В 2022 году проходят мероприятия, посвященные 1100-летию Крещения Аланского государства. 12-13 ноября с.г. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Первосвятительский визит во Владикавказскую епархию.
За Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках состоялась хиротония архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы.
Перед началом Литургии были освящены три престола храма после реставрации: центральный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый — в честь великомученика Димитрия Солунского.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Олег Егоров, благочинный храмов Покровского округа г. Москвы, настоятель храма преподобного Василия исповедника — Патриаршего подворья у Рогожской Заставы г. Москвы; иерей Вячеслав Джейранов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланского подворья); протоиерей Иоанн Гербовецкий, благочинный Португальского округа Испано-Португальской епархии; священник Марин Гузун, клирик Покровского собора г. Гатчины (Гатчинская епархия Санкт-Петербургской митрополии); духовенство г. Москвы.
В храме присутствовали: председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Правительства Южной Осетии К.Х. Джуссоев; заместитель председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания — полномочный представитель Республики Северная Осетия-Алания при Президенте РФ И.А. Барсков, Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации З.Н. Гассиев; заместитель председателя Правительства Республики Южная Осетия, министр экономического развития Республики Южная Осетия Д.М. Тадтаев; благотворители, строители и благоукрасители храма.
На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках под управлением чтеца Артемия Кравченко и братский хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Апостольское чтение и молитва «Отче наш» прозвучали на осетинском языке.
На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 13 октября 2022 года (журнал № 96), в связи с назначением Патриаршим экзархом Западной Европы архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор был возведен в сан митрополита.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.
За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Александра Константинова, клирика храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине г. Москвы.
Проповедь перед причастием произнес иерей Анатолий Копалкин, клирик подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря г. Москвы.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Кафского Петра на служение и вручил ему архиерейский жезл.
По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение.
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках иерей Вячеслав Джейранов приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству икону святого великомученика Георгия Победоносца с надписями на осетинском языке.
Святейший Патриарх обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
За сегодняшней Божественной литургией нам было предложено евангельское чтение про милосердного самарянина (Лк. 10:25-37). Все, наверное, хорошо знают этот евангельский рассказ, но я кратко напомню его содержание. Некий человек, видимо, достаточно состоятельный, путешествовал, на него напали разбойники, ограбили, избили и бросили еле живым. Это было в южной части Палестины. Места, где это произошло, достаточно пустынные — горы, песок, камни, и можно себе представить, как ни в чем не повинный человек, ставший жертвой разбойничьего налета, лежал, истекая кровью. Мимо проходил священник иерусалимского храма, видел этого человека, но даже не подошел к нему и пошел дальше. Потом по той же дороге шел левит (это примерно то же, что сегодня диакон в нашей церкви, церковный служитель). Посмотрел, не мог не посмотреть, ведь любопытство — это всегда достаточно сильное чувство; но не подошел.
А потом проезжал на осле или на лошади самарянин, то есть человек, который не принадлежал к иудейскому народу. Тот, кто попался разбойникам, был иудеем, а отношения между самарянами и иудеями были очень и очень напряженными — иудеи с самарянами не общались. Хотя и те, и другие верили в Ветхий Завет и в пророков, однако были некие особенности в вероучении, ввиду которых никакого общения между самарянами и иудеями не было. Но самарянин подошел к несчастному иудею, на которого напали разбойники, и стал оказывать ему помощь. В первую очередь надо было дезинфицировать раны, а единственным средством дезинфекции тогда было вино. Конечно, у самарянина было в запасе вино, поскольку он путешествовал, и он возлил вино на раны. А для того чтобы снять гематомы, синяки, надо было умягчить ткань, и для этого самарянин использовал масло, елей, растирая им тело несчастного. Казалось бы, достаточно, но нет, самарянин берет его с собой, привозит в селение, помещает в гостиницу, платит деньги хозяину и говорит: «Позаботься об этом человеке, а если что истратишь сверх, то я возмещу твои затраты, когда буду возвращаться».
И Господь спрашивает: «Скажи, а кто был ближним для этого человека?» Ему отвечают: «Тот, кто сотворил ему милость». Но ведь тот, кто сотворил милость, не был единоплеменником, а был из вражеского племени, он был самарянин! Что же это означало в тех исторических условиях? Это было невероятное заявление! Невозможно было услышать ни от одного иудея, чтобы самарянин, представитель враждебного племени, мог быть ближним для иудея. Но Господь говорит: тот, кто сделал тебе добро, — он и есть ближний.
Как же мы можем применить мудрость этого евангельского повествования к нашей жизни? Ведь и мы часто как бы выбираем себе ближних. Есть родственники, братья, сестры, муж, жена — это понятно, это по родству, ну, а дальше как? А дальше мы уже сами избираем себе ближних и нередко хотим, чтобы эти ближние были влиятельными, состоятельными, даже начальствующими. Мы стараемся заручиться их поддержкой, войти в доверие, чтобы от этой близости что-то получить — продвижение по службе, увеличение зарплаты, какое-то другое поощрение. Мы выбираем себе ближнего, который нам нужен, который может для нас что-то сделать. Но Господь этой притчей, этим повествованием учит нас тому, что критерий выбора ближнего не должен быть меркантильным. Вступая в общение с человеком, никогда не нужно спрашивать себя: а что он может для меня сделать? а стоит ли с ним дружить? а стоит ли его в дом приглашать? (И если ответ такой: да вряд ли что-то может, — то, конечно, и в дом не приглашать, и не дружить.)
Господь обращается сегодня к тем, кто таким образом выбирает себе друзей, знакомых, составляет компании, стремясь к своей собственной выгоде, надеясь через круг нужных знакомств непременно что-то получить. Но в таких людях невозможно найти ближних. Почему? Потому что ближний — тот, кто делает тебе добро не ради грядущих заслуг, не ради денег, а по движению сердца своего.
Очень важно использовать этот критерий, когда мы устанавливаем дружеские отношения с людьми. Нужно спрашивать себя, что я могу сделать для этого человека — не ожидая от него никакой награды, никаких преференций; и если я могу что-то сделать, надо это сделать. Именно добро соединяет людей, ведь добро и делает знакомого человека другом. Друг познается в беде, гласит пословица. А что такое «познается в беде»? Это значит даже в трудных, опасных обстоятельствах друг не останавливается перед тем, чтобы делать добро. Именно добро есть маркер дружбы, бескорыстная способность делать доброе друг другу. И это не что иное, как закон жизни, который очень легко тестировать на наших отношениях и с ближними, и с дальними.
Скажу очень прямолинейно: какую женщину муж называет хорошей женой? Ту, которая заботится о нем, которая любит его. А кого женщина назовет хорошим мужем? Того, кто заботится о ней, кто отдает себя. Получение от кого-то добра и есть движущая сила, которая приводит в действие особые чувства, когда мы друг в друге опознаём друзей или, еще важнее, мужа и жену, которые по заповеди Божией должны быть единой плотью (см. Быт. 2:24). Но эта единая плоть очень быстро может разорваться, и не останется никакого единства, если супруги не будут поддерживать друг друга доброделанием. Не только подарочками, хотя и это неплохо, но добрыми делами по отношению друг к другу. Любовь всегда должна поддерживаться добрыми делами. Как вера без добрых дел мертва (см. Иак. 2:20), так и любовь мертва без добрых дел.
Всему этому мы научены сегодняшней дивной евангельской вестью, совершенно особенным повествованием, которое дает нам в руки ключи от нашего счастья. Наверное, нам больше и знать ничего не надо. Делай человеку добро вне зависимости от того, получишь ли ты такой же ответ или не получишь. Сделай совершение добра неким важным ориентиром своей жизни, и тогда ты точно будешь счастливым человеком. Мы счастливы пропорционально тому, сколько добра мы делаем людям.
И вот еще о чем здесь нужно сказать. И священник, и левит, которые прошли мимо несчастного, не были бедными людьми. Они не были богачами, но жили неплохо. Вот и человек, который помог, самарянин, тоже не был нищим. Ведь он не только помог путнику справиться с этим шоком, с этой скорбью, но и привел в гостиницу, заплатил за него, обещав хозяину вернуть издержанное сверх того. Значит, были деньги и у самарянина. Так вот, самая важная заповедь, которую мы должны усвоить, некий закон жизни: чем больше мы даем, тем больше получаем. А иногда Господь испытывает нас: мы дали — и ничего не получили. Снова дали — ничего не получили. Правильно! Мы ведь не в магазине и не на рынке: дал денежки — получил товар. Нет, не так. Мы отдаем, не ожидая немедленного ответа от Господа, Который на нас изольет Свою благодать, успех и здоровье. Мы просто делаем добро, потому что мы так Богом научены. Но, в конце концов, за нашу милость к другим Господь нам воздаст, и воздаст так, что для нас будет очевидно, почему в какой-то момент жизни, когда все повисло на волоске, когда вдруг все разрушилось, появился тот, кто протянул мне руку помощи. А эта рука будет рукой Божией — в ответ на ту милость, которую ты сделал для ближних своих.
Вот если мы таким образом, бескорыстно будем стараться делать добро, то вся наша жизнь изменится. Изменятся межличностные отношения, общественные отношения, и не надо будет выдумывать никаких коммунизмов, никаких счастливых общественных систем, которые никогда не могу реализоваться, потому что идеальная жизнь не может быть установлена при сохранении человеческого греха, а потому все эти сказки так и остались сказками. Но что может быть? Может быть реальное умножение добра и через это умножение добра — обретение счастья, мира, благополучия и любви.
Всему этому мы научены сегодня, мои дорогие, словом Божием, и постараемся делать добро. Опять-таки, не для того чтобы кто-то увидел, не для того чтобы кто-то похвалил, а просто для того чтобы самим быть счастливыми. И да поможет нам Господь жить именно так, по Его закону, который, кроме благополучия в земной жизни, дарует нам и жизнь вечную в Царствии Божием. Аминь».
В дар новоосвященному храму Предстоятель передал икону Святой Троицы.
Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к трудам по реставрации храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках наград Русской Православной Церкви были удостоены:
благочинный храмов Покровского округа г. Москвы протоиерей Олег Егоров — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках иерей Вячеслав Джейранов — ордена преподобного Серафима Саровского III степени;
генеральный директор ООО «Строительно-реставрационная компания «Практика»« Р.В. Кравченко — медали ордена святого благоверного князя Даниила Московского;
генеральный директор АО «Инвестиционная компания «Мета»« Д.В. Логвинов — ордена благоверного князя Даниила Московского III степени;
заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы Ю.А. Логинова — медали ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской.
***
Деревянная церковь Рождества Богородицы на Кулишках (на Стрелке) упоминается в 1547 году. Она стояла у места сбора русского войска перед походом на Куликово поле. Нынешнее здание Рождественской церкви в стиле зрелого классицизма строилось в 1803-1804 годах. Храм закрыли в начале 30-х годов XX века. В 1991 году храм передали Русской Православной Церкви, с 1992 года в нем возобновились богослужения и началась реставрация. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия в храме организовано Аланское (осетинское) подворье в Москве. Перед крыльцом храма в 2010 году установлен памятник, посвященный жертвам теракта в Беслане.
|