Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

23 февраля 2013 года гостем митрополита Илариона в телепередаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» стал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор физико-математических наук, профессор В.А. Садовничий

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Иларион (Алфеев) /Митрополит Волоколамский, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

25 февраля 2013

Московский Патриархат | Изучение традиционных религий


 

«Религия может стать очень мощной союзницей системы образования». Беседа с ректором МГУ В.А. Садовничьим в рамках телепрограммы «Церковь и мир»

23 февраля 2013 года гостем митрополита Илариона в телепередаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24» стал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор физико-математических наук, профессор В.А. Садовничий
25 февраля 2013 г.


Заставка телепрограммы «Церковь и мир»

23 февраля 2013 года гостем телепередачи «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», которую ведет председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион, стал ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова доктор физико-математических наук, профессор В.А. Садовничий.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Здравствуйте, дорогие братья и сестры, вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о Церкви и образовании, и у меня в гостях – ректор Московского Государственного Университета Виктор Садовничий. Здравствуйте, Виктор Антонович!

В.А. САДОВНИЧИЙ: Здравствуйте, Владыка! Я хотел давно поговорить с Вами о вопросах, которые волнуют и университетскую, и научную общественность. Вопросы древние, старые, но, тем не менее, они волнуют общество. Каждый год я читаю первокурсникам – а это семь тысяч человек – лекцию. Я им рассказываю о каком-то выдающемся ученом, трудившемся в Московском университете. О трех таких ученых я хотел бы вспомнить сегодня – их биография, их жизнь имеет прямое отношение к теме нашей беседы. Это Павел Флоренский, математик, профессор Московского университета, основатель знаменитой математической школы «Лузитания». Затем он стал священником, и его выдающиеся работы связывают науку – теорию множеств, понятие мнимости – с верой в Бога, с религией. Это Дмитрий Федорович Егоров, тоже математик, который был глубоко верующим человеком. Он был репрессирован и умер в тюрьме. Он образец профессора Московского университета, выдающегося ученого. И, наконец, Александр Иванович Ильин, наш профессор, – его диссертация об учении Гегеля о конкретности Бога и человека тоже находится в поле наших с Вами интересов. Я написал однажды работу «Наука как метафора», в которой попытался обсудить вопросы соотношения науки и религии. Я там привел цитату выдающегося физика Хокинга, который сказал, что вера в теорию большого взрыва и расширяющейся вселенной не противоречит вере в Бога.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Вы упомянули Стивена Хокинга. Этот ученый, популяризатор науки в своих книгах как раз показывает, что существуют различные теории происхождения и развития вселенной и что ни одна из них не противоречит вере в Бога. Сам Хокинг не является верующим человеком, но в самой популярной из его книг – «Краткой история времени» — каждая глава фактически заканчивается вопросом: есть Бог или нет? Это интересный пример человека, который, несмотря на очень тяжелую болезнь, продолжает научные исследования, продолжает популяризировать науку и продолжает искать ответы на вечные вопросы бытия.

Другие ученые, которых Вы упомянули, – Флоренский, Егоров, Ильин – выдающиеся личности, которые в своем собственном научном и жизненном опыте сочетали две составляющие – научную и религиозную. У Флоренского, например, это очень естественно сочеталось: он был личностью гениальной, экстраординарной, и для него научный поиск заканчивался поиском религиозным. Его труды – это необычный синтез научного и религиозного мировоззрений.

Примеры, которые Вы привели, как раз показывают, что между наукой и религией противоречия нет. В советское время нам внушали, что наука якобы изгоняет религию, что она доказывает, будто Бога нет. Пример этих и очень многих других людей показывает, что все обстоит наоборот: вера – это личный выбор человека, и если человек такой выбор сделал, то никакие научные знания не смогут его отвратить от этого выбора. Малое знание уводит от Бога, а большое – приводит к Нему.

В.А. САДОВНИЧИЙ: Наука, в принципе, — тоже вера: надо верить в свой результат, надо что-то предполагать, что-то может казаться невероятным, но в итоге оно становится реальностью. Вы сказали, что у человека есть внутренний мир: он верит во что-то, это его личное убеждение, личная духовная жизнь. Здесь абсолютно нет противоречия. Мы можем вспомнить огромное число ученых, которые, будучи верующими, сделали выдающиеся открытия. Противопоставление науки и религии – это искусственное противопоставление.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Неслучайно двое из упомянутых Вами ученых закончили жизнь в лагерях, а третий – в эмиграции. То есть все они, каждый по-своему, пострадали за веру. Это было связано с тем, что вера в ту пору была искусственно вычеркнута из жизни людей. Быть верующим означало бросать вызов атеистическому государству, атеистической власти. Власть не хотела мириться с существованием религии, исходила из убеждения, что это пережиток прошлого и по мере развития науки, по мере все новых и новых успехов социалистического строя религия отпадет сама собой.

Мы с вами пережили ту эпоху, и живем сейчас в такое время, когда значение религии не только не умаляется, но, напротив, возрастает. Мы видим это на примере арабского мира, где происходит значительное усиление ислама, причем не только в его традиционной форме, но и в весьма радикальных выражениях. Мы видим, что религия всё в большей степени становится фактором политической жизни, что она занимает очень важное место в умах и сердцах людей.

Если говорить о системе образования, то мы все больше понимаем, что образование, оторванное от воспитания, от нравственности, не принесет тех плодов, которых от него ожидают. Ведь задача образования – не просто дать человеку некую сумму знаний, но воспитать его как личность, как гражданина, способного жертвовать собой ради высших идеалов. И в этой сфере как раз религия может стать очень мощной союзницей системы образования, потому что она помогает наполнить образовательный процесс высшим смыслом.

В.А. САДОВНИЧИЙ: В тот период безверия, о котором Вы сказали, общество все-таки не соглашалось с государственным атеизмом. Я помню рассказы моих родителей о том, как меня крестили. Несмотря на возможную опасность, они отнесли ребенка в церковь, крестили. Тот период был очень непростым и, конечно, о нем надо говорить с сожалением.

Сейчас новое время и новые реалии. Мы, на мой взгляд, сделали одну большую ошибку: в начале 90-х годов увлеклись тем, что Его Величество рынок, Ее Величество карьера все решают, все делают, все определяют. При этом мы забыли о других важных вещах. У молодого человека богатая душа. Он ищет, он формируется, он определяется со своей будущей жизнью. Вычеркнув элемент воспитания, элемент отношения к своему Отечеству, своей истории, мы, безусловно, очень много потеряли. Сейчас, слава Богу, время немножко другое. Меняется общественное мнение, побеждают другие убеждения, другие теории, но в молодежной среде эти перемены осуществляются с большим трудом. Наверное, сейчас одна из главных задач нашей образовательной системы, да и всего общества – обратить внимание на то, что человек, прежде всего, должен быть богат внутренне.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Ошибка, о которой Вы сказали и которая заключается в навязывании молодому человеку идеалов потребительского общества, имеет очень тяжелые, губительные последствия для юных душ. Надо прямо сказать, что те идеалы, которые внедряются через средства массовой информации и приняты сегодня в молодежной среде, никуда не ведут молодого человека. Потребительским отношением к жизни он не может приобрести ни счастья, ни внутреннего мира, ни какого-то целеполагания в своей деятельности.

Карьера, материальный успех может сопутствовать человеку на его жизненном пути, но когда это превращается в самоцель, человек перестает понимать, зачем он живет, у него исчезает внутренний стержень, внутренняя мотивация, он становится неспособен на акты самопожертвования, которые в той или иной степени неизбежно от него требуются. Человек спрашивает себя: «А почему я должен жертвовать собой, почему я вообще должен жертвовать чем бы то ни было, если все это я могу приобрести для себя, если я могу жить в соответствии с этим потребительским идеалом?» И вся система ценностей рушится. Исчезает само понятие «ценности», ведь потребительское общество приучает человека к тому, что никаких абсолютных нравственных ценностей нет, что все они относительны, что каждый человек может для себя установить свою собственную шкалу нравственных ценностей и ей следовать, коль скоро она не нарушает права других людей. Та солидарность, которая на протяжении веков скрепляла людей и которая была основана на общих ценностях, на общих представлениях об абсолютных нормах, сейчас исчезает.

Университет – это не только учебное заведение, где люди приобретают те или иные знания в области физики, математики, литературы и так далее. Университет является также местом, где люди должны получить воспитание, получить закваску для всей своей последующей жизни. Неслучайно, что у университета и Церкви много общих задач.

Вполне естественным становится присутствие в высшем учебном заведении храма, как это есть в Московском университете, где с Вашей помощью, при Вашем непосредственном участии был восстановлен исторический храм святой Татианы, который стал сегодня центром притяжения для очень многих студентов. Это вполне естественно.

Причем я глубоко убежден в том, что это никоим образом не нарушает ни светский характер государства, ни светский характер университета, потому что «светское» — не синоним слова «атеистическое». Светское – это синоним, скажем так, права выбора для человека, а в нашей стране мы хорошо знаем, сколько людей сделали выбор в пользу христианства, Православной Церкви. У этих людей должно быть право осуществлять свой религиозный выбор не просто как какое-то частное и личное дело, но исповедовать его и в гражданском обществе, и в своей профессиональной деятельности.

В.А. САДОВНИЧИЙ: Сегодня многие молодые люди хотели бы стать внутренне богаче. Им надо дать эту возможность. Вы правильно сказали, что задача университета – помочь человеку развиваться внутренне. Университет – светское учебное заведение. Но мы сейчас думаем о том, что такое человек, как он формируется. Человек – это удивительное существо, созданное Богом, природой и призванное к совершенству. Надо сделать всё, чтобы он шел к этому совершенству. Это, в том числе, задача университета.

Вы вспомнили об открытии храма святой мученицы Татианы. Это был непростой выбор, ведь в то время решение о передаче здания храма церковной общине воспринималось и властью, и слоями общества, воспитанными в атеистическом ключе, очень агрессивно – доходило даже до угроз. Но я принял решение воссоздать храм и тем самым восстановить традицию и историю; это решение кажется мне правильным. Ведь храм был стержнем духовной и моральной жизни университета на протяжении столетий, и когда все это оборвалось, университет почувствовал, что заменить это нечем.

Хорошо, что сейчас храм действует, что в него ходят и студенты, и профессора. День рождения университета – Татьянин день – мы обязательно утром встречаем в храме. Эта великая традиция, которая всех объединяет. Мы чувствуем себя лучше, богаче, уверенней, спокойней, мы живем дружной семьей. И при этом каждый верит в свои идеалы. Я думаю, что храм послужил примером для воссоздания храмов и в других университетах России. Мы этому очень рады.

МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: Наша общая задача – воспитать личность цельную и целостную. Недостаточно усвоения знаний в профессиональных областях – необходимо и воспитание личности человека. И, конечно, присутствие храма в светском университете играет очень большую роль. Я учился в Оксфорде. Это светский университет, но в каждом колледже есть храмы, там совершаются богослужения. В некоторых случаях студенты, вне зависимости от своих убеждений, в них участвуют. Сохранились даже какие-то религиозные традиции. Например, во многих колледжах ужин начинается с молитвы на латинском языке. Веришь ты или не веришь, ты должен встать и прослушать эту молитву. Никто не считает, что тем самым кому-то что-то навязывается. Это естественная составляющая академической жизни.

Но что самое важное – такие очаги духовности, существующие сейчас во многих светских учебных заведениях, останавливают молодых людей от дурных поступков, помогают им становиться лучше, играют огромную моральную и воспитательную роль.

Наличие храма в университете не противоречит не только светскому характеру государства, но и его многоконфессиональному характеру, поскольку у нас сейчас в стране есть и исламские университеты. Я посещал такой университет в Казани, встречался с нашими студентами-мусульманами. Есть также центры поклонения Богу, принадлежащие другим конфессиям.

Изгнание религии из общественной жизни противоестественно, а мирное сосуществование религий, в том числе в рамках одного учебного заведения, в рамках одного университета – вполне естественно.


Источник:      Служба коммуникации ОВЦС

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Служба коммуникации ОВЦС

25.02.2013

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Священномученик Артемон Лаодикийский

26 апреля

Священномученик Артемон Лаодикийский (303)

...На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024