Святыни и святые Роман Савчук размышляет об уроках первых русских святых – Бориса и Глеба
15 мая 2015 г.
«Воистину вы цесари цесарям и князья князьям, ибо вашей помощью и защитой князья наши всех противников побеждают и вашей помощью гордятся. Вы наше оружие, земли Русской защита и опора, мечи обоюдоострые, ими дерзость поганых низвергаем и дьявольские козни на земле попираем»,
– так древнерусский книжник воспевал святых Бориса и Глеба.
Действительно удивительные слова. Ведь братья были канонизированы как страстотерпцы. Это подчеркивает принятие ими мученической смерти от единоверцев, и их подвиг состоит в незлобии и непротивлении врагам. Но все же русские люди и преимущественно княжеский род с самого начала почитания святых Бориса и Глеба стали видеть в них своих заступников и молитвенников в трудные времена нестроений и вражеских нападений. Летописи полны рассказами о победах, одержанных их именем и с их помощью (например, о победе Рюрика Ростиславича над Кончаком, св. Александра Невского над шведами в Невской битве), о паломничестве князей к их гробу…
Но историческая логика, кажется, требует иной оценки действий Бориса и Глеба. Молодые князья отказались от борьбы и, сложив оружие, пали жертвами политических интриг собственного брата. Кажется, не лучший пример для властителей и воинов. Тем более странно звучит именование святых «земли Русской защитой и опорой», «мечами обоюдоострыми». Кажется, материалистическая история в очередной раз не может вставить в узкие рамки политической необходимости широту евангельской истины. Тем хуже для первой!
Факт остается неизменным. Святые братья, вдохновленные Благовестием Спасителя, исполнили величайшую заповедь о любви – добровольно положили свои души ради сохранения мира. Их мученическая кончина, кроткая и незлобивая, предотвратила грандиозную катастрофу – братоубийственную войну.
«Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
– сказал святой Борис в ответ на уговоры пойти в Киев и занять великокняжеский престол. И если о словах можно спорить, то против фактов свидетельствовать трудно: убийства братьев не сопровождались кровопролитными столкновениями, и за ними не последовала месть их дружин.
Святые страстотерпцы сложили головы по-христиански, мужественно свидетельствуя о преданности Евангелию. Хотя всё могло бы быть по-другому. Ведь за ними тоже стояла сила, общественный и нравственный авторитет. По первому же их повелению ополчение собралось бы для того, чтобы силой оружия отстоять правду. Но истина оказалась сильнее правды! Историческая логика тоже бессильна: политические и военные «неудачники» стали «оружием», «защитой и опорой» земли Русской, покровителями воинов и правителей!..
В истории мученической кончины святых страстотерпцев Бориса и Глеба есть еще один важный момент – евангельский. Он касается слов Спасителя о непротивлении злу, слов, которые столь часто подвергаются критике и даже насмешкам со стороны людей неверующих. Христос говорит:
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф.5:39-41).
Трудно принять эти слова в их прямом смысле даже верным. Всегда есть какое-то смущение, предосторожность, опасение. И вот пример святых страстотерпцев здесь как никогда кстати. Своим незлобием, непротивлением злу Борис и Глеб предотвратили грандиозную политическую и общественную катастрофу. Собственно, об этом и говорит Спаситель. Господь предупреждает нас от катастрофы греха, которая может разгореться в нашей жизни, если мы последуем жажде мести, влечению собственной злобы. Конечно, выбор всегда за нами. И здесь трудно устоять. Но главное, кажется, – не оправдываться, даже если не получилось исполнить заповедь Христа. Не стушевывать Евангельские истины, но принимать всю их остроту и решительную определенность, как самое ясное и однозначное выражение истины.
«Не противься злому»,
– останови катастрофу греха, не дай ей ядом злобы и ненависти войти в душу, овладеть сердцем! Ведь истина сильнее правды! И покаяние лучше оправданий…
Источник: Вера и Время
|