Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя 24 марта 2013 года

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Кирилл (Гундяев) /Святейший Патриарх Московский и всея Руси

25 марта 2013

Московский Патриархат | Общие проблемы и вопросы


 

«Человеческая история завершится торжеством веры». Проповедь в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя 24 марта 2013 года
25 марта 2013 г.


Святейший Патриарх Кирилл в праздник Торжества Православия в Храме Христа Спасителя, 24.03.2013

24 марта 2013 года, в неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня Церковь отмечает первое воскресенье Великого поста, праздник, который именуется Торжеством Православия. А прошлое воскресенье, накануне Великого поста, именовалось воскресеньем изгнания Адама из рая. С одной стороны, изгнание первых людей из рая, исключение их из общения с Богом, с другой — торжество веры. А между этими двумя событиями — особое время поста, углубленной молитвы, покаяния, размышлений о своей жизни, о своих грехах.

Полагаю, что для многих это было время принятия важных решений. Кто-то решил освободиться от дурной привычки, кто-то — принципиально изменить отношения с ближними, с женой, с детьми, с родителями. Кто-то принял другие важные решения, движимый голосом совести и желанием принести подлинное покаяние пред Господом. Кто-то, может быть, никаких решений не принял, а просто с сокрушенным сердцем молился Господу о прощении грехов. А кто-то и этого сделать не успел, но еще шесть недель отделяют нас от Пасхи Господней, и за эти шесть недель можно многое сделать.

Эти временные границы — с одной стороны, изгнание Адама из рая, с другой, торжество веры — являются символическими границами человеческой истории, границами человеческого бытия. В самом начале истории человек согрешает против Бога, перестает Богу доверять, перестает верить в то, что закон жизни, предложенный Богом, является правильным законом. Он не доверяет Богу, а потому и теряет послушание к Нему, ведь подлинное послушание там, где доверие; и разрывается связь человека с Богом. Поскольку все то, что произошло с первыми людьми, через грех исказило их природу, то они уже не могли оставаться в общении с Богом и были удалены от этого общения. А образом этого удаления человека от общения с Богом явилось изгнание из рая.

Но Бог не оставил род человеческий. По крайней мере трижды Бог входил в человеческую историю, обращаясь к людям с призывом восстановить союз с Ним. Первый такой призыв был обращен почти за 2 000 лет до Рождества Христова к кочевнику по имени Авраам, из Ура Халдейского, который находился на территории нынешнего Ирака. У Авраама были свои стада, многочисленный скот — человеком он был состоятельным. Но обратился к нему Господь с повелением: «Всё оставь и иди в другую землю, которую Я тебе укажу» (см. Быт. 12:1), — то была земля Ханаанская, нынешняя Палестина.

Несомненно, Авраам был человеком расчетливым, умным. Он понимал, чем грозит дальний переход с имуществом, со скотом через пустыню. Наверное, нормальная реакция на этот призыв была бы примерно такой: «Мне и здесь хорошо, я имею то, что имею, и ни в чем не нуждаюсь. Я не хочу рисковать ни самим собой, ни близкими своими, ни имуществом своим». Но Авраам слушается Бога и идет в землю Ханаанскую. А там его постигает еще одно испытание. Бог говорит ему: «Принеси Мне в жертву своего единственного сына», — то есть единственную надежду, потому что Авраам и жена его были уже в почтенном возрасте (см. Быт. 22:1-13).

Все обрывалось с гибелью наследника. Для древних людей это была жизненная катастрофа, потому что только в многочадии была сила, только большая семья могла себя оборонять, только она могла себя экономически обеспечить. Но что же делает Авраам? Он слышит Бога и, повинуясь Ему, заносит нож. Однако мы знаем, что Господь удержал его руку и в ответ на эту верность и на это послушание установил с Авраамом завет, союз, обещая ему большое и сильное потомство (см. Быт. 22:16-17). Авраам совершил обратное тому, что сделал Адам, — он восстановил доверие к Богу, он поверил и послушался Его.

Еще раз Господь входит в человеческую историю, когда обращается к избраннику Своему Моисею и повелевает ему вывести народ из земли Египетской опять в землю Ханаанскую (Исх. 3:10). Тогда израильский народ находился в плену и не мог покинуть Египет. Израильтяне были рабами, лишенными своей воли, — над ними была воля фараона. Как же можно было поднять, вопреки воле фараона, многотысячный народ и двинуться через пустыню в землю Ханаанскую? Опять-таки, с человеческой точки зрения это был безумный поступок — либо фараон уничтожит всех, либо люди сами погибнут в пустыне… Но Моисей слушается Бога. Он принимает Его волю и в полном послушании, несмотря на огромные риски, совершает то, что Бог повелел ему совершить. И на горе Синай Господь дает Моисею скрижали Завета, дает нравственные правила жизни, которыми должен был утверждаться тот самый завет, союз, что установил Он с праотцем Авраамом.

И в третий раз Бог входит в человеческую историю совершенно особым образом. Ни заповеди, ни заветы, ни союзы, которые ранее учредил Господь, не удерживали людей от греха, потому что грех вошел в человеческую природу и действовал в них по наследству. Вина за грех лежала на людях, и для того чтобы ввести их в подлинное общение с Собой, чтобы наполнить завет, союз таким содержанием, которое открывало бы людям дорогу для возвращения в рай, Бог Сына Своего посылает в мир — для того чтобы Он, безгрешный, Жертвой, принесенной Богу, Жертвой Голгофской, смог искупить грехи человеческие и избавить от вины за грех Адама и все другие грехи.

Господь совершает эту величайшую миссию и восполняет закон, данный Моисею, великими заповедями, которые поднимают человеческую этику на ранее недостижимую высоту, которые открывают Божественную перспективу человеческой жизни. По искупительным заслугам Сына Своего, в ответ на невинную Жертву и в ответ на веру и послушание Бог дает всем людям, которые принимают этот новый с Ним завет, часть Своей Божественной жизни, Божественную благодать, которая способна помочь людям исполнять Божественные нравственные заповеди.

Всё, что мы знаем о деле спасения, совершаемого Богом в отношении людей, мы почерпаем из Божественного откровения. Сам Господь сказал нам обо всем этом. Его слова были записаны древними писателями, жившими несколько тысячелетий назад, а затем святыми апостолами, жившими 2 000 лет тому назад. Его слова известны, но в истории было много попыток исказить это Божие откровение, придать ему такой смысл и такое толкование, которое выхолащивало бы саму суть Божественного слова. Мы знаем, что борьба за чистоту Божественного откровения, за чистоту сохраняемого в человеческом роде Божественного слова была нешуточной. Почти все первое тысячелетие было борьбой Церкви за чистоту Божественного откровения. Церковь хранила это откровение, ограждала его от искажений, защищала и передавала последующим поколениям как величайшую драгоценность, которую Бог благоволил вложить в человеческую историю.

Торжество Православия — это праздник, который был учрежден в честь победы над одним из опасных еретических заблуждений — иконоборчеством, или отрицанием иконопочитания. Когда устанавливался этот праздник, многие верили, что никогда более не будет попыток исказить слово Божие и замутнить смысл Божественных заповедей. Мы знаем, что эти надежды не оправдались. Наверное, до скончания века враг рода человеческого будет смущать умы, будет искушать, будет провоцировать на действия от полного неприятия слова Божия до хитроумного его искажения, вплоть до утраты всякого смысла.

Человеческая история наполнена многими подвигами людей — борьбой с самими собой, борьбой со своими грехами, борьбой за чистоту слова Божия. И в какой-то малой мере первая седмица Великого поста дает нам отблеск этой истории, ведь мы тоже многое пережили за эти дни: и молитву, и самоиспытание, и исповедь, и покаяние; и сегодня мы празднуем торжество нашей веры. Верим, что и человеческая история, которой присуще всё — и отказ от Бога, и героическое хранение веры, и страшные искушения, соблазны, преступления, и величайшие взлеты человеческого духа, и явления святости — всё это завершится торжеством веры.

И ни на одно мгновение не сомневайтесь в этом! Всё пройдет — и беды, и скорби, и конфликты. Всё пройдет — и попытки разрушить веру, исказить ее, оторвать людей от Бога, вновь поставить их в позицию богоборцев, не принимающих Бога и не желающих Его слушать. Всё пройдет, и в завершение истории — торжество веры. Это торжество будет на грани истории и метаистории, начала вхождения Божиего Царства во всё творение и преображения тварного мира по закону устроения райской жизни, — той самой, которую через грех потеряли люди.

Пусть небольшой опыт духовного поиска, который многие пережили в течение первой седмицы и, я надеюсь, многие обретут в последующие дни Великого поста, откроет нам видение той Божественной перспективы, в конце которой — немеркнущее сияние Божественной славы, причастниками которой будет каждый, кто верит в Бога, принимает Его закон и слушает Его голос. Аминь.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

25.03.2013

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Воскрешение праведного Лазаря

27 апреля

Лазарева суббота (суббота 6-й Седмицы Великого Поста)

Дни памяти: Октябрь 17 (30) Воскрешение Лазаря воспоминается также Церковью в субботу шестой недели Великого поста - «Лазареву субботу»

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024