Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...монахи имели в виду не защиту от внешнего врага, а отделение от мира – ведь каждый монастырь создавался как некое подобие Царства Божия на земле. И при всех сложностях и трудностях человеческого общежития монахи преодолевали конфликтные ситуации, прежде всего, молитвой и смирением...

Публикации по теме:
Прп. Андрей Рублев. Архангел Михаил из деисусного чина, 1414 г.

21 ноября 2023

Протоиерей Александр Шаргунов:

«В имени ангелов – радостная тайна...». Проповедь в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

...Дивная тайна: непостижимые по своим силе и величию существа общаются с нами и служат нам, несовершенным и грешным. Бог, ставший человеком...

(См. далее...)

19 ноября 2023

Митрополит Волоколамский Иларион:

«Святые являются для нас маяками в плавании по волнам житейского моря». Проповедь в день памяти преподобного Варлаама Хутынского и священномученика Константина, пресвитера Московского

...Будем обращаться к преподобному Варлааму Хутынскому и к священномученику...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

22 июля 2014

Святыни и святые


 

«Монастырь – это своего рода семья». Диалог с писателем К. Ковалевым-Случевским в рамках программы «Церковь и мир»

19 июля 2014 года митрополит Иларион, в рамках телепередачи «Церковь и мир», встретился с писателем, историком Константином Ковалевым-Случевским
22 июля 2014 г.


19 июля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» митрополит Волоколамский Иларион, стал писатель, историк, профессор института журналистики и литературного творчества Константин Ковалев-Случевский

***

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о преподобном Сергии Радонежском. У меня в гостях – писатель, историк, профессор института журналистики и литературного творчества Константин Ковалев-Случевский. Здравствуйте, Константин Петрович!

КОНСТАНТИН КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ: Здравствуйте, Владыка! Спасибо, что пригласили для обсуждения такой важной темы. Я бы хотел задать Вам вопрос, связанный с личностью преподобного Сергия. О нем уже много говорили — по радио, телевидению, писали книги. Создается впечатление, что все о нем что-то знают. Но меня всегда мучила одна загадка. Ведь немало святых на земле Русской, и самые первые – убиенные князья Борис и Глеб, и равноапостольный князь Владимир. Но почему-то тех же Бориса и Глеба мы как-то отстраняем (я имею в виду в социальной жизни), а вот преподобный Сергий – безукоризнен, его принимают все.

Вскоре после института, когда я начал работать в советской прессе, – в конце 70-х – я крестился. В то время я жил на Волге. И я знал, что жители этих мест ходили пешком в Троице-Сергиеву лавру. Это было обязательно. Любой православный христианин в России должен был один раз сходить пешком в Лавру. Меня это сильно удивило. Были целые маршруты, все знали, где, в каких домах можно переночевать, – была целая сеть паломничества именно к преподобному Сергию. Сам я тоже ходил в Лавру, правда, проходил не такое большое расстояние – от Заветов Ильича, есть такое место под Москвой. Почему же преподобный Сергий так любим в русском народе? В чем загадка?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Во-первых, я бы не стал отделять преподобного Сергия от других святых или противопоставлять его им. Многие на Руси почитали и почитают и Бориса и Глеба, и других святых, а уж о князе Владимире мы отдельно поговорим, это совершенно особый случай.

Но, конечно, преподобный Сергий имеет удивительное, особое свойство – его образ особенно близок русской душе. В нем распознают тот идеал, который подспудно всегда существовал у русского человека. Мы его находим и в гораздо более позднюю эпоху, например, у Достоевского в образе старца Зосимы. Это все тот же образ, который перетекает к нам от одного святого к другому и который нашел свое столь прекрасное и высокое воплощение в образе преподобного Сергия. Это образ человека, который отрешен от всего земного, всю свою жизнь посвящает Богу, отличается глубоким смирением. Он не участвует в мирских делах, но при этом, когда необходимо, приходит на помощь своей молитвой, своим благословением, как это было в том случае, когда он преподал благословение благоверному князю Димитрию Донскому на Куликовскую битву.

Преподобный Сергий особенно близок русской душе. Это плоть от плоти нашего народа, и народ это чувствует – вот почему люди идут в Лавру, и не прекращается молитва у его гробницы с раннего утра и до позднего вечера.

К. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ: Мне как историку всегда было странно, что наше монашество в основном началось из боярских родов. Многие из первых известных преподобных были отпрысками очень знатных родов. Преподобный Сергий – не исключение. Но при этом он всегда отличался тем, что был, как сейчас бы выразились, очень демократичен. Когда он основал свой монастырь – сегодня, видя мощь и величие Лавры, это очень трудно представить, – это были всего-навсего несколько домиков в лесу, где люди сами на себя работали, чтобы прокормиться. Известно даже, что Преподобный, будучи игуменом, долгое время носил воду и колол дрова для одного из монахов, чтобы заработать на хлеб. Это совершенно потрясающие факты. Более того, у него были сложности с братией, иногда ему даже приходилось уходить из монастыря…

При этом существует один миф, и мне интересно, как Вы его прокомментируете. Считается, что монастыри были форпостами Руси, а потом России, потому что это были крепости. Так вот, известно, что до XVI-XVII века ни один монастырь не был построен по законам фортификации. То есть не было рвов, валов, специальных укреплений. Иногда и вовсе ограды не было. То есть монастырь, который основывал в XIV веке преподобный Сергий, был открыт всем ветрам, туда могли приходить дикие звери. Таким образом, мы прекрасно понимаем, что оружием монахов было не копье, не меч и не щит, а молитва. Является ли молитва как таковая еще больше опорой и более мощным оружием, чем щит и меч?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Во-первых, надо сказать, что монашеское братство состоит из людей. И, как и во всяком человеческом коллективе, там случаются внутренние конфликты, возникают свои проблемы. Вот почему из жития преподобного Сергия мы узнаем, что в его братстве такие конфликты случались и что ему даже приходилось уходить из монастыря, чтобы своим отсутствием и своей молитвой на расстоянии примирить враждующих.

Что же касается значения монастырей как крепостей, – скорее всего, здесь речь идет о духовных крепостях. Монастырские стены воздвигались в очень многих случаях – иной раз это были стены крепостные, как, например, в Соловецком монастыре. Но монахи имели в виду не защиту от внешнего врага, а отделение от мира – ведь каждый монастырь создавался как некое подобие Царства Божия на земле. И при всех сложностях и трудностях человеческого общежития монахи преодолевали конфликтные ситуации, прежде всего, молитвой и смирением. И они учились на своем собственном опыте исполнять заповеди Христовы.

Недавно я услышал от одного бизнесмена весьма интересную мысль. Он говорил, что в бизнесе очень трудно соблюдать заповеди Божии, в частности, подставлять левую щеку, если тебя ударили по правой (см. Лк. 6.29): если так поступать, то весь бизнес развалится. И у меня в ответ на это родилась мысль, которой я бы хотел с Вами поделиться. Действительно, существуют некоторые области человеческой деятельности, где в буквальном смысле слова исполнить заповедь Христову о мире не только сложно, но и невозможно. Например, это война. На войне мы не можем быть миротворцами – если мы выступаем на стороне одного народа, то мы должны делать зло другому народу, потому что, если не убьешь ты, то убьют тебя. Бизнес – это своего рода конкуренция. И там действуют свои законы. Но может ли человек хотя бы где-нибудь исполнять заповеди Христовы? И приходит очень простой ответ: это возможно в монастыре, выполнимо в семье, это достижимо на уровне межличностных отношений. В человеческой жизни находится немало пространств, где заповедь Христову можно исполнить – в том числе и заповедь о том, что если тебя ударят по правой щеке, надо подставить левую. И преподобный Сергий своим собственным примером и на примере своей братии свидетельствовал о том, что исполнение заповедей Христовых вполне возможно.

К. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ: Я слышал, что те из православных, кто убивал на войне врагов, иногда отлучались от Причастия на двадцать лет, чтобы каким- то образом очиститься от пролитой крови…

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Но как раз преподобный Сергий благословил своих двух иноков, схимонахов Пересвета и Ослябю, на участие в битве, и они погибли за свой народ.

К. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ: Именно это я и хотел сказать. Но для монашествующих участие в военных действиях было, как свидетельствуют документы и летописи, скорее исключением, чем правилом. Видимо, преподобный Сергий принял это исключительное решение благословить Пересвета и Ослябю, зная что-то, о чем не ведали другие. Это было его решение, и оно уникально. Известно, что преподобный Сергий был очень серьезным политиком, он прекрасно понимал ситуацию в стране и, как Вы сказали, благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву. Есть споры, на Куликовскую ли битву или же на битву на реке Воже, но это неважно, в любом случае он дал благословение на битву с полчищами Мамая. Очень интересно, что в то время Русь была улусом Золотой Орды, законным ханом, или – как иногда его называли в наших летописях – царем которой был Тохтамыш. Таким образом, преподобный Сергий проводил мудрейшую политику и даже влиял на действия Димитрия Донского. Ведь князь шел на Мамая, который был бунтарем и воевал не только с нами, но и с Тохтамышем. Если бы он победил нас, неизвестно, чем бы все закончилось, потому что вся история Орды пошла бы по-другому. Укрепление связей с тем же Тохтамышем было для нас очень важно, чтобы сохранить силы для дальнейших преобразований.

А сейчас я бы хотел коснуться другой темы – благословения на открытие монастырей, которое преподобный Сергий дал своим сподвижникам. Было основано более сорока монастырей, возникла Северная Фиваида… Последователи преподобного Сергия не только основывали монастыри – они продолжили крещение Руси. Многие думают, что Русь в те времена была полностью православной, но на самом деле более половины страны еще оставалась языческой – например, Пермские земли, жителей которых крестил святитель Стефан Пермский. Почему преподобный Сергий принял такое решение? Почему до него не открывалось такое количество монастырей одновременно?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Думаю, что здесь не было никакой специальной стратегии, и преподобный Сергий не был политиком в том смысле, в каком мы употребляем это слово сейчас. Он знал и чувствовал, что Руси грозит опасность от татаро-монгол – опасность всему русскому народу, его святыням, его идентичности, и он дал благословение на эту священную борьбу ради защиты своего народа.

Когда Преподобный посылал своих учеников создавать новые монастыри, это был вполне естественный процесс, который, думаю, не был связан с какими-то политическими расчетами. Просто всегда в монашеском братстве, если в нем здоровая атмосфера, если у него мудрый авва, мудрый наставник, подрастают люди, которые потом сами основывают монастыри. В каком-то смысле им даже становится тесно в этом братстве. Здесь можно провести аналогию с детьми, которые, когда вырастают, уходят из родительской семьи и создают свою собственную. Так происходит и в монашестве: монастырь – это своего рода семья, в которой многие остаются на всю жизнь, но некоторые выходят из нее, чтобы создавать свои семьи – новые обители. Таким образом по лицу Земли Русской раскинулась сеть монастырей, которая существовала и развивалась вплоть до революции.

Потом эта сеть была искусственно разрезана на части: монастыри были закрыты, многие из них стерты с лица земли, как, например, Страстной монастырь в Москве, на месте которого сейчас сквер на Пушкинской площади. Но дело преподобного Сергия и монашеский опыт в целом не погиб: о его жизнестойкости свидетельствует то, что в наше время, которое многие на Западе называют постхристианским, монашеская жизнь в России была в полной мере возрождена. В Русской Церкви за последние 25 лет было открыто более 800 новых монастырей, а каждый монастырь – это община, состоящая, по крайней мере, из нескольких монахов или монахинь, а в некоторых случаях их число доходит до 300-400 или даже до 500.

К. КОВАЛЕВ-СЛУЧЕВСКИЙ: В монашестве существуют два основных устава: один – общежительный, а другой – особножительный, отшельнический. Почему в свое время преподобный Сергий отказался от отшельничества? Даже когда его первый ученик – преподобный Савва Сторожевский в Звенигороде стал жить в пещерке, он при этом не отказался от монастыря, введя в своей обители общинножительство. С чем это связано?

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Во-первых, это связано с тем, что преподобный Сергий, когда начинал свой монашеский путь, начинал его как отшельник, но часто случается так, что отшельники потом становятся востребованными, то есть они убегают от мира, а мир бежит за ними, они убегают от людей, а люди приходят к ним. Во-вторых, это связано с тем, что к нему стали приходить ученики и вокруг него создалось монашеское братство, которого раньше не было. Наверное, это не входило в его изначальные планы, но промыслу Божию было угодно этого отшельника, этого смиренного старца сделать отцом множества монахов, причем не только тех, которые жили непосредственно в его монастыре, но и тех, которые были его учениками и разошлись по всей Русской земле, создавая новые монастыри.

Значение подвига преподобного Сергия заключается еще и в том, что он ничего не планировал, ни на что не рассчитывал – он жил в Боге, его жизнь была духовной, глубоко религиозной, и к нему естественным образом стекались люди, которые, вдохновившись его примером, стремились к такому же образу жизни. Причем приходили к нему не только монахи – его совета искали и бояре, и простые люди. Их привлекала святость преподобного старца, тот подвиг старчества, который он совершал. И по сей день к истинным монахам, совершающим этот подвиг, стекается народ, чтобы получить совет, благословение и даже исцеление от болезней.

Спасибо Вам, Константин Петрович за то, что Вы были гостем нашей передачи.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Служба коммуникации ОВЦС

22.07.2014

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Храм святителя Иннокентия Московского в Бескудниково

19 апреля

Среда Светлой седмицы

...живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес!», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес!»...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024