Утром по окончании полунощницы в Успенском соборе монастыря духовенство Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата во главе с епископом Нарвским и Причудским Лазарем и викарием Таллинской епархии епископом Маардуским Сергием в последний раз совершили панихиду, на которой молились о упокоении монахини Екатерины (Малков-Паниной).
По окончании заупокойного богослужения епископ Лазарь огласил решение Священного Синода о причислении монахини Екатерины к лику святых для местного почитания, протодиакон Андрей Килин прочитал житие старицы.
Затем были совершены уставные богослужения. Епископ Нарвский Лазарь в сослужении епископа Маардуского Сергия совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Архиереям сослужило духовенство Таллинской и Нарвской епархий.
Также в этот день настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Филарета (Калачева) отмечала свое 50-летие. Представители духовенства поздравили матушку игумению с юбилеем.
Блаженная пюхтицкая монахиня Екатерина (Малкова-Панина, 1889-1968)
Отдав свою жизнь Богу и людям, мать Екатерина удостоилась святого, преподобнического жития — Бог свидетельствовал о ней знамениями и чудесами как при ее жизни, так и после кончины. В возрасте тридцати трех лет поступив в отдаленный и малоизвестный тогда Пюхтицкий монастырь в Эстонии, она до конца своих дней подвизалась в этой святой обители. Обильно стяжав духовную премудрость, прозорливость и дерзновенную молитву, она служила людям этими благодатными дарами и многих приводила к вере в нелегкие для Церкви годы.
К миру горнему устремленная, как дивный светоч освещала она всем, кто соприкасался с нею, путь ко Христу. Те, кто её знал, любили ее лично и через всю жизнь пронесли в сердце своем опыт личной встречи с блаженной старицей.
Наша современница, она сподобилась при этом быть наследницей духовного опыта и даров древних подвижников благочестия. В эпоху отступления людей от веры, в период оскудения монашеского подвига, когда из тысячи монастырей на Руси не насчитывалось и двух десятков, она сочла возможным для себя жить в монастыре так, как жили древние подвижники Палестины, возлюбившие Бога превыше всего, лишавшие себя самого необходимого — жилья, еды, одежды, сна. Не довольствуясь этими лишениями и самопожертвованиями, она отреклась Христа ради и от самого главного дарования Божия человеку — от разума.
Жизнь ее трудно поддается описанию, так как это не обычная, не постижимая умом человеческая жизнь — юродство ради Господа, самый великий и самый трудный подвиг при полном самоотречении и преданности воли Божией. Подвиг юродства можно назвать добровольным мученичеством — юродивые Христа ради терпели скорби и унижения всю свою жизнь.
Известнейший афонский старец Иосиф Исихаст (+1959), подвизавшийся приблизительно в те же годы, о высоте этого дара писал так: «Когда Божественная благодать через молитву просветит ум, тогда он видит то, что она ему покажет, и этому не может воспрепятствовать ни расстояние, ни предметы(...). Однако, хотя это и есть плод Святого Духа, очень немногие его получают, ибо он требует великого самоотвержения и любви к Богу. Редкостные души имеют достаточно мужества и смелости, чтобы избежать привычного и исхоженного пути многих и жить точно по христианским заповедям в этом запутанном мире, в котором мы все живем» (Старец Иосиф Ватопедский. Афонское свидетельство. М. 2009).
Дочь генерал-лейтенанта Российской императорской армии, получившая лучшее по тем временам женское образование, после совершившегося в России переворота она оказалась Промыслом Божиим в Эстонии, где провела около 50 лет в Пюхтицкой женской обители, большую часть из них в подвиге юродства, стяжав обилие даров Божией благодати и оставив неизгладимый след в сердцах сестер и пюхтицких паломников.
Немного сведений дошло до нас о ее жизни, и эти немногие сведения мало могут познакомить с ее внутренней жизнью, сокровенной во Христе. Она была русской, дворянского происхождения, но родилась и воспитывалась до десяти лет в Финляндии, в ней сочетались и знание европейских языков, и широкая западная образованность, и русские духовность, сердечность, простота. Лучшим свидетельством для познания ее внутреннего мира могут служить воспоминания людей, знавших блаженную старицу, обращавшихся к ней за советом и помощью. Умудренная опытом духовной жизни, старица провидела будущее и этим даром служила ближним.
Сегодня ее могилку посещают не только те, кто знал ее лично, но и новые благодарные почитатели, получившие по ее молитвам помощь в житейских нуждах. И ныне мать Екатерина продолжает являть свою любовь тем, кто испрашивает ее молитв, веря, что она не мертва, но жива в Боге и может откликнуться на молитвенное к ней обращение и помочь. Если и недосягаемы сегодня для большинства из нас, привыкших идти проторенным путем, ее великие подвиги, мать Екатерина остается для всех ярким маяком, указывающим путь ко спасению. Взирая на ее веру и подвиги, мы сознаем свою немощь и скудость и приносим покаяние, совершая тем самым свое спасения, так как покаяние — это путь к исправлению.