Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

23 апреля 2013 года в Православном социально-культурном центре при храме Гребневской иконы Божьей Матери в городе Одинцово прошла конференция на тему «Роль учителя в духовном и нравственном воспитании детей и подростков».

Публикации по теме:

30 декабря 2023

Геннадий Дорофеев:

9 дней. Памяти Педагога

Незаменимых людей нет. Смерть есть лишь дверь в Вечную жизнь, а лучшая память о ушедшем – продолжение его дела. Эти истины мы знаем и повторяем многократно другим людям. Но вот снова приходит неумолимая гостья – смерть, забирает...

(См. далее...)

3 октября 2023

Татьяна Петракова:

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания (Сергий Преподобный...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Петракова Татьяна Ивановна /Доктор педагогических наук,, профессор, Профессор Московского педагогического государственного университета, методист Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы (отдел ОРКСЭ — основ религиозных культур и светской этики)

23 апреля 2013

Духовно-нравственное воспитание


 

Духовные основы нравственного воспитания. Выступление на конференции в г.Одинцово 23 апреля 2013 года

Выступление доктора педагогических наук, профессора Т.И. Петраковой на конференции «Роль учителя в духовном и нравственном воспитании детей и подростков», прошедшей в городе Одинцово Московской области 23 апреля 2013 года


Т.И. Петракова, 23.04.2013

Откуда этот мир и кто им управляет? Что такое человек? Зачем он живет и как он живет? Как он должен жить?

 Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания возник на волне интереса к проблемам духовности, нравственности, традиции. Он связан, прежде всего, с новым осмыслением человека, бурным развитием такой отрасли науки как человековедение.

 Как известно, наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ дает христианская антропология – традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно эти учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому- это его тело, и невидимому, духовному, трансцендентному- это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности ..,- пишет митрополит Питирим (Нечаев),-определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я».**

 Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм),он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.

 Образ Божий человеку дан, подобие задано. Поэтому конечная цель его земной жизни- достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Быть образом Божьим- значит, быть существом личным, т.е. свободным и ответственным.

 Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. До недавнего времени достаточно полно были исследованы социальные аспекты нравственности ,интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность- нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности.

 Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции.

 Особое понимание духовности существует в Православии, где понятие «дух» в его пред предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух» (Ин.4,24).Бог-это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто Ему уподобился.

 Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха),поскольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.

 Нормы христианской духовности и нравственности даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых).

 Основные характеристики православной духовности -смирение и любовь, первостепенное значение имеет то, как они приобретаются. Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви.

Ассоциативно и онтологически она ближе всех к понятию «святость». Святость-это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцендентная соприсущность неотмирным энергиям (А.И.Осипов).

 Нравственность не рядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность».

 Духовность определяется как устремленность человека к избранным целям, как ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность-вектор вертикальных устремлений личности, нравственность -горизонтальных. Своим пересечением они образуют невидимый крест, являющийся основой личности.

 Классическая формула «дух творит себе формы», являясь выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью, имеет особое значение для уяснения специфики духовно- нравственного воспитания, поскольку из нее становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, высоком эмоциональном переживании. Вместе с тем, в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В.Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце – «средоточение человеческого естества, корень способностей, интеллекта и воли, центр, из которого исходит духовная жизнь».*** Оно является не только главным «чувствилищем», центром эмоционально-мотивационной сферы, но и главным органом познания (арх. Лука Войно-Ясенецкий и др.). «Мы познаем в той мере, в какой любим», - свидетельствует блаженный Августин.

 Как для внешнего человеческого естества (тела) сердце является центральным, главным органом, так и для внутреннего его существа (души) оно является центром, проходя через который переживания, настроения. чувства человека приобретают определенную окрашенность: омрачаются, темнеют или - напротив - возвышаются, светлеют - в зависимости от чистоты сердца, от «силы сердца в любви».

 Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства: простоту и проникновение в суть вещей. «Душа видит Истину по силе жития», - утверждает прп. Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.

 Высшая способность сердца, одно из его Божественных свойств - способность любить. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным их чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его.

 Сердце обладает способностью восприятия духовных воздействий, именно сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Прежде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. С воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности, именно сердцем человек различает добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э. Фромм. - Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».

 Именно на воспитание сердца, его «возвышение», пробуждение в нем сил любви направлено духовно-нравственное воспитание. «Жизнь сердца есть любовь», -свидетельствует Феофан Затворник. Поэтому главная задача духовно-нравственного воспитания - дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему святому, воспитать «вкус» сердца.

 Уяснению и уточнению понятия «воспитание» служит следующее определение души, данное Феофаном Затворником: «Душа является в мир голой силою, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после». На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души и всех сил, с нею связанных, а образование определяет и формирует ее содержание. Воспитание поэтому предлежит образованию. С домом на песке сравнивает воспитание без образования проф. М.И. Андреев. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - пишет И.-Г. Песталоцци. И если до середины 90-х годов приоритеты российской школы лежали в сфере образования, то сейчас, как нам представляется, положение начинает меняться пока на уровне понимания, на уровне идей. Как быстро смена ориентиров произойдет в массовом педагогическом сознании, во многом зависит от нас, педагогов, руководителей образования. Форумы, подобные сегодняшнему, во многом способствуют прояснению педагогического сознания, смене педагогических приоритетов.

___________

*Начала христианской психологии. М., 2005. С.93.

**Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. В кн.: Малая Церковь. М., 2012. С.2

***Человек-храм Божий. Н.- Голутвинский монастырь,1995.С.216.


Источник:      Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Вера и Время

23.04.2013

Также у этого автора:

3 октября 2023

«Сокровища Благих». Святые как герои повести И.С. Шмелёва «Лето Господне»

...Святые в повести являются постоянно присутствующим «фоном» жизни героев (если уместно так выразиться) и – соответственно – примерами, самыми близкими для подражания... (Далее)

24 июня 2023

Святоотеческое учение о детстве и «Лето Господне» И.С. Шмелева

...Детство – особый период в жизни человека. В детстве закладываются все основные «сюжеты» его будущей жизни. Образ Рая – блаженной, безмятежной, беззаботной, радостной... (Далее)


Архив публикаций:
Святые и святыни:
Храм святителя Иннокентия Московского в Бескудниково

19 апреля

Среда Светлой седмицы

...живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес!», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес!»...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024