Изучение традиционных религий
Начало ХХI века для России ознаменовалось большими переменами общественного и индивидуального сознания, связанными с серьезной переоценкой ценностей. Это, несомненно, отразилось на изменении ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Под влиянием этих глубоких изменений в общественном сознании перед российским образованием, которое сегодня вступило в этап модернизации, ставятся новые задачи.
Главной трудностью настоящего этапа является раздвоение целей образования: с одной стороны – необходимость формирования традиционных российских ценностей, национального самосознания; с другой – приобщение всей системы образования к западным либерально-демократическим ценностям, что связано с тенденцией к интеграции в мировую образовательную среду.
Вторая цель с неизбежностью приводит к необходимости приспосабливаться к особенностям жизни, присущим западному капиталистическому обществу с его прагматизмом, рационализмом, замкнутостью на индивиде и его проблемах, с его ориентацией на сугубо интеллектуальные и материальные ценности – без должной заботы о ценностях духовных.
Проникновение перечисленных выше тенденций в российскую действительность оказывает свое воздействие на многие проявления современной жизни, часто приводя к негативным явлениям, присущим «обществу потребления».
По мнению некоторых ученых-педагогов, «отсутствие идеологии, отстаивающей общенародные государственные интересы и достоинство гражданина России, бесконтрольность в нравственно-идеологической сфере, пагубное влияние на молодежь худших образцов масс-культуры, стихийное развитие процессов, проистекающих из своеволия и безответственности личности, …ставит под угрозу полного уничтожения воспитательно-образовательную систему в России от детского сада до вузов» (В.Ю. Троицкий, В.Н. Катасонов).
Вот как формулирует цели современного образования доктор педагогических наук, игумен Георгий (Шестун): «На мой взгляд, сейчас есть две различные цели – государственная и народная. Одна из них была и в двадцатом веке – воспитать человека новой формации. Помните, как коммунисты ставили задачу? Жил православный человек тысячу лет – его надо переделать. И весь двадцатый век нас переделывали на коммунистический лад. Сейчас то же самое происходит: надо создать человека, только не коммунистического, а западно-ориентированного. То есть задача по сути одна: опять нас переделать.
Но кроме государственных и политических, есть еще цели самого народа. Цель народа, наша общественная цель – воспитать ребенка целомудренным, честным, совестливым, патриотичным, любящим свою Родину, историю, свой народ».
Нельзя не отметить, что в последний период времени наблюдается рост национального самосознания народов России, который выступает одной из характеристик эпохи завершения ХХ столетия в истории российского государства и является сложным общественно-культурным явлением, воздействующим на все формы социальной жизни, в том числе и на школу.
Важность духовно-нравственного и патриотического воспитания в формировании личности гражданина неоднократно подчеркивалась в выступлениях Президента России В.В. Путина, который отмечал: «Для гражданина России важны моральные устои, которые он впервые обретает в семье. Именно они составляют стержень патриотизма. Это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
В связи с этим особо актуализируется проблема регулирования процессов формирования национального самосознания в целях возрождения прогрессивных национальных тенденций и протеста националистическим проявлениям. Насущная задача образования в современной России - восстановление и развитие ее духовного, интеллектуального и информационного потенциала, утверждение национального и государственного патриотического самосознания граждан, обеспечения уровня знаний населения, который необходим для самостоятельного, независимого существования страны.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», разработанной Министерством образования Российской Федерации и одобренной Правительством РФ в декабре 2001 года, в числе новых социальных требований, предъявленных к системе образования, указывается: «Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности». (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002. – С.3).
Теория и опыт педагогической культуры России свидетельствуют о том, что система образования в различные периоды истории имела позитивные результаты воспитания у граждан высокой духовности и нравственности, примеры достойного служения Отечеству и своему народу. Основу отечественной педагогической культуры составляют лучшие традиции русской народной культуры и тысячелетний опыт православной веры.
Если мы возьмем наш Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», то в преамбуле Закона мы прочитаем: «Федеральное собрание признает особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии духовности и культуры». То есть федеральный Закон признает только Православие и его роль в становлении и развитии духовности и культуры России.
Появление в последние годы заметных педагогических исследований в области духовно-нравственного воспитания и православного образования (В.Г. Александрова, В.А. Беляева, С.Г. Макеева, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Т.И. Петракова, Т.А.Флоренская) обосновывают использование отечественной педагогической культуры в обновлении педагогической теории и практики. «Сущность духовности, - пишет Т.И.Петракова, - заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции».
Педагогическая культура в России изначально представлена в трудах святых Отцов Русской Православной Церкви и до советского периода широко использовалась педагогами и родителями. Внутренний мир человека, его предназначение и смысл жизни, забота о воспитании и взращивании души, предупреждение дурных поступков, образование и подготовка к достойному вступлению в жизнь - были центром системы воспитания детей с первых лет жизни.
Большой интерес для изучения данной проблемы имеет философская религиозная литература, представителями которой являются Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, В.С. Соловьев, С.Л. Франк. Они обращают внимание на истоки человеческого бытия, духовность и духовные ценности жизни и культуры, а духовное развитие человека рассматривают как рост национального самосознания, как основу формирования патриотизма и гражданственности.
Образование - это особая сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития человека в процессе освоения ценностей культуры. Образование и культура являются неотъемлемыми частями одного целого – социума, они накрепко связаны друг с другом и не могут полноценно существовать автономно.
Множество определений образования и культуры, (а их число насчитывается десятками), при всем их разнообразии и противоречивости, показывают, что эти явления очень близки по своему изначальному смыслу. Культура прежде всего понималась как возделывание, воспитание, почитание. Образование же рассматривалось как условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры. В ходе исторического развития эти сферы стали все больше расходиться и специализироваться. Сегодня образование все чаще сводят к обучению, а культура ассоциируется с художественным творчеством. Произошло не только сужение понятий, но и ограничение той и другой сфер стенами учебного заведения или учреждения культуры.
При определенной разности взглядов на соотношение культуры и образования, авторы многих культурологических концепций стремятся прежде всего найти ответы на вопросы, касающиеся создания реального культурного пространства школы, превращения ее в институт культуры, насыщения образования компонентами культуры.
Понимание культуры, и в первую очередь, духовной культуры, невозможно без обращения к ценностям, которые являются ее ядром и основным компонентом. Именно ценности позволяют осознать нормы, эталоны, идеалы, регулирующие жизнь общества и поведение отдельных людей.
Ценности– важнейшие характеристики объектов и процессов, которые имеют позитивное значение для людей и общества. Ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия.
Духовно-нравственные ценности понимаются в нашем исследовании как мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное эмпирическое существование. И наиболее значительной ценностью, на наш взгляд, является патриотизм, то есть в широком смысле – любовь к Родине, ее истории и культуре, в первую очередь - к национальной культуре.
В процессе освоения ценностей происходит выбор тех или иных культурных образцов, социальных ориентиров, нравственных идеалов, помогающих организовывать собственное поведение в социальной среде.
Ценностные ориентации - это способ применения человеком своего избирательного отношения к материальным и духовным ценностям, система установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении, а также способ дифференциации объектов материального и духовного мира по их значимости. (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.-М.:Академия, 2000, с.163-164).
Осмысление ценностей и ценностных ориентаций чрезвычайно важно не только для теории образования, но и педагогической практики. Основная задача образования помочь ребенку осмыслить получаемую им информацию, осознать важнейшие социальные ценности, как нечто личностно значимое. Речь идет не столько о передаче неких образцов и норм на уровне «хорошо» - «плохо», сколько об освоении их на уровне практического использования. Собственно, основная задача образования состоит в том, чтобы научить ребенка делать правильный выбор (выбор жизненного решения, оценки явления или произведения искусства, выбор друга, выбор действия или поступка).
Ценностные ориентации определяются как субъективное отражение в психике и сознании человека социальных ценностей общества и природы на данном историческом этапе. Они выражают избирательность отношения человека к материальным и духовным ценностям, отражающуюся в его поведении; характеризуют жизненную позицию личности, направленность ее устремлений, ее активности; представлены в идеалах, целях, убеждениях, интересах и воплощаются в поступках.
Другими словами, выстраивание определенных иерархий ценностей, выбор предпочтений есть ценностные ориентации, формирующиеся при соотнесении субъективного опыта с принятыми в данном обществе нормами и образцами. Собственно, именно ценностные ориентации являются «пунктом пересечения» образования и культуры (Е.Б. Евладова).
Изучение работ выдающихся религиозных мыслителей и ученых, видных педагогов и психологов, занимавшихся в разное время проблемой духовно-нравственного и патриотического воспитания, позволило увидеть многообразие мировоззренческих подходов, а также необходимость использования накопленного научного багажа в современных исследованиях.
Среди основных теоретических подходов, интересных для цели нашего исследования, можно назвать:
- аксиологический – отражающий роль национальных и общечеловеческих ценностей в духовной жизни общества и составляющий основу стратегии в сфере образования;
- антропологический - предусматривающий выделение системообразующих внутренних характеристик личности и определяющий ее сущностную природу и качественное своеобразие;
- культурологический – основанный на понимании места и значения культуры в формировании духовно-нравственных ценностей личности, жизни человека и общества.
Как отмечает И.В. Метлик, в системе духовно-нравственных воздействий современной светской школы все большее внимание уделяется использованию культурных ценностей традиционных религий народов России, которые составляют неотъемлемую часть исторического и культурного наследия каждого этноса. Для русской школы, решающей не только общеобразовательные задачи, но и формирующей в обучении национальное самосознание, русскую этнокультурную идентичность школьников, эта религия – православное христианство.
По мнению игумена Георгия (Шестуна), система образования должна быть едина для всех. «Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это не школа для русских, это школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России. Наш Закон «Об образовании» вводит в учебный стандарт национально-региональный компонент и школьный компонент. Они позволяют изучать и родные языки и родные культуры в местах компактного проживания разных национальностей».
И.В. Метлик выделяет следующие содержательные направления включения ценностей православной культуры в содержание духовно-нравственного воспитания школьников:
- приобщение к культурным ценностям мировой цивилизации;
- нравственное воспитание в системе христианских ценностных ориентаций и моральных стереотипов;
- формирование исторического сознания;
- гражданское воспитание;
- формирование национального самосознания.
При этом формы приобщения учащихся к ценностям православной культуры в современной российской школе определяются структурой ее деятельности как образовательного учреждения и социального института воспитания:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям в процессе основного (базового) образования – в содержании федерального компонента гуманитарного образования (в курсах истории, обществознания, словесности) и регионального компонента (краеведение, родиноведение, история и культура «малой родины» и др.);
- в вариативных моделях общего среднего образования (гуманитарного, национального, гимназического, лицейского и др.);
- дополнительное образование и внеучебная работа (специализированные курсы религиоведческой, мировоззренческой, духовно-нравственной направленности, ориентированные на те или иные виды деятельности учащихся: углубление основного образования, нравственное образование, эстетическое образование, краеведение и туризм, музейная работа, архивистика, художественная культура и др.);
- внешкольная воспитательная деятельность по приобщению учащихся к ценностям православной культуры (включение школьников в социально ценные виды деятельности за пределами школы: микрорайон, моя деревня, мой город и др.).
По свидетельству академика РАО В.С. Леднева, во многих государственных учебных заведениях страны и в воскресных школах в том или ином виде уже давно преподаются основы православной культуры. Растет понимание того, что истинная, традиционная культура всегда религиозно ориентирована. «Культура своим источником имеет религию и к ней же, вообще говоря, и обращена. Активная позиция верующих способствует конструктивному диалогу между Церковью и государством… И сейчас мы уже можем сказать, что изучение православной культуры - это необходимое, но недостаточное условие правильного подхода к образованию наших детей. Сейчас уже надо ставить вопрос о таком образовании, в котором православная культура была бы интегрирована во все предметы». (О. Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, кандидат физико-математических наук, лидер движения «Родительский комитет).
Анализ обобщения опыта изучения предмета «Православная культура» на примере российских регионов проведен Центром «Покров», который выделил основные образовательные элементы содержания данного учебного предмета:
- православная христианская картина мира (православное мировоззрение);
- история православной религии и культуры;
- православная культура и религии мира;
-письменная культура Православия (Православная словесность);
- нравственно-этическая культура Православия;
- художественная культура Православия;
- православный образ жизни;
- Православие – традиционная религия русского народа.
Народ всегда формулировал задачи образования очень просто: научить ребенка жить так, как жили его предки много сотен лет. «Иными словами, задача народного образования – ввести ребенка в жизнь традиции: духовной, научной, культурной, социальной. Научить его жить в соответствии с этой традицией. В этом ключе становится понятна роль предметов «Основы православной культуры» или Закона Божия в целом, в образовательном пространстве, - отмечает игумен Георгий (Шестун).
Как считают многие православные педагоги, предмет «Основы православной культуры» отличается от Закона Божия подходом преподавания. Есть вероучительный подход, и есть подход культурологический. Вероучительный подход заключается в том, что от человека, изучающего этот предмет, требуется применение полученных знаний в собственной жизни. Так например, вероучительный подход требует от учащегося знания молитвы и молитвенного по силам подвига, исполнения молитвенных правил, жить церковной жизнью.
При культурологическом подходе лишь объясняется, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью и что в результате этого он получает, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. «Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его» (Игумен Георгий Шестун, доктор педагогических наук, автор книги «Основы православной педагогики», заведующий кафедрой православной педагогики Самарской епархии).
Далее он продолжает: «Когда спрашивают, почему мы должны изучать православную культуру, следует отвечать, что православная культура – это не культура одной национальности, это культура, в которой живут и жили тысячу лет все 150 национальностей. Это знак нашей цивилизации. Изучая Православную культуру, мы соединяем наш народ в единый».
В России сейчас тысячи и тысячи школ ввели предмет «Основы православной культуры». Православная культура вводится по закону и по желанию самих людей только там, где есть условия, где есть желание родителей, учителей, педагогов.
Одни сторонники введения данного предмета считают, что это не должен быть факультативный курс за пределами программы, а обязательный курс регионального или школьного компонента государственного стандарта. Другие склоняются к тому, что данный предмет может быть только факультативом для желающих детей и их родителей.
Рассмотрим некоторые из указанных подходов через программы и курсы, разработанные современными педагогами в последний период.
1. Программа «История религиозной культуры» А.В. Бородиной
Учебно-методическое пособие «Основы православной культуры» (Программа факультативного курса для средних классов общеобразовательных учреждений) подготовлено по разделу учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» в соответствии с программой А.В. Бородиной для 1 – 11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий издательством «Православная педагогика».
По мнению создателей проекта «Основы православной культуры» – духовного руководителя проекта, протоиерея Александра Шаргунова, научного руководителя проекта первого проректора Московского института открытого образования С.Б. Романова, автора программы факультатива А.В. Бородиной – предлагаемый курс построен с учетом наиболее важных проблем, связанных с изменением в политической и социокультурной жизни россиян, и призван способствовать их решению.
Образовательные и психолого-адаптационные задачи курса – познакомить с содержанием Библии, с основами православной культуры, с православным календарем, с устроением православного храма, основными видами православного богослужения, особенностями церковного искусства; дать общее представление о славянском язычестве, о происхождении агиографии; формировать целостное восприятие мира, культуру общения; воспитывать уважение к внутреннему миру каждого человека, предупреждать конфликты на религиозной почве. Одна из основных задач программы – познакомить учащихся с православием как традиционной и культурообразующей религией России, рассказать об истории принятия Русью христианства, о формировании русской православной культуры, о сохранении православных традиций до наших дней и проявлении их в современном искусстве, литературе, в фольклоре, в повседневной жизни.
Программа факультативного курса построена с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала и c соблюдением основных психолого-педагогических принципов: единства образовательного и воспитательного процессов, рефлексивного обучения, принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала. При этом в качестве модели любого урока предлагается комбинированный урок близких по содержанию предметов для данной возрастной ступени образования: отечественная история, искусство, краеведение.
При организации урочной деятельности рекомендуется использование традиционно применяемых в школьном образовании основных методов, а именно: небольшие иллюстрированные рассказы с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; беседы с закреплением материала в творческих работах; комментированное чтение фрагментов учебного пособия и Библии с последующим обсуждением и пр., что приводит к усвоению учебного материала на уроке под контролем учителя.
Кроме того, предлагается дополнять теоретические занятия посещением храмов, музеев, организацией паломнических поездок для закрепления полученных знаний на практике. Таким образом, выдерживается принцип ориентации на широкое культурологическое содержание, обращения к тем проблемам и темам, которые недостаточно отражены в учебных планах, что соответствует требованиям, предъявляемым материалам по дополнительному образованию.
2. Учебное пособие «Уроки добротолюбия» А.Мороза и Т.А. Берсеневой
Заложенные в программу курса «Основы православной культуры» содержательные линии «Православное мировоззрение», «Православный образ жизни» и «Нравственная культура православия» нашли отражение в написанном в соавторстве (авторы священник Алексей Мороз и Т.А. Берсенева) учебном пособии «Уроки добротолюбия» для среднего школьного возраста (гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации»).
Приведем оглавление данного учебника.
Введение
Глава 1. КАК УСТРОЕН ЧЕЛОВЕК
- Создание человека и его предназначение.
- Грехопадение человека.
- Понятие о душе человека
- Духовное устроение человека.
- Последствия грехопадения
- Изначальное целомудрие человека
- Понятие о первородном грехе
- Понятие о страстях
- Ступени воздействия страстей (падших духов) на человека
- Свобода человека и его произволение
- Кому мы уподобляемся
- Жить по совести
Глава 2. НАША ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
- Ценности человеческой жизни
- Что такое хорошо и что такое плохо
- Жизнь с Богом
- Жизнь, не согласная с заповедями Божиими
- Вера без дел мертва
- Духовное чтение
- Богомыслие и молитва
- Труды во славу Божию
- Труды на благо Отечества
- Труды на пользу ближнего
- Так в чем же состоит истинное здоровье
- Уклад в человеческой жизни
Глава 3. ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА
- Характер христианина
- Понятие о воздержании
- Воздержание тела
- Воздержание души
- Хранение ума и чувств от пагубной информации
- Хранение ума и чувств от мечтаний и фантазий
- Хранение ума и чувств от компьютерных игр
- Хранение ума и чувств от духовных и еретических заблуждений
- Воспитание характера через послушание
- Воспитание характера словом
- Воспитание характера трудолюбием
- Дела духовного милосердия
- Учебные и трудовые дела
- Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек
- Не будь обидчивым
- О дружбе и влиянии сверстников
- Как относиться к наказаниям
Глава 4. О ДЕВСТВЕ, БРАКЕ И СЕМЬЕ
- Общие наставления
- Влюбленность
- Непридуманная история
- Царская семья
- Государь император Николай П
- Государыня императрица Александра Федоровна
- Переписка царевича Николая с принцессой Аликс в период помолвки
- Обретение целостности в семейной жизни
- Брак гражданский и брак церковный
- Таинство венчания
- О верности
- Отношения в христианской семье
- Идеал – семья многодетная
- Понятие о репродуктивном здоровье
- Недостойные формы полового поведения
- Быть нужным
Заключение
Авторы учебного пособия показали, что в настоящее время существует настоятельная потребность в воспитании целомудренного отношения молодежи к проблемам пола и реальная возможность эту работу проводить в стенах образовательных учреждений.
Учебное пособие «Уроки добротолюбия» представляет собой серию небольших рассказов об основах православной нравственности и написано в соответствии с примерным содержанием образовательной области «Православная культура». В книге приведены отрывки из Священного Писания, высказывания отцов Церкви (Максима Исповедника, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадтского и др.), помогающие современным школьникам применить их непреходящую мудрость в оценке собственных поступков. Интересным для школьников может быть подбор материалов о жизни святых и подвижников Православной Церкви (Марии Египетской, Ксении Петербургской, Петра и Февронии и др.), помогающий им увидеть образец нравственного поведения, превращенный в эталон (святость).
Текст учебного пособия сопровождается иллюстрациями, представляющими собой фотографии, изображения икон, рисунки и т.п., что дает наглядное представление о повествуемом материале. Иллюстрации выполнены на высоком полиграфическом уровне и представлены в нужной мере, без перенасыщения текстов рассказов, подтверждая этим методическую целесообразность иллюстративного материала.
Все содержание учебного пособия направлено на формирование систематизированных знаний по такому сложному вопросу, как основы православной нравственности, тем более что в настоящее время существует недостаточное количество подобных пособий. Авторам удалось в эмоционально выдержанной форме передать своим читателям любовь к «добротолюбию», то есть достойному образу жизни в постоянном поиске ее смысла, подчеркивая значимость нравственных законов для каждого духовно развитого человека, что помогает в достаточной мере реализовать воспитательные цели обучения.
В учебном пособии «Уроки добротолюбия» приведено много сведений, не известных широкому кругу учащихся и не входящих в учебники базисной учебной программы. Например, очень интересным, на наш взгляд, является рассказ о взаимоотношениях будущего российского императора Николая П и его невесты Алисы, сопровожденный отрывками из их писем, а также об их дальнейшей семейной жизни, что само по себе является образцом высоких отношений между любящими людьми.
Достаточной высокий интеллектуальный уровень содержания книги не противоречит требованию посильности учебного материала для учащихся данного возраста (школьники среднего возраста), а только лишь повышает развитие интереса учащихся к таким важным темам, как православная нравственность, святоотеческая литература, история, духовная культура, давая дополнительные знания и вовлекая школьников в систему углубленного изучения этих понятий.
Необходимо отметить объективность и сдержанность в изложении такого сложного материала, как воздействие современных технологий (телевидения, компьютера) на духовный мир человека; некоторые вопросы полового воспитания (недостойные формы полового поведения, необходимость целомудренного образа жизни для физического здоровья и т.п.) - без ненужных перекосов в ту или иную сторону. При этом сохраняется дух доверительного разговора на серьезные темы, сопровождающийся такими рубриками, как вопросы к священнику и соответствующие ответы.
3. Программа «Духовно-нравственное воспитание в школе» А.К. Рабчевской.
С целью реализации миссии образования, призванной раскрыть подлинно человеческие способности и качества, курс духовно-нравственного воспитания на основе отечественной православной культуры вводится в школьную программу как факультативный предмет, организация и планирование которого осуществляются по общепринятой схеме (задачи, содержание, методы, формы и т. д.). Рабочая программа преподавателей данного курса (которым желательно иметь высшее гуманитарное образование) yтверждается школьной цикловой (предметной) комиссией, а подготовку и переподготовку кадров проводят ученые вузов, специалисты СКИПКРО и ведущие преподаватели Ставропольской духовной семинарии.
Программа курса, охватывающая широкий возрастной диапазон школьников (а также - учащихся средних профессиональных и специальных учебных заведений), построена по концентрическому принципу, предполагающему постепенное расширение объема понятий в изучении аналогичных тем: от внешних описательных сюжетов - к их содержательному осмыслению. И если в младшем школьном возрасте рекомендуется положить в основу изучения отечественной духовной культуры традиционный праздничный круг и рассмотрение вопросов Православия, то в старших классах основной акцент сделан на сферу личностного осмысления мира и человека. Учитель представляет старшеклассникам общую картину традиционной культуры по-новому (в другом ракурсе, совмещающем научный, религиозный, этический, эстетический, духовный и материальным компоненты), помогая учащимся подняться до более высокой степени ее осмысления.
С учетом психологических особенностей школьников выделены три условные возрастные группы: 1-я - учащиеся младших, 2-я - средних, 3-я - старших классов. Данный курс вводится в конкретном классе или классах указанных возрастных групп учащихся по желанию родителей, старшеклассников, решению администрации учебного заведения, причем распределение школьников по группам может варьироваться.
Каждый годовой цикл предусматривает 36 уроков (из расчета одного урока в неделю), но возможно уменьшение или увеличение объема изучаемого материала по усмотрению преподавателя.
Основные задачи курса (его цели, задачи и содержание будут конкретизированы в рабочих программах преподавателей по каждой возрастной группе):
- изучить историю становления и развития отечественной православной культуры, воспитывая любовь и уважение к Родине, ее народу и святыням;
- раскрыть смысловое и системообразующее значение древней русской литературы, иконописи, архитектуры, музыки; способствовать активному освоению учащимися лучших образцов отечественного искусства;
- приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и традиционным нормам морали на основе изучения текстов Священного Писания, фактов отечественной истории, примеров личного подвига и благочестия конкретных исторических лиц;
- помочь школьникам в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей христианства, представить ориентиры добра и истины в образцах жизни на основе веры, надежды, любви; развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты;
- сформировать у учащихся позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, алчности, пошлости и хамства, широко распространяющихся сегодня среди потерявших веру людей;
- дать сведения об основных чертах мировых религий (христианство, ислам, буддизм), и особенно - понятиях и представлениях Православия, познакомить с историей Ветхого и Нового Завета;
- ввести детей в круг основных традиционных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.
Возрастные особенности школьников предполагают многообразие форм, методов и средств обучения.
Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, предусматриваются внеклассные занятия: экскурсии по историческим местам города и края; посещение церквей, музеев и библиотек, тематических выставок и лекций.
Важно продуктивно использовать активные методы обучения, включать учащихся в процесс изучения отечественной духовной культуры с помощью различных видов детского творчества.
Методика преподавания курса предполагает, кроме теоретических занятий, широкое применение различных аспектов социальной практики: помощь младшим, больным и престарелым; участие в делах благотворительности, в восстановлении историко-культурных объектов и святынь русского народа; бесплатный общественно полезный труд и т. д.
Многообразие средств изучения курса предусматривает обращение к лучшим образцам духовной и светской отечественной литературы, которые вводят в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов, знакомят с историей, обычаями народов, населявших древние культурные центры. Большое значение для эстетического развития учащихся имеет знакомство с сокровищами отечественного искусства, а знание православных праздников (и возможное участие в них) приобщает детей к духовной и социальной жизни русского народа.
Особое значение следует придавать личному психологическому фактору, позиции самого учащегося, который должен осознать себя и найти свое место в общей картине мира, в окружающей духовно-нравственной социокультурной среде. Важно пробудить чувство личной сопричастности к событиям прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества.
Таким образом, данная программа является одновременно и учебной, и программой деятельности в системе воспитательной работы образовательного учреждения. Ее можно использовать в качестве тематики внеклассных мероприятий, классных часов, лекториев для родителей и учащихся с целью духовно-нравственного просвещения и воспитания.
Источник: Вера и Время
|