Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» 17 января 2022 г.
...Бедность была жуткая, а души были золотые. Ризы были мешковинные, Чаши – деревянные, а души – золотые. Это то, чего нам не хватает сегодня. С Чашами золотыми проблем нет, только души деревянные. У нас парча, вот это из...
28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...
14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...
Взросление человека в пространстве образования (+Видеозапись)
Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»
17 января 2022 г.
В своем кратком сообщении по ключевым проблемам воспитания в рамках проблемной области семьеведение я обозначу лишь некоторые тезисы, важные, на мой взгляд, в этой проблеме.
Первое. Начну с главного. По аналогии с известной формулой бл. Августина: Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своем, я предлагаю в нашем случае, при обсуждении заявленной проблемы поставить на первое место Человека – во всей полноте его бытия в этом и Ином мире. Тогда все другие содержания, связанные со становлением собственно человеческого в человеке, обретут свое место, свой смысл, свое назначение. В том числе, и такие реалии, как образование человека, воспитание человека, его взросление в пространстве образования.
Видеозапись выступления на конференции:
Замечу, что именно в советских философско-психологических исследованиях было сформулировано фундаментальное положение: Образование – есть всеобщая, культурно-историческая форма становления сущностных сил человека, его базовых способностей, образа человеческого в пространстве культуры и времени истории.
Это базовая парадигма, но по жизни она конкретизируется возрастной стратификацией любого общества, в том числе – и нашего. А значит, смыслы, цели, задачи, способы и условия становления человеческого в человеке определяются главным: а в каком возрастном пространстве и какие конкретно возрастные задачи развитиянаших детей, подростков, юношества могут и должны решаться средствами образования?
Я иногда говорю при встрече с педагогами: «Коллеги, вы пришли сюда – в детский сад, школу, колледж – решать не своиузко профессиональные задачи, а пришли решать ихзадачи – задачи ваших воспитанников; решать задачи их возрастания в меру тех Даров, с которыми они пришли в этот Мир и на Встречу с вами. И конкретный предмет вашей профессиональной деятельности есть только средство этого возрастания. Если вы этого не делаете – вы не педагоги, в переводе на русский не дето-водители, вы предмето-датели. Некоторые коллеги – не обижаются, а задумываются.
Второе. Надо сказать, что в любом месте жизненного пространства, где происходит встреча взрослого и ребенка (даже случайная) сразу же возникает педагогическая (образовательная) ситуация. Поэтому, долгое время подлинным субъектом образования является не отдельный ребенок, не отдельный ученик и не отдельный учитель, а детско-взрослая образовательная общность.
Такие встречи людей, встречи взрослых и детей могут оказаться, буквально – Сретеньем, что в переводе со старославянского означает: Нечаянная Радость и Счастливый случай. В этом смысле – действительное становление и наращивание потенциала человечности в человеке – это и есть нечаянная Радость для всех нас: родителей, наставников, общества в целом.
Скажу еще раз, наша профессиональная педагогическая деятельность во всем ее многообразии – это средство, это помощь в том, чтобы случился такой Счастливый случай в нашей Встрече с нашими Чадами. Если это чудо произойдет, то случится и все другое – освоение новых знаний, становление нужных компетенций, базовых способностей. Но произойдет и самое главное: произойдет становление личности человеческой. Так как, по известному православному определению: личность человека – это его бытие в общности, в живом общении с Другим, а мы знаем, что предельные инстанции Другости – это Вышний и ближний.
Я бы сказал коротко: научитесь встречаться не просто с воспитанником, с обучающимся, а прежде всего, с ближним, и, конечно же, в совместности с Господом Богом. Это трудно, но это единственное, что спасет нашу общую человечность.
В теме «Семьеведение» одной из ключевых категорий является понятие взросление каждого из нас, которое необходимо рассматривать в контексте встреч Мира Детства и Мира Взрослости. Взрослый (вне зависимости от его паспортных данных) – это человек, способный взять на себя ответственность за старых и малых, за сирых и слабых.В слове ответственность запечатлено корневое слово ответ, а именно – наш ответ на призыв Вышнего и ближнего. Но чтобы случилось подобное чудо, мало услышать этот призыв необходимы, как минимум, две особые фундаментальные способности: это способность человека к самостоянию, которое можно раскрыть в таких душевно-духовных силах, как терпение, смирение, мужество.Только в этом случае мы сможем правильно понять и принять великие слова А.С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его!» И еще одна важнейшая способность – это духовная зрячесть, способность к различениюДоброго и лукавого. Именно «лукавого», а не просто «злого», ибо за каждым конкретным злом прячется вполне конкретный лукавый.
Вот такая триада – самостоянье, духовная зрячесть и ответственность составляют сущностное содержание взрослости. И именно эти способности подлинной человечности в человеке должны стать главным смыслом, главной заботой и главным целевым ориентиром и семейного, и общественного, и государственного образования.
Теперь третий и последний тезис. Современная цивилизация целенаправленно блокирует процессы взросления подрастающих поколений: во-первых, все нарастающей (почти тотальной) инфантилизацией – задержек в развитии наших детей, подростков, молодых людей (прежде всего, за счет снятия с них той самой ответственности, а также – лишения их не то что способности, а самой возможности к самостоянию). И во-вторых, такая блокировка осуществляется с помощью многообразных средств «растления малолетних» (интеллектуального, нравственного, психофизиологического и др.; достаточно вспомнить несчастную девочку, которая по вожделениям сумасшедшего отца в 9 лет должна была стать студенткой психологического факультета). Такая блокировка взросления обеспечивается культивированием духовной слепоты, толерантности к злу, неправде, предательству. Вообще должен сказать: всякая задержка развития – это инфантилизация, всякая принудительная акселерация, ускорение развития – это растление.
Наибольший вклад в блокировку взросления и наибольшую деструкцию его процессов сегодня вносит погружение в виртуальный мир человеческих сообществ – детских, молодежных, взрослых. В них исчезают живое общение, личные отношения, которые требуют не фиктивного душевного труда. В массе своей – они подменяются обменом мусорной информацией и «ярмаркой тщеславия». Так называемые социальные сети растворяют, диссоциируют живую социальную ткань любых человеческих общностей, дробят их на отдельные, самодостаточные особи-атомы. Это уже не общности, не сообщества, это скопища индивидов (например, фанаты), это рой человеческих индивидуумов (всякая толпа) или, говоря словами философа А. Зиновьева – это «человейники».
Мировая паутина – это не место Встречи, не место Сретенья живых людей. Это место, я бы сказал, погибели «мухи» при столкновении с «пауком», который живет в соцсетях. Уважаемые взрослые, неужели, это до сих пор непонятно? А нужно-то совсем немного и рецепт один, и он же инструмент разоблачения навалившихся на нас соблазнов и искушений цифровой цивилизации: не превращайте техническое средство (цифру, сеть, искусственный интеллект и т.п.) в цель, ценность и смысл бытия человека. И тогда – не случится его расчеловечивания!
22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...
2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...
9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network.
10 февраля 2024 г.
...Эти три сестры, имели такую крепкую веру в Бога, что не устрашились угроз мучителей, не пожалели своей юности и пострадали за Христа. Они отдали тленную жизнь, чтобы на Небе воспринять нетленную. Теперь они блаженствуют в Царстве вечного света...