культуре, учебное и методическое обеспечение и т. д.). В педагогическом аспекте выделено принципиальное значение понимания целей преподавания православной культуры в общем образовании детей, их воспитании и обучении, ожидаемых результатов образования (личностных и предметных) и отражение этого понимания в основных образовательных документах по православной культуре, по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в системе образования.
Ключевые слова: общеобразовательная школа, светская школа, преподавание православной культуры, духовно-нравственное образование, религиозное образование, церковно-государственные отношения, участники образовательных отношений, законодательство об образовании.
Читать статью (формат .PDF)...
Источник: Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2022. Вып. 65. С. 63–77
|