Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:
Святейший Патриарх Кирилл в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике, 16.05.2016

4 августа 2023

Святейший Патриарх Кирилл:

Исторический день. Слово в соборе святой равноапостольной Марии Магдалины в Нальчике

...мы знаем, какая катастрофа происходит в Западной Европе и вообще в богатом американо-европейском мире, когда многие христиане забывают о своих корнях и якобы переосмысляют...

(См. далее...)

6 сентября 2022

Метлик И.В.:

Проблемное поле развития преподавания православной культуры в российской школе: подходы к исследованию

В статье рассматриваются подходы к исследованию проблемы развития преподавания православной культуры (основ православной культуры) в российской общеобразовательной...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

4 июня 2007

Изучение традиционных религий


 

Человек, живущий в России, должен знать основы религиозной культуры

Интервью телеканалу «Вести» 2 июня 2008 года


– Здравствуйте. Это программа «Диалог». Я Иван Семенов, мы обсуждаем ключевые проблемы. И сегодня о возможности преподавания основ религии в средней школе мы говорим с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Добрый день, Владыка.

– Здравствуйте.


– Буквально накануне нашей записи вышел в свет очередной номер журнала «Нескучный сад», который, как мне кажется, один из лучших журналов о православной жизни в нашей стране, и теме, о которой мы с вами говорим, посвящен целый номер в этом журнале. Здесь много всяких интересных мыслей, но главная, мне кажется, такая: дискуссию нужно продолжать. Скажите, отчего такое острое у нас разграничение позиций? Очень много каких-то, я бы даже сказал, партийных тезисов высказывается разными людьми – как церковными, так и нецерковными, вплоть до того, что некоторые говорят, что у кого есть сомнения в том, что нужно брать вот учебники Бородиной и преподавать в средней школе, тот является врагом Церкви, врагом всего человеческого в нашей стране. Почему такая резкость позиции?

– Вообще для меня самого непонятно, что происходит. Вообще тема чрезвычайно проста. И тот факт, что она вдруг стала такой трудной, вы знаете, наталкивает на какие-то плохие мысли. Фантазия такая, что Церковь предлагает преподавать Православие всем в обязательном порядке во всех учебных заведениях России. Вот просто ясно нужно сказать, что никогда Церковь этого не предлагала. Но именно вокруг этого тезиса весь благородный гнев.


– И не только. А есть, понимаете, Владыка, есть определенный здравый скепсис в рядах церковных людей относительно того, по каким методикам, например, должен преподаваться этот предмет, согласитесь.

– Я дойду до церковной дискуссии и до методики преподавания. Значит, первое, что нужно постулировать, – Церковь не предлагает, чтобы преподавание религии, основ Православия было обязательным предметом для всех школьников России. Церковь, ссылаясь на существующий закон и на Конституцию, утверждает, что в светских учебных заведениях факультативно, на выбор, могут преподаваться основы Православия, то есть богословский предмет – не культурологический, а религиозный, – но на основе факультатива. Кроме того, Церковь предлагает, поскольку в России православная культура является, если хотите, государствообразующей, поскольку более 80 процентов людей принадлежит к этой культуре, – чтобы в школах преподавался также культурологический предмет «Основы православной культуры». Не богословие, не Закон Божий, не религиозная доктрина, а культурологический предмет.

Для чего это нужно? Человек, живущий в России, вне зависимости от его отношения к религии, должен знать основы религиозной культуры. Без этих знаний он, простите, ни в Русский музей не сможет сходить, ни в Третьяковскую галерею, ни в Эрмитаж. И предлагается, чтобы вот этот предмет преподавался не в качестве факультатива, а на основе альтернативы. Факультатив – это то, что вы можете выбрать или не выбрать, и факультативы чаще всего преподаются вне сетки часов. Вот там, в факультативах, может и должен преподаваться религиозный предмет «Основы Православия», и во многих школах сегодня это и происходит. Но сыр-бор не вокруг факультативов, а вокруг культурологического предмета «Основы православной культуры», который Церковь предлагает изучать вариативно, но в рамках расписания. Что такое вариативно? Вообще-то, конечно, каждый гражданин России должен знать основы православной культуры, будь он мусульманин или еврей, или буддист, как, наверное, должен знать основы исламской культуры человек, живущий там, где большинство мусульман.


– То есть вы предлагаете в Казани православным посещать основы исламской культуры?

– Я бы посещал, если бы учился в Казани. Я ничего не предлагаю, но я бы посещал. Потому что проходишь мимо минарета, что-то кричит муэдзин, а ты не знаешь, что это за крики. Надо знать, что вокруг тебя происходит. Церковь предлагает, чтобы «Основы православной культуры» преподавались в рамках программы, но тоже на основе выбора. Если человек не хочет знать ничего, что касается Православия, это, конечно, странный какой-то культуркампф. Ну ладно, Бог с ним. Ну вот нашелся такой чудак, который говорит: «Не хочу». Бог с тобой, не изучай. Тебе дается альтернативный курс. Например, как мы предлагаем, «Основы светской этики». А кроме того, в таких городах, как Москва, где есть много мусульман, иудеев, есть и буддисты, есть и католики, кстати, протестанты, может быть, для тех, кто желает изучать основы своей религиозной культуры, дать такую возможность. И в таких странах, как Германия, Финляндия, эта задача прекрасно решается без всякого конфликта и с законодательством, и с обществом.


– Это вызвано путаницей внутри самого целеполагания. Вот, например, мы возьмем учебник Бородиной для 1-го класса, который называется «Мы и наша культура». Он вроде бы культурологический. Я его открываю, и сейчас я почитаю вам отсюда одну фразу: «Моя мама, – написано в этой учебнике, – училась любить меня и заботиться обо мне у Пресвятой Богородицы». Посмотрите, пожалуйста. Это культурологическое утверждение, Владыка? А учебник называется «Учебник культуры», понимаете, какая штука.

– Вот здесь мы и подходим к той теме, которую вы обозначили в самом начале нашего разговора, – об учебниках, о методологии, о том, кто должен преподавать этот предмет. Я думаю, что опыт во многих епархиях – а я готов сослаться на свою собственную епархию, где мы уже больше 10 лет все это преподаем – не вызывает, к счастью, никаких конфликтов и напряжения это преподавание. Опыт этот предлагает уже совершенно конкретные вещи. Преподавателем должен быть светский человек из числа тех, которые работают в школе, но у которых есть желание преподавать этот предмет. Они должны пройти специальную подготовку на базе института повышения квалификации учителей. Что касается учебников, нужно закрыть эту тему и создать рабочую группу с участием ученых, представителей Церкви, историков. Создать хороший курс по основам православной культуры, как, наверное, нужно сделать то же самое в отношении исламской культуры и в отношении других наших национальных культур.


– Мировой опыт показывает, что культура религиозная практически нигде не преподается. Везде, если преподается, то преподается в первом смысле, о котором вы сказали вначале. Преподаются все-таки основы религии для тех, кто желает знать основы этой религии. Может быть, неразличением культурологического курса и религиозного и вызвано все происходящее сейчас у нас?

– Я полагаю, что так, что просто запутались. Кстати, и в Церкви многие не понимают, о чем речь идет. Даже иногда друг с другом спорят и ссорятся. На самом деле изначально Церковь предлагала именно то, что я сегодня ясно или не ясно, но пытался сформулировать.


– Владыка, как вам кажется, в школе необходимо преподавание культуры или религии?

– Вы знаете, я бы хотел не говорить, что преподается, чего не преподается, а подчеркнуть то, что детям нравится и дети хотят. Даже если это и религиозно окрашенный курс, но если его выбирают учащиеся и их родители, то это, значит, тот самый факультатив, который имеет право на существование на основе закона и Конституции.


– Владыка, а у вас не вызывает опасения вот такая вот вещь: в дореволюционной России изучение Закона Божьего было почти поголовным, по крайней мере, для тех, кто не принадлежал к другим религиям. Тем не менее, эти люди, занимавшиеся Законом Божьим, они потом, как мы знаем, рушили храмы, убивали священников, рубили иконы. Вот это внешнее изучение, оно не кажется вам опасным?

– Опыт России действительно заставляет задуматься. Но меня сегодня больше заставляет задуматься другое. Когда я смотрю на молодежь, идущую по нашим городам с бутылками пива, пьяными, наколотыми наркотиками, с обезумевшими лицами, мне от этого становится страшно. Ни одна политическая партия не избегает этой темы, все говорят о необходимости нравственного возрождения, но так давайте наваливаться всем миром на решение этой проблемы. У религиозной мотивации есть своя как бы ниша, она может воздействовать на сознание людей, в том числе и в плане нравственного воспитания. Давайте использовать религиозную мотивацию. Давайте использовать другую мотивацию – культурную, гуманистическую. А там, где, как в белгородской школе, все дети хотят изучать Православие, пусть с Богом изучают.


– Владыка, им повезло с педагогом – верующая женщина, которая с любовью преподает предмет.

– Совершенно верно.


– Но сказать, что это всеобщее правило, невозможно, потому что невозможно педагога родить, он должен появиться, нельзя его как морковку вытащить из земли за хвостик.

– Знаете, я могу с чувством внутреннего удовлетворения и тихой радости сказать, что у меня в Смоленской епархии нет плохих педагогов, преподающих «Основы православной культуры». Это наши замечательные преподаватели, которые прошли специализацию, которые сделают уже очень много доброго для воспитания нашего молодого поколения. Уверен, что это и в других епархиях.


– А как исправить чувашскую ситуацию, которая явно не столь благополучна?

– Но другой стороны, это нормальный процесс. Где-то вот так, а где-то хорошо. Но из-за того, что в Чувашии в одной школе не очень хорошо, это не означает, что нужно весь проект отменять.


– Владыка, вы понимаете, это проблема педагогов. 60 тысяч школ. Где взять 60 тысяч хороших педагогов? У вас в епархии? Охотно верю, у вас хорошие педагоги. В Белгородской области конкретно эта женщина – хороший педагог. Но они же не могут возникнуть из воздуха.

– Для этого нужно работать. Местная епархия вместе с местными департаментами образования должны просто сесть там, где этого еще не сделано, и четко отработать алгоритм действий. Это технические вопросы. Среди преподавателей у нас достаточно людей религиозных, вообще культурно продвинутых людей, способных преподавать этот предмет. Но нужно просто технически договориться о том, как эти люди будут получать образование, как они будут совершенствоваться в знаниях.


– С другой стороны, согласитесь, может быть, не согласитесь, что без хороших учебников, продуманных, без грамотных и любящих свой предмет педагогов можно нанести и вред детям.

– Совершенно верно. Вот я именно за то, чтобы были хорошие учебники, чтобы эти учебники создавались специалистами и чтобы педагоги были достаточно подготовленными. Но как я уже до этого сказал, это вопросы технические. У нас есть в России интеллектуальный потенциал, чтобы эти вопросы решить. Была бы добрая воля и была бы, что называется, отмашка сверху. Вот тогда мы эти все вопросы решим.


– Спасибо большое. Это было мнение митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.



Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

4.06.2007

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Артемон Лаодикийский

26 апреля

Священномученик Артемон Лаодикийский (303)

...На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024