Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

4 июля 2012 года на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий выступил с докладом «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи»

Публикации по теме:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном...

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных...

(См. далее...)

Последние репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, проект «Наследие»...

(См. далее...)


ПУБЛИКАЦИИ
Автор публикации:
Меркурий (Иванов) /Доктор богословия, Митрополит Ростовский и Новочеркасский, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ

4 июля 2012

Московский Патриархат | Изучение традиционных религий | Духовно-нравственное воспитание


 

«Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трёх главных вопросов». Доклад на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Доклад «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи» председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями 4 июля 2012 года


Митрополит Ростовский Меркурий

Развитие православного образования в нашей стране сегодня зависит от решения трех главных вопросов.

Первый вопрос — это расширение преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе.

В процессе апробации в 2009-2011 годах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) накоплен опыт взаимодействия религиозных конфессий, федеральных и региональных органов управления образованием. При подготовке к повсеместному преподаванию ОРКСЭ с начала 2012/2013 учебного года государство выступило инициатором создания системы школьного воспитания с привлечением к этому процессу семьи и Церкви. Пожалуй, это одна из наиболее важных и обсуждаемых инноваций последних лет, перспективы которой непосредственно зависят от взаимопонимания и слаженности действий всех участников проекта.

Дальнейшее развитие этого процесса Церковью видится в поэтапном переходе к преподаванию религиозных культур и этики, начиная с первого класса школы и до последнего, используя в качестве отправной точки Поручение Президента России от 8 августа 2009 года, — о введении преподавания в школах новых предметов по выбору: «Основ православной культуры», «Основ исламской культуры», «Основ иудейской культуры» и других.

Опорой такой стратегии служит как полученный в апробации опыт, так и изначальная схема преподавания традиционных религиозных культур и светской этики в школе, одобренная Министерством образования и Русской Православной Церковью.

Расширение преподавания религиозных культур и этики по выбору семьи школьника по всем ступеням обучения может проводиться в два этапа. Для этого на первом этапе организуется разработка материалов по предметной области духовно-нравственного содержания, которую можно условно назвать «Религия и этика» для начальной школы на 135 учебных часов в 1-4 классах по 5-ти учебным предметам. Это 4 традиционные религиозные культуры и этика. Готовятся примерные программы, комплекты учебников, программы подготовки учителей. Было бы целесообразно использовать систему конкурса, по итогам которого отобрать 2-3 лучших комплекта учебников для начальной школы по каждому предмету. Преподавание в начальной школе религиоведения (модуль «Основы мировых религиозных культур» в ОРКСЭ) — педагогически нецелесообразно, так как при одновременном сравнительном изучении всего многообразия религиозных традиций обесценивается родная культура, в детях воспитывается дух релятивизма.

На втором этапе с участием конфессий готовятся примерные программы, учебники и учителя, в том числе со специализацией по каждому из предметов по религиозной культуре для основной и старшей ступеней школы примерно на 210 учебных часов для 6-11 классов. Вносятся соответствующие изменения в образовательные стандарты. Предметная область ОРКСЭ сохраняется в 5 классе и становится переходной между начальной и основной ступенями общего образования.

Такая стратегия отвечает требованиям педагогической целесообразности и обеспечивает качественный уровень преподавания «Религии и этики» в школе. Об этом говорил в своем выступлении В. В. Путин на встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других традиционных религиозных общин России 8 февраля 2012 года. Цитата: «Важно, чтобы этот предмет в будущем не превратился в формальный ликбез, и поэтому преподавать подобные дисциплины, конечно, должны хорошо подготовленные люди — это либо теологи, либо священники. И в этой связи здесь тоже необходима будет помощь государства».

Расширение преподавания выборочно по отдельным годам обучения, например, в 4, 7 и 10 классах, возможно как вариант, но было бы чрезвычайно затруднительно для системы образования и создало бы препятствия для использования имеющегося положительного опыта изучения религиозных культур в вариативной части школьной программы, что, вероятно, привело бы к необходимости отказа от данной практики.

Еще в 2006 году Общественная палата Российской Федерации рекомендовала Министерству образования, цитирую: «Выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на мировоззренческой основе с участием религиозных организаций». Сейчас в рамках подготовки нового закона «Об образовании в Российской Федерации» в проект внесена статья, посвященная этому вопросу.

В целом статья уже дает основы правовых гарантий религиозного образования и духовно-нравственного воспитания в светской школе по выбору семьи школьника, но нуждается в доработке по ряду позиций. В частности, относительно закрепления института конфессиональной экспертизы учебников и пособий по религиозным культурам. Такая экспертиза позволила бы заложить надежную правовую основу нашего взаимодействия на всех дальнейших этапах расширения преподавания православной культуры, других традиционных религиозных культур и этики по выбору в российской школе.

Еще один важный вопрособеспечение равных прав на образование для детей, учащихся в православных негосударственных школах, с учащимися школ муниципальных и государственных. Финансирование таких школ в части реализации ими федерального государственного образовательного стандарта, оплаты коммунальных услуг, питания детей, обеспечения образовательными материалами и т.д. — условия, без которых школа не может нормально работать, давать детям необходимые знания и воспитание, быть конкурентоспособной среди других общеобразовательных учреждений.

Как сказал в своем выступлении на XX юбилейных Рождественских чтениях Святейший Патриарх Кирилл: «Многие православные образовательные учреждения становятся в регионах своего рода центрами духовно-нравственного воспитания и образования. Они выполняют важное, в том числе и социальное служение, через приобщение к православной традиции детей-инвалидов, детей из многодетных семей, подростков, оставшихся без попечения родителей или принадлежащих к группам социального риска».

И, тем не менее, в настоящий момент положение православных школ вызывает крайнюю озабоченность, когда, фактически, выполняя государственный заказ в образовании, школы лишены государственной поддержки наравне с другими образовательными учреждениями.

И, наконец, третий вопрос — о теологическом образовании в высшей школе. По сути, это продолжение изучения православной культуры в системе профессионального образования. Выпускник теологического факультета получает полноценные религиозно-культурологические знания, а общество — квалифицированного специалиста в православном богословии, культуре, традиции, способного применять свои знания и навыки в профессиональной деятельности на благо согражданам в разных сферах жизни общества. Здесь надо отметить, что до сих пор так и не решен вопрос о признании ученых степеней по теологии, что является общепринятой мировой практикой. Такое признание будет способствовать полноценной интеграции теологии в российскую образовательную систему, а также позволит укрепить взаимодействие высшей и основной ступеней общего образования, обеспечить школу квалифицированными учителями по религиозным культурам.

Таким образом, фактически сегодня идет речь о возможности создания в России полноценной непрерывной системы православного религиозного образования от детского сада до вуза. Эта система может совершенствоваться, адаптируясь к требованиям времени, но при этом, всегда субстантивно дополняя государственную составляющую в области духовно-нравственного воспитания, в части сохранения национальной культурной и религиозной самобытности, делая более жизнеспособным и конкурентоспособным отечественное образование всех уровней. Спасибо за внимание.


Источник:      Патриархия.ру

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Публикация:

Патриархия.ру

4.07.2012

Также у этого автора:
Архив публикаций:
Святые и святыни:
Храм святителя Иннокентия Московского в Бескудниково

19 апреля

Среда Светлой седмицы

...живите так, чтобы ваша жизнь была единым словом: «Христос воскрес!», и чтобы смотря на вас, все люди могли сказать: «Воистину воскрес!»...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Анонсы

Вера и Время    2024