Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Римская Церковь на протяжении веков прилагала усилия по обращению православных в католичество. В результате целенаправленной политики прозелитизма среди православного населения таких стран Европы, как Польша и Австро-Венгрия, в XVI-XVII веках возникла так называемая уния, то есть присоединение части православных к Католической Церкви на условиях принятия ими католического вероучения, но с сохранением византийского обряда в богослужении...

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

26 июня 2014

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Выпады униатов против России и Русской Церкви не содействуют диалогу между нашими Церквами». Интервью порталу «Интерфакс-Религия»

Митрополит Иларион: Выпады униатов против России и Русской Церкви не содействуют диалогу между нашими Церквами
26 июня 2014 г.


Митрополит Волоколамский Иларион

Во время трагических событий на Украине Украинская греко-католическая церковь неоднократно выступала с резкой критикой в адрес России и Московского Патриархата. Своей оценкой этих шагов в интервью «Интерфакс-Религия» поделился председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион

***

– 2-5 ИЮНЯ В МИНСКЕ ПРОХОДИЛ IV ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКИЙ ФОРУМ. В СВОЕМ ВЫСТУПЛЕНИИ НА ФОРУМЕ ВЫ ПОДВЕРГЛИ ДОСТАТОЧНО ЖЕСТКОЙ КРИТИКЕ ДЕЙСТВИЯ УКРАИНСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ХОДЕ ПОСЛЕДНИХ СОБЫТИЙ НА УКРАИНЕ. В ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ НЕПРИЕМЛЕМОСТЬ ЭТИХ ДЕЙСТВИЙ?

– Если говорить кратко, в слишком сильной политической ангажированности УГКЦ, а также в националистических выступлениях ее духовенства и верующих.

УГКЦ не только с самого начала поддержала протесты Евромайдана, но в лице своих верующих и даже клириков приняла самое непосредственное участие в них. Ни для кого не секрет, что основной движущей силой событий в Киеве стали выходцы из западных областей Украины, где проживает основная масса греко-католиков. Еще в декабре 2013 года в интервью радиостанции «Свобода» греко-католический епископ для Франции и стран Бенилюкса Борис Гудзяк прямо заявил, что «ежедневно до половины людей на Майдане — члены нашей Церкви».

В условиях социальной напряженности духовенство УГКЦ вместо того, чтобы призывать к примирению и политическому диалогу, побуждало протестующих к радикальным действиям. Так, в декабре прошлого года клирик Коломийско-Черновицкой епархии УГКЦ священник Михаил Арсенич и капеллан ВО «Трезуб» имени Степана Бандеры священник Петр Бурака выступали с призывом брать в руки оружие и расправляться с «врагами» Украины.

После январских событий руководство Украинской греко-католической церкви стало открыто обвинять российское государство во всех бедах, происходящих на Украине. При этом Россия в выступлениях некоторых греко-католических иерархов представала в по-настоящему демоническом образе. В начале апреля архиепископ Перемышльско-Варшавский Иван Мартиняк опубликовал видеообращение к пастве, в котором, в частности, заявил: «Мы испытываем нашествие зла, ненависти, лжи на наш народ со стороны империи, которая хочет расколоть и уничтожить наше государство».

Иерархи УГКЦ отрыто призывают западные страны к жестким действиям против нашей страны. Верховный архиепископ УГКЦ Святослав Шевчук совершил с этой целью ряд зарубежных поездок, выступая на разных международных площадках не как христианский пастырь, а скорее как политический деятель. В начале февраля этого года в Вашингтоне вместе с раскольником Филаретом Денисенко глава УГКЦ призвал Президента США вмешаться в украинский кризис и помочь Украине в сохранении территориальной целостности. В начале марта архиепископ Святослав Шевчук обратился к католическим иерархам всего мира, а также к председателям Еврокомиссии, Европейского Совета и Европарламента с просьбой проявить солидарность с украинским народом «в это трудное время, когда различные военные силы Российской Федерации, нарушив все договоренности, вторглись на территорию суверенной Украины». Встречаясь в мае с руководством Канады, архиепископ высказал мнение, что введенные против России санкции являются «недостаточно адекватными».

Антироссийские высказывания главы УГКЦ зачастую сопровождаются выпадами против Русской Православной Церкви. В одном из своих интервью архиепископ, раскритиковав «агрессивные шаги Русского мира», упрекнул Московский Патриархат в зависимости от государственной власти и пожелал Русской Церкви «вдохнуть полной грудью во всей экклезиологической полноте», то есть присоединиться к унии и подчиниться Папе Римскому.

Упреки эти представляются совершенно необоснованными. Сейчас Русская Церковь свободна как никогда, и ее отношения с российским государством, как и с другими государствами, которые входят в сферу ее канонической ответственности, складываются по принципу взаимополезного сотрудничества. Именно исходя из сознания своей пастырской ответственности, священноначалие Русской Церкви воздерживалось от однозначных политических оценок происходящего на Украине, а уж тем более от прямого участия в самих событиях, призывая враждующие стороны к диалогу и миру.

– АРХИЕПИСКОП СВЯТОСЛАВ ШЕВЧУК НЕОДНОКРАТНО ЗАЯВЛЯЛ О СВОЕМ ЖЕЛАНИИ ВЫСТРАИВАТЬ ДИАЛОГ С МОСКОВСКИМ ПАТРИАРХАТОМ. КАКОВА ПОЗИЦИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ?

– Сразу после избрания архиепископа Святослава Шевчука главой Украинской греко-католической церкви нами были сделаны определенные шаги в сторону установления прямых контактов с руководством этой Церкви. Мною было направлено личное поздравление с избранием новому верховному архиепископу, состоялся обмен письмами.

К сожалению, последующие действия руководства УГКЦ не способствовали росту взаимопонимания и доверия между нашими Церквами. Украинская греко-католическая церковь продолжает добиваться от Рима официального признания за собой статуса патриархата, который она самостоятельно провозгласила в 2002 году. Причем это не просто желание повысить свой статус в рамках Католической Церкви. За этим стремлением стоит претензия изначально региональной Церкви, большинство верующих которой проживает в Западной Украине, на общенациональное положение и распространение своей миссии на те регионы Украины, где никогда не было греко-католиков. УГКЦ активно развивает свои епархиальные структуры на востоке и юге Украины. Есть сведения о том, что в этих регионах клирики УГКЦ занимаются откровенным прозелитизмом.

Руководство УГКЦ поддерживает тесные контакты с раскольническим «Киевским Патриархатом». Было несколько случаев, когда греко-католические и раскольнические иерархи участвовали в совместных богослужениях (молебнах, панихидах и т.п.). В феврале этого года архиепископ Святослав Шевчук и глава УПЦ КП совместно посетили Вашингтон, где приняли участие в традиционном молитвенном завтраке, устроенном президентом США. И подобных примеров довольно много.

Диалог между Церквами возможен лишь в том случае, когда стороны уважают канонический порядок и традиции друг друга. Наша Церковь, например, принципиально не вступает в контакт с общинами, отколовшимися от Католической Церкви, потому что ценит развитие православно-католических отношений. Руководство же УГКЦ, на словах заявляя о своей заинтересованности в выстраивании диалога с Московским Патриархатом, на деле поддерживает раскольников, не только отпавших от канонической Украинской Православной Церкви, но и занимающих откровенно враждебную по отношению к нашей Церкви позицию.

Всё это, надо признаться, не содействует установлению прямых контактов с Украинской греко-католической церковью. А последние события на Украине, в ходе которых греко-католические иерархи позволяли себе антироссийскую риторику и выпады против Русской Церкви, сделали возможность таких контактов еще более проблематичной.

– ПОВЛИЯЕТ ЛИ ОБОСТРЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВОСЛАВНЫМИ И ГРЕКО-КАТОЛИКАМИ НА УКРАИНЕ НА РАЗВИТИЕ ПРАВОСЛАВНО-КАТОЛИЧЕСКОГО ДИАЛОГА В ЦЕЛОМ?

Уния всегда была одним из самых серьезных препятствий в отношениях между Православной и Римско-Католической Церквами. Исходя из своей экклезиологической модели и соответствующего представления о путях восстановления христианского единства, Римская Церковь на протяжении веков прилагала усилия по обращению православных в католичество. В результате целенаправленной политики прозелитизма среди православного населения таких стран Европы, как Польша и Австро-Венгрия, в XVI-XVII веках возникла так называемая уния, то есть присоединение части православных к Католической Церкви на условиях принятия ими католического вероучения, но с сохранением византийского обряда в богослужении. Так появилась и Украинская греко-католическая церковь. Причем ее появление сопровождалось насилием по отношению к тем православным, которые не хотели принимать унию. Униональная политика Рима не только не привела к единству между Церквами, но наоборот, еще больше отдалила Православную Церковь от Рима, посеяла недоверие и вражду.

Что-то стало меняться только после II Ватиканского Собора (1962-1965), который впервые признал спасительность Таинств и духовной жизни в Православной Церкви и тем самым дал возможность начать православно-католический богословский диалог. Возрождение структур УГКЦ в конце 1980-х годов, сопровождавшееся насильственным захватом храмов греко-католиками в западных областях Украины и даже кровопролитием, вновь со всей остротой поставило проблему унии.

В 1993 году в Баламанде (Ливан) Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами приняла очень важный документ под названием «Униатизм как способ объединения в прошлом и поиски полного единства в настоящем», в котором представители Православной Церкви и, что еще более важно, Римско-Католической Церкви согласились, что уния не может рассматриваться в качестве способа достижения единства, поскольку в течение истории способствовала только еще большему разделению между Церквами. Документ признавал право Восточных Католических Церквей на существование, но предлагал целый ряд рекомендаций, нацеленных на урегулирование конфликта между православными и греко-католиками. К сожалению, эти рекомендации так и не были реализованы на деле. До сих пор верующие Московского Патриархата во Львовской, Тернопольской и Ивано-Франковской областях не имеют достаточно храмов и встречаются с большими сложностями при строительстве новых. При этом, как я уже сказал, сама УГКЦ стремится расширить свою миссию и свои епархиальные структуры на территорию всей Украины.

Мы не раз выражали нашу озабоченность сложившейся ситуацией священноначалию Римско-Католической Церкви, однако никаких реальных сдвигов в разрешении проблемы мы не наблюдаем. Несмотря на обострение ситуации с греко-католиками в связи с событиями на Украине, мы будем и дальше развивать наши отношения с Римско-Католической Церковью на самых разных уровнях. Мы ценим позицию Папы Франциска, а также государственного секретаря Святого Престола кардинала Пьетро Паролина, которые в условиях украинского кризиса воздержались от однозначных политических оценок и, как и Русская Церковь, не раз обращались с призывом к миру на украинской земле.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Служба коммуникации ОВЦС

26.06.2014

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Вечная память

25 апреля

Радоница. Поминовение усопших

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024