Общие проблемы и вопросы | Образование и наука ...Возможно ли не ошибиться в выборе? Разве может существовать универсальный критерий, позволяющий всегда отличить истину от заблуждения, правду от лжи? Или он всё же есть, данный нам свыше?
Мы слышим спор. Перед нами разные суждения об одних и тех же вещах, различные подходы к оценке явлений, к решению проблем. Мы тянемся к знанию, к постижению истины, но иногда становимся свидетелями споров о материях и учениях, в которых мы не являемся специалистами, но которые, тем не менее, нас интересуют и волнуют. И вот мы, жаждущие света истины, вдруг оказываемся перед двумя путями, ведущими в разные стороны, и не знаем, какой из них выбрать. Каждый из спорящих уверен в своей правоте и по-своему убедителен, но мы понимаем (хорошо, если понимаем!), что нельзя согласиться сразу с обоими; между ними – неразрешимые противоречия, пропасть; их суждения – гибель одно другому. И мы приходим в смятение – как нам быть? Значит, нужно делать выбор и определять, куда нам: направо или налево.
К счастью, так бывает нечасто. Обычно мы обходим неразрешимые противоречия или вовсе их не замечаем, ещё чаще они к нам имеют столь малое отношение, что мы не только не знаем ответов, но не видим или не понимаем и самих вопросов. И всё же такое случается, часто – в политике, в образовании, и тогда нас всё же настигает необходимость решать: с кем мы? Возможно ли не ошибиться в выборе? Ведь не может же быть универсального критерия, позволяющего всегда отличить истину от заблуждения, правду от лжи!
И всё же такой критерий есть. Критерий безошибочный и безупречный, критерий, данный нам свыше. И вот одна история, которая может проиллюстрировать это суждение...
***
Несколько лет назад в Москве проходила научная педагогическая конференция. Большой актовый зал гостиницы «Даниловская» был полон. Собрались в основном не новички в образовании – педагоги школ, колледжей, вузов, не только москвичи, было много приезжих. Но необычной для большинства присутствующих была тема: «Проблемы девического воспитания по святоотеческому учению». О таких материях в светских образовательных учреждениях говорят нечасто, если говорят вообще. Люди с интересом ждали начала. И заседание началось двумя докладами. Один – от организаторов конференции, с ним выступила руководитель известного православного образовательного учреждения. С другим выступил гость, авторитетный учёный, заслуженный специалист. Первый доклад участники слушали затаив дыхание. Во время второго зал то и дело взрывался овациями и шумом одобрительных возгласов. В первом шла речь о древней традиции, о высоких образцах духовного совершенства, которые должны быть маяками и сейчас. Второй докладчик говорил о реалиях нынешнего времени, не позволяющих терять время на воспоминания о давно минувших днях, и не оставил камня на камне от идей первого доклада. Первый докладчик был негромок, спокоен и приветлив, второй – выступал ярко, напористо и безжалостно. Первое выступление вызвало у многих удивление и задумчивость, второе – бурный восторг. И лишь немногие, наверное, сразу увидели глубокую пропасть между позициями, подходами выступавших. И далеко не всем было ясно, что перед ними альтернатива, выбор, и нужно определяться прямо сейчас, с кем ты. Вроде бы и первый говорил интересно, хоть и очень уж непривычно, и второй – ясно, понятно и увлекательно. Как решить, кто прав, если мы не очень хорошо понимаем, о чём идет речь?
***
Самый лучший индикатор истины – человеческое сердце, которое чутко отзывается на доброту и холодность, на приветливость и неприязнь. Разве можно спутать любовь и ненависть? Если от одних слов согревается сердце, а другие сулят пользу кошельку – какие слова мы примем за истину? Иногда ох как не хочется делать такой выбор! Но каждый раз, когда он встаёт перед нами, нам приходится решать, что для нас важнее: временное или вечное? Сиюминутная выгода или сокровище на небесах, куда мы не унесём ни деньги, ни власть, ни даже телесное здоровье… И если всякий раз мы решаем для себя эту альтернативу в пользу вечного, то в любом споре истина для нас будет там, где любовь. К Богу, к людям, к мирозданию. Не важно, о чём идет речь: о воспитании, искусстве или об арифметике, которая, может быть, нелегко давалась нам в школе, но теперь мы, люди взрослые, не видим ли, с какой любовью таблица умножения описывает взаимоотношения материальных предметов? Если мы в беседе, на лекции, на митинге слышим сколь угодно разумные, логичные, убедительные слова, но не чувствуем в них изливающейся на нас любви – можно не задумываясь отвернуться, забыть их, выбросить из памяти – они не принесут нам добра. Вспомним великий гимн любви святого апостола Павла. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1Кор, 12). Любовь – это абсолютный признак истины, это высшее Божественное свойство, которое единственно наполняет великим смыслом и слова, и поступки, и помыслы. Без неё всё пусто, бессмысленно и бесполезно, и об этом нужно крепко помнить, приступая к любому делу. Нет счастья человеку в богатстве, власти, славе, наслаждениях, успехах и радостях, если всё это не освящается и не облагораживается бескорыстной, жертвенной любовью.
Каждый наш поступок, каждое дело, всякое сказанное слово должно быть продиктовано любовью к тем, ради которых делается или говорится. Иначе ни говорить, ни делать ничего не стоит.
В той конференции, которая проходила в «Даниловской», наверное, надёжнее всего истину от информационного шума можно было отличить по этому признаку. В первом докладе было много непривычного и несовременного, но и неизъяснимо притягательного. Во втором докладе была сила, но не было любви; была железная логика, непробиваемая уверенность в своей непогрешимости, правоте. А ещё небезуспешное стремление доказать своё безусловное превосходство над оппонентами. Любви ни к оппонентам, ни к слушателям, ни к кому-либо вообще там не было. Чему же тогда мы аплодировали? И испытывали ли мы боль утраты, стоя перед безобразно перепаханным тяжелой артиллерией полем, на котором первый докладчик совсем недавно с такой любовью старался насадить нежные и уязвимые цветы разумного, доброго, вечного?
Впрочем, большой трагедии не случилось. Конференция продолжила работу, а сердитый многозаслуженный корифей через полчаса не выдержал и, совершив символическое плюновение в пол, исчез, напоследок грохнув дверью. Всё встало на свои места. Любовь безошибочно указала Истину…
Источник: Вера и Время
|