Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
 

О покаянии (начало проповеди Иисуса Христа): Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

 
«Малахит»
«Малахит»
Основные разделы:
Другие проповеди:

17 февраля 2008

О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что' приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять...

(См. далее...)

24 февраля 2008

О блудном сыне

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал...

(См. далее...)

9 марта 2008

О прощении

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже...

(См. далее...)

26 сентября 2010

Как защитить детей: о силе молитвы и поста (исцеление бесноватого отрока). Неделя 18-я по Пятидесятнице

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они...

(См. далее...)

19 февраля 2012

Тайна Страшного Суда. Неделя о Страшном Суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные...

(См. далее...)


Зимняя тропа
Зимняя тропа
Перед Рождеством
Перед Рождеством
Ночь в городском парке
Ночь в городском парке

22 января. К воскресному Евангельскому чтению.


О покаянии (начало проповеди Иисуса Христа): Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Богоявлении



Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришёл и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 12-17).


Блаженный Феофилакт Болгарский


(«Толкование на Святое Евангелие»)



Слышав же Иисус, яко Иоанн предан бысть, отъиде в Галилею. И оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие, в пределех Завулоних и Неффалимлих. Иисус удаляется, научая нас чрез это, чтоб мы не ввергали себя в опасности. Удаляется в Галилею, то есть покатую и наклонную страну, потому что язычники уклонились в грех. Поселяется в Капернауме, который значит: дом утешения: ибо Он сошел, чтобы язычников соделать домом Утешителя. Завулон значит: ночной, а Неффалим - широта; потому что язычники жили в ночи и широко, ибо ходили не тесным путем, но широким, ведущим к погибели (Матф. 7. 13, 14).

  Да сбудется реченное Исаием пророком глаголющим: земля Завулоня, и земля Неффалимля, путь моря, обонпол Иордана, Галилея язык. Людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертный, свет возсия им. Называется путем моря, потому что лежит на пути к морю. Свет велий означает Евангелие. И закон был свет, но малый. Сень смертная есть грех, поелику она есть подобие и образ смерти, ибо как смерть объемлет тело, так грех - душу. Свет возсиял нам: ибо мы не искали его, но он сам воссиял для нас и просветил нас, седящих во тьме.

  Оттоле начат Иисус проповедати. Иисус начал проповедовать со времени заключения Иоанна: потому что ждал, чтобы сперва Иоанн засвидетельствовал о Нём и приготовил для Него путь, которым Ему надлежало идти, подобно как рабы приготовляют путь своим повелителям. Будучи равен Отцу, Господь имел в Иоанне своего пророка, так же, как Отец Его и Бог имел пророков до Иоанна. Впрочем и сии были пророками как Отца, так и Сына.

  И глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное. Царство небесное есть и Христос, и добродетельная жизнь. Ибо когда кто живет на земле, как ангел, не небесный ли он? Итак в каждом из нас есть царство небесное, если живём по Евангелию.




Святитель Игнатий Брянчанинов


(«Аскетическая проповедь»)



Покайтеся, приближися бо царствие небесное (Матф. IV, 17)

  С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое по наружности учение! Но надо понять его самою жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и невитиеватых словах заключается всё Евангелие. Так и святый апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Еллинам еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа (Деян. XX, 21).

  Братия! Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние.

  Всё это со всею ясностью излагается в Священном Писании. Священное Писание научает нас, что посла Бог Сына Своего в мир, да спасется Им мир, что веруяй в Онь, не будет осужден, а неверуяй уже осужден есть. Свет – Христос - прииде в мир, и возлюбиша человецы, паче тму, неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света; и не приходит к Свету, да не обличатся дела его,яко лукава суть (Иоан. Ш, 17, 20). Одержимым страстью тщеславия Писание засвидетельствовало: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от единаго Бога, не ищете! (Иоан. V, 44). Объятые страстью сребролюбия не только не уверовали в Господа, но и насмехались над Господом, когда Он преподавал им нужнейшее и святейшее учение о памятовании вечности и о устроении земных дел сообразно назначению человека для вечности (Лук. XVI, 9, 14). Увлеченные страстью лютой зависти не только не уверовали в Господа, но и составили заговор богоубийственный, и исполнили его. Все, зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним (Матф. XXII, 5). Не можете Богу работати и мамоне! (Лук. XVI, 14) не можете служить вместе двум владыкам, Богу и греху! Покайтеся: приближися бо царствие небесное! Покайтеся, и веруйте во Евангелие (Марк. I, 15).

  Но и уверовавший во Христа, решившийся постоянно доказывать веру поступками, поведением, опять нуждается в покаянии. Как вы думаете, братия, какой первый плод живой веры? какой первый плод исполнения Христовых заповедей? Ответ заимствую у святого Симеона, Нового Богослова, который почерпнул познание произнесенной истины из собственных святых опытов. Он сказал: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» (Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4). Точно! Только что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как внезапно открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противу воюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек! (Рим. VII, 22, 24). От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит (Пс. L, 20). В человеке от жительства по Евангелию является как бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. Итак, покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; оно необходимо для живой веры во Христа. Покайтеся, приближися бо царствие небесное.

  Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Господа нашего завещание покаяния и возвещение о близости царства небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос - Агнец Божий, вземляй грехи мира, (Иоан. I, 29) - сделал всё для нашего спасения. Он примирил нас с Богом, уготовал и приобрел для нас царство небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд - труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки к нам - несравненно ближе, нежели как мы полагаем. Се стою при дверех сердца человеческого, возвещает этот Царь, и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряю с ним и той со Мною (Апок. III, 20). Совершается отверзение дверей сердца для небесного Царя - покаянием. Покайтеся, приближися бо царствие небесное. Аминь.




Митрополит Антоний Сурожский


(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

  Первые слова проповеди Христовой мы слышали сегодня в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие… Обыкновенно мы думаем о покаянии как о скорбном состоянии, когда мы вспоминаем то зло, которое сотворили, тот грех, которым жили, все наши собственные неправды, и с сокрушенным сердцем, с болью в душе обращаемся к Богу о прощении, об исцелении.

  Но не в этом покаяние, или не только в этом. Покаяние заключается раньше всего в том, чтобы лицом обернуться к Богу; это переворот в жизни, это момент, когда, прожив, может быть, долгое время в отдалении от Бога, глядя во все стороны только чтобы Его не увидеть, только чтобы не встретиться глазами с Его взором, мы вдруг понимаем, что только в Нём мы можем получить ту полноту, которую ищем. И это не значит, что все остальное отойдет, что остального не будет; Господь, Который нам сказал: Ищите прежде всего Царствия Божия, прибавляет: и всё остальное приложится вам.

  Но покаяние начинается тогда, когда, блуждав во все стороны, мы вдруг решаем встать лицом к лицу с Богом, заглянуть в Его очи и жить перед Ним, потому что приблизилось Царство Божие, потому что Господь среди нас, потому что мы все опытно знаем, что только в любви, которая горит в наших сердцах, в любви, которой горят сердца вокруг нас, может быть жизнь и полнота и радость.

  И вот к какому покаянию нас зовет Господь: Поймите, что Царство Божие, Царство любви вот тут, что не надо ждать, когда оно придёт, что оно здесь, если только мы захотим ему приобщиться. Но для этого надо идти к Богу, надо жить перед Его очами, надо глядеть Ему в лицо. И тогда от Него мы можем научиться той любви, от которой вырастает Царство Божие на земле. Вот Его первые слова: покайтесь, обернитесь к Богу, взгляните на Него: Он пламенеющая, ласковая, спасающая любовь, Он — радость, переливающаяся через край; только в этом Царство Божие, только в этом жизнь земная, достойная человека, способная его заполнить ликованием и смыслом!

  Начнём же сегодня, услышав слово Божие, с того, к чему Он зовёт: обернёмся к Нему лицом, узнаем, что такое это торжество и радость любви, и дадим всю любовь нашего сердца каждому, и откроем наше сердце каждому, чтобы и он мог нас полюбить в ответ на предложенную любовь. Аминь.




Протоиерей Вячеслав Резников


(«Проповедь на каждый день»)



В неделю пред Богоявлением мы читали, как Иоанн Креститель «понижал горы и наполнял долы» и как он отвечал на вопросы: «что нам делать»? Несомненно, ему приходилось отвечать и на множество вопросов: «что мне делать»? Но Евангелисты не приводят таких случаев. Когда сказанное авторитетным человеком одному - становится достоянием всех, каждый старается примерить это и на свой счет, что не всегда полезно.

  В наше время появилось много печатных воспоминаний церковных людей о своих духовных наставниках. Это - сокровищница духовного опыта. Но всё это говорилось для конкретного человека, для того, кто связал свою жизнь именно с этим наставником. И наставник влагал свои слова в уже давно открытую ему и доверяющую ему душу. А посторонние могут смутиться или чрезмерной строгостью советов, или - излишней мягкостью, или - необычностью.

  Но один ответ одному человеку Евангелисты всё-таки приводят. Потому что этот ответ был решающим для собственной жизни Иоанна. Человек этот - царь Ирод. Он был довольно любознателен и, наверное, тоже пришел к Иоанну и спросил: «а что мне делать»? Иоанн Креститель, не многословя, сказал главное: «Не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего» (Мф. 14, 4-3). После этого Иоанн был «отдан под стражу» и мог сказать, как и Апостол Павел потом скажет: «я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6). Но Иоанн и в темнице не перестал обличать. Его не смутило, что из-за этого он вынужден прекратить дело, для которого послан Богом. Его не размягчило, что Ирод с охотой слушал его, и многое даже делал по его совету. Потому что один-единственный нераскаянный грех - и есть тот самый «грех к смерти», о котором писал Иоанн Богослов (1 Ин. 5, 16).

  Но, конечно, никто не мог бы сделать Иоанну зла, если бы уже не «пришел час его» (Ин. 7, 30). Иоанн чувствовал это и говорил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3, 30). И Сам Иисус лишь с этого времени «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

  Господь каждому дал своё дело. Он поставил «одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова», Его церкви. И каждому надо знать и меру своих обязанностей, и меру своих возможностей, и меру своей ответственности. У пророка Иезекииля сказано: если «ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою» (Иез. 33, 8-9). Мы ответим за то, что не предостерегли. Услышит нас беззаконник или нет, это уже - на его совести. А дела Божьи и совершались, и совершаются, и будут совершаться, «доколе не придем в единство веры, и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».


Славим Отечество!
Славим Отечество!
Снежинка
Снежинка
Ноябрьские украшения
Ноябрьские украшения
Золото и синева
Золото и синева
Вечная память героям
Вечная память героям
Скоро зима!
Скоро зима!
Русская балалайка
Русская балалайка
Роняет лес багряный свой убор...
Роняет лес багряный свой убор...
Дмитров
Дмитров
Осень, грустная пора...
Осень, грустная пора...
Юный зритель
Юный зритель
После Литургии
После Литургии
Очей очарованье!
Очей очарованье!
Устремлённые к Небу
Устремлённые к Небу
Все цвета осени
Все цвета осени
Танец любви и скорби
Танец любви и скорби
Едем в Козлово!
Едем в Козлово!
Болельщики
Болельщики
Новый Иерусалим
Новый Иерусалим
Паникадило
Паникадило
Модницы
Модницы
Народные игры
Народные игры
Святость
Святость
Спас-На-Крови
Спас-На-Крови
Осень в горах
Осень в горах
И звуки, и цветы...
И звуки, и цветы...
На десерт...
На десерт...
Купеческий дом
Купеческий дом
Защитникам Отечества
Защитникам Отечества
Монастырский пруд
Монастырский пруд
Исторический костюм
Исторический костюм
Памяти героев-лётчиков
Памяти героев-лётчиков
День Пантелеимона Целителя
День Пантелеимона Целителя
Тихвин
Тихвин
А как тебя зовут?
А как тебя зовут?
Паломники
Паломники
Цветы жизни
Цветы жизни
Утро в горах
Утро в горах
Храм Святой Троицы
Храм Святой Троицы
Никто не забыт
Никто не забыт
Мечты о лете
Мечты о лете
Память о былом
Память о былом
Майское золото
Майское золото
Нежность
Нежность
Когда б вы знали...
Когда б вы знали...
Весёлый танец
Весёлый танец
Исторический костюм
Исторический костюм
Ничто не забыто
Ничто не забыто
Никольский собор
Никольский собор
Бородино
Бородино
Члены жюри
Члены жюри
В гостях у сказки
В гостях у сказки
В Рождественскую ночь
В Рождественскую ночь
Дом Богородицы
Дом Богородицы
Зимние забавы
Зимние забавы
Ромашки
Ромашки
Радонеж
Радонеж
Зимнее утро
Зимнее утро
Наше будущее
Наше будущее
Утомился...
Утомился...
Голос России
Голос России
Чудотворец
Чудотворец
Снег идёт, снег идёт...
Снег идёт, снег идёт...

Вера и Время    2024