Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...к Богу, к Церкви людей призывает Сам Господь. Никакими умными и красноречивыми словами и даже подвигом жизни, своим примером невозможно из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), только благодатью Божией. Но благодать Божия начинает действовать тогда, когда в сознании человека что-то поворачивается, когда у него вдруг появляется потребность обратиться к Богу...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)

29 февраля 2024

Заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Фотоотчёт

29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки Москвы состоялось очередное заседание Совета Ассоциации учителей православной культуры города Москвы. Оно было посвящено вопросам совершенствования форм и методов работы Ассоциации, взаимодействия с образовательными...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

24 ноября 2014

Святейший Патриарх | Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

О смысле миссионерского служения. Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице после Божественной Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 24-ю по Пятидесятнице после Литургии в Храме Христа Спасителя в Москве 23 ноября 2014 года
24 ноября 2014 г.


Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя, 23.11.2014

23 ноября 2014 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью

***

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

В этот воскресный день я хотел бы всех вас сердечно приветствовать в Храме Христа Спасителя. Сегодня здесь много участников Миссионерского съезда Русской Православной Церкви, и к вам сегодня мое особое слово.

Хотел бы начать с удивительных слов, сказанных апостолом Павлом в Послании к Ефесянам. Мы их слышали сегодня, ибо это чтение полагается на сегодняшний день согласно церковному уставу. А слова такие:

Христос есть мир наш, Он из обоих соделал одно, упразднив существующую посреди нас преграду, дабы из двоих соделать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (см. Еф. 2:14-15).

Более сильных слов, обращенных к миссионерам, невозможно представить.

О чем говорил апостол Павел? Он говорил о самой важной в то время миссионерской задаче. Иудеи не принимали Христа, хотя очень многие из них готовы были принять, но не готовы были вместе с язычниками исповедовать свою веру. Средостение между язычниками и иудеями было так велико, что немыслимо было его преодолеть. Это средостение укоренилось не только в глубокой религиозной традиции иудеев, хранивших как зеницу ока веру в единого Бога, а потому не общавшихся с язычниками. Даже в быту они избегали общаться, не могло быть речи о смешанных браках, не могло быть речи вообще о каком-либо совместном жительстве. Так было на протяжении веков. И апостол говорит о том, что Христос разрушил стоящую между иудеями и ними преграду, чтобы из одних и из других соделать в Самом Себе нового человека, устрояя мир.

Но как же это было сделать, как вразумить иудеев, чтобы они во Христе общались с язычниками; и как язычникам помочь разрушить всякие предрассудки в отношении иудеев? И только один ответ был у апостола Павла: это может совершить Сам Христос, устрояя их двоих в одно, создавая нового человека.

Церковь несет свое слово и свою миссию в окружающий мир. Сколько же там средостений, подобных тем, что были между язычниками и иудеями! Множество разделений — по политическим убеждениям и идеалам, в силу различного экономического статуса людей — богатые и бедные; разделения социальные, культурные, языковые ― каких только нет. А миссионер приглашает весь этот разделенный мир войти в церковную ограду и, значит, разрушить существующие разделения. Как же это возможно? А может быть, это все фантазия и не способна Церковь на проповедь, преодолевающую все человеческие преграды? Но слово Божие и опыт церковной жизни свидетельствуют, что всё это возможно:

всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12).

А что же нужно сделать, чтобы люди объединились в некую общность, стали одним целым, несмотря на их различия? Для этого нужно принести людям живую актуальную весть о Христе, не просто повторяя формулировки прошлых веков, а такое слово, которое могло бы в одночасье помочь понять тому, к кому мы обращаемся, что только во Христе не только преодолеваются преграды, но и обретается полнота жизни. Сделать это очень трудно сегодня, потому что призывы к обретению полноты жизни звучат со всех сторон. Но это не те призывы, которые могут дать полноту жизни. Это призывы к тому, чтобы жить счастливо, беззаботно, материально обеспечено, тратить деньги как можно больше, наслаждаться жизнью, пребывать в праздности. И человек, движимый своими внутренними инстинктами, откликается на эту страшную проповедь, которая сегодня пропитала собой всю современную культуру, стала основной в информационном море, стала естественной, обыденной, стала чем-то законным и правильным.

И как только Церковь прикасается к этой теме и бросает вызов этому порядку вещей, какое же возникает недоумение, даже злой окрик: «Вы не имеете права во все это входить, сидите в своих церквах, служите свои обедни и молебны, не прикасайтесь к нам, особенно к нашей молодежи, здесь мы имеем право проповедовать». На этом фоне, отнюдь не доброжелательном, когда преизбыточествуют силы, несущие иное свидетельство, и должна осуществляться миссионерская деятельность Церкви и звучать церковная проповедь.

Конечно, к Богу, к Церкви людей призывает Сам Господь. Никакими умными и красноречивыми словами и даже подвигом жизни, своим примером невозможно из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), только благодатью Божией. Но благодать Божия начинает действовать тогда, когда в сознании человека что-то поворачивается, когда у него вдруг появляется потребность обратиться к Богу, когда у него появляется желание переосмыслить свою жизнь, подвергнуть испытаниям совести свои мысли и свое поведение. Вот в этот самый момент и замыкается некая связь между Богом и человеком, и Господь дает такому человеку Свою благодать, не насилуя его волю силой Своей воли, но вкладывая Свою энергию в эти первые шаги человека навстречу Господу.

Очень важно, чтобы в преддверии этих шагов, когда очень многое определяется сознанием человека, когда еще чувства молчат и только одна голова работает (как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом соборе, «вера начинается в сознании, хотя принадлежит сердцу»), когда в голове появляются такие мысли, как важно, чтобы они появлялись под влиянием проповеди Церкви. В этом и есть смысл миссионерского движения ― помочь людям пробудить правильные мысли. И самое важное, чтобы в результате этих умственных исканий человек понял необходимость обрести некую систему ценностей, некую систему координат в этом жизненном пространстве. По сути, вхождение в Церковь это и есть принятие на себя этой новой для человека системы координат, где ясно определяется, что есть добро, а что зло, что нужно совершать, а что не нужно.

На этом пути есть еще одно очень важное средство, которым каждый проповедник слова Божия должен пользоваться не по принуждению, а по голосу своей совести. Он сам должен стать близким, ближним для тех, кому он несет слово. И сегодняшнем Евангельском чтении от Луки из десятой главы (10: 25-37) задается это вопрос:

а кто мой ближний?

И тогда Господь произносит известную притчу о милосердном самарянине. Ближний ― тот, кто совершает добро, потому что добродетель связывает людей сильнее, чем узы родства. И мы знаем, что узы родства становятся причиной для страшных конфликтов и столкновений, особенно когда дело доходит до деления денег или наследства. Какие там узы родства? Люди становятся врагами. С другой стороны, когда мы делаем добро, мы соединяемся с другими людьми подобно тому, как милосердный самарянин стал ближним для пострадавшего от разбойников иудея. Что общего могло быть между иудеем и самаряном? Но добро превозмогло эту рознь.

Сегодняшнее Евангельское чтение является иллюстрацией к дивным словам апостола Павла из его послания к Ефесянам: через совершение добра мы объединяем людей в одно, в Самом Христе содействуя созиданию нового человека. Для чего? Чтобы устроить этот мир: устрояя мир, говорит апостол. Поэтому цель нашей миссии, конечно, обращение людей ко Христу, конечно, их воцерковление, но через это — созидание общечеловеческой солидарности, которая превосходит этнические, социальные, политические, географические, половые и другие различия и границы. Включая силу добродетели и доброделания, Церковь способна стать закваской теста всей вселенной. Она способна возбудить к жизни те процессы, которые приведут к новому человеку, во Христе Иисусе устрояя мир.

У церковной миссии нет границы: ее цель скрывается в эсхатологической перспективе, ее результаты, достигаемы здесь в земной жизни, переходят в жизнь вечную. Она как бы раздвигает границы пространства и времени, соединяя небесное и земное, вечное и временное. Вот почему прозвучали эти дивные слова, которые я только что вспомнил, обращаясь к новопоставленному епископу:

Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их исполнять все то, что Я повелел вам; и се, Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20).

С праздником поздравляю всех вас!

23 ноября 2014 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью

***

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

В этот воскресный день я хотел бы всех вас сердечно приветствовать в Храме Христа Спасителя. Сегодня здесь много участников Миссионерского съезда Русской Православной Церкви, и к вам сегодня мое особое слово.

Хотел бы начать с удивительных слов, сказанных апостолом Павлом в Послании к Ефесянам. Мы их слышали сегодня, ибо это чтение полагается на сегодняшний день согласно церковному уставу. А слова такие:

Христос есть мир наш, Он из обоих соделал одно, упразднив существующую посреди нас преграду, дабы из двоих соделать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир (см. Еф. 2:14-15).

Более сильных слов, обращенных к миссионерам, невозможно представить.

О чем говорил апостол Павел? Он говорил о самой важной в то время миссионерской задаче. Иудеи не принимали Христа, хотя очень многие из них готовы были принять, но не готовы были вместе с язычниками исповедовать свою веру. Средостение между язычниками и иудеями было так велико, что немыслимо было его преодолеть. Это средостение укоренилось не только в глубокой религиозной традиции иудеев, хранивших как зеницу ока веру в единого Бога, а потому не общавшихся с язычниками. Даже в быту они избегали общаться, не могло быть речи о смешанных браках, не могло быть речи вообще о каком-либо совместном жительстве. Так было на протяжении веков. И апостол говорит о том, что Христос разрушил стоящую между иудеями и ними преграду, чтобы из одних и из других соделать в Самом Себе нового человека, устрояя мир.

Но как же это было сделать, как вразумить иудеев, чтобы они во Христе общались с язычниками; и как язычникам помочь разрушить всякие предрассудки в отношении иудеев? И только один ответ был у апостола Павла: это может совершить Сам Христос, устрояя их двоих в одно, создавая нового человека.

Церковь несет свое слово и свою миссию в окружающий мир. Сколько же там средостений, подобных тем, что были между язычниками и иудеями! Множество разделений — по политическим убеждениям и идеалам, в силу различного экономического статуса людей — богатые и бедные; разделения социальные, культурные, языковые ― каких только нет. А миссионер приглашает весь этот разделенный мир войти в церковную ограду и, значит, разрушить существующие разделения. Как же это возможно? А может быть, это все фантазия и не способна Церковь на проповедь, преодолевающую все человеческие преграды? Но слово Божие и опыт церковной жизни свидетельствуют, что всё это возможно:

всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4:12).

А что же нужно сделать, чтобы люди объединились в некую общность, стали одним целым, несмотря на их различия? Для этого нужно принести людям живую актуальную весть о Христе, не просто повторяя формулировки прошлых веков, а такое слово, которое могло бы в одночасье помочь понять тому, к кому мы обращаемся, что только во Христе не только преодолеваются преграды, но и обретается полнота жизни. Сделать это очень трудно сегодня, потому что призывы к обретению полноты жизни звучат со всех сторон. Но это не те призывы, которые могут дать полноту жизни. Это призывы к тому, чтобы жить счастливо, беззаботно, материально обеспечено, тратить деньги как можно больше, наслаждаться жизнью, пребывать в праздности. И человек, движимый своими внутренними инстинктами, откликается на эту страшную проповедь, которая сегодня пропитала собой всю современную культуру, стала основной в информационном море, стала естественной, обыденной, стала чем-то законным и правильным.

И как только Церковь прикасается к этой теме и бросает вызов этому порядку вещей, какое же возникает недоумение, даже злой окрик: «Вы не имеете права во все это входить, сидите в своих церквах, служите свои обедни и молебны, не прикасайтесь к нам, особенно к нашей молодежи, здесь мы имеем право проповедовать». На этом фоне, отнюдь не доброжелательном, когда преизбыточествуют силы, несущие иное свидетельство, и должна осуществляться миссионерская деятельность Церкви и звучать церковная проповедь.

Конечно, к Богу, к Церкви людей призывает Сам Господь. Никакими умными и красноречивыми словами и даже подвигом жизни, своим примером невозможно из камней сих соделать детей Авраама (см. Мф. 3:9), только благодатью Божией. Но благодать Божия начинает действовать тогда, когда в сознании человека что-то поворачивается, когда у него вдруг появляется потребность обратиться к Богу, когда у него появляется желание переосмыслить свою жизнь, подвергнуть испытаниям совести свои мысли и свое поведение. Вот в этот самый момент и замыкается некая связь между Богом и человеком, и Господь дает такому человеку Свою благодать, не насилуя его волю силой Своей воли, но вкладывая Свою энергию в эти первые шаги человека навстречу Господу.

Очень важно, чтобы в преддверии этих шагов, когда очень многое определяется сознанием человека, когда еще чувства молчат и только одна голова работает (как говорил святитель Филарет, митрополит Московский, мощи которого почивают в этом соборе, «вера начинается в сознании, хотя принадлежит сердцу»), когда в голове появляются такие мысли, как важно, чтобы они появлялись под влиянием проповеди Церкви. В этом и есть смысл миссионерского движения ― помочь людям пробудить правильные мысли. И самое важное, чтобы в результате этих умственных исканий человек понял необходимость обрести некую систему ценностей, некую систему координат в этом жизненном пространстве. По сути, вхождение в Церковь это и есть принятие на себя этой новой для человека системы координат, где ясно определяется, что есть добро, а что зло, что нужно совершать, а что не нужно.

На этом пути есть еще одно очень важное средство, которым каждый проповедник слова Божия должен пользоваться не по принуждению, а по голосу своей совести. Он сам должен стать близким, ближним для тех, кому он несет слово. И сегодняшнем Евангельском чтении от Луки из десятой главы (10: 25-37) задается это вопрос:

а кто мой ближний?

И тогда Господь произносит известную притчу о милосердном самарянине. Ближний ― тот, кто совершает добро, потому что добродетель связывает людей сильнее, чем узы родства. И мы знаем, что узы родства становятся причиной для страшных конфликтов и столкновений, особенно когда дело доходит до деления денег или наследства. Какие там узы родства? Люди становятся врагами. С другой стороны, когда мы делаем добро, мы соединяемся с другими людьми подобно тому, как милосердный самарянин стал ближним для пострадавшего от разбойников иудея. Что общего могло быть между иудеем и самаряном? Но добро превозмогло эту рознь.

Сегодняшнее Евангельское чтение является иллюстрацией к дивным словам апостола Павла из его послания к Ефесянам: через совершение добра мы объединяем людей в одно, в Самом Христе содействуя созиданию нового человека. Для чего? Чтобы устроить этот мир: устрояя мир, говорит апостол. Поэтому цель нашей миссии, конечно, обращение людей ко Христу, конечно, их воцерковление, но через это — созидание общечеловеческой солидарности, которая превосходит этнические, социальные, политические, географические, половые и другие различия и границы. Включая силу добродетели и доброделания, Церковь способна стать закваской теста всей вселенной. Она способна возбудить к жизни те процессы, которые приведут к новому человеку, во Христе Иисусе устрояя мир.

У церковной миссии нет границы: ее цель скрывается в эсхатологической перспективе, ее результаты, достигаемы здесь в земной жизни, переходят в жизнь вечную. Она как бы раздвигает границы пространства и времени, соединяя небесное и земное, вечное и временное. Вот почему прозвучали эти дивные слова, которые я только что вспомнил, обращаясь к новопоставленному епископу:

Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их исполнять все то, что Я повелел вам; и се, Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20).

С праздником поздравляю всех вас!


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

24.11.2014

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Мчч. Агапий, Пуплий, Тимолай. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон. Реклингхаузен. Германия

28 марта

Мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий (303)

...Находившиеся в толпе юноши-христиане Пуплий, Тимолай, Александр, другой Александр, Дионисий и иподиакон Диаспольской церкви Ромил решили публично исповедать веру и пострадать за Христа...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024