В проповеди владыка призвал всех помнить о том, что каждый из нас предстанет пред Всемогущим Богом, завершив земное странствие:
«Что мы можем принести Господу? В первую очередь — плоды покаяния, от которого рождается страх Божий и глубокое сокрушение. Все это производит глубочайшее смирение — имея эту добродетель, сможем достигнуть жизни вечной. Каждый из нас может и должен стать другом Божиим, как Лазарь, у нас есть все шансы через покаяние стать любимыми Богом».
Архипастырь отметил, что святитель Иннокентий Херсонский называл Лазареву субботу праздником дружбы.
Далее приведем цитату из трудов святителя Иннокентия:
«Настоящий праздник можно назвать праздником дружества. Иисус спешит в Вифанию, несмотря на опасность для своей жизни от иудеев. Ученики говорят: «Идем и мы, да умрем с ним», говорят то, что могла внушать только самая пламенная дружба к Лазарю. О Марфе и Марии, сестрах его, невозможно и сомневаться: их душа и сердце как бы погребены вместе с братом и другом. Самые фарисеи, забыв свои лицемерные виды и расчеты, пришли в Вифанию не для чего другого, как да утешать сестер о смерти брата. А при гробе Лазаря — тут Иисус даже прослезился, — и конечно не от уныния и печали, ибо сейчас скажет: «Лазаре, гряди вон», а от любви и дружбы, для которых тяжело видеть и на одну минуту возлюбленного своего в гробу среди праха и тления. — Посему-то самые иудеи заговорят: «Виждь, како любляше его! — Итак, говорю, праздник настоящий можно, по всей справедливости, назвать праздником дружбы. Ныне самый удобный случай для нас наблюдать, как Господь поступает со Своими друзьями и возлюбленными. Много ли Он любит их? Так любит, что проливает слезы на их гробе. Иисус не плакал на Своем Кресте, а над Лазарем плачет. И сделал для него то, чего не делал ни для кого: ибо воскресил его из мертвых, уже четыредневна и смердяща».
***
Лазарева суббота — день перед Вербным воскресеньем, когда Православная Церковь воспоминает чудо воскрешения Христом праведного Лазаря. Святой был братом Марфы и Марии, жил с сестрами неподалеку от Иерусалима, в селении Вифания.
Христос часто посещал их дом, а Лазаря называл другом. Однажды Лазарь заболел, и, когда весть об этом дошла до Христа, Он сказал:
«Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий».
Лазарь скончался за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию. Услышав о смерти друга, «Иисус прослезился», — говорится в Евангелии (Ин. 11, 35). Из Писания известно, что Христос плакал трижды в земной жизни, в этот раз это были слезы «о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек смертен из-за того, что грех владеет миром. Христос тут плакал о Своем друге Лазаре, и в более широком смысле — об этом ужасе: Бог дал всей твари вечную жизнь, а человек грехом ввел смерть, и вот светлый юноша Лазарь должен умереть, потому что когда-то грех вошел в мир», — пояснял митрополит Сурожский Антоний.
Христос велел «отнять» камень от пещеры, в которой похоронили праведника, и воззвал к нему: «Лазарь! Иди вон». Умерший воскрес и вышел. Весть о чуде быстро разнеслась по Иудее. И когда на следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, множество людей встречало Его как царя. Они постилали на Его пути одежды и пальмовые ветви. В России их символом стали вербы.
Именно после чуда воскресения Лазаря первосвященники решили убить Иисуса. Святой же после воскрешения прожил еще 30 лет — он был епископом на Кипре и проповедовал христианство. Мощи его перенесли из Кипра в Царьград в IX веке, при Льве Мудром.
Во время земной жизни Христос сотворил чудо воскрешения из мертвых трижды: воскресил сына наинской вдовицы, которого уже несли хоронить, двенадцатилетнюю дочь Иаира, а также Лазаря.
В тропаре — главном песнопении дня — есть слова:
«Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря».
Они означают, что воскрешение Лазаря было сотворено ради уверения людей во всеобщем воскресении из мертвых.
|