Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Скажу так: ребята, пишите, пробуйте свои силы. Не бойтесь того, что не всё сразу получится. Присылайте свои работы на конкурс. Если в этом году ваша работа не будет отмечена, пробуйте снова и снова в следующих конкурсных сезонах. В любом случае победа здесь не главное. Главное – то, что вы пишете о важном и вы себе открываете что-то новое...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Климент (Капалин) /Митрополит Калужский и Боровский, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви

15 сентября 2016

Московский Патриархат | Духовно-нравственное воспитание


 

«Конкурс “Лето Господне” – для мыслящих и творческих ребят»

Митрополит Калужский и Боровский Климент рассказывает о конкурсе «Лето Господне»
15 сентября 2016 г.


Конкурс «Лето Господне»

Школьники 6–12-х классов могут принять участие в Международном детско-юношеском литературном конкурсе имени Ивана Шмелева «Лето Господне». Для этого необходимо с сентября по декабрь написать творческую работу на одну из предложенных тем: «Священное Писание как основание русской литературы», «Монастыри и монашество в русской литературе», «Патриаршество на Руси», «Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской», «Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры», «Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии». Юных авторов лучших сочинений пригласят в Москву в дни весенних каникул для участия в финале. Все организационные труды по проведению конкурса «Лето Господне» возложены на Издательский совет Русской Православной Церкви – об этом рассказывает его председатель митрополит Калужский и Боровский Климент

***

– ВЛАДЫКА, СТАРТОВАЛ ТРЕТИЙ СЕЗОН КОНКУРСА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ». ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ЭТО ЗА ПРОЕКТ, РАССКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКИЕ ЗАДАЧИ ОН РЕШАЕТ И КТО МОЖЕТ ПОУЧАСТВОВАТЬ В КОНКУРСЕ.

– Русская Православная Церковь стремится поддерживать талантливых писателей, добросовестных издателей, которые работают, создавая хорошие, достойные, высокохудожественные книги, напоминающие читателям о вечных ценностях, заставляющие задуматься. Наша Церковь верит, что русская культура, русская литература с ее многовековой историей, с россыпями прекрасных произведений, с богатейшим наследием преодолеет все кризисы и будет развиваться далее, обогащаться новыми жемчужинами и вести за собой читателя вверх, взращивая его, обогащая его внутренний мир, расширяя кругозор.

Уже более 10 лет ежегодно проходит конкурс «Просвещение через книгу», в рамках которого мы выбираем и отмечаем издательства и авторов, совместным трудом которых были подготовлены и изданы интересные книги. В этом конкурсе участвуют не коммерческие издания, а просветительские. Конкурс имеет более 10 номинаций.

С 2011 года наиболее достойным авторам вручается Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ее лауреатами в разные годы становились замечательные писатели – наши современники. Это выражение признательности тем, кто не соблазнился «духом века сего» и использует свой талант, чтобы донести людям через художественную литературу представления о вере, о добре, о прекрасном нашем созданном Богом мире, о том, как человек должен относиться к себе и ближнему.

Но детям, подросткам еще более необходимы поддержка, внимание, зримое свидетельство того, что они сами и их словесное творчество интересны и важны. У взрослых людей уже сформированы собственные убеждения, у них есть значительный опыт, на основании которого они уже сами что-то поняли, пришли к каким-то выводам. У детей такого пока нет. Их убеждения, взгляды, ценности сформированы другими людьми: родителями, педагогами, авторитетными взрослыми, старшими друзьями. И даже когда сам подросток уверен, что это его «собственные взгляды», «свое мнение», все же на самом деле это усвоенные им взгляды и формы поведения кого-то из его окружения.

Мы видим, что наши сегодняшние школьники разные. Для кого-то из них мир «выглядит» как в рекламе, популярных сериалах, детективах, любовных романах и компьютерных играх. А кого-то неравнодушные, внимательные, заботливые, любящие взрослые научили замечать красоту Божиего мира, любоваться родной природой в разные времена года, любить свою семью и родную землю, по-настоящему дружить, привили интерес к хорошим книгам, к настоящей живописи, музыке; воспитали так, что подрастающий человек интересуется не только моделями современных телефонов и материальными ценностями, но и стремится узнать больше, ищет смысл жизни, пробует себя в разных видах творчества.

Сегодня есть много разных конкурсов, шоу, в которых могут попробовать свои силы люди разного возраста. Но очень мало таких конкурсов, где ценится знание наших духовных традиций, отечественной литературы, – их сегодня не хватает. Мы решили предложить ребятам поучаствовать именно в таком конкурсе, мы его создали и организовали для них.

Какие мы ставили задачи? Поддержать мыслящих, творческих ребят, подчеркнуть, что Церкви важно и интересно то, чем они живут, о чем думают, интересны их сочинения. Но мы хотим не просто поддержать их, мы хотим, чтобы подростки не останавливались на достигнутом, а развивали свои способности, пробовали свои силы. Мы хотим, чтобы богатейшее словесное, литературное наследие Руси, России оказалось в интеллектуальной и душевной «копилке» подростков. Нам важно, чтобы дети больше узнавали о Евангелии, о православной культуре, о своих духовных корнях, о многовековых традициях Церкви.

В конкурсе могут участвовать школьники (начиная с 6-го класса), учащиеся колледжей, техникумов, лицеев, других учебных заведений – ребята в возрасте до 18 лет.

Конкурсанты разделены на три возрастные группы, то есть соревнуются между собой ребята примерно одного возраста.

– КАКИЕ ТЕМЫ ПРЕДЛАГАЮТСЯ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ В ЭТОМ ГОДУ? ОНИ СЛОЖНЫЕ?

– Если говорить точнее, мы предлагаем не темы, а широкие тематические направления. Так, в этом году ребята могут писать о Священном Писании как основании русской литературы, о монастырях и монашестве на Руси, о патриаршестве на Руси, о подвиге новомучеников и исповедников, о творчестве писателей-классиков и духовных основах русской культуры, творчестве писателей, ставших лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии. Участники конкурса могут сформулировать свою собственную тему в рамках указанных тематических направлений.

Я не сказал бы, что темы сложные. Сейчас много подходов к обучению, используются разные методики. Но современная школа недостаточно учит детей думать, осмысливать происходящее вокруг, а больше загружает информацией. А поэтому очень важно для развития молодежи ставить задачи, которые немного превышали бы школьные требования. Подчеркну, мы предлагаем не путь «тыканья» пальцем в монитор, а чтобы молодой человек, берясь, образно выражаясь, за перо, почувствовал, что школьных знаний и умений ему недостаточно. А поэтому нужно потрудиться, прочитать что-то новое, побеседовать с родителями или с тем человеком, который расскажет ему о его роде, о селе, о семейных историях.

Если предложенные темы будут способствовать тому, чтобы подростки прочитали что-то дополнительно, пошли со своими вопросами и за советом в храм, в библиотеку, к родителям, к учителям, мы будем только рады.

– КАКИЕ СОВЕТЫ МОЖНО ДАТЬ РЕБЯТАМ, ЧТОБЫ ИХ РАБОТЫ ПОЛУЧИЛИСЬ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ТВОРЧЕСКИМИ?

– Самое главное – надо больше читать хороших книг. Не надо останавливаться на том, что уже прочитано, надо постоянно находиться в поисках чего-то нового. Старайтесь читать больше, узнавать о нашей Церкви, о нашей культуре и литературе.

Скажу так: ребята, пишите, пробуйте свои силы. Не бойтесь того, что не всё сразу получится. Присылайте свои работы на конкурс. Если в этом году ваша работа не будет отмечена, пробуйте снова и снова в следующих конкурсных сезонах. В любом случае победа здесь не главное. Главное – то, что вы пишете о важном и вы себе открываете что-то новое.

Советую: не пытайтесь кого-то обмануть. Будьте честными. Не надо выдавать чужой текст, скопированный из интернета, за свой. Я не видел ни одной неинтересной работы, написанной самими ребятами. А вот когда читаешь текст и чувствуешь, что он списан, то становится грустно. Такой человек в первую очередь себе не хочет блага.

Можно советоваться со священником, учителем, родителями, с работниками библиотек, но писать надо самостоятельно. Поверьте, когда вы пишете сами, ваши мысли интересны, красивы, свежи и в них отсутствуют устоявшиеся шаблоны.

– КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ФИНАЛИСТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА? КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ЖЮРИ?

– Сначала в Издательском совете все работы проходят проверку на соответствие заявленной тематике и оригинальность, в том числе проходят через электронную систему «Антиплагиат». Затем Экспертный совет, в состав которого входят преподаватели русского языка и литературы и другие специалисты в области филологии, оценивает работы в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о конкурсе, по трем группам критериев (творческие достоинства, литературно-художественные достоинства, соблюдение правил русского языка). По сумме баллов, полученных по этим критериям, определяется рейтинг работ.

Затем Конкурсная комиссия определяет число финалистов в каждой возрастной группе. В Конкурсную комиссию входят известные литераторы, филологи, писатели, журналисты, священнослужители и общественные деятели. Нынешний состав этой комиссии можно увидеть на сайте конкурса. Во время весенних каникул финалисты приезжают в Москву для участия в заключительном (очном) этапе конкурса. У них бывает встреча с писателями, и затем они пишут итоговую работу. По результатам оценки этих работ Конкурсная комиссия определяет победителей.

– ДЛЯ РЕБЯТ-ФИНАЛИСТОВ ОРГАНИЗУЕТСЯ КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА В МОСКВЕ?

– Конечно. Некоторые ребята впервые приезжают в столицу, и им особенно важно увидеть ее достопримечательности. Они посещают Кремль, московские музеи и монастыри, совершают поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

– О ЧЕМ ПИСАЛИ ПОБЕДИТЕЛИ ПРОШЛЫХ КОНКУРСОВ? КАКИЕ РАБОТЫ ЗАПОМНИЛИ ЛИЧНО ВЫ?

– Ребята писали о разном: о своей малой Родине, о понятии дома, об истории своей семьи, об отношении к хлебу людей предыдущих поколений и наших современников, о духовно-нравственных ценностях. Были также литературные стилизации.

Работы победителей опубликованы в апрельском номере журнала «Православное книжное обозрение», а также в литературном журнале «День и ночь», электронная версия этого издания доступна на портале «Журнальный зал», так что с ними могут познакомиться все желающие.

– В КОНКУРСЕ В ОСНОВНОМ УЧАСТВУЮТ ДЕТИ ИЗ ПРАВОСЛАВНЫХ СЕМЕЙ?

– Не только. Бывает, что подростки участвуют, потому что мир православной культуры для них приоткрыл педагог, библиотекарь, кто-то из авторитетных взрослых или ровесников.

– А В ЦЕЛОМ КАКОЕ ОНО – «ПОКОЛЕНИЕ АЙФОНА И СЕЛФИ»?

– Оно разное, как и все другие поколения. Айфон всего лишь техническая новинка. Селфи тоже когда-нибудь надоест, разве не так? Не это определяет жизнь поколения.

Сегодняшнее поколение живет в гораздо более стремительном мире, чем люди десятилетия или столетия назад. Такой темп жизни требует определенной реакции, обладания большими объемами информации. Вот здесь часто и используют смартфон, чтобы найти нужные сведения. Удобно? Наверное. Только добытая вот так, нажатием кнопки, молниеносно полученная информация не очень прочно усваивается и не откладывается в памяти.

Нынешние юные взрослеют в «культуре потребления». И мне кажется, что это обедняет их жизнь. Детей, подростков приучают к желанию обладать готовыми материальными благами, при этом от них усилий не требуется, нужен только родительский кошелек. Если раньше одежду, мебель и многое другое нередко изготавливали сами (а для этого нужны мастерство, фантазия), то теперь это чаще всего покупается на родительские деньги – и всё. Если раньше к празднику готовились задолго до него (делали украшения, готовили праздничные блюда своими руками, придумывали и делали интересные подарки, планировали, чем и как занять гостей, вспоминали стихи и песни, игры и т.д.), то теперь нередко приглашают аниматора, который развлекает детей, заказывают столики в кафе и т.п. В такой ситуации ребята не прилагают никаких усилий, не учатся ничему новому. Их творческие способности не развиваются. Молодые люди нередко не умеют развлекать сами себя, у многих нет четкого представления о том, как вести себя в гостях. Но это если говорить о каких-то общих тенденциях.

Наши сегодняшние юные очень разные, как и люди во все времена. Перед ними те же вечные вопросы, что и годы и столетия назад.

Наша молодежь, наши подростки сегодня такие, какими мы, люди взрослые, их вырастили и воспитали. Когда речь заходит о детях и подростках, я часто вспоминаю английскую пословицу: не пытайтесь воспитывать детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя.

– МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО КОНКУРС «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» – ЭТО ТАКОЙ «ОСТРОВОК ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» В «ОКЕАНЕ БЕЗДУХОВНОСТИ», В КОТОРОМ «БАРАХТАЮТСЯ» ЮНЫЕ ПОКОЛЕНИЯ. МЫ ВИДИМ: ДЕТИ, ОКАНЧИВАЯ ШКОЛУ, ОСТАЮТСЯ НЕУЧАМИ – УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ОЧЕНЬ УПАЛ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ. КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ? НА КАКИХ ПРИНЦИПАХ ДОЛЖНА СТРОИТЬСЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?

– Российская система образования за последние годы пережила множество реформ. Всем (ученикам, учителям, родителям) сегодня очень не хватает стабильности. Вспомните, в прежние годы ребенок шел в первый класс, а при этом уже можно было сказать, какие экзамены, в какой форме он будет сдавать в выпускном классе. Было понятно, к чему ученика должна подвести школа, чему научить. Цель, задачи были понятны. Молодые учителя набирались опыта и мастерства. А сегодня, пока школьник проходит свой ученический путь, форма и содержание выпускных экзаменов успевают поменяться несколько раз. Учителя, ученики, родители не знают, к чему готовиться. Только овладели одними знаниями, умениями – всё поменялось, теперь нужно совершенно иное. А учителя заполняют бесконечные формы отчетности. Как говорится, если не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным. И ученики, и учителя, и родители должны видеть и понимать конечную цель учебного процесса, обучения. Школе нужна стабильность.

Кроме того, когда на любом уровне образования задумывается очередное изменение, я попросил бы его инициатора остановиться и честно (очень честно!) перед своей совестью ответить на вопрос: для чего это? Это для блага детей? Или для чего-то еще? Ну а дальше воплощать только то, что хотя бы точно не во вред учащимся.

– ЗА КАЖДЫМ ПОБЕДИТЕЛЕМ КОНКУРСА «ЛЕТО ГОСПОДНЕ» НАВЕРНЯКА СТОИТ УЧИТЕЛЬ-ПОДВИЖНИК, КОТОРЫЙ УВЛЕК РЕБЕНКА ЛИТЕРАТУРНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ. КАКОВА ДОЛЖНА БЫТЬ РОЛЬ ПЕДАГОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ, ЧТОБЫ ОНА ВОЗРОДИЛАСЬ?

– Не всегда учитель. У кого-то – семья, у кого-то – библиотекарь, у кого-то – священник. Современной школе стоило бы вспомнить о двух главных задачах: обучение и воспитание детей. Любое школьное событие должно происходить в этом русле. Я с удивлением узнал, что в часы, отведенные на учебный процесс, в некоторых школах классы с учителем могут уехать играть в «стрелялки» и прочие подобные игры. В официальных бумагах это экскурсия. Возникает множество вопросов. Кто и почему предложил всему классу такую «экскурсию»? Почему родители согласились? Почему учитель приветствует такие экскурсии? Почему вместо обучения и развития детей он везет их на неполезные развлечения? Когда учитель согласовывал такую экскурсию, что, никто из руководства не поинтересовался, куда едет класс? Я всегда полагал, что школьная экскурсия, любое школьное мероприятие – всегда что-то познавательное, полезное для развития интеллекта. А оказалось, что бывает и по-другому.

Но скажу, есть педагоги, и их много, которые готовы по-настоящему учить, содействовать развитию детей, вести их к новым знаниям. И они любят свое дело. Такие учителя не говорят, что сегодняшние подростки не способны читать и усваивать глубокие произведения, что им не интересны классические спектакли, музеи, выставки. Они знакомят детей с богатством нашей родной культуры, а не ищут «облегченные, сокращенные» варианты. Временами педагогам кажется, что такая самоотдача бесполезна и она не даст плодов, потому что многие семьи живут совсем другими интересами, тем, к чему зовет реклама, многие фильмы, шоу и т.п. Но это не так, уважаемые педагоги. Каждое доброе семя, которое вам удастся заронить в сердца и умы ваших учеников, обязательно даст всходы. Не всегда сразу, не всегда так, как нам хотелось бы. Но если вы искренне и добросовестно работаете, чтобы сеять разумное, доброе, вечное, святое, – такой труд даст добрые плоды. И пусть мы, люди, не всесильны – не опускайте рук, продолжайте ваше важнейшее дело, а Бог всё доброе взрастит.

Митрополит Калужский и Боровский Климент

15 сентября 2016 года


Источник:      Православие.ru

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Православие.ru

15.09.2016

Также у этого автора:

17 июня 2018

Умножай своё время

...Сосредоточенность святых на главном в жизни – соединении с Господом - доходит до такой степени, что они не отвлекаются даже на земную красоту, Богом же созданную. Ничто их в этой жизни не... (Далее)

13 мая 2018

За что мы страдаем?

...В этой жизни Господь готовит человека к переходу в вечность. И зная, что Бог есть Любовь, мы понимаем, что Господь и воров, и нечестивцев хочет увидеть покаявшимися рядом с Собой в вечности... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский

3 мая

Святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский (1956)

Дни памяти: Март 5 (18), Апрель 20 (Перенесение мощей) (3 мая), Август 30 (Сербских святителей) (12 сентября)

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024