Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» 17 января 2022 г.

Публикации по теме:

1 мая 2022

Татьяна Петракова:

О воспитании добродетелей (на примерах повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»)

Доклад на Крымских международных Шмелёвских чтениях «И.С. Шмелев и писатели литературного зарубежья», посвященных 140-летию со дня рождения И.С. Шмелева и 20-летию Алуштинского...

(См. далее...)

30 апреля 2022

Геннадий Дорофеев:

Чем будем щи хлебать? И другие наивные вопросы

…Мы пошли туда не завоёвывать чужую страну, а освобождать свою из вражеской оккупации, как это было в сорок третьем году. Если украинцы забыли, что они такие же русские, как и мы, то мы ещё помним «откуда...

(См. далее...)

Последние репортажи:

21 мая 2022

«Алтарь Отечества – 2022». Номинация «Народные игры: Наука побеждать» на площадке храма мученика Уара посёлка Вешки

21 мая 2022 года на площадке храма мученика Уара посёлка Вешки Московской области прошли состязания в номинации «Народные игры: Наука побеждать» в рамках XV Межрегионального фестиваля-конкурса «Алтарь Отечества».

(См. далее...)

18 мая 2022

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Бытия, глава 30. Май (+ВИДЕО)

18 мая 2022 года, в день Преполовения Пятидесятницы, в дистанционном формате состоялась очередная, тридцать вторая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»,...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Слободчиков Виктор Иванович /Доктор психологических наук, Профессор, Директор Института педагогических инноваций РАО, член-корреспондент Российской академии образования

25 января 2022

Образование и наука | Новости культурной жизни | Личная позиция


 

Взросление человека в пространстве образования (+Видеозапись)

Доклад на традиционной Международной конференции «Крепкая семья – сильная Россия: милосердие, благотворительность, волонтёрство» в рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений, тема которых «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»
17 января 2022 г.


В своем кратком сообщении по ключевым проблемам воспитания в рамках проблемной области семьеведение я обозначу лишь некоторые тезисы, важные, на мой взгляд, в этой проблеме.

Первое.  Начну с главного. По аналогии с известной формулой бл. Августина: Если Бог будет на первом месте, то всё остальное будет на своем, я предлагаю в нашем случае, при обсуждении заявленной проблемы поставить на первое место Человека – во всей полноте его бытия в этом и Ином мире. Тогда все другие содержания, связанные со становлением собственно человеческого в человеке, обретут свое место, свой смысл, свое назначение. В том числе, и такие реалии, как образование человека, воспитание человека, его взросление в пространстве образования.

 

Видеозапись выступления на конференции:

 

Замечу, что именно в советских философско-психологических исследованиях было сформулировано фундаментальное положение: Образованиеесть всеобщая, культурно-историческая форма становления  сущностных сил человека, его базовых способностей, образа человеческого в пространстве культуры и времени истории.

 Это базовая парадигма, но по жизни она конкретизируется возрастной стратификацией любого общества, в том числе – и нашего. А значит, смыслы, цели, задачи, способы и условия  становления человеческого в человеке  определяются главным:  а  в каком возрастном пространстве и какие конкретно возрастные задачи развития наших детей, подростков, юношества могут и должны решаться средствами образования?

Я иногда говорю при встрече с педагогами: «Коллеги, вы пришли сюда – в детский сад, школу, колледж – решать не свои узко профессиональные задачи, а пришли решать их задачи – задачи ваших воспитанников; решать задачи их возрастания в меру тех Даров, с которыми они пришли в этот Мир и на Встречу с вами. И конкретный предмет вашей профессиональной деятельности есть только средство этого возрастания. Если вы этого не делаете – вы не педагоги, в переводе на русский не дето-водители, вы предмето-датели. Некоторые коллеги – не обижаются, а задумываются.

Второе. Надо сказать, что в любом месте жизненного пространства, где происходит встреча взрослого и ребенка (даже случайная) сразу же возникает педагогическая (образовательная) ситуация. Поэтому, долгое время подлинным субъектом образования является не отдельный ребенок, не отдельный ученик и не отдельный учитель, а детско-взрослая образовательная общность.

Такие встречи  людей, встречи взрослых и детей могут оказаться, буквально  – Сретеньем, что в переводе со старославянского означает: Нечаянная Радость и Счастливый случай. В этом смысле – действительное становление  и  наращивание потенциала  человечности в человекеэто и есть  нечаянная Радость для всех нас: родителей, наставников, общества в целом.

Скажу еще раз, наша профессиональная педагогическая деятельность во всем ее многообразии – это средство, это помощь в том, чтобы случился такой Счастливый случай в нашей Встрече с нашими Чадами.  Если это чудо произойдет, то случится и все другое – освоение новых знаний, становление нужных компетенций, базовых способностей. Но произойдет и самое главное: произойдет становление личности человеческой. Так как, по известному православному определению: личность человека это его бытие в общности, в живом общении с Другим, а мы знаем, что предельные инстанции Другости – это Вышний и ближний.

Я бы сказал коротко: научитесь встречаться не просто с воспитанником, с обучающимся, а прежде всего, с ближним, и, конечно же, в совместности с Господом Богом. Это трудно, но это единственное, что спасет нашу общую человечность.

В теме «Семьеведение» одной из ключевых категорий является понятие взросление  каждого из нас, которое необходимо рассматривать в контексте встреч Мира Детства и Мира Взрослости. Взрослый (вне зависимости от его паспортных данных) – это человек, способный взять на себя ответственность за старых и малых, за сирых и слабых. В слове ответственность запечатлено корневое слово ответ, а именно – наш ответ на призыв Вышнего и ближнего. Но чтобы случилось подобное чудо, мало услышать этот призыв необходимы, как минимум,  две особые фундаментальные способности: это способность человека к самостоянию, которое можно раскрыть в таких душевно-духовных силах, как терпение, смирение, мужество.  Только в этом случае мы сможем правильно понять и принять великие слова А.С. Пушкина: «Самостоянье человека – залог величия его!» И еще  одна важнейшая способность  – это духовная зрячесть, способность к различению Доброго и лукавого. Именно «лукавого», а не просто «злого», ибо за каждым конкретным злом прячется вполне конкретный лукавый.

Вот  такая триада – самостоянье, духовная зрячесть и ответственность составляют сущностное содержание  взрослости. И именно эти способности подлинной человечности в человеке должны стать главным смыслом, главной заботой и главным целевым ориентиром и семейного, и общественного, и государственного образования.

 Теперь третий и последний тезис. Современная цивилизация целенаправленно блокирует процессы взросления подрастающих поколений: во-первых, все нарастающей (почти тотальной) инфантилизацией – задержек в развитии наших детей, подростков, молодых людей (прежде всего, за счет снятия с них той самой ответственности, а также – лишения их не то что способности, а самой возможности к самостоянию).  И  во-вторых, такая блокировка осуществляется с помощью многообразных средств «растления малолетних» (интеллектуального, нравственного, психофизиологического и др.; достаточно вспомнить несчастную девочку, которая по вожделениям сумасшедшего отца в 9 лет должна была стать студенткой психологического факультета). Такая блокировка взросления обеспечивается культивированием духовной слепоты, толерантности  к  злу, неправде, предательству. Вообще должен сказать: всякая задержка развития – это инфантилизация, всякая принудительная акселерация,  ускорение развития – это растление.

Наибольший вклад в блокировку взросления и наибольшую деструкцию его процессов сегодня вносит погружение в виртуальный мир человеческих сообществ – детских, молодежных, взрослых. В них исчезают живое общение, личные отношения, которые требуют не фиктивного душевного труда.  В массе своей – они подменяются обменом мусорной информацией и «ярмаркой тщеславия». Так называемые  социальные сети  растворяют, диссоциируют живую социальную ткань любых человеческих общностей, дробят их на отдельные, самодостаточные особи-атомы. Это уже не общности, не сообщества, это скопища индивидов (например, фанаты), это рой человеческих индивидуумов (всякая толпа) или, говоря словами философа А. Зиновьева – это «человейники».

Мировая паутина – это не место Встречи, не место Сретенья живых людей. Это место, я бы сказал, погибели «мухи» при столкновении с «пауком», который живет в соцсетях. Уважаемые взрослые, неужели, это до сих пор непонятно?  А нужно-то совсем немного и рецепт один, и он же инструмент разоблачения навалившихся на нас соблазнов и искушений цифровой цивилизации: не превращайте техническое средство (цифру, сеть, искусственный интеллект и т.п.) в цель, ценность и смысл бытия человека. И  тогда – не случится его расчеловечивания!


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:
Господь Иисус Христос и апостол Иоанн. Тайная вечеря. Фрагмент иконы

21 мая 2022

Священник Иоанн Валентин Истрати:

Святое дитя – духовник веков: научиться тому, как не умереть никогда. Иоанн Богослов

...Он всюду рядом с Учителем. Ходит на волосок от Бога, слышит дыхание Творца галактики, ест с Питателем миров, осязает руками Огонь вечнующий. Он так естествен и невинен, и сердце его более всего на свете пропитывается любовью Божией. Оставляет родителей и родню, бросает...

(См. далее...)

19 мая 2022

Протоиерей Александр Шаргунов:

«У Бога всегда есть пути восстановить наши потери и утешить наше горе». Слово в день памяти святого праведного Иова и в день рождения святого царя Николая II

...мы видим терпение Иова среди невероятных бедствий как пример терпения для всех нас. В конце книги, для нашего воодушевления последовать его примеру, мы видим счастливый итог его испытаний, восстановление...

(См. далее...)

13 мая 2022

Диакон Валерий Духанин:

Воздерживаться от всего, что лишает внутреннего мира. Святитель Игнатий (Брянчанинов) о трезвении

...Занятие служебное, сопряжённое с ответственностью, не препятствует сохранению внимания к себе – оно руководствует к такому вниманию… Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые...

(См. далее...)

9 мая 2022

Святейший Патриарх Кирилл:

«Церковь особенно молится о властях и воинстве, от которых зависит свобода, независимость и благополучие нашего Отечества». Слово Святейшего Патриарха Кирилла в главном храме Вооруженных сил РФ

...мы самодостаточны, но мы нуждаемся только в одном — в нашей подлинной свободе, в нашей независимости от этих мировых центров власти, которые сегодня, к сожалению...

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

25.01.2022

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Апостол Симон Зилот

23 мая

Апостол Симон Зилот (I)

Поражённый чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, всё оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование «зилота», то есть ревнителя...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2022