Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского музея И.С. Шмелева.

Публикации по теме:

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает...

(См. далее...)

5 октября 2023

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Учитель носит имя Бога…»

...человек рождается дважды – как яйцо и как цыплёнок. Если нас просто выносить, но не согреть, не выучить, не воспитать – мы будем Маугли...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

1 мая 2022

Духовно-нравственное воспитание | Образование и наука


 

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского музея И.С. Шмелева.
Алушта, 2013 год.


 

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».
Евангелие от Матфея, 5:48.

«И крест российского просвещения все мы должны нести – и донести».
И. Шмелёв. Крест просвещения

«Острие удара мира по Православию направлено прежде всего на детей».
Иеромонах Серафим (Роуз). Православное воспитание и окружающий мир

«Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли».
Святитель Иоанн Златоуст

План

 

I. Вступление. Конкретность и «технологичность» христианского воспитания.

II. Воспитание добродетелей у детей. Что такое добродетели.

1. О воспитании послушания;

2. О воспитании правдивости;

3. О воспитании самоограничения;

4. Чувство стыда;

5. О воспитании благочестия (набожности);

6. О формировании мотивации;

7. Роль примера.

III. Заключение. Роль художественной литературы, художественного образа в становлении православного воспитания.

 

I. Вступление. Конкретность и «технологичность» христианского воспитания

С 1 сентября 2013 года в России вступил в силу новый Закон об образовании, в котором, в отличии от предыдущего (1994), определённое место занимает воспитание. Согласно тексту Закона, вместе с обучением оно является частью процесса образования и характеризуется как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (статья 2).

Приветствуя появление слова «воспитание» в тексте закона (как известно, слово первично («В начале было Слово…»), и когда его нет в нашем обиходе, в официальных документах, то исчезает и реалия, которую оно обозначает), мы должны отметить, что в проверенной тысячелетним опытом христианской педагогике слово «воспитание» имеет вполне самостоятельное значение.

Восходя в своей этимологии к слову «питание», оно подразумевает доброкачественную пищу для души и тела и ассоциируется в христианском сознании с Божественной Литургией, с таинством Евхаристии, с причащением – принятием – под видом хлеба и вина – Тела и Крови Христовой. «Эта трапеза, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - есть сила для душа нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь» (ИЗ, т.10, кн.1, с. 242). В этом таинстве «абсолютно трансцендентное становится абсолютно имманентным» (СПА, цитата по ДОНВ, с. 24), человек входит в живое общение с Богом и с другими людьми, обожение становится для него реальностью (митрополит Иларион, с. 627). Таким образом, в таинстве Причащение Господь даёт жизненно необходимое питание для души и тела, а «вос-питание» - это неоднократно повторяемое, возобновляемое Божественное «питание» (причащение, приобщение), без которого душа человека и его тело просто погибают.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что воспитание столь же важно, как и образование (формирование человека в соответствии с образом Божьим), возможно, оно даже «первичнее» его, т.к. начинается с рождения ребёнка, тогда как образование связывают со становлением «смышлёности», разума, осознанием слов, становлением речи.  Образование занимает подобающее ему место с пробуждением и расширением сознания ребёнка, на определённом этапе роста его души. Образование, по словам святых отцов и христианских педагогов (цитирование по ДОНВ, с. 27,), покоится на фундаменте воспитания. С домом на песке сравнивает образование без воспитания профессор И.М.  Андреевский (писал под псевдонимом Андреев, профессор Св.-Троицкой семинарии в Джорданвилле, США) (там же, с. 27). И.А. Ильин назы­вает образование без воспитания делом ложным и опасным (там же, с. 28). «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», — пишет И. Г. Песталоцци (там же, с. 28).

Святитель Феофан Затворник пишет: «Душа приходит в мир голой силой, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после» [подчёркнуто нами – Т.П.] (ДОНВ, с. 28). Эта точная характеристика помогает сделать вывод о том, что воспитание вызывает, стимулирует, влияет на рост души, тогда как образование формирует её содержание. Своим пересечением они образуют как бы невидимый крест, лежащий в основе жизненного пути (жизни) человека. Таким образом, воспитание и образование – два равноценных, равнозначимых процесса, не отделимые один от другого.

В контексте темы нашего выступления следует сказать и о том, что так же точна христианская педагогика в постановке задач образования и воспитания. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Родить детей есть дело природы, но образовать и воспитать их в добродетели — дело ума и воли» (ИЗ, Уроки о воспитании, с. 3). Таким образом,  главная задача воспитания связана с формированием христианских добродетелей. Христианская педагогика даёт совершенно определённые советы, предлагает конкретные методы, формы и средства воспитания (систему педагогических воздействий). Существенная часть из них нашла отражение в повести И.С. Шмелёва «Лето Господне».

 

II. Воспитание добродетелей у детей

В Православии разработано обширное учение о добродетелях. Само это понятие является обобщённой характеристикой высоких устойчивых нравственных качеств личности. В слове «добродетель» подчёркивается деятельная форма усвоения добра («добродеять» - «делать добро») – в отличие от акцента на усвоении знаний о добре.

По мнению преподавателя нравственного богословия Московской духовной академии архимандрита Платона (Игумнова), «добродетель» подразумевает «нравственную доблесть и красоту, …к которым нужно стремиться и которые необходимо воспитывать» (с. 98?) [подчёркнуто нами – Т.П.]. Добродетель – это устойчивое положительное качество личности, важнейшая её характеристика, составляющее область её ценностных ориентаций, «устойчивое и определённое расположение души» (с. 100), или, по словам блаженного Августина, «искусство жить праведно» (цитата по АПИ). Таким искусством пытаются овладеть почти все герои рассматриваемой нами повести И.С. Шмелёва. От них учится жить праведно и главный герой повести, мальчик Ваня. 

О воспитании каких же добродетелей пойдёт речь? Святые отцы называют 5 основных (для детей): воспитание набожности (благочестия) как умения строить правильные отношения с Богом, миром, людьми и с самим собой, послушания как умения управлять своей волей, правдивости, неразрывно связанной с честностью и искренностью, самоограничения как умения поставить рамки своих желаний и чувств и чувства стыдливости, удерживающего человека от недолжных поступков (свщмч. Владимир Богоявленский. Беседы о православном воспитании детей. В книге «Беседы о религиозном воспитании детей», с. 4).

 

1. Воспитание послушания

Послушание – уникальная добродетель, которая необходима каждому из нас и в отношениях семейных, и рабочих, и по отношению к старшим, и по отношению к начальству и к тем, кого мы уважаем и кого мы уважать не очень, но должны слушать по их статусу. Послушание святые отцы ставят выше молитвы и поста. Хорошо известно выражение «послушливого любит Бог».

Послушание является одной из главных забот христианского воспитания, поскольку беспрекословное и быстрое послушание детей родителям, учителям, старшим служит залогом их послушания Богу, которое, по словам старца Паисия Святогорца, ведёт к святости самым кратким путём («послушание и природная простота»). Без послушания воспитание просто невозможно, поэтому его называют ещё «началом воспитания». Послушание связано с работой над волей – местом, наиболее уязвимым у современного человека (в том числе и потому, что такая задача просто не ставится).

В повести Шмелёва можно видеть, насколько главный герой Ваня послушен отцу, своему воспитателю Горкину, старшим вообще. Коллизий, связанных с непослушанием, в повести почти нет.

Вот эпизод, кода Ваня с неохотой идёт поздравлять своего крёстного купца Кашина – человека, который вызывает в нём неприязнь и даже страх: «огромного, чёрного», жёсткого (или даже жестокого), «людоеда», по характеристике окружающих. Но мальчик всё же делает это по настоянию и при поддержке своего воспитателя без всякого внутреннего конфликта (с. 403).

Или другой эпизод, когда мальчик – после увещевания Горкина, по послушанию - извиняется перед дворником Гришей за своё поведение, хотя ему очень не хочется это делать: «Гриша… я на тебя плюнул вчера… ты не сердись уж…» (с. 375). 

Или эпизод, когда Ване нужно приложиться к старинному медному кресту, от которого «пахнет мышами и чем-то могильным, страшным», а Горкин его устыжает. «Сжав зубы, прикладываюсь…» (с. 411). Это преодоление себя в ситуации, когда что-то не хочется делать, очень важно для становления внутреннего человека, ведь и в последующей жизни человеку придётся часто себя преодолевать.

Построение отношений Вани и отца, Вани и Горкина можно назвать идеальным, оно основано на абсолютном авторитете взрослых и не вызывает у мальчика внутренних противоречий. В книге профессора И.М. Андреевского «О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста», говорится о том, что «послушание должно быть свободным, а не принудительным, должно основываться на любви, а не на страхе перед насилием» (с.14). «Иметь в своих руках, без насилия, волю младенца – это главное дело в воспитании», - утверждает он. По мнению профессора, для управления волей ребёнка необходимо овладеть его побуждениями или породить их в нём, что невозможно «без полноты искреннего любящего сердца, с полным и ясным собственным убеждением в истинности своего намерения». С другой стороны, «без полной сердечной доверенности к нашим наставлениям со стороны детей невозможно рассчитывать на успех» [подчёркнуто нами – Т.П.] (с. 15). И эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены, но взрослому, конечно, принадлежит ключевая роль.

Такие доверительные, полные любви отношения мальчика и его воспитателей мы наблюдаем на протяжении всей повести, которую можно назвать «энциклопедией любви». Поэтому и воспитательный эффект их очевиден – добрый, послушный, любимый всеми и любящий всех ребёнок Ваня, «ангельская душка» (с. 373). Не оттого ли так много сегодня конфликтов между родителями и детьми, что не хватает им нашей любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1-е Кор., 13, 4-7)?

 

2. Воспитание правдивости (чувства любви к истине и отвращения от лжи)

Для воспитания этого чувства, по мнению святых отцов, прежде всего, воспитатели должны сами быть правдивы и искренни и относиться к детям с полной откровенностью и искренностью, оказывая им полное доверие (заметим, в скобках, что очевидно, что воспитатель должен сам обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у ребёнка).

В повести Шмелёва видим, что главный воспитатель мальчика, Михал Панкратыч Горкин, доверяет Ване даже то, чего не доверяет другим. Вот он повествует мальчику о своём сне. «А знаешь, какой я намедни сон видал?... только тебе доверюсь…» (с. 411). И мальчик в ответ оказывает своему воспитателю полное доверие, рассказывая о том, что крайне неприятно говорить другим – о своём грехе. «Сказать, сказать! Мне стыдно, что Горкин хвалит, я совсем не могу дышать… И сквозь слёзы, тычась в коллеги Горкину, говорю: - Горкин… я… я… я съел ветчинки…» (с. 228).

О роли примера в воспитании добродетелей мы скажем подробнее чуть позже (ниже), а пока лишь отметим, что христианская педагогика советует для воспитании правдивости не допускать в детях ни малейшей лжи и не вынуждать их ко лжи – вольно или невольно, самим не обманывать детей, не давать ложных обещаний. И герои повести показывают нам в этом пример. Вот Горкин обещает мальчику «закатиться погулять» на Москва-реку (вместо дачи). «И вот выдался денёк жаркий-жаркий, ни облачка на небе. Вот бы на Москва-реку-то!... И вдруг… - Собирайся, милок, на дачу [так называет здесь Горкин Москва-реку] с тобой едем!» (с. 319). Так же поступает и отец мальчика.

 

3. Воспитание самоограничения

Эта добродетель, как и послушание, тоже связана с укреплением воли. Святые отцы (священномученик митрополит Владимир Богоявленский) пишут: «Дитя должно учиться побеждать свою собственную волю и привыкать к воздержанности, лишениям и самоотвержению» (цитата по ДОНВ, с. 50). Много внимания уделяет этому вопросу святитель Иоанн Златоуст в своих «Уроках о воспитании» (с. 8). Он видит в воспитании воздержания, как и других добродетелей, залог сыновней любви к родителям, всеобщего уважения, повиновения властям, жизни по закону Божьему, в котором они найдут «обильный источник счастья» (с. 1).

Умение себя ограничивать имеет особенно большое значение в наши дни в связи с всё более распространяющимся духом эгоизма, гедонизма, стремлению к удобствам и наслаждениям, культивированными обществом потребления. По мнению святых отцов эта «с каждым годом и днём распространяющаяся страсть к наслаждению» множит ряды недовольных и несчастных (цитирование по ДОНВ, с. 54). Чтобы сделать их довольными и счастливыми [подчёркнуто нами – Т.П.], пишет митрополит Владимир Богоявленский, к авторитету которого мы уже не раз обращались, «покажите им путь воздержанности, умеренности и самоотвержения». (Цитирование по ДОНВ, с. 54).

Этот путь с художественной силой и достоверностью предлагает нам и повесть И.С. Шмелёва. Большое внимание уделено в ней православным постам, о чём можно судить даже по названиям глав: «Великий пост», «Разговины», «Петровками», «Филипповки», «Говенье». При этом, уделяя много внимания постному столу, его традициям, с любовью и размахом описывая их, автор не сводит всё к кулинарным вопросам. В духе святых отцов, но художественными средствами говорит о духовном значении постов, их значении для подготовки к «жизни будущего века», о необходимости воздержания духовного – от излишних эмоций (зрелищ), недолжных мыслей и чувств. Шмелёв – через восприятие главного героя, мальчика Вани – говорит нам об очень важных вещах. Он пишет о посте как средстве самоуглубления, познания себя, своей души, средстве её изменения, а также способе подготовки к православным праздникам.  Писатель характеризует пост как время радостное: «Душа радуется посту!» (с. 383).

Приведём несколько примеров. «Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается и надо готовиться к той жизни, которая будет, где? Где-то на небесах. Надо очистить душу…» (с. 179).  «И радостное что-то копошится в сердце [глава «Великий пост»]: новое всё теперь, другое. Теперь уже “душа начнётся”  - Горкин вчера рассказывал: “Душу готовить надо”. Говеть, поститься, к светлому дню готовиться» (с. 177). «- А, грехи… -  со вздохом говорит Горкин. – Тяжело тоже переламываться… А ты держись, про душу думай. Такое время, всё равно как последние дни пришли…» (с. 178). «А ты не думай про глупости, не такое время, не помышляй» [подчёркнуто нами – Т.П.] (с. 186). «Филипповки! [Филипповский или, по-другому, Рождественский пост – Т.П. ] …самое священное пойдёт, праздник на празднике, душе свет… пощенье у нас пойдёт… грешное нутро прочистим, - Младенца Христа стречать» (с. 383). «Нельзя сразу [чтобы Рождество приходило – Т.П.], а надо приуготовляться, а то и духовной радости не будет» (с. 390), - говорит Горкин Ване [подчёркнуто нами – Т.П.].

Автор, как отмечалось, напрямую связывает пост с внутренним состоянием человека: «С горя-то наговелись» (с. 474) [когда отец Вани сильно заболел и они почти ничего не ели – Т.П.].

И ещё пост непременно связывается с милосердием, оказанием милости, широким хлебосольным столом, в том числе для бедных (главы «Разговины», «Обед “для разных”», «Именины» и др.), раздачей денег: «У него [отца], Горкин сказывал мне потайно, есть особая книжечка, и в ней вписаны разные бедняки и кто раньше служил у нас. …Так уж привык [деньги беднякам раздавать], а то и Рождество будет не в Рождество» (с. 396).

Так таинственным образом через пост, воздержание, милость (в общем-то внешние вещи) возрастает душа человека.

 

4. Чувство стыда

Стыд является регулятором отношения человека к самому себе [По В.С. Соловьёву, существует три основных типа отношений человека с миром: то, что выше человека (в основе – благоговение, страх Божий, почтение и под.); то, что равно человеку – другой человек (в основе – уважение, альтруизм, жалость и под.); то, что ниже человека – его собственная физическая природа и природа вообще (в основе этих отношений лежит стыд]. «В борьбе духовного начала с телесным, - пишет В.С. Соловьёв, - утверждается нравственное достоинство личности: …низшая сторона моего существа не должна преобладать во мне» (цитирование по ДОНВ, с. 52).

Чувство стыда является естественным, врождённым чувством человека. Поэтому задача воспитания – развить, укрепить его, не дать ему заглохнуть.

Очень актуально развитие чувства стыда сегодня, постановка этой задачи как специальной воспитательной. Причём, задачи, стоящей перед всем обществом, а не только перед педагогами. Здесь нам, взрослым, необходимо преодолеть равнодушие и боязнь - важно делать замечание детям, когда мы встречаемся с их недостойным поведением, причём, делать это с любовью, постаравшись найти нужные слова.

Вот в повести Горкин стыдит Ваню за то, что тот «заплевался» на Гришу-кучера – какие удивительные аргументы он находит: «За тобой Иван Богослов стоит… вот, думает, какого плевальщика Господь мне препоручил! - нешто ему приятно? Чего оглядываешься… боишься? Стыдно ему открыться…» (с. 375). Здесь же дан и результат этого «устыжения» ребёнка взрослым: «Пересиливая ужасный стыд, я говорю ему: - Гриша… я на тебя плюнул вчера… ты не сердись уж…» (с. 375). Интересна реакция Гриши, который в общем-то был виноват в ситуации: «Он смотрит на меня, и лицо у него какое-то другое, будто он думает о чём-то грустном. – Эна ты про чего… а я думать забыл… - горит он раздумчиво и улыбается ласково… Я бегу-топочу по лестнице, мне хорошо, легко». (с. 376).

Ещё пример (примеры для нас доходчивее – и в этом тоже видится великая роль русской литературы). Отец стыдит Ваню за то, что он заранее не приготовил подарка к именинам Горкина: «–  Хо – рош гусь… нечего сказать. Он всегда за тебя горой, а ты и к именинам не озаботился… хо – рош. Мне стыдно, даже страшно…» (с. 377).

А вот пример сильного воспитательного средства, которое в повести используется крайне редко: «Горкин затопал на меня, руку протянул даже – за ухо хотел… никогда с ним такого не было, и глаза даже побелели, страшные сделались. Махнул на меня сердито и загрозился… Со страха и стыда я зажмурился…» (с. 531).

Если бы мы почаще прибегали к этому испытанному средству - стыдили наших детей (да и взрослых) за их недолжное поведение, мы бы, думается, жили бы сейчас в другом мире.

 

5. Воспитание набожности, или благочестия

Что такое набожность? В словаре В.И. Даля она определяется, как «свойство, качество, состояние набожного». А кто такой «набожный»? Это «искренне благоговеющий перед святыней; чтущий Бога, богобоязненный, богомольный».

Собственно говоря, этой теме – воспитанию благоговения - посвящена вся повесть. Детально на этом вопросе мы останавливались в докладе «О благодатных средствах воспитания» (см.), подробно разбирая такие средства воспитания, как частное хождение в храм на богослужение, осенение крестным знамением, научение молитве, чтение Священного Писания и др. Отдельно мы писали о роли святых в воспитании («Святые в повести И.С. Шмелёва “Лето Господне”», которые являются «действующими лицами» повести и которых в ней больше 60).

Сегодня хотелось остановиться лишь на одном аспекте воспитания набожности – воспитании чувства благоговения, или страха Божия, поскольку его отсутствие существенно влияет на всю сферу отношений ребёнка, искажает её, обедняет, существенно снижает уровень отношений, в конечном итоге, делает его несчастным, портит жизнь. Воспитать у ребёнка страх Божий - это значит вызвать и «закрепить» у него ощущение «хождения под Богом», понимание того, что любой человек – «не случайность и не песчинка в этом мире», что «над каждым из нас непрерывно бодрствует Тот, для Которого нет случайностей, Кто всё доброе в нас поддержит, всё неразумное исправит, от всякого зла защитит и без Чьей воли ни один волос не упадёт с нашей головы…» (священник Вячеслав Резников, цитирование по ДОНВ, с. 50).

Мы встречаем в повести «Лето Господне» очень яркие примеры сформированного уже у мальчика чувства высочайшего почтения, благоговения к Богу: «Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. …И всё – для Него, что делаем. …Мне теперь ничего не страшно… потому что везде Христос» (с. 217).  Такое же (или сходное) чувство воспитано у него и по отношению к святыне. Вот он смотрит на Кремль: «Кажется мне, что там – Святое…» (с. 198), на «матушку-Москву» с высоты Воробьёвых гор («Долго стояли мы у окон галдарейки и любовались Москвой. Светилась она в туманце, широкая. покойная, - чуть вдруг всплеснёт сверканьем. Так бы и смотрел, смотрел… не нагляделся бы» -с. 492). Существенно для сегодняшнего дня и то, что чувство величайшего почтения воспитано у мальчика по отношению к родителям и взрослым.

Чувство любви к Богу (по-другому его называют «чувством сыновства») - вера мальчика проверяется страшным испытанием – болезнью и смертью горячо любимого отца, Сергея Ивановича. И он выдерживает этот «экзамен»: «Я думаю, - какая душа?.. Я сажусь в уголок и стараюсь её увидеть. Зажмуриваюсь… и вижу: он [отец] здесь, со мной!.. Всегда он во мне, живой?! и будет всегда со мной…» (с. 539).

 

6-7. О формировании мотивации и роли примера

Завершая разговор о воспитании добродетелей, необходимо обратить внимание на два существенных момента: формирование правильной мотивации и роль примера.

Все святые отцы и христианские педагоги подчёркивают необходимость прививать детям все высокие чувства и качества: и правдивость, и чувство стыда, и чувство благоговения, и послушание, - исключительно из любви к Богу, «ради Бога» (как постоянная память о Божьем вездеприсутствии и всеведении).

А говоря о роли примера, необходимо отметить его решающее значение в воспитании детей, да и взрослых. В этом отношении практически все герои повести Шмелёва являются для мальчика примером - в том или ином отношении, являются носителями определённых добродетелей, которые покрывают, «растворяют» их недостатки и слабости, или «суммы», букета добродетелей: набожности, рассудительности, послушания, доброты, честности, искренности, молитвенности, милосердия, благотворения, любви, самопожертвования, терпения, смирения, кротости, отзывчивости, трудолюбия, скромности и др. Здесь и «папашенька», Сергей Иванович («солнышко», «ангел чистый», «правильный человек», ласковый, который «людей любит» - «всех обласкал»), и его воспитатель Михал Панкратыч Горкин («совсем святой», «на правде стоит»), и управляющий Василь Васильевич – горячее сердце, и «чистая», «светлая» сторожиха-банщица Аннушка, и птичник Солодовкин, отличающийся своим бескорыстием, и богомольная Домна Панфёровна, и благочестивый Клавнюша Квасников,  многие-многие другие образы – как живые, так и уже умершие.

Благочинный говорит мальчику: «берите его [папашу] за пример… редкостной доброты человек!» (с. 528). И так можно сказать практически обо всех героях повести. И нам хочется тоже «взять их за пример». И нам становится понятным, почему мальчик Ваня – «ангельская душка». И нам верится, что радостный святой свет детства осветит мальчику его дальнейший жизненный путь, не даст сгинуть, пропасть на трудных поворотах судьбы.

 

III. Заключение. Роль художественной литературы, художественного образа в становлении и развитии православного воспитания.

Сейчас для нас доступны и святоотеческие писания, и жития святых. Но при этом богатстве возможностей для самообразования нельзя не признать великой роли классической русской литературы, которая особым, художественным образом воздействует на нашу душу.

Давайте же активно использовать её, использовать те прекрасные образы и примеры, которые дают нам русские писатели. Использовать для вдохновения, для примера. Для самого трудного и важного дела, которое только есть на свете – для воспитания человека.

 

Список использованной литературы

Архимандрит Платон (Игумнов). Нравственное богословие. СТСЛ, 2012.

Даль В.И. Словарь живого великорусского языка (любое издание).

Диакон Павел Сержантов. Исихастская лествица и причины экологического кризиса. Портал Православие.ру: http://www.pravoslavie.ru/smi/63887.htm

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.

Ильин И.А. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 4. М., 1994.

Иоанн Златоуст. Беседы на 1 Кор. Творения. Т.10, кн. 1.

Иоанн Златоуст. Уроки о воспитании: http://rpczmoskva.org.ru/wp-content/uploads/Zlatoust_vosp.pdf

Митрополит Иларион (Алфеев). Православие: в 2 т. – Т.2. М., 2010.

Песталоцци И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце. – В кн.: Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 2. М., 1981.

Проф. Андреев. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. М., 1991.

Резников Вячеслав, священник. Чувства добрые. Лит.газета, от 17 апреля 1991 г.

Священномученик Владимир (Богоявленский). Беседы о православном воспитании детей. Портал «Семья и вера»: http://semyaivera.ru/2011/09/22/besedy-o-pravoslavnom-vospitanii-detej/ 

Соловьёв В.С. Оправдание добра. М., 2012.

Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2008.

Шмелёв И.С. Лето Господне. В книге Сочинения, т.2. М., ХЛ, 1989.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

1.05.2022

Также у этого автора:

3 октября 2023

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания... (Далее)

24 июня 2023

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024