Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после утрени Великого четверга в Заиконоспасском монастыре г. Москвы 1 мая 2013 года

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

2 мая 2013

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни». Проповедь после утрени Великого четверга в Заиконоспасском монастыре столицы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла после утрени Великого четверга в Заиконоспасском монастыре г. Москвы 1 мая 2013 года
2 мая 2013 г.


Святейший Патриарх Кирилл в Заиконоспасском монастыре столицы, 01.05.2013

Вечером 1 мая 2013 года, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, где принял участие в вечернем богослужении в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора обители. В заключение Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью.

***

Ваше Высокопреподобие, всечестной архимандрит Петр, игумен и наместник сей святой обители! Дорогие отцы, матушки, братья и сестры!

Я с большой радостью переступил порог этой святой обители, столь славной в прошлом и, верю, не менее славной и в будущем. Путь к этому будущему очень труден. На лице обители как бы запечатлена вся трагедия народа нашего, страны нашей, Церкви нашей в XX веке, и не только в XX. Несмотря на то, что восстановление обители требует огромных усилий, верю, что по милости Божией, при содействии всех святых угодников, в Первопрестольном граде нашем просиявших, цель будет достигнута и обитель будет восстановлена.

Сегодняшний день — это особый день, когда Церковь вспоминает события, связанные с Тайной Вечерей. Тайной Вечере посвящен четверг Страстной седмицы, но поскольку, по принятому обычаю, мы совершаем утреню вечером, то сейчас, отслужив утреню Великого четверга, мы уже вошли в атмосферу следующего дня и вспомнили события, которые произошли в четверг в преддверии страданий и Воскресения Спасителя. То был день последней вечери — Тайной Вечери Господа с учениками, когда было установлено Святейшее Таинство Евхаристии, когда Господь, подавая пример смирения, умыл ноги ученикам, когда Иуда окончательно решился пойти и предать своего Учителя.

Дивные богослужебные тексты утрени Великого четверга, которые мы сегодня слышали, вводят нас в эту поразительно напряженную атмосферу последней вечери Спасителя с учениками. Особенный акцент делается на предательстве Иуды. Вот как одна из стихир, которую мы сегодня слышали, именует предателя и одновременно апостола: «Иуда раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол». Действительно, одно и другое соединились в одной личности. Ведь он был учеником, он был свидетелем всего того, что Господь совершал. Он видел чудеса, которые не могли не потрясти сознание любого наблюдателя. Он слышал слова, исполненные величайшей силы. Он не мог не видеть силу Божию в том, что совершал его Учитель. И одновременно он оказался наветником и предателем. Он был другом и одновременно, как говорит стихира, диаволом. Возможно ли это? Может быть, это какой-то необычный гротеск? Может быть, образ Иуды — внечеловеческий образ? Отнюдь нет.

Всё, что соединилось в Иуде, с ещё большей легкостью уживается в нас самих. В какое-то мгновение мы являемся учениками Спасителя, людьми глубокой веры. Мы чувствуем присутствие Божией благодати в сердце. Мы умиляемся от слов молитвы. Мы принимаем на себя обязательства изменить свою жизнь, изменить свои мысли, преодолеть свои грехи. Но проходит совсем немного времени, и вера, молитва уходят куда-то на периферию жизни. Мы остаемся один на один со своими страстями, и порой отдаем душу этим страстям, полностью порабощая себя диаволу, становясь одновременно учеником и наветником. Ибо, живя не по-христиански, мы словно клевещем и на Господа, и на христианскую веру. Если кто-то, показывая на нас пальцем, говорит: «И это христиане?», значит через нас в мир пришел соблазн.

Перечень противоречий, которые гнездятся в душе человека, можно продолжать. Важно отчетливо понимать, что эта двойственность, эта дихотомия, это раздвоение опасны для жизни — и не только для жизни вечной, но и для земной жизни. Когда происходит раздвоение в сознании, врачи диагностируют болезнь, называя ее шизофренией. Человек с раздвоенным сознанием не может быть дееспособным, на него нельзя положиться, он не может выполнять ответственные работы, он ненадежен в дружбе, ненадежен в семейной жизни. Иногда это раздвоение сопровождается таким колоссальным напряжением, что человек превращается в социально опасную личность, — тогда его изолируют и лечат.

Всё то, о чем мы размышляем в связи с личностью Иуды, также есть некая дихотомия, раздвоение. Но это уже духовная шизофрения — она не проявляет себя, как физическая болезнь. Человек, который несомненно является социально опасной личностью, видимой угрозы ни для кого не представляет, потому что умеет скрывать эту двойственность, как ее пытался скрыть Иуда — лестью, предательским поцелуем. Однако от этого духовное раздвоение человека не перестает быть опасным. Очень многие скорби в жизни проистекают от лицемерия, лжи, от всего, в чем выражается это двоедушие, раздвоение человеческой личности.

Для того чтобы бороться с этими грехами — а в той или иной степени все сказанное касается каждого человека, — нужно помнить, что есть или, по крайней мере, должны быть пределы греху. Есть грех, который прощается. Но есть грехи, которые Бог не прощает. Таким грехом является хула на Духа Святого (см. Мф. 12:31). Когда мы в своем лицемерии, в своем двоедушии, в своем внутреннем раздвоении, еще сохраняя где-то остатки веры, одновременно в силу разного рода обстоятельств — из-за трусости, малодушия, лицемерия, желания сделать карьеру — становимся противниками Богу, тогда преступается черта. Чтобы это не произошло, наша внутренняя духовная жизнь должна быть под строгим контролем.

Собственно говоря, выработка неких навыков такого контроля — это и есть главное дело, которое мы должны совершать во время поста. Пост и дается нам для того, чтобы мы научились анализировать свои мысли, скрытые желания, подвергать глубокому и искреннему анализу происходящее в нашей душе.

Если же человек перестает наблюдать за самим собой, он с легкостью делает ошибки, совершает грехи и преступления. Ведь Иуда не родился предателем. Наверное, вступая в круг ближайших учеников Спасителя, он и представить себе не мог, что предаст Господа. Но где-то произошел внутренний надлом, где-то были сняты внутренние тормоза, так что финалом стали предательство Божественного Учителя и самоубийство.

Пример Иуды должен предостеречь каждого из нас от легкомысленного отношения к своей внутренней духовной жизни. Он должен призвать всех нас к духовному бодрствованию. Особенно это касается монашествующих — тех, кто уходит из мира именно ради духовного сосредоточения. Конечно, быть монахом в центре мегаполиса — дело непростое. Так или иначе все эти конфликты и скорби, которых исполнен большой город, касаются и жизни монашествующих. Тем не менее нужно помнить, что главной задачей для монаха является внутреннее самосозерцание, постоянное испытание своего ума и своей совести, постоянная работа над своими мыслями, над своими желаниями, над своими деяниями.

Рад тому, что именно здесь, в центре нашей столицы, возродилась монашеская жизнь. И хотел бы призвать вас, братия и сестры, которые связаны с этим монастырем, именно к такой духовно напряженной жизни. Не расслабляйтесь, как сказано в тексте пострижения в мантию. Слово «расслабление» — это самое опасное слово для монашествующего. Оно опасно и для мирского человека, но для монашествующих — сугубо.

Поэтому хотел бы пожелать Вам, отец архимандрит, братии монастыря, сестричеству в первую очередь хранить внутреннюю бдительность, уметь наблюдать за самими собой и вставать на путь борьбы с грехами и помыслами, когда таковые возникают. Хотел бы пожелать, чтобы как можно скорее разрешились и те житейские проблемы, которые сегодня стоят на повестке дня обители и мешают ей в устроении полноценной монастырской жизни.

Пусть Господь хранит всех нас, помогая через внутреннее самосозерцание и молитву освобождаться от греховного плена, возвышать свою душу с тем, чтобы она была чувствительна к восприятию благодати Божией. Великий пост, помимо того, что дает нам навыки реального благочестия, одновременно готовит к принятию радости Пасхальной ночи. И поскольку мы не увидимся с вами до Святой Пасхи, хотел бы сердечно пожелать всем мира душевного и светлой Пасхальной радости, радостного переживания Воскресения Христова в Пасхальную ночь. Храни вас Господь.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

2.05.2013

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024