Слово митрополита Илариона в день памяти святого апостола и евангелиста Луки по окончании Божественной литургии в храме на Большой Ордынке 31 октября 2010 года
Сегодня в евангельском чтении мы слышали притчу Господню о сеятеле и семени, напоминающую, что каждый из нас должен быть сеятелем, внимательным слушателем и исполнителем слова Божия. Человек приходит в этот мир, чтобы сеять добро. От того, какие семена мы разбрасываем вокруг себя, зависят плоды нашей жизни. Господь привел нас в Церковь, чтобы мы слышали слово Божие и были Его помощниками в распространении слова по всей земле – сеятелями. Жизнь только тогда имеет ценность, когда она приносит плоды. Бесплодный человек не выполняет своего предназначения. Христианин, член Церкви Христовой, не являющийся сеятелем слова Божия, не выполняет то, к чему призывает его Господь.
Некоторые люди подобны каменистой почве: семя слова Божия посеено в их сердцах, но не имеет корня, поэтому не прорастает. Нередко эти люди, считающие себя православными, внешне исполняющие обряды, не имеют корня, то есть твердого основания веры, и слово Божие остается в них тщетным. Они воспринимают слово Господне, но тернии забот, земных скорбей и нужд не дают прорасти этому слову. Они говорят: «Если бы способствовали обстоятельства, то и я был бы добрым сеятелем; но у меня скорби, заботы, не хватает средств к существованию, все время уходит на заботу о завтрашнем дне». У них не хватает сил и возможностей для того, чтобы взращивать в себе слово Божие. Это те слушающие, «к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8.12). Часто человек говорит себе: «Я постараюсь исправить ту или иную дурную привычку, отказаться от нее». А потом диавол ему нашептывает: «А зачем тебе отказываться от нее, разве это необходимо? Многие вокруг тебя живут также, и ничего плохого не происходит». И человек под влиянием этого постороннего и потустороннего голоса отказывается от своего благого намерения и в своей духовной жизни не идет вперед, но топчется на месте.
И только люди, подобные плодородной почве, взращивают в себе семя слова Божия, и оно приносит тридцатикратный, шестидесятикратный и стократный плод. Они понимают, зачем пришли на эту землю, зачем Господь привел их в Церковь. Понимают, что каждый день жизни, данной Богом, не должен быть прожит напрасно. Такой человек может принести очень большой плод. Мы знаем, как трудами одного человека могли духовно питаться тысячи и миллионы людей; могли жить целые поколения людей.
Недавно мне пришлось посетить Японию, где трудами одного человека – равноапостольного Николая Японского – была создана Православная Церковь. Когда он приехал в Японию, там не было ни одного православного человека, а когда спустя пятьдесят лет он покидал этот мир, в Японии было тридцать тысяч православных верующих, по всей стране было двести храмов. Конечно, он трудился над этим не в одиночку, у него были помощники, но ведь этих помощников он воспитывал и взращивал сам, делая из них не только слушателей, но и сеятелей слова Божия. И до сих пор, спустя почти сто лет после его кончины, Японская Православная Церковь живет и развивается, и состоит она из потомков тех людей, которых крестил и просветил святой равноапостольный Николай. Это означает, что одному человеку под силу совершать большие дела, миссионерские подвиги, быть добрым сеятелем слова Божия. Каждый из нас в меру своих сил может и должен совершать такое делание на ниве Божией.
Господь говорит нам, что «жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10.2). Вокруг каждого христианина лежит такое невозделанное поле. Эта почва иногда добрая, иногда каменистая; на ней могут расти тернии, а иногда птицы могут склевать посеянное нами… но мы должны сеять слово Божие, быть добрым примером для окружающих; должны помнить, что Господь призвал нас посеять семя, которое или при нашей жизни, или после смерти прорастет и принесет тридцатикратный, шестидесятикратный или стократный плод.
Источник: Служба коммуникации ОВЦС
|