Духовно-нравственное воспитание Выступление доктора педагогических наук, профессора Т.И. Петраковой на конференции «Роль учителя в духовном и нравственном воспитании детей и подростков», прошедшей в городе Одинцово Московской области 23 апреля 2013 года
Откуда этот мир и кто им управляет? Что такое человек? Зачем он живет и как он живет? Как он должен жить?
Интерес к проблемам духовно-нравственного воспитания возник на волне интереса к проблемам духовности, нравственности, традиции. Он связан, прежде всего, с новым осмыслением человека, бурным развитием такой отрасли науки как человековедение.
Как известно, наиболее всеохватное определение человека, его полный и цельный образ дает христианская антропология – традиционное учение Церкви о его природе и сущности. Христианская антропология неразрывно связана с христианской антропогонией - учением о происхождении человека и христианской сотериологией - учением о конечной цели его бытия. Согласно эти учениям, человек, созданный по образу и подобию Творца, для которого Бог и сотворил мир, является венцом творения. Его превосходство над всем сущим объясняется дуализмом его природы, одновременной принадлежностью двум мирам: видимому, физическому- это его тело, и невидимому, духовному, трансцендентному- это его душа. «Та неизменная устойчивость личности, которую мы подразумеваем под словом «я», создающая идентичность нашей индивидуальности ..,- пишет митрополит Питирим (Нечаев),-определяется с точки зрения христианской антропологии именно душой, нематериальным субстратом, в котором заложена вся информация о нашем «я».**
Мир человека (микрокосм) столь же целостен и сложен, как мир природы (макрокосм),он противоречив и отличается ограниченностью физической природы человека при устремленности его духа в бесконечность.
Образ Божий человеку дан, подобие задано. Поэтому конечная цель его земной жизни- достичь идеала Богоподобия (обожения, святости) при благодатной помощи свыше. Образ Божий «начертан» в высших свойствах человеческой души: бессмертии, свободе воли, разуме, способности к чистой, бескорыстной любви. Быть образом Божьим- значит, быть существом личным, т.е. свободным и ответственным.
Духовность и нравственность являются базовыми, сущностными характеристиками личности. До недавнего времени достаточно полно были исследованы социальные аспекты нравственности ,интерес к ее метафизическим корням усилился в последнее время. Стало очевидно, что уяснению этого понятия способствует выделение семантической пары «духовность- нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование в идеалах добра и зла, являющихся категориями духовности.
Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубинная, фундаментальная реальность, доступная лишь человеческой интуиции.
Особое понимание духовности существует в Православии, где понятие «дух» в его пред предельном значении идентично понятию «Бог»: «Бог есть дух» (Ин.4,24).Бог-это абсолютная чистота, абсолютная любовь. В Нем нет зла, греха. Он свят. Поэтому духовен тот, кто в наибольшей степени воспринимает Бога, кто Ему уподобился.
Первое условие принятия Бога воплотившегося, вочеловечившегося, Иисуса Христа, - осознанное видение себя: кто я? каков я на самом деле? Православная духовность немыслима без внимания к себе, поэтому бездуховен тот, кто не смотрит внутрь себя, кто не видит в себе зла (греха),поскольку у такого человека нет стимулов к самопознанию, исправлению себя и самосовершенствованию.
Нормы христианской духовности и нравственности даны в Евангелии, они раскрываются также в конкретных личностях (святых).
Основные характеристики православной духовности -смирение и любовь, первостепенное значение имеет то, как они приобретаются. Наиболее полно православная духовность может быть понята в русле догматического учения Церкви.
Ассоциативно и онтологически она ближе всех к понятию «святость». Святость-это предельный результат развития духовного начала в человеке, трансцендентная соприсущность неотмирным энергиям (А.И.Осипов).
Нравственность не рядоположена святости, она иерархически соотносится с ней через понятие «духовность».
Духовность определяется как устремленность человека к избранным целям, как ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Духовность-вектор вертикальных устремлений личности, нравственность -горизонтальных. Своим пересечением они образуют невидимый крест, являющийся основой личности.
Классическая формула «дух творит себе формы», являясь выражением соотношения между духовным состоянием человека и его деятельностью, имеет особое значение для уяснения специфики духовно- нравственного воспитания, поскольку из нее становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, высоком эмоциональном переживании. Вместе с тем, в своем пределе духовность является проявлением сверхсознания (М.В.Лодыженский) - особого состояния сознания, характеризующегося проникновением в суть вещей, постижением духовных истин. Органом сверхсознания является сердце – «средоточение человеческого естества, корень способностей, интеллекта и воли, центр, из которого исходит духовная жизнь».*** Оно является не только главным «чувствилищем», центром эмоционально-мотивационной сферы, но и главным органом познания (арх. Лука Войно-Ясенецкий и др.). «Мы познаем в той мере, в какой любим», - свидетельствует блаженный Августин.
Как для внешнего человеческого естества (тела) сердце является центральным, главным органом, так и для внутреннего его существа (души) оно является центром, проходя через который переживания, настроения. чувства человека приобретают определенную окрашенность: омрачаются, темнеют или - напротив - возвышаются, светлеют - в зависимости от чистоты сердца, от «силы сердца в любви».
Чистота сердца дает возможность рассудку не только сохранить всю силу логического мышления, но и приобрести Божественные свойства: простоту и проникновение в суть вещей. «Душа видит Истину по силе жития», - утверждает прп. Исаак Сирин, свидетельствуя тем самым, что высшая мудрость достигается не теоретическими построениями, а напряжением всех сил в борьбе со страстями.
Высшая способность сердца, одно из его Божественных свойств - способность любить. Любовь как главная эмоция, как внутренний источник света, будучи самым сильным, глубоким и напряженным их чувств, способна не только побудить человека к действию, но и преобразить его.
Сердце обладает способностью восприятия духовных воздействий, именно сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом. Прежде всего на сердце воздействует Творец, желая исправить человека. С воспитанием сердца связано воспитание мотивов к той или иной деятельности, именно сердцем человек различает добро и зло, оно является «седалищем» совести. «Человек склонен к добру и злу, - пишет Э. Фромм. - Когда обе склонности находятся в равновесии, он способен выбирать. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он более не свободен в выборе».
Именно на воспитание сердца, его «возвышение», пробуждение в нем сил любви направлено духовно-нравственное воспитание. «Жизнь сердца есть любовь», -свидетельствует Феофан Затворник. Поэтому главная задача духовно-нравственного воспитания - дать сердцу правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему святому, воспитать «вкус» сердца.
Уяснению и уточнению понятия «воспитание» служит следующее определение души, данное Феофаном Затворником: «Душа является в мир голой силою, возрастает, богатеет во внутреннем содержании и разнообразится в деятельности она уже после». На основании этой точной характеристики можно сделать вывод о том, что воспитание влияет, стимулирует, вызывает рост души и всех сил, с нею связанных, а образование определяет и формирует ее содержание. Воспитание поэтому предлежит образованию. С домом на песке сравнивает воспитание без образования проф. М.И. Андреев. И.А. Ильин называет образование без воспитания делом ложным и опасным. «Природа обеспечивает развитие любви до развития мышления», - пишет И.-Г. Песталоцци. И если до середины 90-х годов приоритеты российской школы лежали в сфере образования, то сейчас, как нам представляется, положение начинает меняться пока на уровне понимания, на уровне идей. Как быстро смена ориентиров произойдет в массовом педагогическом сознании, во многом зависит от нас, педагогов, руководителей образования. Форумы, подобные сегодняшнему, во многом способствуют прояснению педагогического сознания, смене педагогических приоритетов.
___________
*Начала христианской психологии. М., 2005. С.93.
**Митрополит Питирим. Тело, душа, совесть. В кн.: Малая Церковь. М., 2012. С.2
***Человек-храм Божий. Н.- Голутвинский монастырь,1995.С.216.
Источник: Вера и Время
|