Церковные праздники | Московский Патриархат Слово протоиерея Александра Шаргунова в день Святого Духа
1 июня 2015 г.
В день Вознесения Господь заповедал апостолам «не отлучаться от Иерусалима» и ждать исполнения обетования Отча — облечения «силою свыше».
Через десять дней, в день Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения, исполняется это обетование зримым, потрясающим образом. Когда апостолы «были единодушно вместе», «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1—4).
«Он крестит вас Духом Святым и огнем»,
— говорил о Христе святой Иоанн Предтеча.
Позднее, когда апостол Павел прибудет в Ефес, он встретит там учеников Христовых и спросит их:
«Приняли ли вы Духа Святого?» — «А мы и не слыхали о Нем»,
— ответят они.
Мы не можем сказать, что не знаем о существовании Духа Святого. Но сколь многие из христиан знают Его только по имени!
Дух Святой — третье Лицо Пресвятой Троицы, от Отца исходящий и посланный нам Сыном после завершения Им дела нашего спасения, равный Отцу и Сыну во всем. Дух Святой — Утешитель, Который приходит вместо Христа к верным.
«Я умолю Отца, и Он пошлет вам другого Утешителя, Который пребудет с вами всегда»,
— говорит Христос накануне Своей Крестной смерти.
Дух Святой — наш Ходатай пред Отцом Небесным. Он приходит к нам на помощь.
«Ибо не знаем, о чем помолимся, но Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Он — «Дух истины, Который наставляет нас на всякую истину» и напоминает всё, что Христос говорил нам. Он просвещает нас и дает нам не только познание Христа, понимание всех Его слов и дел, но также силу жить согласно Евангелию, потому что Он — Дух силы. Он освящает нас, делает нас чадами Божиими и потому — наследниками Царства Божия.
Мы помним из Евангелия примеры действия Духа Святого в учениках Христовых. До Пятидесятницы апостолы, несмотря на научение их Господом, пребывали в неведении. Сколько раз Господь наш сетовал, что они ничего не понимают. В последний день Его пребывания с ними, в день Вознесения, они надеются еще, что Он пришел восстановить царство Израиля. В час Крестных страданий они оставляют своего Учителя, прячутся, боясь преследований, и не осмеливаются выйти из своего убежища даже на восьмой день после Воскресения. Они совершенно неспособны пойти и проповедовать всему миру благую весть спасения, как заповедал им их Господь.
Но после Пятидесятницы все меняется. То, что каждый из них говорит на неизвестном ему ранее языке и «люди набожные, из всякого народа под небесами» (Деян. 2, 5), на праздник собравшиеся в Иерусалиме, бегут на шум и понимают их, — это особый дар, чтобы все увидели, что здесь рождается Церковь и что ее предназначение — проповедовать о спасении мира на всех языках. Но не менее чудесна перемена (полная и разительная), которая происходит с самими апостолами.
Приняв Духа Святого, они начинают знать и совершенно понимать тайны учения Христа — так что делаются способными передавать их другим. И они обретают мужество говорить принародно о Христе. Проповедь апостола Петра, ранее убоявшегося служанки и трижды отвергшегося от Христа, — пример этого. Он возвещает иудеям, что Сей Иисус, которого они убили, — он смеет так говорить! — чаемый Мессия. И он дает доказательства, способные убедить самых ожесточенных неверующих, объясняет Писание, подкрепляет свои толкования самыми глубокими и сильными доводами. И Дух Святой просвещает слушающих, как и его: три тысячи душ обращаются к Богу.
В этот день каждый из нас должен спросить себя: является ли он на самом деле учеником Христовым? Знаем ли мы, как действует Дух Святой в душе человеческой и в истории? Мы тоже отчаянно нуждаемся в этом Утешителе — в этом Ходатае, Просветителе и Освятителе, в этом Духе света, истины и силы.
«Что нам делать?»
— спрашивают люди апостола.
Петр же сказал им:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».
Мы все приняли Крещение и помазание святым миром со словами «печать дара Духа Святаго».
Но мы сознаем, — и в этот день глубоко, как никогда, — принося коленопреклоненные молитвы перед Богом — Святою Троицею, насколько мы были невнимательны к внушениям Духа Святого и неверны благодати, однажды открывшейся нам, и слову Христову. Мы знаем, что покаяться — значит измениться внутренне и внешне, значит начать по-настоящему молиться, то есть вступить в общение с Богом — нашим Отцом, Который на небесах, слушать Того, о Ком Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», следовать советам Духа Святого. И, прежде всего, просить Отца, чтобы Он послал нам Духа Святого, ибо «Бог дает Духа Святого просящим у Него».
И даром Отца и Сына взывать к Богу Духу Святому всем покаянием нашим:
«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, прииди и вселися в ны».
В день Вознесения Господь заповедал апостолам «не отлучаться от Иерусалима» и ждать исполнения обетования Отча — облечения «силою свыше».
Через десять дней, в день Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Воскресения, исполняется это обетование зримым, потрясающим образом. Когда апостолы «были единодушно вместе», «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 1—4).
«Он крестит вас Духом Святым и огнем»,
— говорил о Христе святой Иоанн Предтеча.
Позднее, когда апостол Павел прибудет в Ефес, он встретит там учеников Христовых и спросит их:
«Приняли ли вы Духа Святого?» — «А мы и не слыхали о Нем»,
— ответят они.
Мы не можем сказать, что не знаем о существовании Духа Святого. Но сколь многие из христиан знают Его только по имени!
Дух Святой — третье Лицо Пресвятой Троицы, от Отца исходящий и посланный нам Сыном после завершения Им дела нашего спасения, равный Отцу и Сыну во всем. Дух Святой — Утешитель, Который приходит вместо Христа к верным.
«Я умолю Отца, и Он пошлет вам другого Утешителя, Который пребудет с вами всегда»,
— говорит Христос накануне Своей Крестной смерти.
Дух Святой — наш Ходатай пред Отцом Небесным. Он приходит к нам на помощь.
«Ибо не знаем, о чем помолимся, но Дух Святой ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными».
Он — «Дух истины, Который наставляет нас на всякую истину» и напоминает всё, что Христос говорил нам. Он просвещает нас и дает нам не только познание Христа, понимание всех Его слов и дел, но также силу жить согласно Евангелию, потому что Он — Дух силы. Он освящает нас, делает нас чадами Божиими и потому — наследниками Царства Божия.
Мы помним из Евангелия примеры действия Духа Святого в учениках Христовых. До Пятидесятницы апостолы, несмотря на научение их Господом, пребывали в неведении. Сколько раз Господь наш сетовал, что они ничего не понимают. В последний день Его пребывания с ними, в день Вознесения, они надеются еще, что Он пришел восстановить царство Израиля. В час Крестных страданий они оставляют своего Учителя, прячутся, боясь преследований, и не осмеливаются выйти из своего убежища даже на восьмой день после Воскресения. Они совершенно неспособны пойти и проповедовать всему миру благую весть спасения, как заповедал им их Господь.
Но после Пятидесятницы все меняется. То, что каждый из них говорит на неизвестном ему ранее языке и «люди набожные, из всякого народа под небесами» (Деян. 2, 5), на праздник собравшиеся в Иерусалиме, бегут на шум и понимают их, — это особый дар, чтобы все увидели, что здесь рождается Церковь и что ее предназначение — проповедовать о спасении мира на всех языках. Но не менее чудесна перемена (полная и разительная), которая происходит с самими апостолами.
Приняв Духа Святого, они начинают знать и совершенно понимать тайны учения Христа — так что делаются способными передавать их другим. И они обретают мужество говорить принародно о Христе. Проповедь апостола Петра, ранее убоявшегося служанки и трижды отвергшегося от Христа, — пример этого. Он возвещает иудеям, что Сей Иисус, которого они убили, — он смеет так говорить! — чаемый Мессия. И он дает доказательства, способные убедить самых ожесточенных неверующих, объясняет Писание, подкрепляет свои толкования самыми глубокими и сильными доводами. И Дух Святой просвещает слушающих, как и его: три тысячи душ обращаются к Богу.
В этот день каждый из нас должен спросить себя: является ли он на самом деле учеником Христовым? Знаем ли мы, как действует Дух Святой в душе человеческой и в истории? Мы тоже отчаянно нуждаемся в этом Утешителе — в этом Ходатае, Просветителе и Освятителе, в этом Духе света, истины и силы.
«Что нам делать?»
— спрашивают люди апостола.
Петр же сказал им:
«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».
Мы все приняли Крещение и помазание святым миром со словами «печать дара Духа Святаго».
Но мы сознаем, — и в этот день глубоко, как никогда, — принося коленопреклоненные молитвы перед Богом — Святою Троицею, насколько мы были невнимательны к внушениям Духа Святого и неверны благодати, однажды открывшейся нам, и слову Христову. Мы знаем, что покаяться — значит измениться внутренне и внешне, значит начать по-настоящему молиться, то есть вступить в общение с Богом — нашим Отцом, Который на небесах, слушать Того, о Ком Отец говорит: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», следовать советам Духа Святого. И, прежде всего, просить Отца, чтобы Он послал нам Духа Святого, ибо «Бог дает Духа Святого просящим у Него».
И даром Отца и Сына взывать к Богу Духу Святому всем покаянием нашим:
«Царю Небесный, Утешителю Душе истины, прииди и вселися в ны».
Источник: Русская народная линия
|