Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

12 июня 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей


 

Большими возможностями в области изучения истории и культуры религий, проведения работы по духовному и нравственному воспитанию школьников обладает система дополнительного образования. По сравнению с учебной работой в школе, она более свободна в выборе содержания и направлений деятельности, форм, методов и «механизмов» взаимодействия с религиозными организациями.

Анализ региональных материалов показывает, что учебные курсы по истории и культуре религий разного типа в учреждениях дополнительного образования преподаются в 26 регионах (как правило, речь идет о 3-5 учреждениях на регион). В трех регионах имеется более 10 учреждений дополнительного образования, где преподаются такие курсы. Это Белгородская область, республика Коми, а также Смоленская область.

 

Интересен в этом плане опыт Вологодской области.

Как отмечается в поступившей оттуда информации, для организации духовно-просветительской работы среди детей и молодежи, постановлением Губернатора Вологодской области в 2000 году было создано государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Вологодский областной детско-юношеский духовно-просветительский центр «Северная Фиваида». В нем занимается 479 детей в 33 учебных группах. 30% обучающихся оставляют дети детских домов, реабилитационных центров, школ-интернатов.

Центр является одним из организаторов традиционных для области Димитриевских образовательных и Ферапонтовских краеведческих чтений. Одним из основных направлений деятельности Центра является работа с семьей. В семейном клубе «Вера. Надежда. Любовь» проводятся тематические встречи по различным проблемам. Педагоги Центра организуют работу с общественной организацией «Преодоление» - родителями, имеющими детей-инвалидов. Ежегодно проводятся Рождественские елки, бал старшеклассников, встречи с воинами срочной службы, праздники - День матери, День семьи. Успешно работает выставочный зал, где размещаются материалы областных детских конкурсов: «Мой Дионисий», «Рождество Христово - вечной жизни свет», «Святые земли Вологодской», «Моя семья» и другие. Традиционно проводятся ярмарки «Истоки». Центр оказывает методическую помощь педагогам области.

В более восьмидесяти общеобразовательных учреждений Краснодарского края знакомство школьников с основами православной культуры осуществляется через систему дополнительного образования. На базе учреждений дополнительного образования также проводится большая образовательная и воспитательная работа.

Учреждения дополнительного образования Псковской области привлекают семьи к участию в мероприятиях православной тематики: выставках, конкурсах, различных акциях.

Многое делается в системе дополнительного образования Тверской области. Примером разнообразной просветительской деятельности в области религиозных знаний является культурно-образовательный детско-юношеский центр «Новая Корчева». В его составе работают хоровая школа мальчиков и юношей города Конаково, центр духовного воспитания детей при Храме Вознесения (г. Тверь) с воскресной школой, авторская школа-студия «Светлица», студия православного детского творчества, школа хорового пения.

 

Устойчивые формы сотрудничества органов управления образованием и религиозных организаций

За прошедшее время, по информации региональных органов управления образованием, сложились устойчивые е формы совместной деятельности, сотрудничества органов управления образованием и традиционных религиозных организаций. Представим и кратко охарактеризуем основные из них.

 

Создание школ, классов на основе религиозной традиции

В организации отдельных классов, школ, целенаправленно ведущих учебно-воспитательную деятельность на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов России, пока еще много сложностей. Не до конца определен их статус, есть вопросы, связанные со спецификой содержания образования. Бесспорно, что в таких учреждениях должны работать педагоги, хорошо знающие эти традиции, являющиеся их компетентными носителями. Очевидно и то, что деятельность, основанная на традиции, в наибольшей степени связана со всем укладом жизни образовательного учреждения и семьи. Хотя вопросов здесь много, тем не менее, жизнь предлагает на них свои ответы.

Так, например, в Архангельске созданы классы поморской традиции на базе общеобразовательной школы № 38. В Рязани открыты такие учебные заведения, как основная общеобразовательная Православная школа, Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского. Они имеют свидетельства о государственной аккредитации, решается вопрос об их финансовой поддержке.

Создаются не только школы, но дошкольные учреждения такого рода направленности. Так, в марте 2006 года открыт православный детский сад «Рождественский» в Белгороде.

Департамент образования Тверской области стал, наряду с религиозными организациями, учредителем детско-юношеского Центра «Новая Корчева», Школы хорового пения г.Тверь, осуществляет софинансирование Городенской Православной гимназии Конаковского района, Тверской Епархиальной православной общеобразовательной школы.

Сеть государственных общеобразовательных учреждений с целенаправленным изучением традиционной религиозной культуры народа, создана и функционирует в г. Москве (школы с азербайджанским, армянским, грузинским, еврейским, русским, татарским и др. этнокультурным компонентом образования). Имеются здесь и аналогичные дошкольные учреждения, в школе могут быть организованы классы с этнокультурным компонентом образования. Большинство таких образовательных учреждений сотрудничают с соответствующими традиционными религиозными организациями.

 

Проведение совместных конференций, семинаров, чтений, круглых столов

 

Становится традицией совместное проведение органами управления образованием, государственными и муниципальными образовательными учреждениями и традиционными конфессиями семинаров, конференций, круглых столов, чтений. Такое расширение числа участников дискуссий позволяет обсудить наиболее острые вопросы образования с различных точек зрения, скоординировать действия, избрать наиболее результативные решения.

Пожалуй, наиболее большой опыт накоплен регионами в области проведения различных педагогических и образовательных чтений. И это не случайно. Своеобразным примером для регионов стали Международные образовательные Рождественские чтения, которые проводятся Московской Патриархией совместно с Министерством образования РФ, Российской академией образования и другими государственными органами с 1992 года.

Можно перечислить Иоанновские образовательные чтения (Архангельская область), Димитриевские образовательные чтения (Вологодская область), Иоановские чтения (Кемеровская область), Всекубанские духовно-образовательные Кирилло-Мефодиевские чтения (Краснодарский край), Свято-Тихоновские чтения (Липецкая область), Димитриевские образовательные чтения (Ростовская область), Кирилло-Мефодиевские чтения (Ставропольский край), Белевские чтения (Тульская область) и др.

Эти большие, регионального значения мероприятия становятся «кульминацией» совместной деятельности органов управления образованием и епархиальными органами управления. На них подводятся итоги совместной работы за год, определяются ее новые направления. Во многих регионах наряду с «большими», проводятся «малые» чтения в муниципальных образованиях, районах, на которых с сообщениями выступают педагоги и учащиеся.

Интересный опыт проведения региональных образовательных чтений накоплен, в частности, в Краснодарском крае. Задачами духовно-образовательных чтений, отмечается в информации руководителя Департамента образования и науки М.Б. Астапова, являются осмысление важнейших проблем, стоящих перед Церковью и обществом; совместные поиски обществом, государством и Церковью путей возрождения духовных традиций русской жизни, культуры, образования; противодействие распространению в детской и молодёжной среде социальных пороков – наркомании, алкоголизма, половой распущенности, агрессивных проявлений; уяснение путей преодоления демографического кризиса и распространение в обществе понимания значения семьи как важнейшего начала созидания общества и государства, становления полноценной человеческой личности.

На XII Всекубанских духовно-образовательных Кирилло-Мефодиевских чтениях, темой которых стала «Духовность и нравственность – основа устойчивости личности в российском обществе», с интересом был выслушан доклад первого заместителя руководителя департамента образования и науки Краснодарского края Хлоповой Т.П. «Воспитание подрастающего поколения на отечественных традициях – фундамент формирования духовно-нравственной личности».

Самой многочисленной на чтениях обычно бывает школьная секции. В 2007 году она прошла в форме «круглого стола». Её тема - «Школа XXI века. Православная культура, образование и воспитание». На секции были подняты и обсуждены такие важные темы, как «Человек XXI века – продукт нового образования», «Роль взаимодействия школы и социума в духовно-нравственном становлении обучающихся», «Изучение предмета «Основы православной культуры» в современной школе», «Традиции русской православной педагогики в современной школе», «Воспитывающий потенциал русской литературы и пути его использования в государственных школах» и др. Такие обсуждения дают богатый материал для осмысления и педагогической деятельности.

Последовательность и продуманность прослеживается в тематике чтений, проводимых в Вологодской области.

Ежегодные Рождественские педагогические чтения стали тем форумом, на котором Педагоги и деятели Церкви, обсуждают то, что их объединяет в деле образования и воспитания нового поколения.

Первые чтения состоялись в январе 1996 года. Они были подготовлены инициативным Координационно-методическим советом по вопросам изучения религии и духовного наследия Православия. Это был первый диалог светского образования и православных структур. На встрече присутствовал заместитель Губернатора области Е.А.Поромонов и епископ Максимилиан.

В марте 1997 года состоялись первые Димитриевские образовательные чтения. На пленарном заседании звучали темы о ценностях Православия в светской школе, о становлении и проблемах русской школы, об основных принципах православной педагогики. Шел поиск путей взаимодействия.

Димитриевские чтения 1999 года уже имели свою центральную тему «Духовно-нравственные ценности Православия в светской школе». Участники Чтений обратились к жителям области с призывом опираться на отечественный духовно-нравственный опыт Православия в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

В юбилейном 2000 году состоялись Чтения на тему «Историческая роль христианства в духовно-нравственном просвещении человека». В этом же году были организованы Малые Димитриевские чтения, на которых дети и подростки представили материалы своих поисков по истории храмов и монастырей, восстановили биографии подвижников Православия. С тех пор Малые Чтения стали непременным спутником Чтений Больших, они аккумулируют инициативное движение детского церковно-исторического краеведения.

В 2001 году Димитриевские чтения подняли актуальнейший вопрос - наркозависимость в детской и подростковой среде и возможное взаимодействие в этой большой и сложной проблеме Церкви и государственных структур. В 2002 году Чтения были посвящены «Тысячелетнему опыту православной семьи и отечественной семейной педагогики». Ведущая тема Чтений 2003 года - «Православная школа - врата в мир духовности и красоты». Ее выбор не был случайным, т. к. 2003 год был отмечен как год 500-летия фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре, а также год 500-летия Сретения чудотворного образа преподобного Димитрия Прилуцкого. Произведения русских иконописцев на длительное время оказались в центре общественного внимания и многочисленных юбилейных торжеств. В 2004 году Чтения посвящены сущности праздника как важнейшего явления духовной культуры нашего народа. В 2005 году, на IX областных Димитровских чтениях поднималась тема «Духовное просветительство: история и современность». Юбилейные X областные Димитриевские чтения, которые прошли в феврале 2006 года, подняли тему «Современное Российское общество и православная идея». На них присутствовали представители областной администрации, департаментов образования и культуры области, органов управления образованием муниципальных образований, Вологодской Епархии, УВД, педагоги общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, сотрудники музеев и библиотек.

Заканчивая тему чтений, необходимо еще раз отметить опыт Международных образовательных Рождественских чтений, проведение которых стало доброй традицией и зримым примером сотрудничества светских педагогов и деятелей церкви. По мысли Министра образования и науки А.Фурсенко, Рождественские чтения «стали важным шагом в развитии сотрудничества между государством и церковью».* На чтениях подводятся итоги совместной деятельности за прошедший год, выявляются наиболее острые проблемы, в диалоге ищутся пути решения многих и многих животрепещущих вопросов образования, науки, культуры.

В ряде территорий – в плане подготовки к «большим» Рождественским чтениям - проводятся региональные Рождественские чтения (Волгоградская, Вологодская, Липецкая, Магаданская, Смоленская области и др.). Таким образом, соблюдается преемственность между общероссийским и региональным уровнями образования (а можно учесть и то, что чтения проводятся и во многих малых городах).

Интересен опыт проведения Глинских чтений (Псковская, Брянская, Владимирская, Орловская и многие другие области, Республика Марий Эл). В их основе – обращение к святоотеческим творениям, к жизнеописаниям выдающихся русских подвижников.

Заслуживает внимания опыт Воронежской области по проведению конференций, посвященных Дням славянской письменности и культуры, которые проводятся ежегодно, начиная с 2003 года. На таких мероприятия воспитывается уважение к родному Слову, к его истинным носителям и просветителям. Аналогичные мероприятия проводятся и во многих других регионах России.

 

Совместное проведение церковно-государственных праздников

Праздник служит объединяющим началом социально-культурной жизни общества, он является ее кульминацией, эмоциональным подкреплением «трудовых буден». Праздник необходим и детям, и взрослым. Государственно-церковные праздники, помимо прочего, позволяют обратиться к истории России, вспомнить ее лучшие традиции. Они несут большую смысловую нагрузку, «проявляют» те ценности, которые исповедует наше государство и общество. Многие религиозные праздники, памятные даты (православные христианские, мусульманские и др.) становятся неотъемлемой частью общественной жизни в регионах России, празднуются «всем миром». В том числе, с активным участием системы образования, образовательных учреждений в регионе.

Совместная организация праздников стала традицией в Республике Коми, на Белгородчине, в Московской, Смоленской, Нижегородской областях, в Ставропольском крае и многих других регионах России. Так, в Волгоградской области Пасхальные и Рождественские праздники проводятся совместно с общественной организацией «Союз православных женщин». Опыт проведения таких массовых праздников имеет практически каждый регион России. Здесь постепенно проявляется тенденция перехода от его чисто внешней, развлекательной стороны к серьёзному, духовному осмыслению значения праздника и его места в организации социальной и культурной жизни.

 

Совместные издания, работа с прессой и СМИ

В Воронежской области совместно с епархией РПЦ издаются сборники программ и методических разработок по духовно-нравственному просвещению. Также совместно готовятся и распространяются через СМИ материалы для педагогов, родителей и учащихся по вопросам духовно-нравственного воспитания на Белгородчине. В Липецкой области Департаментом образования и науки и Липецко-Елецкой епархией издается детская газета «Преображение».

В 2006 году Министерство образования Республики Марий Эл совместно с телевизионной студией местного вещания впервые организовало телевизионные передачи на тему «Нравственность и патриотизм», «Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных учреждениях». Предметом обсуждений стали вопросы формирования нравственности ребенка, роль в этом процессе школы и семейного православного воспитания.

В Псковской области при участии Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря издается детский православный журнал «Колокольчик». Православное педагогическое обществе Печорского района выпускает журналы «Глаголъ» и «Виноград». В области осуществляется издание информационно-методических сборников по проблемам взаимодействия школы и Церкви, вопросам духовно-нравственного воспитания, преподавания основ православной культуры.

Серьезный научный подход отличает взаимодействие с прессой органов управления образованием Ростовской области. В частности, региональным министерством образования подготовлены специальные публикации в прессе по проблемам религиоведческого образования, взаимодействия с религиозными организациями, организована работа с журналистами по информированию и пропаганде духовных ценностей народов, проживающих на территории Ростовской области. Работа со СМИ в области носит системный характер.

На Тамбовщине материалы для ежемесячной духовно-просветительской газеты «Тамбовские епархиальные вести» готовятся при участии органов управления образованием. Подобный опыт накоплен и в Московской области: выпускаются совместные учебно-методические рекомендации, литература по вопросам воспитания и образования. Здесь также стало практикой проведение совместных телевизионных и радиовещательных образовательных программ. Заслуживает особого внимания опыт Тульской области, где с участием работников образования и представителей Церкви организован выпуск методического журнала «Основы православной культуры».

 

Встречи с духовенством, участие священнослужителей в решении проблем духовно-нравственного образования и воспитания

Сегодня духовенство, служители религиозных конфессий активно участвуют в процессе возвращения в образовательное пространство, современную школу фундаментальных ценностей народов России, в обновлении и усилении духовной и нравственной составляющей российского образования. Это, естественно, вызывает разные оценки в разных слоях нашего общества, в частности и резко негативное отношение отдельных педагогов, работников образования. Однако здесь следует учитывать конституционный принцип свободы совести и вероисповедания. Конечно, встречи с духовенством не могут навязываться детям. С другой стороны, нет и никаких ограничений для организации таких встреч во внеучебное время, если имеется желание учащихся, их родителей. Одежда или статус служителя культа не могут ограничивать для него возможности посещения школы как родителя школьника или его педагогическую работу в школе, если он имеет соответствующее светское образование. Что же касается вопросов преподавания курсов религиозной культуры, то здесь без взаимодействия, сотрудничества органов управления образованием, образовательных учреждений с соответствующими религиозными конфессиями, их официальными представителями, служителями культа не обойтись.

Собственно говоря, опыт совместной деятельности духовенства и работников государственного и муниципального образования по многим сферам взаимодействия уже представлен выше. Поэтому здесь, в этом разделе, дается информация из тех регионов, в сведениях их которых роль священнослужителей отмечена особо.

Так, в справке, предоставленной начальником управления образования и науки Белгородской области Тимофеевым С.П., отмечается особая значимость сотрудничества с духовенством в решении задач духовного и нравственного воспитания и просвещения. Основание для этого - большая роль Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала народов России в целом. Заключенные соглашения и договоры о сотрудничестве и взаимодействии в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков между органами управления образованием и благочиниями Белгородской и Старооскольской епархии, отмечается в справке, значительно расширяют возможности в работе с детьми и молодежью.

На постоянной основе принимают участие в районных и школьных мероприятиях священнослужители Рязанской области.

Систематически проходят встречи учащихся со священнослужителями в Тверской области (Кимры, Удомельский, Кимрский, Молоковский, Бежецкий, Старицкий и другие районы), на Вологодчине. В частности, в Сокольском районе настоятелем храма Вознесения Господня проводились просветительские беседы с педагогами.

В октябре 2006 г. состоялось совещание помощников благочинных Ставрополья, на которое были приглашены руководители органов управления образованием. Представители церкви приглашаются на родительские собрания, классные часы, педагогические советы. Особое внимание уделяется работе с социально-незащищенными детьми и подростками «группы риска», с которыми проводятся индивидуальные беседы с участием священнослужителей.

Стали традицией ежегодные встречи правящего архиерея с педагогической общественностью в Воронежской области.

Участники образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители), достигшие успехов в духовно-нравственном воспитании, приглашаются на прием архиепископом Евсевием (Псковская область).

В материалах из Липецкой области отмечается постоянное участие священнослужителей в проведении бесед с учащимися общеобразовательных учреждений духовно-нравственной и патриотической направленности, а также в проведении курсов по подготовке преподавателей по «Основам православной культуры». Представителей духовенства также можно встретить на сборах одаренных детей, на инструктивно-методических сборах по подготовке вожатых для работы в детских оздоровительных лагерях, они участвуют в работе родительской ассамблеи города Липецка.

Постоянное кураторство общеобразовательных учреждений осуществляют священнослужители Белгородской области.

В общеобразовательной школе №39 им. Г.А.Чернова г. Воркуты (Республика Коми) по договоренности с директором школы и с согласия учащихся и их родителей еженедельные беседы о Добре и Зле проводит с учащимися (по параллелям) священник, отец Рафаил.

 

Работа с семьей

Семья является «связующим звеном» между школой и религиозной организацией. От того, как строится работа с родителями, насколько велико взаимопонимание и взаимодействие всех участников образовательно-воспитательного процесса зависит самочувствие обучающегося, гармонизация его отношений с социумом.

Опыт совместной деятельности в этой сфере органов управления образованием и традиционными конфессиями только нарабатывается. Однако отдельные его ростки уже заметны на ниве просвещения.

Например, в Липецкой области на постоянной основе организуются тематические родительские собрания, имеющие в своей структуре духовно-нравственную составляющую.

В Псковской области проводятся ежегодные родительские собрания с участием наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева). Стали постоянными родительские собрания, посвященные возрождению православных традиций семейного воспитания. Здесь организуются и семейные паломнические поездки, и православные семейные праздники.

На Ставрополье совместными усилиями представителей церкви и работников школ создан клуб молодой семьи «Тепло семейного очага».

 

Организация летнего отдыха

Наполненное, содержательное проведение школьных каникул – серьезная проблема для семьи и школы. Большую помощь в этом плане могут оказать и оказывают образовательным учреждениям религиозные организации.

Так, в Краснодарском крае на базе детских оздоровительных лагерей действуют летние профильные смены «Светоч в Православии», а на базе Абинского района – летний палаточный лагерь «Архангельский».

Подобный опыт имеется в Нижегородской, Псковской и других областях.

В течение десяти лет организуется работа православного оздоровительного лагеря для детей в Рязанской области. Причем, делается это за счет средств управления по делам образования, науки и молодежной политики Рязанской области. Ежегодно в лагере отдыхает около 200 человек.

В летний период организована работа православных отрядов (лагерь «Благовест» Демидовский район) в Смоленской области.

В Вологодской области на базе краеведческого музея работает лагерь «Истоки православия».

 

Паломнические поездки

Паломничество – одна из эффективных форм просветительской деятельности. Неслучайно поэтому паломнические поездки для педагогов и учащихся организуются практически во всех территориях. При создании определенных условий они становятся органической частью деятельности по духовно-нравственному образованию и воспитанию, изучению истории и культуры той или иной традиционной религии в контексте истории и культуры края, области, республики. Подобная деятельность осуществляется во многих регионах России, в частности в Воронежской, Белгородской областях, Республике Коми и др.

В средней школе № 2 Сокольского района Вологодской области факультативный курс «Основы православной культуры» сопровождается поездками по православным местам Сокола, Кадникова, Вологды. Занятия кружка «Основы православной культуры» в Косковской средней школе Вологодчины сопровождаются поездками на Воломы, в Тотьму, в Дивеево.

Заслуживает внимание тот факт, что в Псковской области практикуются семейные паломнические поездки.

 

Краеведческая деятельность («духовное краеведение»)

Любовь к Родине начинается с родного дома. Поэтому очень важна для школы работа по краеведению, особенно если она поставлена на духовную основу, связывается с историей религии, того храма, тех «подвижников благочестия», которые являются замечательными примерами для подражания. Примерами людей, живших в тех же «географических условиях», ходивших по тем же улочкам, любовавшимися теми же видами природы. Всё это, безусловно, усиливает воспитательное воздействие.

В этом плане заслуживает особого внимания опыт Воронежской области, где органами управления образованием совместно с епархией РПЦ организуются ежегодные творческие конкурсы среди учащихся «Край Воронежский Православный».

Интересные пособия по такого рода духовному краеведению подготовлены в Мурманской области. Их названия: Православная церковь на Севере России. Программа факультативного курса. Автор О.В. Гук, учитель истории школы № 38 г. Мурманска; История православия на Кольском Севере. Программа факультативного курса. Автор З.И. Варламова, учитель истории гимназии № 8 г. Мурманска, - свидетельствуют о внимании педагогов к православной проблематике.

На Псковщине организована «православно-краеведческая деятельность» с учащимися по изучению истории храмов и монастырей, исследованию жизни и служения священнослужителей, пострадавших за свои идеалы, за веру и оставшихся «верными до смерти».

В Смоленской области практически во всех общеобразовательных учебных заведениях изучаются такие дисциплины, как «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края», которые опираются на богатые материалы по краеведению.

Авторская программа «Церковная история Тамбовского края» реализуется на Тамбовщине.

В Ленинском районе Тульской области стали традиционными педагогические чтения, посвященные дню рождения туляка - религиозного философа А.С. Хомякова, в Белевском районе проводятся «Белевские чтения» памяти протоиерея М.Ф. Бурцева.

В Косковской средней школе Вологодчины работает краеведческий кружок «Благовест». Проводятся беседы по темам «Сергий Радонежский», «Серафим Саровский», «Дивеевская обитель». Летом дети ходят в походы к местным святыням. Школьники занимаются православным краеведением, восстанавливают Георгиевский храм, изучают его историю, жизнь и деятельность священнослужителей. Летом в краеведческом музее работает лагерь «Истоки православия». Ребята совершают экспедиции на Воломы к святым местам Симона Воломского. Ежегодно проходит семинар педагогов-краеведов, заместителей директоров по воспитательной работе Вологодской области на базе православных святынь района: Каиромской Николаевский монастырь, Спасо-Преображенская церковь села Бережок, Успенский Семигородский монастырь, церковь Флора и Лавра в селе Кумзеро.

 

Благотворительная деятельность, дела милосердия

Как часто не хватает добра и сострадательности в отношениях между детьми, в семьях, в школьной среде. А ведь эти отношения можно и нужно воспитывать. Наиболее «размягчает» сердце благотворительная деятельность, дела милосердия. Ребёнок, соприкоснувшись с чужой болью, с чужой бедой (конечно, если это взаимодействие правильно педагогически «подано» и «интерпретировано») становится другим, он пересматривает свое отношением с миром, как правило, он него происходит переоценка ценностей.

К сожалению, примеров организации реальной систематической помощи со стороны учащихся тем, кто в ней нуждается, пока немного. Но всё же эти примеры имеются.

Так, в средней общеобразовательной школе №39 им. Г.А. Чернова г.Воркуты (Республика Коми) с 2001 года действует детская общественная организация «Общество сестер милосердия». В «Обществе» - 25 учащихся, его председатель – учитель истории Л.С.Булышева Совместно с приходом православной церкви Святоиверской Божьей Матери они занимаются благотворительной деятельностью: посещают «Дом ребенка», сестринское отделение городской больницы (хоспис), детский дом-школу, социальный приют «Надежда», помогают ветеранам Великой Отечественной войны. «Общество сестер милосердия» активно участвует в акциях «Рождественский подарок», «Дорога к храму», «Подарок ветерану», его члены выпускают информационный листок «Помоги», проводят благотворительные праздничные концерты.

 

Организация детских конкурсов

В совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций широко используется такай форма работы, как организация различных конкурсов для обучающихся. Так, в Республике Марий Эл проведён республиканский конкурс детских творческих работ «Рождество Христово». Аналогичные мероприятия проводятся и во многих других регионах.

 

Новые формы сотрудничества органов управления образованием и религиозных организаций

Помимо привычных для педагогов форм и методов образовательно-воспитательной работы с детьми в процессе взаимодействия органов управления образованием и традиционных конфессий, сотрудничества на постоянной основе, в ряде регионов накоплен особый, уникальный опыт. Причём, зачастую именно на тех направлениях воспитания, на которые «не хватает сил» у государства: работа с детьми-сиротами и детьми-инвалидами, трудными детьми, профилактика наркомании и преступности.

 

Восстановление святынь

Великий А.С.Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

 

Привить живую любовь к истории и ее творцам стремятся в ряде российских регионов. Трудовая деятельность учащихся ряда образовательных учреждений направлена на восстановление святынь: некрополей, кладбищ, храмов.

В Белгородской области организуются трудовые десанты учащихся школ для участия в восстановительных работах на территории храмов.

Нуждается в осмыслении опыт Нижегородской области по организации волонтерского движения по восстановлению монастырей и церквей.

Совместная работа детей и родителей по благоустройству территорий храмов организуется на Псковщине.

Более тесным становится взаимодействие сельских школ с храмами, находящимися на территории района, в Тверской области.

 

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей – важная часть совместной деятельности органов управления образованием и традиционных религиозных организаций. Подобный опыт в регионах еще только накапливается, поэтому, наверное, она практически не встречается в информации, представленной органами управления образованием субъектов РФ. В качестве положительного можно привести пример «Прохоровского православного детского дома-школы» во имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, который функционирует на территории Белгородчины.

 

Лектории

Лектории (то есть циклы лекций), столь популярные в советское время и преданные забвению после «перестройки», вновь получают свое новое развитие в системе духовного просвещения. Они позволяют представить определенное содержание в определенной методической системе, чем облегчают его усвоение. Безусловно, эта форма организации просветительской деятельности больше подходит для работы со старшеклассниками и родителями.

Опыт организации лекториев по изучению истории и культуры религий, духовно-нравственной проблематике имеется в Костромской и Магаданской (Ягоднинский район) областях.

В Воронежской области организована работа лекторской группы по проблемам деятельности в регионе деструктивных религиозных сект, пропагандирующих неполноценность людей по признаку отношения к религии, отказ от выполнения гражданских обязанностей и другие асоциальные и антигуманные идеи. Налажено выступление членов лекторской группы перед педагогами.

 

Организация православных библиотек

За долгие годы государственного атеизма, господствовавшего в нашей стране, выросли несколько поколений людей, не имеющих элементарных представлений в области религиозных знаний. Исправить это положение призваны, наряду с другими направлениями деятельности, детские библиотеки. Формирование на их базе библиотечек православной литературы только начинается, поэтому особенно необходимо отметить и поддержать это начинание.

Так, при Дворце творчества детей и молодежи г. Йошкар-Олы (Республика Марий Эл) действует методический кабинет с библиотекой православной литературы, функционирует также видеотека православного фильма, аудиотека с фонограммами духовной музыки.

В Туле создается библиотека духовной литературы при содействии Тульской Епархии РПЦ.

Многие школьные библиотеки (Брянская, Владимирская, Орловская и другие области) на безвозмездной основе пополнены духовной литературой стараниями сотрудников историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского».

В частности, библиотеки всех образовательных учреждений Псковской области получили от этой общественной организации 450 комплектов книг духовно-нравственной направленности: «Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», «Глинский патерик», «Глинская пустынь», «Преподобный Амвросий Оптинский» и др. Школы и учреждения области дополнительного образования укомплектованы также духовными библиотечками, сформированными Свято-Успенским Псково-Печерским монастырем. В образовательных учреждениях области созданы кабинеты и уголки духовно-нравственного воспитания, православной культуры.

 

Отдельные интересные мероприятия

Заключая этот раздел, в котором шла речь о совместной работе органов управления образованием и религиозных организаций вне урока, после урока, хотелось бы выделить отдельные мероприятия, заинтересовавшие нас своей необычностью, особым, более нигде не встречающимся названием:

- конкурс «Юные богословы» (Псковская область);

- фестиваль «Венок славы Александра Невского» (Псковская область);

- межрайонный фестиваль литературно-художественного творчества учащихся «России святость сохраним» (Смоленская область);

- ежегодные научно-практические студенческие конференции по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты» (Смоленская область);

- ежегодный научно-практический семинар «Школа, семья, церковь – сотрудничество во имя будущего подрастающего поколения» (Тамбовская область);

- экспертно-аналитический семинар «Образование и религия» (Тверская область);

- Библейская олимпиада школьников (Тверская область);

- в Тверской области в планы воспитательной работы с учащимися в образовательных учреждениях включаются вопросы изучения истории христианства, знакомство с лучшими произведениями духовной музыки;

- цикл занятий с учащимися учреждений начального и среднего профессионального образования Тульской области по вопросу противодействия деятельности деструктивных религиозных сект с участием представителей Тульской Епархии;

- «духовные часы» (Белгородская область);

- конкурс «Чистое слово» (Волгоградская область);

- слёты православной молодёжи (Краснодарский край).

Таким образом, можно констатировать, что совместная деятельность органов управления образованием и религиозных организаций, выходящая за рамки урока, охватывает различные направления воспитательно-образовательной работы. Основываясь на аналитической информации, полученной из Липецкой области, можно условно выделить три основные сферы такого рода взаимодействия:

- духовно-просветительское - просветительская и миссионерская деятельность (проведение занятий, уроков, бесед, организация лекториев, паломнические поездки, родительские собрания, встречи с духовенством и под.);

- социально-культурное – работа в «социуме» (социальная работа, совместные массовые праздники (прежде всего, церковно-государственные), проведение выставок, концертов, выступления художественных коллективов, организация летнего отдыха и др.);

- научно-методическое (исследовательская деятельность, организация экспериментальных площадок, методическая работа, подготовка кадров, конференции, чтения, круглые столы, семинары и т.д.).

 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Опыт регионов

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей

Работа с кадрами

Организационные аспекты взаимодействия органов управления образованием с централизованными религиозными организациями

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Заключение


Публикация:

Вера и Время

"Изучение истории и культуры религий".

стр. 4

12.06.2009

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Ианнуарий

4 мая

Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики (около 305)

...От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024