Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

6 апреля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

8 апреля 2014

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

Единая вера и единая Церковь – общая ценность для русского и украинского народов

6 апреля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стала депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая.


Митрополит Волоколамский Иларион

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о свободе и безопасности. У меня в гостях – депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Здравствуйте, Ирина Анатольевна!

И. Яровая: Здравствуйте, Владыка! Спасибо за приглашение к разговору.

Человека всегда волнуют две важнейшие темы: личная свобода и функциональные возможности, что определяют перспективу, возможность самореализации, взаимодействия и вместе с тем безопасности, потому что безопасность – это то, что предполагает охранение человеческой жизни, а значит и охранение условий для жизненной перспективы и самореализации. Думаю, в этих двух понятиях есть внутренняя логика, но вместе с тем и некое внутреннее противоречие, ибо стремясь к безграничной свободе, человек может нарушить основы безопасности тех, кто рядом. Поэтому свобода – это всегда самоограничение и понимание того, что соблюдение естественных прав предопределяет безопасность и свободу других. Как мне кажется, задача государства и задача религии состоит в том, чтобы, формируя сознание человека, максимально развивать то чувство ответственности за безопасность и свободу других, понимая, что все это взаимосвязано. Как Вы полагаете?

Митрополит Иларион: Я абсолютно с Вами согласен и хотел бы отметить, что у нашего Патриарха есть книга, которая называется «Свобода и ответственность» – в ней он развивает эту тематику и говорит о том, что понятие свободы не может трактоваться как вседозволенность. Свобода должна быть ограничена не только законом, не только правами других людей, но и чувством ответственности за свои поступки, за свою жизнь и жизнь окружающих. Конечно, в христианской перспективе понятие «свобода» приобретает совершенно иное звучание, чем, например, в светском лексиконе, когда в него вкладывают смысл исключительно безграничных возможностей, действий, демократии и так далее. Апостол Павел говорит: «К свободе призваны вы, братия» (Гал. 5:13), и эти слова не о демократических свободах, а о призвании христианина к тому, чтобы освободиться от греха, от дурных наклонностей и привычек.

И. Яровая: Закон в обществе всегда является воплощением высокой нравственности, потому что общество формирует законы не абстрактно, а в соответствии с тем нравственным, ценностным выбором, который есть в обществе.

Митрополит Иларион: Совершенно верно.

И. Яровая: В настоящее время, как мне кажется, происходит одна интересная вещь. Человек не может быть участником всех событий, происходящих вокруг него,– он является свидетелем и участником весьма ограниченного круга событий. Все остальное он узнает из источников информации, и получается, что человек знает о реальном мире через посредников, через тех, кто сообщает ему информацию о происходящих cобытиях. Здесь возникает вопрос о добропорядочности и добросовестности посредника, который пытается менять окружающий мир через сознание человека.

Думаю, сегодня появляется все больше и больше посредников, которые злоупотребляют правом доверия, правом искренности и честности. Чтобы сегодня в глобальном мире повлиять на государства, на целые народы, достаточно просто выстроить систему коммуникации влияния на сознание человека. Это действительно не только новый вид человеческого взаимодействия, но и агрессии,– того, что может разрушать мир и согласие между людьми, побуждать человека к насилию и, более того, формировать ложное представление о себе самом и своей стране. Это происходит, например, в Украине, когда общество стало заложником определенной группы людей, которые блокируют информацию, и человек, проживая в конкретном поселке, думает о том, что в его стране происходит совсем иное, чем есть в реальности. Ему насаждается идея разрушения.

Митрополит Иларион: Вы знаете, самой лучшей иллюстрацией к тому, что Вы сказали, является сегодня возможность для человека переключать телевизор с одного телеканала на другой. Например, с телеканала «Россия – 1» на телеканал CNN. Мне по долгу службы приходится просматривать ежедневные новостные сводки. Конечно, я смотрю сводки ведущих наших агентств – «Интерфакс», «ИТАР-ТАСС», «РИА-Новости», а затем, допустим, я смотрю украинское агентство УНИАН, CNN или ВВС. Одни и те же события преподносятся принципиально по-разному. Допустим, если смотреть на риторику современных украинских СМИ, то все время идет речь о готовящемся вторжении на Украину, пропагандируется  идея войны, насаждается идея агрессии, обсуждается территориальная целостность и так далее. Действительно, человек оказывается заложником этих информационных потоков, потому что 99 процентов информации он получает либо с телевизионного экрана, либо из Интернета, а реальным участником событий становится в основном у себя в семье или на работе.

И. Яровая: Конечно, всегда есть посредник. Поскольку Украина – живой и беспокоящий всех пример, можно сделать некоторые выводы и оценки, ибо мы увидели, что через 20-летнюю идеологию недобросовестной, посреднической информации, оказавшей влияние на общество, выросло молодое поколение, у которого разрушено главное, что определяет идентичность нации, народа – связь с предками, память. Казалось бы, то, что, безусловно, является неоспоримо ценным и значимым – наша победа в Великой Отечественной войне, понимание ценности жизни и невозможности возрождения фашизма,– уже генетически закреплено во всех нас. Но мы видим, что за двадцать лет последовательной ложной информации, насаждения кардинально противоположной идеологии и разрыва исторической памяти выросло поколение, которое не только готово оправдать преступления, что совершались против их предков, но и пойти на такие преступления. Думаю, что это серьезный урок для всех нас, потому что недооценивать значимость такого посредника было бы чрезвычайно опасно.

Митрополит Иларион: Я думаю, то, что происходит сейчас между Россией и Украиной – большая трагедия, которая проходит через человеческие судьбы, через семьи, ведь миллионы людей ощущают своей Родиной и ту, и другую страну. Многие из нас еще помнят единую страну, когда мы не делили друг друга на украинцев, русских, белорусов, литовцев, латышей. Конечно, каждый осознавал принадлежность к своему народу, своему этносу, у каждого был свой язык. Но когда нам вдруг стали говорить, что мы друг для друга иностранцы, – простите, миллионы русских людей живут и продолжают жить до сих пор на Украине, несколько миллионов украинцев продолжают жить в России. У нас общий язык, общая культура, у нас общее прошлое и я глубоко верю в то, что у нас и общее будущее. Потому что та политическая конъюнктура, что приходит на смену простому здравомыслию, вторгается в человеческие судьбы, разрушает их, и словно ножом разрезает человеческие взаимоотношения, разрывает связь между народами, все же имеет временный характер.

И. Яровая: Владыка, я абсолютно с Вами согласна.

Полагаете ли Вы, говоря о безопасности, что мы как общество и государство, понимая реальные угрозы, должны выстраивать новую систему безопасности? Если речь идет о возрождении нацизма,– что является преступлением,– должны ли мы признавать это преступлением и устанавливать уголовную ответственность за действия, связанные с реабилитацией нацизма и опровержением выводов Нюрнбергского трибунала? Меня очень волнует этот вопрос, поскольку я являюсь автором такого закона и на протяжении пяти лет последовательно пытаюсь убедить в том, что мы должны смотреть на перспективу и не ждать, пока эта беда будет в нашем доме. Вы согласны с тем, что закон в этом смысле должен оценивать уроки других стран, и нам самим надо своевременно действовать?

Митрополит Иларион: Я согласен с тем, что Вы сказали в самом начале передачи, — закон не может быть диссоциирован от нравственности, что все законы основываются на неких общепринятых в том или ином обществе нравственных предпосылках. Если речь идет о реабилитации того, что однозначно было  осуждено на международном уровне, достаточно вспомнить Нюрнбергский трибунал.

И. Яровая: Это главный международно-правовой акт.

Митрополит Иларион: Если речь идет о реабилитации людей, которые совершили чудовищные преступления против человечества, и о том, чтобы переписывать историю, то я думаю, во многих случаях такие вещи должны быть и уголовно наказуемыми, потому что, к сожалению, если свобода человека не сдерживается  его собственными системами торможения, заложенными в него изначально, то тогда ее приходится сдерживать законом…

И. Яровая: …тогда работать должно государство, закон и правоохранительная система.

Если говорить о том, что нас оберегает и защищает, то это гуманитарные ценности. Думаю, что язык оберегает душу народа, ибо в нем воплощается и глубина чувств, и то, что определяет наше нравственное отношение к жизни, формирует взаимопонимание, сохраняет связь новых и ушедших поколений. Поэтому тот удар, что наносится в настоящее время на Украине по языку,– это удар и по душе народа, по тому, что является важным и непреходящим для всех поколений.

Поэтому, исходя из этой реалии, сегодня в нашем государстве при вариативности учебных пособий накопилось достаточно негативного опыта для того, чтобы понять, что учебники по родному языку, литературе и истории должны быть носителями общих ценностей, а значит должны быть объединяющими, а не разъединяющими детей.

Митрополит Иларион: У нас есть такая ценность как язык, как культура, но я хотел напомнить еще об одной общей ценности для русского и украинского народов – о нашей единой вере и нашей единой Церкви, о Православии, именно русском Православии, которое имеет своим истоком крещальную купель святого князя Владимира.Мы помним, что русский народ получил свое крещение не в Волге, не в Оке, а в Днепре, что именно в Киеве взошла заря русского Православия; именно Киев – то зерно, из которого выросло древо многомиллионной и многонациональной Русской Церкви.

Вот почему враги нашего единства с самого начала покусились не только на язык, но наносили удар за ударом и по единству Церкви. Вот почему был создан раскол на Украине, – политический проект, когда людям стали внушать: раз независимое государство, то должна быть и независима Церковь. Почему? Кто это сказал? Где это написано? В Евангелии об этом не сказано. В Уставе ООН это не написано. Это политическая демагогия, и она вводилась для того, чтобы разделить людей не только по этническому или языковому признаку, но еще и по религиозному.

И. Яровая: Это средство агрессии, —  то, что влияет на сознание людей. Об этом  мы с Вами говорили в начале нашей беседы, что наша безопасность, целостность и наша самоидентификация разрушается с помощью самых различных инструментов.

Удар по нашей Церкви был очень жестоким, дерзким, но я думаю, что у нас хватило разума, воли и веры, чтобы понять, насколько важно критически считывать ту агрессию в информации, что обрушивается на нас. Думаю, что наше общество согласилось с тем, что это удар по всем нам, потому что удар по Православию, по нашей Церкви – это удар по каждому из нас.

Митрополит Иларион: К счастью, у большинства украинцев хватило мудрости и веры для того, чтобы сохранить единство Церкви, не поддаться на увещания этих политических демагогов. Тем не менее, в Украине существует раскол, –  сотни тысяч, если не миллионы, людей охвачены пропагандой раскола. Не дремлют и униаты, которые всегда пользуются подобными ситуациями для достижения своих целей. Поэтому сейчас наша главная надежда, наша молитва о том, что единая вера, которая на протяжении веков хранила наши народы, спасала наших предков и наше единое Отечество, в конечном итоге поможет нашим народам преодолеть эти временные трудности и снова встать на путь мирного братского и доброго существования и соседства.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024