Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» 17 января 2022 г.
...Бедность была жуткая, а души были золотые. Ризы были мешковинные, Чаши – деревянные, а души – золотые. Это то, чего нам не хватает сегодня. С Чашами золотыми проблем нет, только души деревянные. У нас парча, вот это из...
28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...
14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...
Взросление человека в пространстве образования (+Видеозапись)
Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»
17 января 2022 г.
В своем кратком сообщении по ключевым проблемам воспитания в рамках проблемной области семьеведение я обозначу лишь некоторые тезисы, важные, на мой взгляд, в этой проблеме.
Первое. Начну с главного. По аналогии с известной формулой бл. Августина: Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своем, я предлагаю в нашем случае, при обсуждении заявленной проблемы поставить на первое место Человека – во всей полноте его бытия в этом и Ином мире. Тогда все другие содержания, связанные со становлением собственно человеческого в человеке, обретут свое место, свой смысл, свое назначение. В том числе, и такие реалии, как образование человека, воспитание человека, его взросление в пространстве образования.
Видеозапись выступления на конференции:
Замечу, что именно в советских философско-психологических исследованиях было сформулировано фундаментальное положение: Образование – есть всеобщая, культурно-историческая форма становления сущностных сил человека, его базовых способностей, образа человеческого в пространстве культуры и времени истории.
Это базовая парадигма, но по жизни она конкретизируется возрастной стратификацией любого общества, в том числе – и нашего. А значит, смыслы, цели, задачи, способы и условия становления человеческого в человеке определяются главным: а в каком возрастном пространстве и какие конкретно возрастные задачи развитиянаших детей, подростков, юношества могут и должны решаться средствами образования?
Я иногда говорю при встрече с педагогами: «Коллеги, вы пришли сюда – в детский сад, школу, колледж – решать не своиузко профессиональные задачи, а пришли решать ихзадачи – задачи ваших воспитанников; решать задачи их возрастания в меру тех Даров, с которыми они пришли в этот Мир и на Встречу с вами. И конкретный предмет вашей профессиональной деятельности есть только средство этого возрастания. Если вы этого не делаете – вы не педагоги, в переводе на русский не дето-водители, вы предмето-датели. Некоторые коллеги – не обижаются, а задумываются.
Второе. Надо сказать, что в любом месте жизненного пространства, где происходит встреча взрослого и ребенка (даже случайная) сразу же возникает педагогическая (образовательная) ситуация. Поэтому, долгое время подлинным субъектом образования является не отдельный ребенок, не отдельный ученик и не отдельный учитель, а детско-взрослая образовательная общность.
Такие встречи людей, встречи взрослых и детей могут оказаться, буквально – Сретеньем, что в переводе со старославянского означает: Нечаянная Радость и Счастливый случай. В этом смысле – действительное становление и наращивание потенциала человечности в человеке – это и есть нечаянная Радость для всех нас: родителей, наставников, общества в целом.
Скажу еще раз, наша профессиональная педагогическая деятельность во всем ее многообразии – это средство, это помощь в том, чтобы случился такой Счастливый случай в нашей Встрече с нашими Чадами. Если это чудо произойдет, то случится и все другое – освоение новых знаний, становление нужных компетенций, базовых способностей. Но произойдет и самое главное: произойдет становление личности человеческой. Так как, по известному православному определению: личность человека – это его бытие в общности, в живом общении с Другим, а мы знаем, что предельные инстанции Другости – это Вышний и ближний.
Я бы сказал коротко: научитесь встречаться не просто с воспитанником, с обучающимся, а прежде всего, с ближним, и, конечно же, в совместности с Господом Богом. Это трудно, но это единственное, что спасет нашу общую человечность.
В теме «Семьеведение» одной из ключевых категорий является понятие взросление каждого из нас, которое необходимо рассматривать в контексте встреч Мира Детства и Мира Взрослости. Взрослый (вне зависимости от его паспортных данных) – это человек, способный взять на себя ответственность за старых и малых, за сирых и слабых.В слове ответственность запечатлено корневое слово ответ, а именно – наш ответ на призыв Вышнего и ближнего. Но чтобы случилось подобное чудо, мало услышать этот призыв необходимы, как минимум, две особые фундаментальные способности: это способность человека к самостоянию, которое можно раскрыть в таких душевно-духовных силах, как терпение, смирение, мужество.Только в этом случае мы сможем правильно понять и принять великие слова А.С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его!» И еще одна важнейшая способность – это духовная зрячесть, способность к различениюДоброго и лукавого. Именно «лукавого», а не просто «злого», ибо за каждым конкретным злом прячется вполне конкретный лукавый.
Вот такая триада – самостоянье, духовная зрячесть и ответственность составляют сущностное содержание взрослости. И именно эти способности подлинной человечности в человеке должны стать главным смыслом, главной заботой и главным целевым ориентиром и семейного, и общественного, и государственного образования.
Теперь третий и последний тезис. Современная цивилизация целенаправленно блокирует процессы взросления подрастающих поколений: во-первых, все нарастающей (почти тотальной) инфантилизацией – задержек в развитии наших детей, подростков, молодых людей (прежде всего, за счет снятия с них той самой ответственности, а также – лишения их не то что способности, а самой возможности к самостоянию). И во-вторых, такая блокировка осуществляется с помощью многообразных средств «растления малолетних» (интеллектуального, нравственного, психофизиологического и др.; достаточно вспомнить несчастную девочку, которая по вожделениям сумасшедшего отца в 9 лет должна была стать студенткой психологического факультета). Такая блокировка взросления обеспечивается культивированием духовной слепоты, толерантности к злу, неправде, предательству. Вообще должен сказать: всякая задержка развития – это инфантилизация, всякая принудительная акселерация, ускорение развития – это растление.
Наибольший вклад в блокировку взросления и наибольшую деструкцию его процессов сегодня вносит погружение в виртуальный мир человеческих сообществ – детских, молодежных, взрослых. В них исчезают живое общение, личные отношения, которые требуют не фиктивного душевного труда. В массе своей – они подменяются обменом мусорной информацией и «ярмаркой тщеславия». Так называемые социальные сети растворяют, диссоциируют живую социальную ткань любых человеческих общностей, дробят их на отдельные, самодостаточные особи-атомы. Это уже не общности, не сообщества, это скопища индивидов (например, фанаты), это рой человеческих индивидуумов (всякая толпа) или, говоря словами философа А. Зиновьева – это «человейники».
Мировая паутина – это не место Встречи, не место Сретенья живых людей. Это место, я бы сказал, погибели «мухи» при столкновении с «пауком», который живет в соцсетях. Уважаемые взрослые, неужели, это до сих пор непонятно? А нужно-то совсем немного и рецепт один, и он же инструмент разоблачения навалившихся на нас соблазнов и искушений цифровой цивилизации: не превращайте техническое средство (цифру, сеть, искусственный интеллект и т.п.) в цель, ценность и смысл бытия человека. И тогда – не случится его расчеловечивания!
22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...
2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...
9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network.
10 февраля 2024 г.
...На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного...