Образование и наука | Московский Патриархат Владимир Легойда о проблемах образования, о главных задачах образовательного процесса
18 сентября 2016 г.
В рамках новой постоянной рубрики в программе «Наша страна» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО Владимир Романович Легойда делится своей точкой зрения на задачи, стоящие перед российским образованием после назначения на пост главы профильного ведомства Ольги Васильевой
***
В сентябре нельзя не говорить об образовании. Нет, я сейчас не о назначении нового министра - о более общих вещах.
«Предложение выражает законченную мысль»,
- так нас учили в школе.
Современные школьники предложениями, увы, не говорят. В лучшем случае - незаконченными.
Другой афоризм, который я также запомнил со школьной скамьи:
«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».
В изложении мыслей, с которыми я сталкиваюсь у студентов младших курсов, о ясности говорить не приходится.
Еще одно «замечательное» следствие реформ - неумение аргументировать. Просишь на экзамене: «Обоснуйте». Ответ: «А это моя точка зрения!» Объясняешь, что фраза эта сама по себе аргументом не является, что нужны факты, доказательства, умение анализировать... В ответ - обида.
Невольно вспоминается «Мастер и Маргарита»:
«- Дайте нарзану, - попросил Берлиоз.
- Нарзану нету, - ответила женщина в будочке и почему-то обиделась».
Впрочем, довольно критики. Еще одно правило, усвоенное мною со школьных времен: критикуя - предлагай.
Предложения следующие:
Первое. Необходимо вернуть русскому языку и литературе то место, которое они занимали в учебном процессе до начала нынешних преобразований в школе. Нельзя жаловаться, что дети не успевают прочесть важнейшие произведения русской классики, если на это в программе просто не выделено достаточного количества часов.
Второе. Вариативность в преподавании литературы должна соседствовать с обязательным списком произведений, который должен стать результатом широкого обсуждения и общественного консенсуса. Иначе все мы будем говорить на разных языках, хотя и будет казаться, что на одном.
Третье. ЕГЭ должен включать в себя не только тестовые задания, но и другие, связанные в первую очередь с умением внятно излагать чужие и свои мысли, аргументировать и анализировать разные точки зрения.
Четвертое. Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Поэтому профессия учителя должна стать уважаемой и престижной. Необходимо, чтобы учитель был обеспечен в материальном и защищен в социальном плане. Необходимо, чтобы школьная система оставляла простор для творчества, а не заставляла учителя заполнять кучу разных и ненужных форм отчетности. Важно снимать фильмы и делать программы про учителей. В общем - социальный заказ телевидению, кино и масс-медиа...
Пятое. Подготовка учителей. Необходимо пересмотреть и усовершенствовать программы в оставшихся педагогических вузах (их количество было относительно недавно сокращено примерно в пять раз). Значит, это уменьшенное количество должно с неизбежностью перейти в качество.
Задачи сложные. Но подъемные. Очень надеюсь, что свою лепту в их решение внесет и недавно воссозданное Общество русской словесности, которое весной этого года возглавил Патриарх Кирилл.
А новому министру я желаю всяческих успехов и умных помощников. Уверен, у нее всё получится.
Владимир Легойда
Источник: Телеканал «Царьград»
18 сентября 2016 г.
Источник: Православие.ru
|