Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Предыдущая Следующая
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

12 июня 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения


 

Главное направление взаимодействия органов управления образованием регионов РФ и традиционных религиозных конфессий - совместная просветительская деятельность и работа по вопросам совершенствования содержания образования, в том числе по организации преподавания учебных курсов православной культуры в разных формах с учетом образовательных потребностей граждан.

Материал, присланный из регионов, свидетельствует о том, что к руководителям образования всех уровней пришло понимание того, что необходимо использовать богатейший опыт духовного, нравственного воспитания, который накоплен Русской Православной Церковью и другими традиционными российскими конфессиями, прежде всего в сфере воспитания и образования.

Так, выступая на юбилейных XV Международных Рождественских чтениях в Кремле в январе 2007 года министр образования и науки А.Фурсенко отметил, что в развитии системы образования России Русская Православная Церковь «играет одну из ключевых ролей». К расширению просветительской деятельности призвал в своём выступлении и Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Можно с уверенностью сказать, что в регионах идёт осмысление того, что уже сделано на этом направлении, происходит формирование новой системы обучения и воспитания, учитывающей традиционные духовно-нравственные ценности народов России, новые реалии, появившиеся в системе образования.

Так, в преамбуле к областной целевой программе «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Курской области на 2006-2010 годы», принятой на законодательном уровне, отмечается, что «в России идет процесс определения ценностных ориентиров, соответствующих современным реалиям, ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня, общепризнанных, традиционных для России идеалов и ценностей, национальной идеи. Это важно и для страны, и для общества в целом, и для человека, поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям, осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных координат». Там же подчёркивается, что сотрудничество органов исполнительной государственной власти Курской области с епархиальным управлением строится и развивается с учетом огромной роли Русской православной церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России в течение ряда лет.

В приказе директора Департамента общего и профессионального образования Брянской области Геращенкова И.А. «О введении курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учреждениях региона говорится о том, что данный курс вводится «в целях расширения историко-культурологического образования и духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательных учреждений области, возрождения лучших отечественных культурно-образовательных традиций, а также расширения и углубления базового образования в области литературы и русского языка, истории и обществоведения, искусства и мировой культуры».

Начальник управления образования и науки Белгородской области Тимофеев С.П. пишет, что специфика предмета [имеется в виду православная культура] заключается «в обеспечении усвоения школьниками основ социального и культурного опыта развития России, для которой православие явилось государствообразующей религией». Оно «оказало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и определило специфику се культуры в пространстве мировой цивилизации».

Таким образом, хотя совместная деятельность органов управления образованием субъектов РФ и традиционных религиозных организаций отнюдь не сводится только к подготовке и проведению занятий, уроков, факультативов по культуре традиционных конфессий, это направление изучения истории и культуры религий в современной школе – организация на основе образовательного запроса семей, родителей (или их законных представителей) учащихся систематического изучения в школе истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса в сотрудничестве с религиозными организациями - бесспорно, является основным, стратегическим. Очевидно, что общество, семью перестали удовлетворять «крупицы» знаний о религии, «вкраплённые» в содержание базового образования, хотя и это направление представляется весьма перспективным.

 

Изучение истории и культуры религии в процессе преподавания общеобразовательных учебных дисциплин

Использование религиозных и философско-религиоведческих знаний в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, на «обычных» уроках (причем, не только гуманитарного, но и естественнонаучного циклов) постепенно входит в практику современного преподавания.

Широко известен педагогической общественности опыт таких учителей, как Шевченко Т.А. (Москва), Донченко Л.М. (Москва), Екименкова В.М. (Тверь), Петровская О.М. (Брянская область), Лебедева О.В. (Кострома), Панов С.А. (Калужская область). В предисловии к методическим рекомендациям, в которых обобщается опыт использования святоотеческого наследия на уроках литературы, Т.А.Шевченко отмечает, что знакомство с духовной культурой, с вечными истинами отразилось не только на учебном процессе, на качестве и результатах обучения (они стали значительно выше). Оно повлияло и на характер учащихся, их отношение к родителям, себе, другим людям. «В основе традиционного русского воспитания, - пишет Татьяна Александровна, - всегда лежало православное вероучение, и бесплодные поиски чего-то другого привели к разрушению русского самосознания, личности человеческой».

Проблемы интеграции ценностей религиозной культуры в образование, в том числе в содержание основных учебных дисциплин, рассматриваются в исследованиях ряда современных учёных (Белозерцев Е.П., Беляева В.А., Галицкая И.А., Меньшиков В.М., Метлик И.В., Петракова Т.И., Сластенин В.А., Троицкий В.Ю., Харисова Л.А. и др.). Можно сказать, что в настоящее время в научном сообществе сложилось общее понимание необходимости качественного обновления и расширения состава информации о религии в содержании современного социально-гуманитарного образования, особенно в общеобразовательной школе. В этом плане содержание образования все еще несет на себе «отпечаток» предшествующего исторического периода, когда знания о религиях либо исключались, либо искажались в соответствии с атеистическими оценками эпохи.

Следует отметить, что часть руководителей и специалистов органов управления образованием (такие оценки получены из восьми субъектов РФ) полагают, что знания о религии достаточно полно могут быть представлены в общеобразовательных курсах по литературе, истории, обществознанию и изобразительному искусству и преподавание отдельного учебного курса, предмета поэтому нецелесообразно. Но таких оценок, как видим, немного, и они в основном исходят из тех регионов, которые подобным опытом (организации отдельных курсов, предметов) не обладают.

Религиоведческие знания в дисциплинах федерального компонента государственного стандарта общего образования по ступеням образования выделены «отдельной строкой» в материалах, подготовленных Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Начальная школа. Литература. Произведения устного народного творчества: - былины, сказания, сказки. Основные герои: коварная и мстительная княгиня Ольга – она же равноапостольная святая княгиня Ольга – ревностный подвижник распространения христианства на Руси; Владимир Красное Солнышко – он же равноапостольный святой великий князь Владимир Креститель; Илья Муромец – он же преподобный святой и др. Окружающий мир. Тема - государственные праздники. Рождество Христово: смысл и история праздника. История Отечеств. Наиболее важные исторические события: Крещение Руси: история, значение, следствия, влияние на русскую культуру.

Основное общее образование. Литература. Русский фольклор: былины. «Слово о полку Игореве» - тема защиты и сохранения национальной веры. А.С. Пушкин. Поэт и Православие. Поэтическая переписка Пушкина с митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым). Историческая личность Олега; разъяснить выражение «твой щит на вратах Цареграда»: Византия как христианская держава; Русь как духовная преемница и наследница Византии. Древнерусская литература: ее религиозно-духовные корни; утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности – сопоставить с нормами евангельской нравственности. Жития русских святых, поучения как жанры древнерусской литературы. Нравственные и философские искания русских писателей XIX века основаны на христианском мировоззрении. История. Всеобщая история. Историческое летоисчисление до и от Рождества Христова: духовный смысл и история формирования в Европе и России. Библейское летоисчисление. Зарождение древних религий. Конфуций. Будда. Культурное наследие Древней Греции (в т.ч. религия). Возникновение и распространение христианства. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Духовная и светская власть в Европе. Католическая церковь. Ереси. Гуситское движение: его религиозный смысл. Возникновение ислама. Мухаммед. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Духовный мир европейского средневекового человека. Реформация и Контрреформация. Эпоха Возрождения: ее духовно-религиозный смысл. Религия и церковь в современном обществе. История России. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Владимир. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Духовный смысл строительства Софийского Собора в Киеве. Экспансия с Запада. Александр Невский он же святой подвижник (духовно-религиозный смыл противостояния с Западом). Куликовская битва. Дмитрий Донской – он же святой Русской Православной Церкви. Роль преподобного Сергия Радонежского в победе на Куликовом поле. Роль Церкви в общественной жизни Древней Руси. Иван III. Духовно-религиозный смысл его женитьбы на Софье Палеолог. Концепция «Москва – третий Рим». Смутное время. Роль святителя Гермогена, патриарха Московского в организации сопротивления польской интервенции. Церковный раскол. Никон и Аввакум. Древнерусская культура: живопись – иконопись; архитектура. Андрей Рублев – он же ученик Сергия Радонежского, преподобный Русской Православной Церкви. Религиозно-культурное влияние Византии. Петр I и церковь: подчинение церкви государству. Священный Синод. Секуляризация общественной жизни в Советской России. Обществознание. Межнациональные и межконфессиональные отношения. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Изобразительное искусство. Зодчество Древней Руси. Крупнейшие храмы. Иконопись. История наиболее известных икон. Понятие об обратной перспективе. Религиозные сюжеты в творчестве выдающихся русских художников).

Приведенные примеры можно продолжить, рассматривая образовательные стандарты, программы, учебники и пособия. Вместе с тем, общий анализ этих «элементов», их совокупности и качества, показывает, что их пока еще недостаточно, качество знаний по истории и культуры религий может и должно быть улучшено. Например, изучение больших периодов исторического времени по курсу истории России не предполагает ни одного такого обязательного элемента, связанного с освоением знаний о религии, Церкви. Или, к примеру, ряд формулировок в образовательных стандартах по истории явно уязвимо для критики, в частности, элемент «образование двух ветвей христианства» [1].

Таким образом, модель организации работы по изучению истории и культуры религии в общеобразовательных учреждениях на основе обогащения религиозно-культурологическими и философско-религиоведческими знаниями преподавания основных учебных дисциплин, прежде всего, гуманитарного цикла, представляется, безусловно, продуктивной. Она не требует сложной организационной работы, которая неизбежна при введение новых учебных курсов, привычна для педагога, поскольку опирается на то, что он уже знает. Ему необходимо только несколько по-иному, с учетом различных мировоззренческих подходов понять, осмыслить и преподать учащимся в целом известный материал.

Использование ценностей религиозной культуры в ходе преподавания других общеобразовательных дисциплин (например, биологии) позволяет выявить особенности мировоззренческих позиций религиозной и нерелигиозной картины мира, увидеть их общую смысловую основу, обсудить на дискуссионного основе глобальные мировоззренческие проблемы, не имеющие однозначного, общепринятого решения (происхождение жизни, человека, смысл и направленность исторического процесса, смысл жизни человека, высшие ценности и т.п.). Отметим, что данная проблема - совершенствование содержания общего среднего образования - получила отражение и в материалах обсуждений в Общественной палате РФ. Так, в п. 4.5. Предложений в адрес Минобрнауки России было отмечено, что, реализуя установленные в законодательстве нормы, необходимо «…учитывать в содержании образования разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений – при разработке требований к образовательным стандартам и программам, а также требований к выпускникам учитывать, что научные истины носят объективный характер, наряду с ними существуют мировоззренческие представления, включая религиозные, которые должны преподаваться на вариативной основе».[2]

Очевидно, что школьная практика движется именно в этом направлении.

Вместе с тем, в данной сфере деятельности органов управления образованием, методических центров еще предстоит много работы, многие вопросы остаются недостаточно разработанными в научно-методическом, методологическом аспектах. В целом, еще не сложились единые, общепринятые подходы к преподаванию религиозных (разных конфессий) и философско-религиоведческих знаний в процессе изучения основных общеобразовательных дисциплин.

 

Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса

Изучение истории и культуры религии в форме отдельного учебного предмета, курса имеет свои преимущества, связанные, прежде всего, с системностью изложения материала и возможностью решения конкретных образовательных и воспитательных задач. Эти задачи различны для курсов религиозной культуры и философского религиоведения: приобщение ребенка к определенной историко-культурной и духовно-нравственной традиции по решению семьи, в первом случае, или расширение знаний в области научно-философских исследований и описаний религиозного феномена, во втором. Однако в обоих случаях преподавание целостного учебного курса дает возможность изучать предмет полно, обстоятельно, с различных сторон, на различных этапах развития познавательных способностей детей по мере перехода учащихся из одного класса в другой.

Вместе с тем, на этом пути возникают определенные риски. Опираясь на сведения, полученные из регионов России, в их числе можно выделить следующие.

1. Обеспечение добровольности изучения всех таких мировоззренческих учебных предметов, курсов (как религиозной культуры, так и философско-религиоведческих, историко-религиоведческих).

В настоящее время в российской системе образования все еще весьма распространены попытки либо распространить преподавание религиозной культуры (православной, исламской и др.) на всех школьников, либо ввести обязательное изучение курсов по истории религий. При этом используются разные аргументы: необходимость знать религиозную культуру основного населения региона всем, живущим в нем, или аргументы, связанные с тем, что научно-философское религиоведение мировоззренчески нейтрально, дает объективные научные знания о религиях, способствует воспитанию толерантности и т.д. Однако эти аргументы, как правило, не принимаются противоположными сторонами. Последователи Русской Православной Церкви заявляют, что научно-философские курсы формируют индифферентное отношение к религии, мировоззренческий и этический релятивизм. А принуждение последователей одной религии изучать другие религии даст противоположный эффект – будет воспитывать не толерантность, а наоборот, вызывать раздражение. Нерелигиозные ученые, педагоги указывают, что обязательное изучение религиозной культуры «из-под палки» нарушает права граждан на свободу совести и также не даст ожидаемого положительного эффекта. В этих условиях только соблюдение общепринятого в современном международном сообществе принципа приоритета прав семьи на воспитание ребенка, в том числе при получении общего образования, позволит избежать конфликтов.

2. Необходимость целенаправленной деятельности по подготовке или подбору учебно-методического обеспечения изучения курсов по истории и культуре религий, без чего преподавание любого учебного курса оказывается неуспешным. Более подробно о ситуации в этой сфере будет сказано ниже.

3. Необходимость целенаправленной деятельности по подготовке кадров педагогов. Педагог соответствующей квалификации был и остается ключевой фигурой российского образования. Без обеспечения его профессиональными знаниями и умениями в данной области, формирования соответствующей мотивации для преподавания введение таких учебных курсов либо невозможно, либо ведет к дискредитации подобной практики.

4. Риски, связанные с опасностью перегрузки учащихся информацией. Вводя в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы новую область знаний, следует помнить предостережение дидактов о том, что при перегрузке учащихся информацией у них блокируется эмоциональная сфера. Т.е. здесь остро встает вопрос межпредметных связей. Кроме того, религиозные, религиоведческие знания – это информация особого рода, требующая изначально формирования у ребенка положительного отношения. Что же имеется в этом плане в настоящее время? Перегруженностью страдают почти все действующие учебники, причем равно как учебники по традиционным религиям (основам православной культуры и др.), так и по истории религий. Многие учебники по религиозной культуре явно не соответствуют возрастным возможностям школьников. Учебные пособия по истории религий тоже, как правило, перегружены излишними детализированными сведениями или имеют содержание, малодоступное для усвоения даже старшеклассникам. Они представляют собой, фактически, мало адаптированные пособия для студентов-религиоведов.

5. Содержание курсов религиозной культуры зачастую слабо интегрировано с содержанием основных учебных предметов, существует как бы «само по себе».

Помимо опасности перегрузки учащихся информацией, о чем говорилось выше, это может оказать негативное влияние на единство учебно-воспитательного процесса в школе в целом, привести к «начетничеству» в преподавании.

6. Преподавание курсов по истории различных религий учителями-предметниками (как правило, историками и обществоведами) несет риск неконтролируемых духовно-нравственных воздействий на учащихся. Если в отношении курсов религиозной культуры их конкретная мировоззренческая конфессиональная направленность задана изначально, содержание и подготовка учителей по таким курсам, как правило, предполагают взаимодействие с соответствующими конфессиями, то в преподавании курсов по истории религий такой определенности нет. Их могут вести любые учителя, имеющие относительно религии любые убеждения. Здесь существует опасность воздействия со стороны воинствующих атеистов, верующих нетрадиционной религиозной ориентации, последователей религиозного оккультизма и т.п.. В связи с этим существует опасность, что каждый учитель будет вести его преподавание не так, как это «заложено» авторами пособия, а в ключе, соответствующем его собственным взглядам на религию в целом и отдельные религии. При этом обеспечить коррекцию искажений, как в случае с курсами религиозной культуры, представляется проблематичным.

Аргументы в пользу преподавания учебных предметов курсов по истории и культуре религий как самостоятельных представлены тремя субъектами РФ и состоят в том, что невозможно получить целостное представление о религии, если соответствующий материал дается в рамках нескольких учебных предметов (наиболее полно эта позиция представлена в ответе из Калининградской области).

Изучать отдельный, самостоятельный курс по традиционной религии можно по-разному.

В ряде территорий (Белгородская, Курская области, ряд других) он изучается в качестве учебного предмета в рамках регионального (национально-регионального) компонента базисного учебного плана. Мероприятия по включению в этот компонент курсов по истории религий проводятся в г. Москве, Нижегородской области и ряде других регионов.

Подход, заключающийся в преподавании учебных курсов по истории религий осуществляемый в рамках регионального (национально-регионального) компонентов базисного учебного плана (БУПа) имеет свои преимущества. Он позволяет осуществлять «фронтальный» контроль изучения истории и культуры религии как на уровне содержания (отбор и экспертиза программ, учебников, пособий и других материалов), так и на уровне организации этого направления, связанной и с подготовкой учительских кадров, оценкой работы учителя и учащихся, и многими другими аспектами. В целом, преподавание истории и культуры религии в рамках регионального (национально-регионального) компонентов учебного плана позволяет создать целостную систему работы по данному направлению органов управления образованием, образовательных учреждений, научно-педагогических центров в регионах с участием религиозных конфессий.

Так, начальник управления образования и науки Белгородской области (а город Белгород и область работают именно по такой схеме) Тимофеев С.П. отмечает, что учебный предмет «Православная культура» в объеме 1 час в неделю, преподаваемый со 2 по 11 класс в качестве регионального компонента базисного учебного плана Белгородской области, был введён на основании закона «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области» (№ 57 от 03.07.2006).

До этого решения данная учебная дисциплина на протяжении восьми лет изучалась в форме факультативных занятий, т.е. на добровольной основе во всех школах области. При этом посещаемость этих занятий составляла около 98 процентов. В 2006 году в образовательных учреждениях области были проведены родительские собрания, на которых вопрос перехода предмета из факультативного в региональный компонент обсуждался подробно и получил одобрение и родителей, и педагогической общественности.

Сегодня в 720 школах Белгородской области более 130 тысяч учащихся изучают традиционную для России и Белгородской области православную культуру. При этом подчеркивается, что ее изучение не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению. Преподавание православной культуры не предусматривает участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию, отмечает руководитель системы образования региона.

Вместе с тем, при изучении курса по истории и культуре религий в составе регионального (национально-регионального) компонента базисного учебного плана необходимо решение вопроса о том, что делать с учащимися, родители которых отказались от изучения основ той или иной религии или курса по истории религий. Ведь учебный предмет регионального компонента вводится как обязательный. И если в Белгородской области количество «отказников» не превышало 100 человек, то, к примеру, в регионе со смешанным населением их число может достигать больших величин. В случае введения обязательного изучения курса по истории ряда религий (например, в Москве или Нижегородской области) весьма вероятно появление «отказников» из числа религиозных семей. Здесь должно быть найдено принципиальное решение в целом, исключающее нарушение прав даже одного школьника, его семьи.

Выход из этого положения видится в соблюдении указанного выше приоритета семьи в сфере образования и воспитания ребенка, для чего необходимо предоставить родителям возможность выбирать между предметами религиозной, религиоведческой и духовно-нравственной направленности (этика, философия и т.п.). Подобное решение данной проблемы является наиболее распространенным, в частности, в странах Европы (в том числе бывших социалистических странах).

В связи с этим требует дальнейшего обсуждения вопрос о том, необходима ли альтернатива курсу по истории религий или религиозной культуре обязательно в форме другого курса мировоззренческой, этической направленности? Или здесь возможен выбор и часть школьников (по решению их семьи) не будет получать никакого систематического духовно-нравственного образования в форме изучения отдельного учебного предмета, курса (учащиеся могут заниматься в это время, например, иностранным языком, информатикой и т.п.).

Наверное, регулирование этого вопроса может быть предоставлено муниципальным образованиям и самим школам - с учетом того, что в нашей стране многие регионы имеют ярко выраженные этнокультурные и этноконфессиональные особенности. Имеются и существенные различия в этом плане между школами в больших городах и провинции, между городскими и сельскими школами в целом. Таким образом, требует дальнейшего обсуждения вопрос, можно ли в данном случае обойтись без вмешательства «сверху».

В этом связи представляет интерес опыт изучения православной культуры в Липецкой области. В 2006-2007 учебном году там были заключены договора о сотрудничестве между тридцатью православными приходами Липецкой и Елецкой епархии и соответственно тридцатью общеобразовательными учреждениями Липецкой области. То есть взаимодействие осуществляется конкретно между определенной школой и расположенным вблизи ее приходом (который в определенной части составляют родители школьников). Этот опыт, безусловно, нуждается в пристальном внимании со стороны органов власти и педагогической общественности.

 

В работе органов управления образованием субъектов РФ по взаимодействию с традиционными религиозными организациями в центре внимания, как уже отмечалось, находится просветительская деятельность и совместная работа по организации в школах изучения истории и культуры той или иной религии. Эта работа строится, как правило, на эмпирических основах. Программы, самые различные курсы по данной тематике, учебники, пособия и даже учебно-методические комплекты разрабатываются, как правило, инициативно, «снизу» - как ответ на образовательные потребности семьи и школы.

В регионах Российской Федерации в рамках регионального (национально-регионального) и школьного компонентов базисного учебного плана разработаны и реализуются программы разнообразных спецкурсов, курсов по выбору, факультативов: «Основы православной культуры» - Приморский край, Волгоградская, Кемеровская, Магаданская, Самарская области, Республика Ингушетия и др.; «Православная культура» - Белгородская и др. области; «История религий» - Республика Татарстан; «История православной культуры земли Смоленской» - Смоленская область; «Религии мира» - Иркутская область; «Православие и казачество» - Ростовская область; «Основы мировых религий» - Ставропольский край; «Развитие русской культуры на основе православных знаний» - Брянская область. И этот список можно продолжить. При этом во всех указанных регионах в отдельных школах преподаются и другие курсы, в том числе из приведенного перечня.

В качестве примера можно особо отметить большое разнообразие региональных курсов религиозно-культурологической и философско-религиоведческой направленности, которые преподаются в школах Смоленской области. Это такие курсы, как «История православной культуры земли Смоленской», «Азбука Смоленского края», факультативные курсы «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Православная этика», «История религий мира», «Основы христианской этики», «Творчество и духовность», «Подвижники благочестия», «Святые земли Русской», «История русского православия», «Основы православной культуры и нравственности», «Основы нравственной культуры и религии», «История православной этики», «Христианская этика», «Быт и нравы славян», «Живая Русь», «Вокруг тебя мир», «Мир вокруг нас», «В мире русской народной культуры», «Духовно-нравственное воспитание», «Мой родной край», «Власть и Церковь», «Азбука нравственности», «Духовно-нравственное наследие», «Путь праведных», «Народоведение», «Приближение к душе», «Библейские сюжеты», «Духовная культура», «Человек и природа в народной культуре», «Человек и семья в народной культуре», «Православие и этика», «Духовно-нравственные подвиги в истории России», «Человек в мире отношений», «Нравственная грамматика», «О Родине большой и малой. О себе», «Духовная жизнь народа», «Традиции нашего края», «Уроки нравственности и православия», «Уроки благочестия», «Устное народное творчество», «Святые места России», «Традиции русского костюма», «Основы духовно-нравственного развития», «Я в мире, мир во мне», «Православная Смоленщина», «Культура православия», «Православие в современной жизни», «Мир культуры Смоленщины», «Пути праведных подобно свету светятся», «Введение в народоведение», «Православная Россия», «Из истории христианства», «Святые земли Русской», «Школа духовности».

 

Используемая учебная и методическая литература

В совокупности имеющихся самых разнообразных учебных программ, учебников, пособий по курсам православной культуры наиболее популярными являются материалы А.В.Бородиной, Л.Л.Шевченко, А.В.Камкина, О.Л.Янушкявичене, Б.Пивоварова и ряда других авторов – тех, кто давно и достаточно успешно работает в этой сфере.

Следует отметить наиболее часто используемые в регионах материалы:

Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. М.: Покров, 2003; учебные пособия для начальной школы;

Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. М.: Владос, 2001;

Шевченко Л.Л. Православная культура. М.: Изд-во Центра поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2004; Шевченко Л.Л. Православная культура: Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2005; другие учебные пособия для начальной школы;

Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Н. Кобец. УМК для 5 – 11 классов «Православная культура» с материалами по краеведению Белгородской области и мультимедийными приложениями. - Ульяновск: «ИНФОФОНД», 2006;

Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. 4-е изд., испр. и доп. М., 2003. Шурупова Т.А., Янушкявичене О.Л. Методическое пособие к книге «Основы нравственности». М., 2003; Янушкявичюс Р., Янушкявечене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: Православная педагогика, 2004;

Камкин А.В. Истоки: Учебные пособия для 2, 3, 4, 5 классов. М., 1997-2002; Камкин А.В. Учебное пособие «Истоки». Издательский дом «Истоки», 2004;

Православная культура в школе: Учебно-методическое пособие по месяцам / Сост. Бычкова В.М. М.: Издательский дом «Покров», 2004;

Пивоваров Б. Православная культура России: Учебник для учащихся старших классов школ, гимназий и лицеев. Новосибирск, 2004;

Сурова Л.В. Открытый урок: Комплекс методических разработок. Клин: «Христианская жизнь», 2006.

Программа курса для дошкольников, средних и старших классов общеобразовательных школ (под ред. Дорофеева В. М.: Изд. Дом «Покров», 2001);

Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский Дом «Покров», 2004 и др.

Коротких С. Основы православной культуры и нравственности. М.: ЗАО «Центр полиграфических услуг», 2003;

Харитонова О.К. Книга для учителя «Основы православной культуры (для 1 класса)». М.: изд-во «Покров»;

Священник А. Мороз, Берсенева Т.А. Уроки добротолюбия. Учебное пособие для среднего школьного возраста. – СПб: Сатисъ, 2005;

Популярность вышеперечисленных пособий связана, прежде всего, с тем, что авторам этих курсов удалось выстроить и «предъявить» систему работы по курсу (учебному предмету), как минимум, в течение одного учебного года или на определенной ступени общего среднего образования, как правило в начальной школе. Бесспорно, системность, наличие уже готовых, логически выстроенных программ, учебников, пособий, методических материалов является главным условием их выбора регионами, отдельными школами.

Вместе с тем, можно говорить о недостаточном качестве ряда указанных пособий. К числу типичных недостатков можно отнести: сложность и перегруженность текстов (о чем подробнее говорилось выше), слабая дидактическая и методическая проработка, отсутствие должных межпредметных связей, недостаточность «воспитательной составляющей», наличие фактических ошибок и др.). Поэтому можно говорить о необходимости как доработки и переработки указанных пособий, учебно-методических комплектов (УМК), так и о разработке новых программ, учебников и пособий, научно-методических систем для изучения истории и культуры традиционных религий в общеобразовательных учреждениях России (в том числе по истории культуре ислама, буддизма, других традиционных религий), адекватных требованиям современной российской системы образования.

Такая работа должна опираться на поддержку федеральных структур, органов управления образованием, учитывать уже накопленный опыт преподавания таких курсов, его результаты, а также те проблемные моменты, которые здесь существуют. Среди последних можно выделить:

- максимальный учёт тех религиозных и религиоведческих знаний, которые уже имеются в содержании действующих программ, учебников, пособий по основным учебным дисциплинам, опора на них как на содержание, знакомое учителю и потенциально знакомое учащемуся (имеется в виду принцип преемственности), продуманная интеграция такого рода курсов с содержанием обязательного для всех школьников социально-гуманитарного образования, осуществление глубоких межпредметных связей с ним;

- возможность органического сочетания общероссийского и регионального содержания образования по истории и культуре религий. Общероссийский компонент (как заданный «сверху» государственный стандарт) необходим для сохранения единого образовательного пространства России, формирования адекватного отношения каждого ребенка, будущего гражданина, к нашим общенациональным святыням. Региональный компонент нужен как возможность для школьника и педагога сердцем и духом понять, «с чего начинается Родина», увидеть тот исток, от которого «есть пошла» великая Россия;

- последовательная реализация культурологического подхода к преподаванию религиозных и религиоведческих знаний. В отношении, в частности, курсов православной культуры это предполагает ясное понимание отличий «обучения религии» как катехизации (приобщения ребенка к практическому участию в жизни религиозной общины, организации) от изучения православной культуры – Предания Церкви в полноте всех его историко-культурных аспектов: мировоззрение, уклад жизни, традиции, календарь, литература, культура межличностных отношений, религиозное искусство и др.[3]. В отношении курсов по истории религий культурологический подход предполагает приоритет в содержании курса фактических знаний по истории и культуре религий над «объяснениями» религии с позиций нерелигиозных мировоззренческих подходов. Эти «объяснения» с позиций эволюционизма, философского позитивизма и т.д. не могут быть полностью исключены из содержания таких курсов, поскольку составляют их методологическую теоретическую основу, однако они не должны превалировать в учебном материале и должны преподаваться на диалоговой основе. Режим диалога, адекватного изложения религиозных взглядов наряду с их трактовкой различными нерелигиозными учеными, философами и т.д. позволяет избежать такой ситуации, когда происходит безальтернативное «навязывание ценностей» сверху, от учителя. Это, как правило, вызывает, в силу различных причин (в том числе, возрастных) неприятие, стойкое отторжение у обучающихся. Отметим, что такие «диалоговые» фрагменты необходимы и в пособиях по религиозной культуре;

- более точный учет возрастных особенностей и психологических возможностей обучающихся разного возраста, «дозированность» религиозных и философско-религиоведческих знаний. Перегрузка учащихся информацией вызывает, как известно, её «несварение», невозможность эмоционального реагирования на неё, вырабатывает равнодушие или даже неприязнь к вещам великим и важным. Это касается также всех учебных курсов по истории и культуре религий. Среди их авторов должны быть люди, хорошо знающие школу, детей, а не только специалисты, обладающие знаниями в области культуры и истории различных конфессий, служители культа или ученые-религиоведы, не имеющие опыта написания школьных учебников и пособий;

- преемственность курсов, начиная от начальной ступени, заканчивая средним (полным) образованием. Это касается в основном курсов религиозной культуры, поскольку философско-религиоведческие курсы по истории религий по своему содержанию могут преподаваться практически исключительно на ступени полного среднего образования, в 10-11 классах;

- разумное сочетание знаний о традиционных религиях народов России (православии, мусульманстве, иудаизме, буддизме) в курсах по истории религий, ориентированных на включение в региональный компонент общего среднего образования, а также в соответствующих разделах региональных историко-обществоведческих, родиноведческих курсов - в зависимости от этнокультурных особенностей населения региона, психологии живущих на его территории людей. Это даст возможность лучше понять и «прочувствовать» особенности друг друга, будет способствовать укреплению братских отношений между людьми, национальностями и народами России.

 

Учебники и пособия, созданные при участии священнослужителей

Отдельно следует остановиться на пособиях, материалах для преподавания основ традиционных религий в общеобразовательных учреждениях, созданных непосредственно при участии служителей религиозного культа разных конфессий. Этот момент заслуживает особого внимания, это новая для нас практика, хотя в странах, где религия изучается в светской школе, большинство учебников и пособий создаются именно служителями соответствующих конфессий или преподавателями религиозных духовных учебных заведений.

Здесь можно отметить следующие программы, учебники, пособия, методические материалы:

  • прот. Пивоваров Б. Православная культура. Новосибирск, 2003 (Новосибирская область);
  • материалы Иволгинского дацана, книги «Основы Буддизма», «Жизнь Будды», «Учение Будды» (Республика Бурятия);
  • прот. Кобец О.Н. как соавтор УМК по православной культуре (Белгородская область);
  • Священник Алексий Мороз как соавтор пособия «Уроки добротолюбия» СПб.: Сатисъ, 2004 (Воронежская область);
  • Основы религоведения: Учебное пособие. /Сост. к.ф.н., священник Дмитрий Лескин. 2-е изд., перераб. и доп. Тольятти: АНО «Вуз», Православная классическая гимназия, 2002 (Воронежская область);
  • Учебники 5-11 кл. «Дына бовхамаш (Основы религии», авторы Дударов А-М.М., Эсмурзиев М.Д). Методическое пособие «В помощь учителю истории религий», автор Мальсагов М.У., пособия разработаны совместно с представителями комитетом по науке и образованию Муфтията РИ (Республика Ингушетия);

«Основы православной культуры в 1 классе» под редакцией свящ. В. Дорофеева. М.: Издательский дом «Покров», 2002; Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Свящ. В.Дорофеев. М., 2002; Основы православной культуры. Программа курса для дошкольников, средних и старших классов общеобразовательных школ (под ред. свящ. Дорофеева В. М.: Изд. Дом «Покров», 2001);

Христианство и религии мира. Учебное пособие. Авторы д.ист.н. священник Пётр Иванов, к.богословия священник Олег Давыденков, С.Х. Каламов. М.: «Про-Пресс», 2000;

Еврейская традиция. Учебник для 8-10 классов еврейских школ с преподаванием на русском языке. Под. общ. ред. проф. Германа Брановера. Предисловие главного Раввина России, Председателя Раввинского Совета Всемирного конгресса русскоязычного еврейства Берла Лазара. - Иерусалим: Союз религиозной еврейской интеллигенции из СССР и Восточной Европы «Шамир», 1998 (Москва);

«Основы православной культуры», 1-4 класс, автор - свящ. С.А.Гомаюнов, кандидат исторических наук, ректор Вятского духовного училища (Кировская область).

 

Региональные материалы (программы, учебники, пособия)

Рядом территорий разрабатываются свои, региональные программы, пособия, учебники. Известен пример Смоленской области. В информации, подписанной начальником Департамента по образованию, науке и молодежной политике Л.Н.Малютенко, говорится о том, что для реализации качественного преподавания духовно-нравственных предметов в области изданы учебники регионального компонента: «Азбука Смоленского края. Мир культуры», «Азбука Смоленского края. Мир истории», «Азбука Смоленского края. Мир природы», а также «История православной культуры земли Смоленской». Разработанные программы и учебники утверждены Координационным советом по духовно-нравственному образованию при Администрации Смоленской области.

Давно и успешно работают в этом направлении в Вологодской и Курской областях. В информации из регионов называются материалы, разработанные и изданные в территориях и (что особенно важно) учитывающие специфику региона. Это материалы из Карачаево-Черкессии, Вологодской, Владимирской областей и др.):

  • Православная культура (элективный курс). Новосибирск: НГУ, 2005;
  • Шамаева С.Е. Библия и преподавание литературы. Воронеж, 1996;
  • Рабецкая З.Д. История Сибири и Иркутской области. Иркутск: Символ, 2002;
  • История и культура народов Карачаево-Черкесской Республики. Программа, календарно тематическое планирование, примерные экзаменационные билеты для итоговой аттестации. Авторы учебного пособия для учителей: Шаповалова И.А., Кратов Е.В. и Лепшоков Х.А. Авторы-составители программы: Кратов Е.В., Ботдаева Л.З., Лепшоков Х.А. Авторы-составители календарно-тематического планирования и экзаменационных билетов: Ботдаева Л.З. (Карачаево-Черкесская Республика);
  • Основы православной культуры: учебная программа. Курск: Курский государственный университет, 2006;
  • Программа «Основы православной культуры» (для 5-8 классов общеобразовательной школы) под ред. Ионовой Т.А. (Владимир)
  • Наперстникова С.Э. Основы православной культуры и этики. Смоленск, 2004 (Смоленск);
  • Тасалов А.В. Учителю о православии. Псков: ПОИПКРО, 1994 (Псков);
  • Андрицова М.Ю., Валуев Д.В., Довгий Т.П. История православной культуры земли Смоленской. – Смоленск: «Универсум», 2002, 2004; П.В. Степкин. «Православная культура Смоленщины» (региональный компонент программы «Основы православной культуры»). Смоленск, 2000; Н.Н. Шорина. Быт и нравы смолян (Смоленск).

Особенностью данных программ и пособий является то, что они опираются, прежде всего, на материалы своего региона. Остаётся задача оптимального их сочетания с общероссийским и мировым компонентами основ традиционных религиозных культур -православия, ислама, буддизма.

В ряде областей, в частности, Вологодской, реализуются проекты развития регионального компонента историко-обществоведческого образования и реализации духовно-нравственного воспитания учащихся, включающие элементы традиционной религиозной культуры населения региона. Так, начальник Департамента образования Вологодской области И.А.Макарцева отмечает, что программа «Истоки» (рук. А.В.Камкин, И.А.Кузьмин), является таким крупномасштабным образовательным проектом. По ней работают в области более двух тысяч педагогов во всех образовательных учреждениях. Она нашла своих последователей и еще в десяти регионах России. Создан цикл из восьми учебников, который сопровождается апробированным учебно-методическим комплектом. Программа изучается на всех ступенях школьного обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшими классами. Апробируется также пропедевтическая программа «Истоки» для дошкольных учреждений. Временный научно-исследовательский коллектив «Истоки» был создан в 1997 году. В 1998 программа прошла региональную экспертизу, данный курс был введен в базисный учебный план (БУП) Вологодской области. В июне 2002 года программа была одобрена Федеральным экспертным советом (ФЭС).

В целом, в 40 регионах ведется подобная работа по подготовке и изданию программ и учебно-методических комплексов, в большинстве из них эти материалы уже опубликованы. Как уже отмечалось, важно, что большинство из них носят краеведческий характер, отражают специфику региона.

Завершая разговор об использовании в субъектах Российской Федерации тех или иных пособий, учебников, программ для разнообразных курсов по истории и культуре религий, следует остановиться на процедуре их научно-педагогической и конфессиональной (для пособий и материалов по религиозной культуре) экспертизы. Такая экспертиза ранее проводилась как на местах, так и на заседаниях специальной секции Федерального экспертного совета (дополнительного образования и воспитания), формировались соответствующие рекомендательные перечни для образовательных учреждений (многие из указанных выше пособий по православной культуре прошли такую экспертизу и получили гриф «допущено»). В настоящее время, после ликвидации ФЭС, она проводится в научно-образовательных центрах в регионах (управлениях образованием, институтах повышения квалификации, вузах, институтах развития образования и т.п.).

На федеральном уровне целесообразно - с учетом результатов экспертизы в регионах - составлять информационные перечни используемой учебной литературы для преподавания учебных курсов по истории и культуре религий с указанием, где была проведена их научно-педагогическая экспертиза. Там же можно давать сведения о наличии конфессиональной экспертизы пособий по религиозной культуре (православной, исламской и др.) - также с указанием компетентных религиозных организаций, установивших соответствие содержания этих пособий традициям и культуре соответствующей религии, конфессии.

Здесь следует также отметить, что к настоящему времени существенная часть пособий по религиозной культуре (имеется в виду, прежде всего, православие) не проходила официальную церковную экспертизу (ее не заменяют рецензии отдельных служителей Церкви). В будущем возможно включение предметов по религиозной культуре (православной, исламской и др.) на альтернативной основе, наряду с философско-этическим курсом для нерелигиозной части общества, в состав федерального компонента общего среднего образования (новая образовательная область «Духовно-нравственная культура»). В этом случае могут быть созданы перечни допущенных для использования в школах соответствующих учебных пособий по каждому предмету (основы православной культуры, исламская культура, культура буддизма, иудаизма и др., предмет по нерелигиозной этике и философии). Однако для этого необходимо будет разработать процедуру экспертизы данных пособий.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 См. детальный анализ этой проблемы в публикации: Галицкая И.А., Метлик И.В. Знания о религии в образовательных стандартах по истории и воспитательный потенциал исторического образования в школе. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания РАО, 2007.

2 Предложения Совета Общественной палаты Российской Федерации по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования / http://www.oprf.ru/rus/documents/resolutions/article-1963.html.

3 Детальное обоснование содержания и принципов реализации религиозно-культурологического образования на примере образовательной области «Православная культура» было дано в известном Примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к письму Минобразования России органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 №14-52-876 ин/16.

 


Источник:      Вера и Время

Предыдущая Следующая
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Обложка:

Оглавление

ПОЛНОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Опыт регионов

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций в рамках школьного обучения

Совместная просветительская деятельность органов управления образованием и централизованных религиозных организаций за рамками урока. Система дополнительного образования детей

Работа с кадрами

Организационные аспекты взаимодействия органов управления образованием с централизованными религиозными организациями

Результаты совместной деятельности органов управления образованием и религиозных организаций

Деятельность Министерства образования и науки РФ по сближению позиций с традиционными религиозными организациями в деле духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи. Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя»

Заключение


Публикация:

Вера и Время

"Изучение истории и культуры религий".

стр. 3

12.06.2009

Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Ианнуарий

4 мая

Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики (около 305)

...От мощей священномученика Ианнуария происходило много чудес. Во время извержения Везувия, когда жители города молились священномученику Ианнуарию, лава остановилась, не дойдя до города...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024