Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Когда мы оправдываем себя, а других судим строго, мы лицемерим, то есть подходим с разной мерой к себе и окружающим. Но Спаситель определённо сказал, что, «каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Значит, изрекая строгий суд о другом человеке, мы тем самым лишаем себя Божия снисхождения. У нас всех есть врождённые недостатки и приобретённые страсти: явные нам и от нас скрытые...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Климент (Капалин) /Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

22 января 2017

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Бревно в глазу

Никто, даже благонамеренный человек, не застрахован от погрешностей в своем мнении о поступках и словах другого. Тем более нам не ведомы чужие мысли, чувства и мотивы поведения. По этой причине Господь убеждает нас не вникать в чужие несовершенства и не судить поступки других людей…
22 января 2017 г.


Митрополит Калужский и Боровский Климент

Иван Шмелёв в автобиографической повести «Богомолье» вспоминает, как в детстве осматривал трапезный храм Троице-Сергиевой Лавры. Заметив, что его внимание особенно привлекла роспись, на которой изображены грешники с сучком и бревном в глазу, монах пояснил, что эта картина разъясняет евангельскую притчу, и привел слова Спасителя: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 3)

***

Ребенок, остро реагируя на образ, не унимался и спросил: «Зачем воткнули ему бревно... ведь больно?», но монах невозмутимо ответил: «Нет, не больно», и добавил: «Так изображено для понимания».

«Нет, не больно!»

Надо признать, что ответ монаха очень точно отразил чувство, которое испытывает человек, привыкший осуждать. Ему действительно не больно: он не страдает ни за осуждаемого, ни за себя, поскольку бревна своей страсти совсем не ощущает. И того «понимания», о котором говорил мальчику монах, у осуждающего других тоже нет. Бревно, торчащее из его глаза, ничуть не мешает ему подмечать даже малые проступки — сучки в глазах окружающих и, более того, считать себя вправе вторгаться с неловкими попытками излечить, исправить другого:

«Дай, я выну сучок из глаза твоего» (Мф. 7, 4).

Довольно распространенная ситуация. На воскресной Литургии «постоянная» прихожанка подходит к женщине, сделавшей земной поклон, и важно указывает: «По воскресным дням земные поклоны не совершаются».

 Она так «вытаскивает сучок из ее глаза», полагая, что делает добро ближнему. Но разве она знает, что в этот миг творится в чужой душе, каким чувством отчаяния, взывания к Богу о помощи или, наоборот, благодарности о минувшей беде вызван этот поклон? Да, земные поклоны по воскресеньям уставом не предписаны, потому что каждое воскресенье — это малая Пасха. Но если человек его делает, он же не совершает преступления. Зачем бесцеремонно вторгаться в чужую молитву покаяния или благодарности? Прихожанка же полна чувства собственной значимости и торжественно несет свое бревно далее.

Страсть осуждения, наверное, самая распространенная и вместе с тем малозаметная из всех остальных пороков. Неприметно, но всеохватно вторгается она в нашу повседневность, во все моменты жизни, как пыль проникает во все щели. Наблюдающий за своей внутренней жизнью с ужасом замечает, что процесс осуждения почти безостановочен и неподконтролен. Человек постоянно осуждает всех и вся независимо от того, где он находится: в храме, дома, на работе или на улице. Если, например, с грехом чревоугодия можно как-то совладать, пересилить свое хотение, то осуждение, как зловредная и едва различимая пыль, незаметно забивает душу.

Надо уяснить, что осуждение других крайне опасно, ибо этот грех наносит тройной удар: он направлен против Бога, попирает любовь к ближнему и несет вред самому осуждающему.

Осуждая других людей, человек похищает суд у Бога, присваивает себе функции, присущие только Богу. Как единственный Творец всего сущего Господь обладает абсолютным ведением души каждого человека, с ее пороками и достоинствами. Только Богу в полной мере открыты внутренняя борьба и скрытые от мира слезы покаяния. Человек же, позволяющий себе, не задумываясь, с легкостью осуждать других, даже не понимает, что творит, настолько незначительным ему кажется собственный грех. Он словно бы говорит: «Господи, мне виднее, чем Тебе, в чем этот человек прав, а в чем его надо поправить, что поставить ему на вид».

У японского писателя Юкио Мисимы есть рассказ, в котором об одном и том же совершенном преступлении рассказывают преступник, свидетель и потерпевший. Все они, например, описывают куст, возле которого оно было совершено, но делают это совершенно по-разному. В этом рассказе писатель замечательно показал, что мы ни о чем не можем судить объективно, поскольку каждый человек смотрит «со своей колокольни». Никто, даже благонамеренный человек, не застрахован от погрешностей в своем мнении о поступках и словах другого. Тем более нам не ведомы чужие мысли, чувства и мотивы поведения. По этой причине Господь убеждает нас не вникать в чужие несовершенства и не судить поступки других людей, но наблюдать за собственным поведением и замечать неправду в своем сердце. Ведь свои помышления и расположения нам открыты более, нежели чужие. По этому поводу апостол Павел мудро замечает, что «если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31).

Когда мы оправдываем себя, а других судим строго, мы лицемерим, то есть подходим с разной мерой к себе и окружающим. Но Спаситель определенно сказал, что, «каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7, 2). Значит, изрекая строгий суд о другом человеке, мы тем самым лишаем себя Божия снисхождения. У нас всех есть врожденные недостатки и приобретенные страсти: явные нам и от нас скрытые, потому что человек смотрит субъективно и на себя самого. И все наши несовершенства Господь покрывает Своей безграничной любовью, если человек удерживает себя от осуждения.

«Пролог» передает рассказ о смерти нерадивого монаха, который, на удивление братии, умирал с радостью и надеждой. На просьбу открыть причину своей беспечальности умирающий сказал, что, когда с сокрушением признал себя повинным во многих грехах и ожидал самого строгого суда Божия, то услышал от ангелов: «При всем небрежении ты был незлобив и никого не осуждал»,

— и тут же запись всех его грехов была уничтожена.

«Так, — заключается в «Прологе», — исполнилось над ним слово Христово: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1)».

Разве тот инок один во всем монастыре имел недостатки? Но он не смел даже взглянуть на чью-либо жизнь, чтобы оценивать ее и, более того, порицать брата, а смотрел только на себя и сокрушался о своих грехах. Ибо, как сказал авва Моисей, «безумно оставлять своего мертвеца (то есть свою душу, изнемогающую в согрешениях) и идти плакать над чужим мертвецом».

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Источник: Вечерняя Москва

21 января 2017 г.


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

22.01.2017

Также у этого автора:

17 июня 2018

Умножай своё время

...Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не... (Далее)

13 мая 2018

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024