Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Об отсутствии жёстко обусловленной связи между человеческими страданиями и грехами в Священном Писании говорится неоднократно. Один из примеров — исцеление слепорождённого. Апостолов интересует вопрос: кто согрешил — родители или их слепой сын? Спаситель называет совсем другую причину...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Климент (Капалин) /Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

23 октября 2016

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Грех и страдания

Из книги Иова следует еще один вывод: не стоит считать, что все плохое попускается людям исключительно за их грехи
23 октября 2016 г.


Всеведущий Господь свидетельствует о непорочности Иова (Иов 1, 8). Но знающие этого праведника люди, его друзья, так не считают. Руководствуясь земной мудростью, они видят в Боге внешнюю карающую силу, действующую по Своим, неведомым людям законам.

Один из них, Елифаз, строгий моралист. Он твердо убежден, что страдание — это всегда последствие греха, что выдает в нем приверженца мертвой ортодоксии. Религиозные взгляды Вилдада, второго друга Иова, выражены в общих, довольно благодушных фразах. Он предлагает страдальцу не доискиваться истины, уйти от проблемы: если Бог тебе не отвечает, то не стоит даже пытаться добиваться от Него ответа. Третий из друзей, Софар, наиболее беспощаден к страдающему другу. Он уверяет Иова, что его наказание недостаточно, что он заслужил большего за свое тайное нечестие. Последний обличитель Иова, вместо облегчения нанесший ему еще более тяжкие душевные раны, – молодой Елиуй, который горячо доказывал, что Иов страдает из-за самомнения и излишней самоуверенности.

Но Иов не может согласиться ни с одним из них, не может клеветать даже на себя. Иов невиновен ни в чем из того, что предполагают в нем его друзья, которым он отвечает без лукавства: Бог «знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото. Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся. От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила» (Иов 23, 10—12). Глубоко переживая то, что всей праведности человека недостаточно для воссоединения с Богом, праведник пророчески взывает от лица всего ветхозаветного человечества:

«Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов 9, 33).

Иов ищет живой связи с Богом, его не устраивает формальное признание своей вины. Он желает понять смысл своих страданий, требует, чтобы Сам Господь объяснил ему Свои действия. И праведнику дается это ведение и видение Спасителя Христа. Невинно претерпевая горе, страдая от неодобрения близких и от молчания Господа, Иов предузнал те страдания, которые придется претерпеть Христу ради спасения людей. Провидя, что Бог не просто попускает ему страдания без вины, но и Самому Богу предстоит пострадать ради Иова, праведник смог иначе взглянуть на свои страдания, увидеть в них духовный, иррациональный смысл. По этой причине святитель Амвросий Медиоланский говорил, что «никто не любил Христа больше, чем Иов».

Об отсутствии жестко обусловленной связи между человеческими страданиями и грехами в Священном Писании говорится неоднократно. Один из примеров — исцеление слепорожденного. Апостолов интересует вопрос: кто согрешил — родители или их слепой сын? Спаситель называет совсем другую причину: он родился слепым, «чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9, 3). Этот эпизод, как и книга Иова, указывает на то, что несчастье не всегда является следствием грехов. Нельзя ставить в прямую зависимость от них все житейские неурядицы, болезни и бедствия. Такую взаимосвязь неправомерно проводить даже в отношении самого себя, полагая, что это случилось со мной за такой-то грех, а вот то — за такой-то. Тем более мы не должны рассуждать так применительно к другим людям.

При чтении евангельского рассказа о слепорожденном может возникнуть мысль о жестокости Бога, можно подумать, что Он попустил человеку родиться слепым ради самоутверждения. Но Богу это не нужно. Ему нужно только одно — помочь человеку избежать вечной смерти. Слепорожденный человек, пережив исцеление, так полно утвердился в Боге и в вере во Христа, что стал Его бесстрашным благовестником (см. Ин. 9, 30—33) и смог наследовать спасение, которое принес воплотившийся Сын Божий — Тот Посредник, Которого искал Иов.

Однако не всякий страдающий человек обретает спасение. Два разбойника, которые были распяты вместе со Христом, всю жизнь совершали злодеяния и были законно приговорены к смертной казни. Но один из них умирал, проклиная Бога, а другой раскаялся, признал свои муки справедливыми и услышал от невинно страдавшего Христа:

«Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43).

Книга Иова учит нас относиться к своим и чужим страданиям с духовной мудростью. Мы должны видеть только свои грехи и каяться в них, и терпеть любые скорби безропотно, взирая на Крест Христов. Видя же страдания других людей, мы не можем судить, за грехи они страдают или по другой причине. В этой ситуации Господь ждет от нас не обличения, а милости и посильной помощи всем, оказавшимся в скорбных обстоятельствах: в нужде, болезни, заключении (см. Мф. 25, 35—40).

Мы призваны облегчить страдания другого человека, не рассуждая о том, почему они ему попущены Богом, как это делали друзья Иова. Все они своими речами разгневали Господа, и Он велел им просить Иова помолиться за них (см. Иов 42, 7—8). Иов явил полное незлобие и вознес за своих мучителей искреннюю молитву к Богу. На этом закончились все его испытания, и он благоденствовал еще долгие годы.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Источник: Вечерняя Москва

22 октября 2016 г.


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

23.10.2016

Также у этого автора:

17 июня 2018

Умножай своё время

...Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не... (Далее)

13 мая 2018

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024