Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Публикации по теме:

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает...

(См. далее...)

3 октября 2023

Татьяна Петракова:

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания (Сергий Преподобный...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

14 июля 2009

Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры


 

«Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству…». Выступление на круглом столе в «Учительской газете» 6 июня 2009 года

Выступление на круглом столе в «Учительской газете» по обсуждению «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» (М., 2009), подготовленной в рамках проекта нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (руководитель А.М. Кондаков)


Уважаемые участники «круглого стола» !

 

По поручению Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия позвольте мне довести до вашего сведения информацию по проблеме развития духовно-нравственного воспитания российских школьников, в том числе преподаванию в российской школе курсов православной культуры в контексте введения нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Данная информация соответствует официальной позиции Русской Православной Церкви по этой проблеме.

Как известно, в настоящее время более полумиллиона школьников во многих регионах России уже изучают курсы православной культуры. Тем самым реализуется право российских граждан, семей, на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и традициям Православия при обучении в средней школе, получении ими общего образования. Позиция Русской Православной Церкви заключается в том, что эта практика при обновлении стандарта общего образования должна быть, безусловно, не только сохранена, но и получить более благоприятные условия для своего развития.

Такое духовно-нравственное образование по выбору семьи ребенка является общепринятым в светской школе большинства стран мира, в том числе восстановлено во многих бывших социалистических странах. Так, недавно торжественно, с присутствием высоких церковных и государственных представителей, отмечалось 20-летие православного религиозного духовно-нравственного образования в школах Республики Польша. В католической Польше православное меньшинство имеет все возможности, чтобы их дети изучали свою религиозную традицию в светской школе. То же самое в соседней Литве. Однако в нашей стране по понятным историческим причинам возрождение этой практики до сих пор сталкивается с трудностями, в том числе прямым противодействием.

Вопрос о праве детей изучать в светской школе православную культуру добровольно, на основе выбора их семьи или их самих с определенного возраста, неоднократно обсуждался, дискутировался в обществе. Дискутируется он и сейчас. Но здесь важно пониматься, что это такой вопрос, на который никогда все люди не дадут одинаковый — положительный или отрицательный — ответ. Всегда будут недовольные такой практикой, и это понятно — по атеистическим или каким-либо иным мировоззренческим или идеологическим убеждениям.

Поэтому реализация данного права нигде не ставится в зависимость от отношения к нему тех или иных лиц или групп граждан. Если это изучение добровольное, если оно не навязывается всем, — никаких запретов нет и быть не может. И только потребность людей, семей, граждан определяет, нужно или не нужно такое преподавание в каждой конкретной школе. По этому вопросу, имеющему принципиальное значение для успешного развития духовно-нравственного воспитания детей и недопущения впредь имевшей место в прошлом жесткой идеологизации российской школы, имеются и авторитетные официальные суждения и рекомендации.

Напомню только некоторые такие суждения и рекомендации.

Имеется официальная рекомендация по данному вопросу такого авторитетного учреждения, представляющего гражданское общество в нашей стране, как Общественная палата Российской Федерации. В его выработке принимали участие и некоторые присутствующие здесь участники «круглого стола». Предложения Совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 года предусматривают, что основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры должны быть добровольность, возможность выбора и многообразие.

Там же Министерству образования и науки РФ рекомендуется: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций» (п. 4.3). Думается, что если бы данная рекомендация Общественной палаты РФ была учтена Министерством образования и науки РФ, то многие вопросы были бы давно сняты.

Рекомендации Общественной палаты РФ были учтены при разработке соответствующих предложений, которые позже были направлены от Русской Православной Церкви в Министерство образования и науки РФ.

По данному вопросу еще в должности Президента РФ высказывался Владимир Владимирович Путин на встрече 19 ноября 2007 года в Кремле с представителями Церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества: «Сегодня в средней общеобразовательной школе востребованы различные формы преподавания знаний о религии, причем речь идет об изучении не только какой-либо одной религии, а в муниципальных школах сложилась, например, практика преподавания основ конфессиональных культур — православной, мусульманской и других, а также курса религии в России. Думаю, что все эти формы имеют право на существование. Следовало бы обобщить накопленный опыт и учесть необходимость духовно-нравственного воспитания при разработке образовательных стандартов, и, разумеется, при изучении конфессионально ориентированных предметов должен соблюдаться принцип добровольности».

Затем была совместная конференция Министерства образования и науки РФ и Русской Православной Церкви в Калуге в декабре 2007 года. На ней также всесторонне, с участием светских и церковных представителей из более 40 российских регионов, а также высших руководителей Министерства образования и науки РФ обсуждалась эта проблема. В результате была одобрена соответствующая концепция включения учебного предмета «Православная культура» в новый школьный стандарт в составе группы учебных дисциплин духовно-нравственного содержания по религии и нерелигиозной этике, которые могли бы свободно выбирать родители школьников (область учебного плана «Духовно-нравственная культура»). То есть была одобрена модель приобщения школьников к духовно-нравственным ценностям и традициям их семьи, народа, которая практически повсеместно, за редким исключением, используется в зарубежных странах. Там же Российской академии образования было рекомендовано организовать работу на основе этой концепции.

Когда стали публиковаться материалы проекта нового школьного стандарта, разработчики которого присутствуют на нашем «круглом столе», Патриарх Алексий II направил в епархии Русской Православной Церкви в Российской Федерации письмо № 1637 от 26 марта 2008 года, которым было инициировано церковно-общественное обсуждение этого проекта, к чему призывали общественность и сами разработчики.

Результатом этого обсуждения стало квалифицированное и консолидированное суждение православного сообщества, что данный проект не решает задачу свободного приобщения детей к истории и культуре Православия в рамках конфессионального предмета «Православная культура». Тем самым не обеспечивает учет разнообразия мировоззренческих подходов в содержании общего образования и не создает благоприятные условия для формирования духовно-нравственной личности обучающегося, как это предусмотрено действующим российским законодательством. Такой вывод содержится в резолюциях конференций, семинаров, протоколах школьных собраний, состоявшихся во многих регионах России, собравших тысячи специалистов и простых граждан, педагогов и родителей школьников. Все эти материалы имеются, и с ними при желании можно ознакомиться.

Напомню и то, что 31 июля 2008 года в адрес разработчиков этого проекта нового стандарта было направлено письмо их коллег, большой группы академиков и членов-корреспондентов Российской академии образования. В письме ученые предлагали компромиссное решение: включить в проект вариант Базисного учебного (образовательного) плана для школ с родным русским языком обучения, содержащий группу учебных предметов по религии и этике по выбору семьи школьника (образовательную область «Духовно-нравственная культура), в том числе предмет «Православная культура».

Этот вариант учебного плана мог бы использоваться наряду с имеющимися в проекте двумя другими вариантами по выбору образовательного учреждения решением органа самоуправления школы. Данное предложение вообще снимает многие проблемы введения этой группы учебных предметов в массовую практику, поскольку решение об их преподавании, с учетом наличия всех необходимых условий (желание родителей и учащихся, наличие подготовленных на необходимом уровне пособий, учителей), должна принимать каждая школа в отдельности. Оно является подлинно демократическим решением проблемы. Однако на это свое письмо члены Академии так и не получили ответа от разработчиков стандарта.

Тем не менее, во всех вариантах проекта нового стандарта общего образования, которые были опубликованы на сайте Министерства образования и науки РФ 1 июня 2009 года, все эти рекомендации, решения и договоренности не получили адекватного отражения.

Это особенно касается основного проекта, координатором которого указан Институт стратегических исследований в образовании Российской академии образования, а руководителями: академики РАО Л.П. Кезина, А.А. Кузнецов и научный руководитель, член-корреспондент РАО и также участник нашего «круглого стола» Александр Михайлович Кондаков.

В этом проекте возможность преподавания учебных курсов по религии и этике по выбору семьи школьника фактически исключается, прежде всего, для основной массы школ, работающих по пятидневной учебной неделе, с родным русским языком обучения. Нет возможности знакомиться с православной культурой даже и в рамках внеучебной деятельности школьников. Кстати, данный вывод подтверждает резолюция по итогам обсуждения проектов нового стандарта начального общего образования, принятая Общественной палатой по образованию в городе Москве (от 10 июня сего года, она размещена на официальном сайте палаты).

Что касается «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», подготовленной в качестве одного из приложений (№ 2) к указанному проекту стандарта общего образования, то относительно ее содержания необходимо сказать следующее.

Данная Концепция не имеет прямого отношения к сложившейся практике духовно-нравственного воспитания школьников так, как она существует и развивается в настоящее время в современной российской общеобразовательной школе. Концепция посвящена фактически не духовно-нравственному, а общему гражданскому воспитанию школьников. Не отрицая значимости этой задачи, следует отметить, что воспитательная деятельность школы не может быть сведена только к воспитанию гражданина России, не включать приобщение детей к духовно-нравственным ценностям и традициям народов России, в том числе к традиционной религиозной культуре народа по выбору семьи ребенка. Ведь традиционная религия является неотъемлемой частью любой национальной культуры, культуры любого народа. В связи с этим указанная Концепция вообще не может рассматриваться как документ, даже декларативно относящийся к духовно-нравственному воспитанию школьников. Думается, что авторы этого материала уже не раз столкнулись с подобным отношением к этому тексту, поскольку оно разделяется многими учеными и практиками, работающими в школе.

Итак, мы полагаем, что в процессе доработки любого варианта проекта нового школьного стандарта, который будет принят Министерством образования и науки РФ, в него обязательно должны быть внесены изменения, предусматривающие возможности преподавания учебного предмета по православной культуре (ОПК и т.п.) в рамках основных учебных часов. Именно так — в первой половине дня, в учебном расписании, в рамках максимально допустимой учебной нагрузки школьников. Так, как такие курсы преподаются в настоящее время, до введения нового стандарта, в связи с чем полностью несостоятельны утверждения, что это, якобы, требует «отнимать» учебные часы у основных школьных учебных дисциплин. Одновременно было бы полезно предусмотреть возможность приобщения детей к духовно-нравственным традициям народов России и во внеучебной деятельности, выделив под эту задачу одно из финансируемых направлений внеучебной воспитательной деятельности в школе. В то же время сведение возможности изучать православную культуру только в рамках внеучебной части школьной программы, о чем неоднократно говорили разработчики данного проекта стандарта, неприемлемо.

Таким образом, мы предлагаем присутствующим на «круглом столе» разработчикам нового стандарта изменить свою позицию. Дискуссия по данному вопросу слишком затянулась. Необходимо выполнить рекомендации Общественной палаты Российской Федерации по этому вопросу, согласованные решения, принятые в рамках государственно-церковного диалога и начать спокойную профессиональную работу по интеграции учебного предмета «Православная культура» и других дисциплин духовно-нравственного образования в новый школьный стандарт. Это отвечает самым широким общественным потребностям и обновленному образу российской общеобразовательной школы, свободной от идеологического диктата и духовного принуждения. Образу той школы, о которой говорили все выдающиеся отечественные педагоги, начиная с основателя русской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви сейчас создана и начинает свою деятельность соответствующая церковно-научная комиссия по вопросам преподавания православной культуры и духовно-нравственного воспитания в российской школе. К работе в ней будут привлечены церковные и светские специалисты, занимающиеся этими вопросами, представители из регионов.

Мы готовы к доброжелательному и открытому сотрудничеству для развития духовно-нравственного образования и воспитания детей — всех наших российских народов и религий в нашей единой российской школе. Давайте вместе работать для этой высокой цели.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

14.07.2009

Также у этого автора:

3 октября 2023

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания... (Далее)

24 июня 2023

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024