Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

19 марта 2011 года в городе Вюрцбург (Германия) председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион принял участие в IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь»

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

20 марта 2011

Личная позиция | Московский Патриархат | Зарубежные новости


 

Православно-католические отношения: 20 лет после падения Берлинской стены. Выступление на IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь»

Выступление председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона на IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь» 19 марта 2011 года


Митрополит Иларион на IV Международном конгрессе «Место встречи ― Вселенская Церковь», 19.03.2011

За последние 20 лет отношения между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью прошли серьезные испытания, обусловленные новой политической ситуацией. Падение Берлинской стены в 1989 году символизировало конец противостояния двух социально-политических систем и начало формирования единого европейского пространства. Новые процессы не могли не отразиться на жизни Церквей, обнажив давние противоречия между православием и католичеством и одновременно поставив новые задачи, потребовавшие совместного поиска их решения.

Богословский диалог между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, начатый в рамках Смешанной международной комиссии в 1979 году, согласно его программе, должен был «отправляться от элементов, которые объединяют Православную и Римско-Католическую Церкви» с тем, чтобы развиваться в положительном ключе. Как отмечали составители программы диалога, «можно надеяться, что таким образом станет возможно последовательно и преемственно устранить определенные препятствия, которые противостоят возобновлению совместной жизни двух наших Церквей». В период с 1980 по 1988 годы работа Смешанной комиссии была действительно посвящена последовательному разбору вопросов таинств и сакраментальной природы Церкви. Хотя изучение данных вопросов проходило еще в достаточно спокойной атмосфере и напоминало скорее академическое исследование, уже на первых этапах диалога вскрылось противоречие между православной «евхаристической экклезиологией», сосредоточенной на понятии Поместной Церкви, и католической экклезиологией, носящей универсалистский характер.

Начавшиеся в конце 80-х годов в Восточной Европе бурные политические процессы перевели православно-католический диалог в плоскость реальной жизни. Возрождение структур греко-католических Церквей на Украине и странах Восточной Европы (например, Румынии), которое сопровождалось открытым конфликтом с православными, силовым захватом храмов, насилием против священников, вновь со всей очевидностью поставило вопрос об исторической проблеме в православно-католических отношениях ― униатизме. Тесно была связана с ней и вторая основная проблема в наших отношениях ― проблема прозелитизма. С провозглашением в бывшем Советском Союзе свободы совести и религии со стороны некоторых католических структур, движений, монашеских орденов наблюдалась тенденция воспринимать Россию как свободное миссионерское поле для проповеди и обращения в католичество.

Таким образом, новая политическая ситуация со всей очевидностью и остротой проявила те различия в понимании природы Вселенской и Поместной Церкви и церковной миссии, которые до тех пор лишь теоретически затрагивались в православно-католическом диалоге. Не получилось того «последовательного и преемственного» рассмотрения богословских вопросов, которого хотели составители программы Смешанной комиссии. Новая ситуация заставила говорить не о том, что объединяет Православную Церковь и Римско-Католическую Церковь, а скорее о том, что их разъединяет.

Вместе с тем, обсуждение наших различий проходило и проходит на качественно ином уровне, нежели это было ранее, то есть до Второго Ватиканского собора. С обеих сторон есть стремление к конструктивному диалогу и совместному поиску решений проблем, по сути являющихся наследием веков разделения и взаимной вражды между Востоком и Западом. Новым достижением на пути к взаимопониманию стал документ Смешанной богословской комиссии «Униатство как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем» (Баламанд, 1993), в котором представители Православной Церкви и, что еще более важно, Римско-Католической Церкви согласились, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, поскольку в течение истории способствовала только еще большему разделению между Церквами. И хотя сам документ не положил конец продолжающемуся, например, на Украине конфликту между верующими Московского Патриархата и греко-католиками, он, тем не менее, свидетельствует о существенном изменении отношения Римско-Католической Церкви к Православию, а кроме того, осуждает любые формы прозелитизма и предлагает практические рекомендации по преодолению конфликта.

В Юбилейном 2000 году, когда Католической Церковью была опубликована декларация Dominus Iesus, Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял документ, озаглавленный «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию». Между двумя документами можно провести содержательную параллель: как Католическая Церковь в Dominus Iesus, так и Православная Церковь в «Основных принципах» рассматривают себя в качестве истинной Церкви Христовой, обладающей полнотой Божественной благодати и средств спасения. В то же время, ни Католическая Церковь, ни Русская Православная Церковь не отрицают присутствия элементов спасительной благодати в христианских некатолических или неправославных общинах. В «Основных принципах» содержится важнейшее с этой точки зрения положение: «Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений». Признание наличия апостольского преемства предполагает и определенный поведенческий стандарт в отношении католиков со стороны православных, и, естественно, в отношении православных со стороны католиков.

Наличие доброй воли с обеих сторон помогло достичь реальных позитивных результатов в нормализации православно-католических отношений в последние годы. Особенно значительные сдвиги в этом направлении наметились после избрания в 2005 году Папы Бенедикта XVI, хорошо знакомого с Православной Церковью. Сегодня, например, мы уже не наблюдаем той агрессивной прозелитической деятельности католиков на нашей территории, что имела место в начале 90-х. О стремлении к сотрудничеству с Православной Церковью в Римско-Католической Церкви говорят и представители высшего руководства, и рядовые приходы, движения и монашеские общины. Это имеет важное практическое измерение.

После довольно продолжительного перерыва нам удалось вернуться к богословскому диалогу и приступить к рассмотрению, может быть, центрального для двух Церквей вопроса ― роли Римского епископа в церковном общении первого тысячелетия. После двух пленарных встреч на эту тему стало ясно, что ее непредвзятое и детальное изучение потребует еще длительного времени.

Между тем, православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, структурно не являясь единой Церковью, при всех богословских и экклезиологических разногласиях, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно ответить на вызовы современности.

Я называю эту форму взаимодействия «стратегическим альянсом» между Православной Церковью и Католической Церковью. Речь идет о том, что мы вместе можем способствовать утверждению в общественном сознании традиционных христианских представлений о семье, нерасторжимости брака, воспитании детей, ценности человеческой жизни от зачатия до смерти. В современном секулярном мире эти понятия подвергаются радикальному переосмыслению, сегодня только православные и католики защищают традиционный семейный уклад.

Если вы сравните, например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000), где говорится об очень многих нравственных и социальных вопросах, с Катехизисом Католической Церкви, то практически везде вы увидите совпадение позиций. Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности. Рад, что в этом направлении уже осуществляется конкретная совместная работа. Так, с 2008 года по инициативе Русской Церкви и в сотрудничестве с Советом епископских конференций Европы проводятся православно-католические форумы, представляющие единую позицию наших Церквей по актуальным вопросам современности.

Другим важнейшим, приобретающим все большую актуальность направлением нашего возможного взаимодействия является защита христиан от дискриминации. Как справедливо отметил в своем новогоднем послании Папа Бенедикт XVI, в настоящее время христиане являются религиозной группой, которая подвергается наибольшим гонениям из-за своей веры. К сожалению, речь уже идет не только о странах, где христиане составляют меньшинство, но зачастую и о странах с древними и глубокими христианскими традициями. Некоторые государства Западной Европы пытаются ограничить проявления христианской веры в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. В подобной ситуации от православных и католиков требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и отстаиванию христианской традиции европейской культуры. В случае с решением Европейского суда по делу «Лаутси против Италии» о недопустимости присутствия распятий в итальянских школах (ноябрь 2009 года) такая солидарность была проявлена и привела к конкретным результатам. Московский Патриархат поддержал протест Римско-Католической Церкви против данного решения. Российская Федерация выступила в поддержку апелляции, которую правительство Итальянской Республики подало в Большую палату Европейского суда. Апелляцию поддержал и ряд других европейских государств, в том числе благодаря активной позиции, занятой христианами этих стран по данному вопросу.

В европейских странах католической традиции верующие все чаще занимают активную гражданскую позицию, отстаивая свои права. Так, манифестации против дискриминации христиан прошли 7 марта в Загребе, а 12 марта во Франкфурте. Полагаю, что ситуация в Европе будет во многом определять степень эффективности, с которой Церкви смогут влиять на положение христиан в странах, где они составляют меньшинство. Европейские государства традиционно защищали интересы христиан, например, на Ближнем Востоке или в дальневосточной Азии. Самыми неблагополучными регионами являются Ирак ― страну уже покинула половина христианского населения, Египет, Индия, Пакистан, Индонезия. Средства массовой информации сообщают о том, что в конце 2010 ― начале 2011 года в Иране с целью запугивания и репрессий в отношении христианской общины прокатилась волна арестов и десятки невинных людей до сих пор находятся в тюрьмах. Поступают тревожные сигналы из Эфиопии, где 7 марта были разрушены 59 христианских церквей и 28 домов мирных жителей.

В данных обстоятельствах нельзя не поддержать резолюцию, принятую Европейским Парламентом 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы», а также заявление Комитета министров иностранных дел ЕС от 22 февраля, выражающее «беспокойство возрастающим числом проявлений нетерпимости и дискриминации по отношению к религиозным меньшинствам, которые проявляются, в частности, в насилии и нападении на христиан». Во многом решения Европарламента и Комитета министров иностранных дел ЕС стали результатом активной деятельности христианских Церквей в этом направлении. Большое значение имел также призыв объединенного комитета Конференции европейских Церквей (КЕЦ), включающей представителей Православных Церквей и протестантских деноминаций, и католического Совета епископских конференций Европы (СЕКЕ) от 20 февраля, обращенный к руководству Евросоюза с требованием осудить дискриминацию христиан в различных странах мира.

Православным и католикам сегодня необходимо воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников в деле защиты прав христиан. У нас общее поле миссионерской деятельности ― современная Европа, утратившая свои религиозные, нравственные и культурные корни. От наших совместных усилий зависит будущее христианства в третьем тысячелетии.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

20.03.2011

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024