Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

14 июня 2007

Общие проблемы и вопросы


 

Выступление на открытии православно-католической консультации «Антропологические и этические основания церковного учения об общественном устройстве, правах человека и достоинстве личности»


Выступление на открытии православно-католической консультации

Москва, ОВЦС, 14-15 июня 2007 года

 

Люди всегда стремились обустроить свое общежитие наиболее гармоничным и справедливым образом. Идея упорядочения жизни человеческого социума не является противной замыслу Бога о человеке. В том числе и на это направлен творческий потенциал человека – великая созидательная сила, заложенная в него Творцом. Однако, чтобы достичь успехов в разработке и осуществлении моделей общественного устройства, человек должен основываться на определенных этических и мировоззренческих началах. Для европейского общества эти начала проистекают из христианской традиции.

Модели общественного развития, игнорирующие христианскую традицию и принципы, ею сформированные, неестественны для европейского контекста. Между тем, социум современной Европы в своем развитии все дальше отходит от своих христианских корней и все больше ориентируется на совсем другие начала. Сегодня мы видим здесь доминирование таких моделей, которые ставят своей первой и единственной задачей удовлетворение человеком всех его желаний, в том числе самых низменных. По сути, предпринимаются попытки построить такую модель общественного устройства, которая основана на жажде земного благополучия и комфорта – своеобразно понятый рай на земле. В свое время наше общество проходило через подобное искушение, пытаясь построить коммунизм. Коммунизм и был идеологией рая на земле, построенного без Бога, без традиционных моральных установок, через разрыв с христианской традицией, сформировавшей русское общество и естественной для него. Урок, который нашему обществу пришлось вынести, таков: всякие попытки построить рай на земле в конечном итоге приводят к воцарению здесь настоящего ада. Когда общество пытается порвать с традицией, которая его сформировала – в данном случае речь идет о традиции христианской – оно обречено на кризисы и внутренние разрывы. Наше общество усвоило этот урок, заплатив за него очень высокую цену – слишком высокую, чтобы урок был забыт и чтобы опасности, связанные с построением рая на земле, не замечались теми, кто пытается повторить попытку, пусть даже в рамках другой идеологии. Идеология общества потребления, ставшая сегодня ориентиром для многих, является как раз такой новой попыткой построить утопию, которая – как всякая утопия – в конечном итоге обращается в антиутопию.

Чтобы не поддаться искушению построения утопии консюмеризма и тем самым не позволить приблизиться антиутопии обесчеловечения наших обществ, нам необходимо обратиться к тем началам, на которых сформировались наши социумы. Я имею в виду начала христианской морали. Эти начала строятся на традиционных для христианского общества представлениях о человеке. По нашему глубокому убеждению, построение гармоничного и справедливого общества невозможно без истинного знания о человеке. Общество будет приносить пользу своим членам лишь в той мере, в которой оно будет отражать замысел Божий о человеке. Кажущееся благо, которое хотят обрести люди, не оглядываясь на христианскую традицию, может обернуться лишь новыми страданиями.

Наши слова, наше понимание устройства общества нужны европейской цивилизации. Все больше людей в Европе сегодня понимает, что та линия развития, которой европейское общество начало следовать в эпоху Просвещения, нуждается в корректировке с учетом христианских основ этого общества. И здесь мы должны объединить наши усилия, предлагая совместное свидетельство о христианских корнях европейской цивилизации. Русской Православной Церковью предпринимаются немалые усилия с целью доступного изложения антропологических предпосылок общественного устройства. В частности, мы много работаем над выработкой христианского понимания прав человека, которые являются краеугольным камнем современной идеологии и важнейшим ориентиром социального развития.

Права человека – категория, которая многими представляется как объясняющая всю полноту свободной человеческой личности. Однако такое истолкование прав нам представляется односторонним, редуцирующим глубину и многогранность человеческого естества. Именно поэтому нами был инициирован процесс переосмысления категории прав человека с точки зрения христианской антропологии. Важной вехой на этом пути стал прошедший в 2006 году X Всемирный Русский Народный Собор, который принял Декларацию о правах и достоинстве человека. Этот документ стал результатом работы православной общественности при участии нашей Церкви. В Декларации подчеркивается неотъемлемое достоинство человека как носителя образа Божия, необходимость уважать это достоинство. Изначальное Богом данное достоинство человеческой личности дополняется достоинством, приобретаемым праведной жизнью. Чтобы заслужить это достоинство, человек в своей жизни призван руководствоваться совестью, заложенной Творцом. Голос совести остается в сердце человека, лишь поддерживаемый религиозной традицией, имеющей первоисточником Бога. Права человека, согласно Декларации, сопряжены с нравственной ответственностью, и их использование должно быть направлено на реализацию достоинства человека.

Много внимания в Декларации уделено категории свободы. В документе проводится различие между свободой как возможностью выбора между добром и злом и свободой от греха, которая с точки зрения христианской традиции достигается жизнью во Христе. Согласно Декларации, самоценна лишь свобода от греха, а свобода нравственного выбора имеет смысл постольку, поскольку является основанием для выбора в пользу добра и отказа от греха. Поэтому реализация свободы, разрушающая человеческую личность, не должна поощряться и признаваться в обществе. Кроме того, как утверждает Декларация, существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это вера, нравственность, святыни, Отечество. Согласовать эти ценности с правами человека – важная задача для каждого общества.

Права человека не догмат, а предмет диалога культур и цивилизаций, каждая из которых обладает своим уникальным представлением о человеческой личности и не обязана принимать тех или иных образцов по чьей-либо указке. Русская Православная Церковь продолжает работу по разработке более детального документа по правам человека, основанного на православной антропологии. Думаю, что это обобщение позволит ввести православное понимание человеческой свободы в сферу общественного диалога, расширить поле для дискуссии относительно того, как наилучшим образом устроить человеческое общежитие.

 

 

Источник:

http://www.mospat.ru/index.php?page=36597


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

14.06.2007

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мученик Савин

29 марта

Мученик Савин (287)

Дни памяти: Март 13 (26), Март 16 (29)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024