Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Размышления о месте и роли техники и технологии в жизни человека.

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Дорофеев Геннадий Кузьмич /Автор и редактор интернет-портала «Вера и Время»

22 мая 2010

Личная позиция | Общие проблемы и вопросы


 

«Нужен ли православным Интернет?»


«Не вредно ли православному христианину работать с компьютером, пользоваться Интернетом? Ведь эти и другие технические изобретения несут человеку столько соблазнов, искушений, столько лишней информации…»

Из письма.

 

Мысли, подобные той, которую выразил автор письма, высказываются часто – в разговорах, в теле- и радиопередачах, даже в самом Интернете, на сайтах и в блогах. Как ни удивительно это прозвучит, но однажды о том, как спокойно и безмятежно жилось раньше, когда не было компьютеров, говорил на Интернет-секции Рождественских чтений настоятель монастыря, представлявший там сайт своей обители... Кстати, сайт очень интересный. Нужно ли, можно ли, полезно ли нам приобщаться к культуре современного техногенного общества, вливаться в него, становиться его частью? Зачем нам это? Ведь если мы верим, что главная (может быть, и единственная) цель нашей жизни – спасение души для вечной жизни с Богом, то нам непременно нужно решить для себя, приближает ли так увлекающая нас техническая и технологическая культура к этой цели, или, напротив, отдаляет? Что есть яд и что есть лекарство? Попробуем и мы поразмышлять об этой проблеме и найти свой ответ на вечный вопрос. Но сначала вспомним одну детскую историю…

 

…Жили два мальчика, два друга, Серёжа и Дима. Дружили они давно, почти всю свою, пока еще не очень долгую, жизнь. Жили они по соседству и много времени проводили вместе, делали уроки, играли, рассказывали разные истории – иногда настоящие, а часто – придуманные; им никогда не было скучно вместе. В общем, они были хорошими друзьями, хоть во многом и не похожими. Сережа был светловолосым, худеньким и высоким, очень подвижным, всегда готов был рассмеяться, всегда готов был помочь товарищу, лёгок был на выдумку, любил побегать, не прочь был и поозорничать, правда, в меру. Хорошо учился в школе, занимался в спортивной секции, с удовольствием участвовал в художественной самодеятельности, рисовал и даже немного писал для стенгазеты. И друзей у него было много, но Дима был главным и самым любимым.

А Дима был темноволосым и кареглазым. Он тоже хорошо учился, много читал и любил пофантазировать. Но в секциях не занимался, и никогда не бегал, и в самодеятельности не участвовал, и друзей у него, кроме Сережи, не было. А роста он был… Никто не знал, какого он был роста. Потому что Дима не мог ходить и даже стоять не мог. Он был инвалидом с рождения и ездил в коляске с большими колесами, которые нужно было крутить руками. Он никогда не жаловался, не капризничал, не плакал. И, когда выезжал на прогулку с мамой, папой или своим единственным другом Серёжей, очень любил смотреть на бегающих, прыгающих, резвящихся детей и всегда улыбался радостно и чуть-чуть печально. Наверное, ему тоже хотелось встать на свои ноги, побегать или помчаться на велосипеде; наверное, он думал, как это здорово и приятно… Но Дима знал, что никогда не сможет делать это, и он просто тихо радовался тому, что другие ребята – могут, что они здоровы и оттого счастливы.

История эта случилась давно; но могла случиться в любом месте и в любое время; дело не в сроках и географии. Добрые люди есть везде, любящие сердца можно встретить в любых странах, среди любых народов. И Серёжа с Димой были настоящими добрыми друзьями и по-настоящему любили друг друга. Серёжа любил Диму за то, что тот был всегда спокоен, уступчив и ласков, никогда не спорил, всегда готов был выслушать и дать хороший совет. А главное – за то, что Диме нужна была его помощь и забота, и принимал он их от друга радостно и с благодарностью. А Дима любил Серёжу за то, что тот всегда готов был оставить весёлые и шумные игры со сверстниками и часами мог сидеть у своего больного друга или возить его в коляске по дорожкам соседнего парка. Они оба любили это время и подолгу беседовали обо всем, и фантазировали, и вместе сочиняли удивительные истории про людей, зверей, путешествия и приключения, и в историях этих они оба были здоровы и сильны, ходили в походы и лазили по горам, летали в неведомые страны и в космические экспедиции. Скажу снова – они были хорошими друзьями.

Но однажды что-то произошло. Придя домой после школы, Серёжа пообедал и, поскольку секции в этот день у него не было, по обыкновению пошел к Диме, чтобы вместе сделать уроки и сочинить новую историю. И застал в доме своего друга весёлое оживление. Дома были и мама, и папа, и еще двое незнакомых людей. Старая Димина коляска, тяжелая, скрипучая и некрасивая, стояла в коридоре, сам Дима сидел в кресле, а рядом с ним стояла… Нет, это никак нельзя было назвать инвалидной коляской! Это был фантастический вездеход, транспорт для марсианских прогулок, мечта исследователя неведомых планет! Яркая и красивая, небольшие широкие колеса, удобное сиденье с высокой изогнутой спинкой, которую можно наклонить, как хочется, привязные ремни с блестящими пряжками, фары впереди и разноцветные фонари сзади и по бокам, откидной столик, на котором можно и рисовать, и писать, и завтракать. Под сиденьем - настоящий электрический двигатель с большим аккумулятором, на подлокотнике справа пульт управления со множеством кнопок и большим цветным дисплеем, и слева тоже какие-то клавиши и рукоятки… Были ещё два рычага по бокам, чтобы ездить с помощью рук, но на них Серёжа уже не смотрел. Новое и незнакомое чувство охватило его. Он смотрел на радостного друга и почти не видел, словно скрывала его какая-то багровая пелена; он слушал голос Димы, рассказывающего, как и почему оказалось в доме это чудо, и почти не слышал его сквозь непонятный звон в ушах. Что происходило с ним? Надо бы порадоваться вместе с другом, помочь тому освоить новый транспорт, но Серёже почему-то было не до радости. Сам не понимая, что он делает, он торопливо проговорил, что спешит, что у него сегодня важные дела, не до игр и разговоров, и поспешно ушел. На пороге он больно ударился плечом о дверной косяк, потом споткнулся на ровной площадке, едва не слетел кувырком по лестнице, и, наконец, выйдя из подъезда, выронил на землю портфель, из которого прямо в лужу выпали две тетрадки, книга и целая россыпь ручек и карандашей. Кое-как собрав и обтерев потерянное, Серёжа почти бегом добрался до парка, а потом до самого вечера то сидел на скамейке, то грустно бродил по дорожкам и аллеям, где так часто возил своего друга в старой скрипучей коляске. Уроки в этот день так и остались не сделанными. Ему было больно и горько, он думал о том, что теперь не нужна его помощь другу, не нужно его возить, помогать, опекать. Еще потому, что он понимал: ведь его больной и слабый друг совсем не хуже его самого, Дима такой же умный, начитанный, увлеченный. Ему не хватало только ног. И вот теперь у него появилось ЭТО! Теперь Серёжа не нужен ему так, как раньше, теперь ему проще будет жить. Но главное, кажется, было даже не в этом. С чувством острой, пронзительной обиды и даже боли Серёжа понимал, что у него-то никогда не будет такого вездехода! Никогда он не сможет сесть в это роскошное кресло и покатить по дороге под восхищенными взглядами мальчишек и девчонок, нажимая разноцветные клавиши и поворачивая рычаги управления! Ему никто не даст такую машину! Никогда, никогда он не простит этого Диме, никогда, никогда больше не будет у него друга! Он вернулся домой поздно, и ни в этот вечер, ни назавтра, ни в последующие дни, ни с кем не хотел разговаривать, тяжело переживая свою обиду.

Так в это доброе и великодушное детское сердце проникла зависть, и такие разрушения произвела она в нём…

А Дима весь день провел дома и делал то, чего не делал никогда: он плакал. Плакал почти без слов и почти без слез, потому, что, хоть и был мальчиком и инвалидом, но имел душу настоящего мужчины; он не хотел расстраивать маму и не хотел быть неблагодарным к людям, которые привезли ему такой замечательный и дорогой подарок. Он понял всё – что случилось с Серёжей, отчего тот так поспешно ушел, и какие мысли и чувства терзают его сейчас. Дима так и не сел в этот день в новую самоходную коляску, а встревоженной маме сказал, что просто хочет сперва привыкнуть к ней. И в старую коляску не садился тоже, весь вечер так и провел в большом кресле, укрытый по пояс тёплым мягким пледом.

 

Вот такая случилась печальная история. Было это давно, даже не припомню, когда и где. Да это не так уж важно. Важно то, что это было, и не раз с людьми происходили похожие истории. И если хорошенько покопаться в памяти, каждый, наверное, припомнит что-то подобное. А если задуматься еще глубже, возможно, некоторые из нас узнают себя в Серёже или в Диме. И не будем поспешно судить или, тем более, осуждать кого-то. Отчего вдруг нам вспомнилась эта история, вроде бы начинали мы разговор совсем о другом? Но нет, об этом самом. Ситуация парадоксальная, нелепая ситуация: здоровый и счастливый человек позавидовал больному и обделённому судьбой.

В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова есть несколько мест, где автор от лица Премудрости Божией говорит: не приемлю это, и другое, и третье. Надменного нищего. Лживого богача. Старика–прелюбодея. Что здесь общего, почему именно в таком сочетании? Не просто заносчивость, ложь, разврат? Именно в таком сочетании особенно проявляется неестественность, парадоксальность греха. Чем гордиться нищему? Зачем лгать богачу, разве ему нечего есть, нечем кормить семью? Это – нелепо и ничем не оправдывается, ни слабостью здоровья, ни трудными обстоятельствами жизни; это ситуация, когда грех тела, материального бытия человека становится пороком души, который может уйти с ней в вечность, и это – вечная погибель.

Увы, наша история с Серёжей и Димой из того же ряда. Не больной позавидовал здоровому, но, напротив, здоровый позавидовал больному. Что здоровому мальчику инвалидная коляска, даже самая красивая и совершенная? Что дает она ему такого, чего не мог бы он сделать своими силами при своем здоровье? Он ведь и так может ходить, может и бегать, прыгать, плавать, лазить по лестницам и по горам, может танцевать и скакать на лошади. Никакой самый лучший механизм не наделит человека такими способностями! Совсем иное дело – инвалид. Он в своем естественном (конечно же, неестественном!) состоянии может быть лишен очень многого – движения, слуха, зрения… И вот – костыли, коляска, слуховой аппарат, наконец, обычные очки возвращают больному хотя бы часть утраченных способностей. Он обретает возможность хоть как-то двигаться, что-то делать, получше слышать, получше видеть… Разве не естественно, не нормально для больного желать вылечиться, восстановить свое здоровье? Или, если нельзя выздороветь совсем, полностью, то хотя бы отчасти вернуть свойства и возможности потерянного естества? И вот – для больного, инвалида коляска – благо, великое утешение, ибо хоть в какой-то степени возвращает способность движения. Она же для здорового – баловство, игрушка, и, в общем-то – лишний груз, лишняя морока; в ней не залезешь в гору, не поплывешь по воде, не сядешь на лошадь. Зачем она ему, если он не хочет стать инвалидом?

Вот мы и подошли к ответу на вопрос: а нужен ли человеку компьютер, Интернет, сотовый телефон? И, раз уж зашла речь об этих вещах, то надо говорить и о других – автомобилях, самолетах, телевизорах, медицинских приборах и прочих технических творениях цивилизации, которые сопутствуют нам повсеместно.

«Воспомяни, душе моя, вечное житие…». Слова эти из Покаянного канона, которые православный христианин повторяет каждый раз, готовясь к Причастию, призывают вспомнить, как был создан Богом человек, для чего он был создан, кем он был тогда, изначально? И насколько наше нынешнее, больное, немощное состояние соответствует этому первообразу, замыслу Творца о человеке? И вот вспомним мы, что создан человек по образу и подобию Божьему… О как это высоко! Как велико! Как ко многому обязывает! Человек не подвержен был болезням, ему нипочем были огонь и ледяной холод, беспредельные высоты и таинственные глубины, пространство и время. Господь Бог, которого по велению Господа Иисуса Христа мы называем «Отче наш…», создал в человеке своё любимое дитя, своего собеседника и своего со-творца, наделив его божественными дарами и способностями. И дал ему в удел весь мир, чтобы человек продолжал в нем Божественную миссию творения и совершенствования под Божественным началом.

Человек утратил свои Богом данные способности, стал слабым, болезненным и уязвимым. Оказался скованным пространством и временем, оказался заключенным в это пространство-время, как в клетку, как в тюремную камеру или, может быть, как в детский вольер, чтобы в этой своей ограниченности учиться жить по-настоящему…

И все же Господь не унизил падшего человека совсем, не сделал его просто одним из животных на Земле. Но свойства, способности, качества человека, определяющие его богоподобие, оказались умалёнными, пораженными, ослабленными, как у больного, инвалида – по сравнению со здоровым. И вот человек – образ и подобие Божие – с немощью своей остался в мире, ставшим теперь для него жестоким и враждебным. Хотя почему – враждебным? Ведь, наверное, ни одно животное на Земле не считает окружающий мир дурным, злым, недобрым; он для них – просто среда обитания. Животные не думают, не оценивают эту среду, они просто приспосабливаются к ней и в ней живут. Но человек! Будучи слабым и уязвимым телесно, он сохранил память, может быть, на каком-то глубинном, генетическом уровне, о том, что мир когда-то был дан ему во владение, что сам он когда-то был не просто частью его, но хозяином, владыкой для всех тварей, и должен был продолжать творить этот мир, совершенствовать, возделывать его. Даже в своей тяжкой материальной оболочке он сохранил, хотя и в угнетённом, болезненном виде, свои божественные свойства – разум, воображение, фантазию, способность к творчеству, стремление к совершенствованию. И тогда – больной, ослабленный, лишенный изначально присущих его природе свойств, но не забывший о них, человек, сделавшийся, по сути, инвалидом, стал вести себя, как и должно вести себя инвалиду – он начал придумывать себе разнообразные «костыли», искусственные приспособления, которые отчасти возвращали ему потерянные свойства, некогда присущие ему как существу богоподобному, но по сути – сверхъестественные для мира животных. Так, потеряв власть над пространством, небом, утратив способность полета – он стал придумывать колесницы, корабли, велосипеды, автомобили, самолеты, ракеты. Преодолевая враждебность среды, он создавал средства защиты – от просто теплой одежды до глубоководных и космических скафандров. Лишившись способности прямого общения с Богом и близкими, которые далеко, - он придумал почту, потом телеграф, телефон, радио, наконец, Интернет и мобильную связь. И так – во всем. Единственное из живых существ, человек постоянно стремится расширить свои естественные для этого мира возможности, приближая их к возможностям его изначального естества. Плохо ли это? Да нет же, это – правильно, это нормально. Как бы мы не представляли свое нынешнее положение – как ребёнка, сидящего в вольере или детской комнате, который, играя в машинки или дочки-матери, учится взрослой жизни, или как инвалида, пытающегося восстановить утраченные функции больного тела. Вот только бы нам здесь не заиграться, не смешать понятия, не перепутать цели и средства и помнить о первозданном естестве. Одну мысль надо ясно понять и крепко держать в уме: костыли, очки, слуховой аппарат для инвалида – благо; неразумен тот больной, который отвергает эти средства, возвращающие ему хотя бы отчасти свойства здорового тела. Но еще более неразумен больной, который хочет не вылечиться и встать на ноги, а мечтает вместо этого обрести позолоченные костыли или коляску с компьютерным управлением. И уж вовсе безумен тот здоровый, который готов променять здоровые ноги на красивую механическую каталку. Глаза на очки. Слух на слуховой аппарат. Такое желание закрепляет ущербность, увечность человека в вечной жизни.

Вот так мы попытались порассуждать на тему: а нужен ли верующему человеку компьютер, Интернет, сотовый телефон; не вредны ли душе эти, а заодно и все иные средства технической цивилизации. И мы говорим – да, сейчас, в этой временной жизни всё это может быть нам очень полезно, эти вещи помогают нам преодолевать пространство, время, разобщенность и свою животную немощь; это позволяет нам учиться жить в ином мире, где наши возможности будут несравненно большими, в мире, где человек вновь обретёт свое богоподобие. И надо ясно понимать, что в том мире ничего этого не будет; придет время – и мы лишимся наших технических игрушек и костылей навсегда, и не потому, что они плохи сами по себе, но потому, что здоровому не нужны костыли. Наша умная, могучая, гениальная техника не может сделать ничего такого, что не было бы доступно человеку в Вечности просто в силу его богоподобного естества. Мы не придумываем ничего нового, мы лишь чуть-чуть восполняем утраченное.

Конечно, это справедливо только для тех из нас, кто сможет, как блудный сын, вернуться в Царство Божие; другие, очевидно, закрепят свою инвалидность в вечности, и для них она, вероятно, будет наполнена суперкомпьютерами, звездолетами и звездными войнами и всем тем, что пока существует в поле научной фантастики.

Поняв это и согласившись с этим, нужно тщательно расставить по полочкам свои представления и пристрастия и отвести нашей технике ровно то место, для которого она и создана, ценя её, как творение гениального человеческого разума, и не привязываясь к ней чересчур, как к вещи, бесполезной в вечной жизни.

Что же касается возможного вреда, соблазнов и искушений, лишней информации, здесь мы скажем кратко: всё зависит от меры, способа применения и цели, которой служат наши вещи, точнее, которой мы заставляем их служить. Ничто не хорошо и не плохо само по себе, и лишь от нас самих зависит, пользу или вред принесёт то, чем мы вооружились. И мы должны научиться использовать всё во благо. Но это уже тема для отдельного разговора, и к ней мы, наверное, ещё вернемся.

 

И, в завершение, наверное, стоит сказать несколько слов о том, без чего рассказ этот был бы незаконченным.

Наши друзья, Серёжа и Дима, не виделись долго. Серёжа злился на Диму за коляску, злился на своих родителей за то, что у него такой коляски нет, злился на своих товарищей – просто так, без причины. Больше всего злился на себя, конечно, за дело, и, понимая это, злился еще больше. А Дима так и не сел в новую коляску и почти все время проводил дома, только изредка ненадолго выезжал на старой каталке с мамой, чтобы не расстраивать её очень уж сильно. По вечерам он грустил и в одиночестве делал уроки; мальчик понимал, что надо жить и надо учиться.

Так прошла неделя, а, может быть, и больше. Однажды днем в Диминой квартире раздался звонок. Мама открыла дверь, и в комнату, постучав, вошел Серёжа. В руках у него был портфель и большая яркая коробка.

- Это тебе, - сказал он, подойдя к другу. – Целый год копил. Радиоуправляемая машина-амфибия, и по земле ходит, и по воде плавать может. Давай сделаем уроки, а потом, если хочешь, поедем в парк, к прудам и там её погоняем.

Часа через два, управившись с заданиями, ребята собрались на прогулку. Дима посмотрел, было, на старую коляску, но Серёжа подкатил к нему новую и помог устроиться в кресле.

- Я ещё не очень её освоил, - немного смущаясь, сказал Дима, - тут так много всяких кнопок и ручек. Поможешь разобраться с инструкцией? И, знаешь, ты тоже можешь иногда в парке на ней кататься…

- Да что ты, - искренне и добро рассмеялся Серёжа, - у меня ведь есть ноги, я лучше рядом буду идти, теперь ведь мне не придется толкать тебя сзади.

- Только знаешь, - добавил он, когда друзья уже катили по аллее, - ты, все же, не езди всегда на моторе, руками тоже крути. Тебе ведь надо работать физически, мускулы развивать. А что? Сейчас инвалиды даже в баскетбол на колясках играют, ты даже чемпионом Паралимпиады стать можешь…

И это было очень по-дружески.

 


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

22.05.2010

Также у этого автора:

30 декабря 2023

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья... (Далее)

28 сентября 2022

Воспитатели чужих детей

Те, кто сегодня провожает своих сынов на призывные пункты и благословляет их на верную службу, гораздо больше любят своих детей, чем те, кто вывозит их за границу, спасая от новой Отечественной войны. Ибо что... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Блаженная Матрона Московская

2 мая

Блаженная Матрона Московская (1952)

Дни памяти: Апрель 19 (2 мая), Август 24 (6 сентября) (Собор Московских святых - переходящее празднование в восресенье перед 26 августа), Сентябрь 22 (5 октября) (Собор Тульских святых)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024