Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Сообщения по теме:

15 марта 2024

Совет Ассоциации учителей Православной культуры (2024 год)

На собрании Совета Ассоциации учителей Православной культуры в городе Москве, прошедшем 29 февраля 2024 года на площадке Департамента образования и науки города Москвы избран Совет Ассоциации и...

(См. далее...)

5 июня 2023

Игумения Евдокия (Левшук). «Всё же моё имение – книги»: преподобная Евфросиния Полоцкая в сонме святых Киево-Печерской лавры

...святую Евфросинию Полоцкую называют основательницей и покровительницей русского женского монашества. Главным свидетельством...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
2 июня 2009

Нравственный подвиг учителя | Изучение традиционных религий | Основы Православной культуры

 

Из опыта работы по возрождению, сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейных отношений в условиях социокультурного пространства образовательного учреждения...



Работа победителя по ЦФО (диплом I степени) за 2008 год

 

Смоленское областное государственное общеобразовательное учреждение «Починковская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов»

 

На конкурс премии ЦФО в области педагогики, работы с детьми и молодежью
«За нравственный подвиг учителя»

 

Чепурышкин И.П.

 

Из опыта работы по возрождению, сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейных отношений в условиях социокультурного пространства образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей смоленской области

 

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Однако успешное решение многих возникающих проблем возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума.

Одним из основных направлений реформирования отечественного образования является переход от унифицированной системы образования к дифференциации его содержательной части, в многообразии воспитательного пространства, базирующихся на этническом начале, на лучших традициях народной педагогики, социально-этических идеалах русского народа, призванной обеспечить решение таких важных задач, как становление этнического самосознания в контексте общероссийского и регионального, гармонизация межнациональных отношений, воспитание духовно-нравственных качеств личности, ценностного отношения к культурному наследию своего края, гражданственности, патриотизма, обучению традициям семейных отношений детей-сирот, развитие профессиональной компетентности педагогов и т.д.

Развитие национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры личности современного человека во многом зависит от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе важнейшая роль принадлежит общеобразовательной школе, которая осуществляет (после родителей) передачу от поколения к поколению накопленных народом ценностей (знаний), привитие умений и навыков, формирование ценностных ориентаций и др. Таким образом, духовно – нравственное воспитание тесно связано с гражданским, патриотическим, эстетическим, трудовым, а также с социальной активностью.

Семья - является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении определенного периода времени семья является для ребенка единственным местом получения опыта социального взаимодействия.

В современной психологии и педагогике семью рассматривают в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит по механизму социального научения, а затем воспитания. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Нравственное воспитание сегодня можно оценить по тому, как в учебно-воспитательном процессе преподносятся понимание моральных принципов, позволяющих различным возрастным категориям отличить хорошее от плохого, уважать людей, правду, справедливость, собственность и как на это реагируют обучающиеся своим поведением и взглядами, которые они выражают.

 

Культурное развитие оценивается по тому, как образовательное учреждение готовит своих учащихся понимать свою и этническую культурную среду, как - то: религиозную, общественную, художественно-эстетическую и т.д.- как на это отзываются обучающиеся при познании различных учебных предметов, прежде всего гуманитарного и художественно-эстетического циклов: литература, история Отечества, музыка, изобразительное искусство, художественный труд, основы православной культуры и др.

Социальное развитие можно также оценить по тому, как образовательное учреждение готовит своих воспитанников взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, учат брать на себя ответственность, проявлять инициативу, успешно работать в группе, активно и эффективно участвовать в жизни своего коллектива и как на это реагируют обучающиеся. Об этом можно судить и потому, насколько воспитанники разбираются в законах функционирования общества, организованного в такие структурные единицы, как семья, детский сад, школа, село, город, район и др.

В условиях поиска национальной идеи, смены аксиологической парадигмы именно образование является транслятором социального опыта предыдущих поколений, духовно-нравственных ценностей, этнокультурной памяти, что позволяет формирующейся личности успешно адаптироваться в современном, быстроменяющемся мире, в конкретной среде обитания - социокультурном пространстве.

Семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. В частности, исследования показывают, что выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье. Родители, которые сами в детстве пережили недостаток внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоционально связь.

Таким образом, через усвоение эмоциональных, ценностных, интеллектуальных, и иных личностных установок в семье происходит формирование эмоциональной сферы ребенка. Кроме того, в процессе первичной социализации усваиваются модели эмоционального поведения и конвенциональных социальных норм. Усвоение указанных социальных норм, эмоционально-поведенческих моделей и личностных установок происходит как неосознанно, в ходе первичной социализации, так и путем осознаваемых усилий в ходе направленного воспитательного воздействия. То есть, развитие межличностного общения ребенка в семье проходит через взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы социализации и воспитания. В процессе социального развития и становления эмоционально-личностной сферы ребенка семья играет большую роль в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов.

Социализация в семье может иметь как просоциальный, так и антисоциальный характер. Это зависит от того, каким содержанием наполняется социализация, каковы ее результаты, какой персональной средой развития ребенка является семья. Так, на сегодняшний день социализация в большой группе семей имеет явно антисоциальные характер и результаты. Это те семьи, в которых дети не только безнадзорны, но и оказываются в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяет их развитие. По некоторым данным число семей, находящихся в сложной ситуации, состоящих на учете как не способных обеспечить детям надлежащее содержание и воспитание, очень велико (184 тыс. семей, в которых проживает 348 тыс. детей).

Часть таких семей обладает наследственной дегенерацией, которая проявляется не только в психических, заболеваниях, но и в полной эмоциональной выхолощенности, иначе в эмоциональной тупости, приводящей к социальной дезадаптации. Статистика подобных семей в России отсутствует, но их наличие и рост их числа - эмпирический факт. Кроме того, происходит «становление» тенденции к избавлению от детей. Это происходит разными путями: в редких случаях - родственникам, чаще - на попечение государства, порой детей просто выгоняют из дому, имеются случаи убийства нежелательного младенца.

Итак, человек проходит первичную социализацию в семье, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и пр.), ценностными установками, стилем жизни и взаимоотношений членов семьи.

Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других, ответственных за его социализацию. Эти значимые другие накладывают на него свой отпечаток: именно они определяют для ребенка объективную реальностью. Ребенок оказывается не только в объективной социальной структуре, но и в объективном социальном мире. Значимые другие (мать, другие члены семьи или воспитатель), которые выступают посредниками между ребенком и этим миром, модифицируют последний в процессе его передачи, через выбор тех или иных аспектов этого мира, в зависимости от того места, которое они занимают в социальной структуре, и от своих индивидуальных, биографических характерных особенностей.

Важнейшая социальная функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный процесс семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ жизни семьи в целом.

Однако нередко процесс социализации ребенка по каким-либо объективным или субъективным причинам осложняется. Так, вхождение ребенка в общество может быть затруднено вследствие особенностей его физического или психического развития. Или усвоение социальных норм и ценностей ребенком искажается в результате негативного — стихийного либо преднамеренного — влияния среды, в которой он живет, и т.д. В результате ребенок «выпадает» из нормальных социальных отношений и поэтому нуждается в специальной помощи для успешной интеграции его в общество. Процесс социализации таких детей также происходит прежде всего через воспитание, посредством которого осуществляется целенаправленное влияние, управление этим процессом. Однако при этом для каждой категории детей должны быть разработаны свои методики и технологии воспитательного процесса, позволяющие активизировать позитивные факторы, а негативные нейтрализовать. Эти процессы не обошли Смоленскую область и наше образовательное учреждение, где я работаю.

В Смоленской областном государственном образовательном учреждении для обучающихся с отклонениями в развитии «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» в настоящее время обучается 102 ребенка: дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой, дети из многодетных и малообеспеченных семей, которые в дальнейшем находят тепло и уют, ласку и попечение, а также обучаются и воспитываются дети-инвалиды, которые проходят психолого-медико-педагогическую реабилитацию, им оказывается помощь в получении пенсий и пособий, санаторных путевок и проводится комплексная социально-реабилитационная работа.

В целом усилия воспитателей и специалистов направлены на социальную адаптацию ребенка, находящихся в трудной жизненной ситуации (имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), т. е. на его активное приспособление к принятым в обществе правилам и нормам поведения или на преодоление последствий влияния негативных факторов.

Общий уровень качества знаний, умений и навыков по школе-интернату в 2006-07 учебном году составляет 78,1%. Если сравнить с результатами 2005-06 учебного года, то уровень качества ЗУН улучшился на 3%, что значительно выше среднеобластного.

Общий уровень успеваемости по школе-интернату на конец 2006-07 учебного года составляет 98%.

Выступал на педсовете с докладом «Воспитание толерантных отношений воспитанников школы-интерната» (см. Приложение № 21).

Активно внедряем Пилотные программы повышения квалификации учителей и воспитателей коррекционной школы VIII вида, разработанные образовательным научно-методическим центром “Развитие и коррекция” г.Москвы и рекомендованные для работы Министерством образования и науки РФ.

На протяжении семи лет администрация школы-интерната тесно сотрудничает со Смоленской и Калининградской епархией. По благословению Его Высокопреосвященства Митрополита Кирилла попечителем был назначен Епископ Игнатий, который активно участвует в организации и проведении традиционных праздников - Дня Матери, Дня Отца, Дня семьи, а также является членом попечительского Совета школы-интерната.

 Школа-интернат в эти годы активно работает по организации передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в патронатные семьи граждан Смоленской области на каникулы, выходные и праздничные дни.

В 2000 году передали на каникулы двоих детей, в 2001 году – 12 детей, в 2002 – 22 ребенка, а в 2003 – 34 ребенка, 2004 – 39 детей, а за последние четыре года 100% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в семьях, а учреждение остается пустым на время выходных, праздничных дней и каникул.

Часть детей уже переданы: под опеку – 4, в приемные семьи – 2, в патронатные семьи – 39, родители восстановлены в правах – 2, в семьи родственников (кровные семьи) – 7 воспитанников.

Владыка Игнатий неоднократно с работниками школы посещал каждую патронатную семью.

Работу по передаче детей администрация школы-интерната начинала среди сотрудников школы-интерната. В последнее время с помощью органов опеки и попечительства, Глав муниципальных образований воспитанники школы-интерната передаются детей в семьи не только Починковского, но и других районов Смоленской области.

Тесно сотрудничаем со средствами массовой информации. Свой опыт по патронатному воспитанию детей освещаем в газетах, на телевидении и радио (см. Приложения прессы).

Делимся опытом работы не только на региональных конференциях, но и на международном уровне.

Выступал на конференции «Межличностное общение детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания» (см. Приложение № 12).

На базе школы-интерната 20 мая 2008 года был проведен 1 областной форум замещающих семей, который проводился в рамках областных мероприятий, посвященных Году семьи в Смоленской области и России под девизом «Должны вы стать друг другу Надеждой, Верой и Любовью!». В форуме приняли участие 62 семьи с детьми, имеющих статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из Починковской, Шаталовской, Кардымовской и Ярцевской школ-интернатов.

Организаторами форума выступили Смоленская и Калининградская Епархия и лично епископ Вяземский Игнатий, Администрация и Дума Смоленской области, Департамент Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике, Администрация МО «Починковский район», а также Центр социально-психологической помощи детям-сиротам «Ради будущего», РОО «Право ребенка».

Владыка Игнатий зачитал приветственный адрес участникам форума от имени и по поручению Его Высокопреосвященства, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла.

На мероприятии были рассмотрены вопросы социального партнерства государства, общественности и бизнеса в сфере поддержки замещающих семей Смоленщины, презентация проектов общественных организаций. Семьям оказана консультационная помощь юристов, психологов, врачей, социальных работников.

Состоялось чествование и подарки семьям и детям (см. Приложение № 15).

Выступил с докладом на конференции на тему «Межличностное общение детей-сирот с ЗПР в различных моделях семейного воспитания» (см. Приложение №12).

Администрация школы-интерната организует участие воспитанников в различных спортивных соревнованиях районного, областного, республиканского масштаба. Дети стали призерами по следующим видам спорта: легкая атлетика, теннис, лыжи, футбол; защищали честь России на Всемирных Специальных Олимпийских Играх для людей с ограниченными возможностями в г.Нагано (Япония), а учащиеся сироты Васильков Влад и Василькова Людмила по конькобежному спорту завоевали 3 золотые и 1 серебряную медали.

Администрация школы-интерната руководит и направляет работу педагогического коллектива на развитие способностей каждого ребенка по различным направлениям, где в своей педагогической деятельности, учитывая возрастные, индивидуальные, психологические особенности учащихся, создает условия для реализации творческих возможностей воспитанников. Большое количество детей занимается в 34 кружках детского творчества и являются призерами различных выставок и конкурсов.

В школе проводятся традиционные мероприятия, которые полюбились и детям, и взрослым: «Мисс Золотаюшка», «Я бы армию пошел», «Татьянин день», конкурс «Природа и фантазия», конкурс бумажного творчества «Оригами», конкурс глиняных изделий, Международный день защиты детей», «Книжкина неделя», день Святого Валентина, «Масленица», конкурс бумажных кораблей, посвященный Дню космонавтики - «Выше, дальше, точнее…». Традиционно и увлекательно проводятся общешкольные праздники: «Рождество и святки», конкурс пасхальных букетов и многие другие.

Школа-интернат 31 июля 1998 года приняла участие в международном благотворительном движении «Звезды мира детям», которую проводил некоммерческий благотворительный фонд «Мир искусства» для содействия процесса интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья посредством искусства и культуры, а воспитанница Ксения Степкина представляла Смоленскую область на гала-концерте, который провели на безгонорарной основе звезды мирового классического искусства с участием Монсеррат Кабалье с детьми с физическими, умственными и сенсорными недостатками.

Глубоко символично, что концерт проходил на Соборной площади Московского Кремля – святом и дорогом месте для каждого россиянина при поддержке Правительства Российской Федерации и Москвы.

Дети-инвалиды РФ, победители региональных фестивалей, выступали в хоре вместе с Монсеррат Кабалье и исполняли Вагнелиса «Всемирная Молитва», «Мечта», «Идите со мной».

Дети получили возможность участвовать в проведении мастер-классов в Московской консерватории, посетить развлекательные мероприятия, совершить экскурсии по г. Москве. Воспитанница школы Ксения Степкина была включена в список победителей Всероссийского творческого смотра детей с ограниченными возможностями здоровья «Звезды мира детям».

Ежегодно педагогический коллектив школы-интерната принимает активное участие в научно-методических выставках интернатных учреждений Смоленской области и неоднократно награждался Дипломами Департамента по образованию, науке и молодежной политике Смоленской области.

На базе школы-интерната были проведены научно-практические конференции на темы: «Психолого-педагогическая реабилитация аномального ребенка в коррекционной школе-интернате», «Социальная адаптация и психолого-медико-педагогическая реабилитация детей в условиях специальной коррекционной школы-интерната VIII вида» и выпущены сборники тезисов научно-практических конференций.

Одно из центральных мест в образовательной деятельности учащихся в интернате занимает духовно-нравственное воспитание . Разработан и активно внедряется с 2000г. курс риторики в начальной школе как пропедевтический, что позволяет проводить уроки эстетической грамматики, способствующей духовному возрастанию младшего школьника. Уроки риторики и основ экономики педагоги школы строят на основе аксиологического подхода.

Под руководством директора Чепурышкина И.П., учителя Кохонова Т.Г. и Судакова С.Е. используют разработанное методическое обеспечение к курсу «Русская православная культура» для учащихся 6 класса с целью приобщения учащихся к традиционной православной духовной культуре русского народа, ее непреходящим ценностям.

В течение трех последних лет активно содействую внедрению в учебный процесс факультативного курса «История православной культуры земли Смоленской». Глубокое понимание особой роли данного предмета в духовно-нравственном воспитании учащихся позволило педагогам выбрать такие формы и методы работы, которые пробудили у детей интерес к христианскому учению, к православным святыням, к истокам духовной жизни русского народа, способствовали формированию чувства любви к малой родине и сопричастности ко всему живому. Педагоги, воспитанники и администрация неоднократно побывали в паломнических местах – Болдинском монастыре Дорогобужского района и церквях г.Смоленска и СвятоУспенском кафедральном соборе.

Координирую внеклассную работу, которая объединяет учеников, учителей, артистов областной филармонии, художников, организую встречи в литературных гостиных, экскурсии по литературным местам, музеям.

Коллеги отмечают влияние курса на общий уровень поведенческой культуры воспитанников школы-интерната, проявлению ими взаимопонимания, взаимопомощи, справедливости, терпимости, трудолюбия. Педагогический коллектив под моим руководством прививает духовно-нравственный потенциал детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (см. Приложение № 9 – Тезисы сообщения на международной научно-практической конференции кафедры психологии СмолГУ , апрель 2007). Анализируя уровень воспитанности учащихся школы-интерната по различным критериям и направлениям воспитательной работы можно сделать вывод, что в среднем по школе-интернату уровень воспитанности повысился и является допустимым (см. Приложение № 23).

В младшей возрастной группе наиболее высоки показатели по направлениям «эстетичность», «трудолюбие», «прилежание», «любознательность», «отношение к природе». Ребята 1-4 классов с удовольствием участвуют в художественной самодеятельности (с приходом нового концертмейстера в школе осваиваются новые музыкальные инструменты, систематически проводится большая музыкальная перемена, разучиваются новые современные песни, стихи), в результате дети учатся контролировать и выражать свои эмоции, развивается долговременная память, координация движения. С неменьшим удовольствием младшие школьники участвуют и в трудовых делах (уборка классных комнат и спален, закрепленных территорий вокруг школы, стирка личных вещей и т.д.). Наиболее низкий уровень воспитанности у учащихся 2-го класса, наиболее высокий – у третьеклассников.

В следующем учебном году воспитателям второклассников в своей работе необходимо обратить внимание на привитие и закрепление санитарно-гигиенических навыков (для этого проводить больше практических занятий), развитие творческих способностей детей (вовлечение их в классные и общешкольные мероприятия), использовать для проведения воспитательских занятий новые технологи («Волшебный стул», «Сувенир друзьям», «Приглашение к чаю», «Уроки в природе» и т.д.), проводить больше экскурсий.

В средней возрастной группе детей (5-7 классы) наиболее высокие показатели «отношение к природе», «трудолюбие», «прилежание», «любознательность». Воспитатели этих классов проводят большую работу: налажена связь воспитателей друг с другом и учителями. Хорошо организована кружковая работа, дети активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях и трудовых делах, любят рисовать, конструировать, выпиливать и выжигать по дереву, работать с тестом, кожей, бисером, тканью и нитками, вышивать и вязать. Ребята интересуются всем новым: особенно необычными природными явлениями, историческими фактами, современными событиями. Это связано с появлением новых учебных предметов, с внедрением новых форм воспитательной работы при проведении занятий («приглашение к чаю», «сувенир друзьям», «презентация мира», «волшебный стул», «театр-экспромт» и т.д.).

Недостаточно еще высоки показатели «гражданственность», «отношение к себе», «речь и общение», «отношение к здоровью», поэтому в воспитательной работе в следующем учебном году необходимо уделять большое внимание работе по профилактике вредных привычек, объяснять преимущество здорового образа жизни, корректировать отрицательные черты характера, укреплять эмоционально-волевую сферу, активизировать познавательную деятельность, формировать самосознание и самоконтроль.

У старшеклассников (8-9 классы) уровень воспитанности определяется, как средний. Наиболее высоки показатели таких качеств личности, как «любознательность», «отношение к природе», «прилежание», повысился показатель «отношение к своему здоровью». Несколько старшеклассников бросили курить, ребята активнее и заинтересованнее стали работать на занятиях.

Хотелось бы, чтобы были выше показатели «целеустремленность», «трудолюбие», «отношение к себе». Еще не все ребята могут достаточно долго работать над выполнением поставленной задачи, самостоятельно ставить цели и достигать их. Нередко отсутствует желание трудиться вместе. Поэтому в следующем учебном году необходимо обратить более пристальное внимание на трудовое воспитание и профориентационную работу, полоролевое и нравственное воспитание, на коррекцию некоторых личностных качеств учащихся, для воспитания конкурентоспособной личности уделять большее внимание адаптации, социализации, экономическому и правовому воспитанию, тщательно планировать и вывозить на экскурсии в профессиональные училища, на социально-экономические объекты, объяснять преимущества статуса выпускника школы.

Педагогический опыт по обновлению содержания образования в школе на основе культуроориентированного подхода представляет интерес не только для коллег школы-интерната, но и руководителей интернатных учреждений. Духовно-нравственное воспитание учащихся реализуется на различных внеклассных и внешкольных мероприятиях.

 

Мой опыт обобщался, а методические наработки представлялись на педагогическом совете: «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства» (см. Приложение № 5).

В 2003 году подготовил курсовую работу «Проблемы семейного воспитания в истории педагогики» (см. Приложение № 7).

В марте 2007 года результаты моей педагогической деятельности по духовно-нравственному обучению и воспитанию учащихся презентованы на областных курсах повышения квалификации учителей при ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей» кабинета по воспитательной работе.

Руковожу ОУ, ориентируя учебно-воспитательный процесс на духовно-нравственный компонент. Успешно реализую ученическое самоуправление ОДК «УЛИСС», уровневую дифференциацию, что позволяет учащимся активно развиваться, рассматриваю духовно-нравственную, морально-этическую сторону изучаемой проблемы, предоставляем возможность сопоставления с современной ценностной шкалой жизни человека, привитию жизненных ценностей, воспитанию патриотических чувств.

Программы, разработанные в школе-интернате «Семья (через патронат к опеке и усыновлению)» (см. приложение №3), программа «Год семьи в СОГОУ «Починковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VII-VIII видов» на 2008 год» (см. Приложение № 22) способствуют повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию целостного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, ответственного отношения к жизни, привитию ценностей семьи. Стало уже традицией проводить «Дни семьи» в школе с приглашением епископа Игнатия и руководителя Центра социально-психологической помощи детям-сиротам «Ради будущего» Полушкиной Н.И. (см. Приложения № 13-14, приложения № 18-20).

Целью программы является воспитание деятельной любви к ближнему, формирование представлений о взаимосвязях биологической, социальной и морально-нравственной сторонах науки и жизни, привитие детям-сиротам духовных, моральных качеств.

Авторская работа в 2006/2007 учебном году администрацией школы была рекомендована на участие в областном конкурсе программ духовно-нравственного и гражданско-патриотического содержания и признана победителем в номинации «Лучшие школы-интернаты Смоленской области» и победила в номинации «Школа школ».

Проводил мастер-классы директоров региона, участвовал в международных и всероссийских научно-практических конференциях «Инновационные программы в области социальной защиты детства» г.Москвы 2006г. (см. Приложение № 5)

Учащиеся школы-интерната общественно активны, только один состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, а с остальными проводится комплексная профилактическая работа по предупреждению правонарушений и преступлений.

Люблю и знаю очень много об истории образовательного учреждения и Прудковского сельского поселения, организую воспитанников на изучение истории и культуры родного края. Являюсь инициатором открытия в 2003 году мемориальной доски Почетному блюстителю Прудковского одноклассного сельского Министерства народного просвещения училища Смоленского уезда к 130-летию со дня рождения Михаила Алексеевича Рожнова, землевладельца д.Прудки и окружающих деревень, внесшему неоценимый вклад в дело просвещения крестьянских детей на рубеже ХIX-XX в.в. и строительстве в 1907 году здания школы. В 2007 году отмечали 100-летний юбилей. Издал книгу «Прудковское одноклассное сельское Министерства Народного Просвещения училище Смоленского уезда: этапы пути», которая выдержала уже 2 издания.

Являюсь инициатором установки Поклонного креста на месте церкви св. ап. Петра и Павла в деревне Прудки Починковского района.

Из 9 воспитанников - участников международного конкурса рисунка «Рождественские фантазии», проводимого фондом TEAR штат Джорджия, США (2007 г.) заняли – 2 призовых места, а международная детская художественная галерея г. Москвы Министерства культуры Российской Федерации (2008 г.) выставляла работу Кати Якушевой.

На IV Всероссийском кинофестивале короткометражных фильмов в г. Костроме фильм «Патронатная семья» занял призовое место (2007 г.), который снят в семьях, где находятся дети школы-интерната (см. Приложение № 6).

В рамках реализации областной целевой программы «Дети Смоленщины», подпрограммы коллектив школы-интерната участвовал в областном конкурсе «Лучшие школы-интернаты Смоленщины» и признан в 2007 году победителем в номинации «Школа школ». Школа-интернат награждена Дипломом и денежной премией. Самое серьезное внимание педагогический коллектив и социальные партнеры уделяют духовно-нравственному воспитанию личности. С этой целью в школе создан кабинет-экспозиция по духовно-нравственной культуре, где проходят занятия по основам и ценностям православия, истории, географии. Материалы комнаты повествуют о народных православных обычаях, традициях и праздниках. В школе имеется музейная экспозиция с прекрасной коллекцией старинной одежды, предметов быта, орудий труда и т.д. Здесь проводятся музейные уроки, внеклассные мероприятия, встречи с жителями села и др. В школьном музее наглядно представлены традиции села, отражена преемственность поколений. Экспонаты предоставляют уникальную возможность заглянуть в прошлое, в историю села, дают персонифицированный пример служения Родине, передают систему духовных ценностей. Одной из эффективных форм культурно-образовательной деятельности являются экскурсии. Они проводятся дифференцированно – в зависимости от возраста. Для самых маленьких посетителей создан уголок «Крестьянская изба». Здесь экскурсоводы знакомят ребят с устройством крестьянского жилища села конца 19 века, с предметами быта. Неизменно вызывают интерес домотканые, вручную сшитые и отделанные юбки, рубахи женские и мужские. В них отражены эстетические традиции, профессиональное искусство мастера. Экспонаты используются не только в экскурсиях, но и на уроках. Например, изделия с вышивкой (рушники, рубахи) применяются на уроках ИЗО и трудового обучения «Швейное дело» при изучении тем «Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма», «Народная праздничная одежда». Здесь формируется любовь к национальному искусству. На уроках истории, которые проводятся на базе экспозиции, учащиеся знакомятся с основными промыслами и ремёслами конца 19-начала 20-х веков на примере деревни Прудки. Такие уроки помогают не только усвоить основной материал темы, но и развивают интерес к истории нашего края, воспитывают уважение к людям села. Эту же проблему решают и тематические встречи. Например, на встрече «Трудом красивым славен человек» ребята не только познакомились с людьми, награждёнными орденами, медалями за труд, основными сельскохозяйственными профессиями, но и с историей колхоза - КФХ «Прудки», бывшего к/за «Россия», чтобы почувствовали уважение к труду, старшему поколению. Особая роль в воспитании сельского жителя – патриота малой Родины отводится трудовому воспитанию. Труд в сельской местности - это не просто труд ради получения прибыли. Труд на селе столетиями был и средством образования и средством воспитания. Передача жизненного опыта, умений и навыков в ведении хозяйства от поколения к поколению способствовало развитию личности сельского жителя, обеспечивало им жизнеспособность. Выступал на МО учителей с докладом «Семья в современном обществе: состояние, проблемы, перспективы» (см. Приложение № 8). Чувства сопричастности, сотворчества, которые составляют стержень учебно-воспитательного процесса, позволяют создавать особое поле магнетизма, проживание людей в котором открывает для себя их собственный внутренний потенциал, ощущение прилива физических сил, активное желание двигаться, душевную расположенность к окружающим, а также доброжелательность, общий духовный подъем, направленные на служение земле родной и личностному духовно-нравственному совершенствованию. Условия жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей. Прилагаю карту воспитанности учащихся. Этот фактор обязывает педагогический коллектив школы-интерната обратить серьезное внимание на семью, сделать ее союзницей в воспитании и развитии ребенка, в особенности ребенка-сироты. Воспитательная система нашей школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей и лиц, их заменяющих, педагогов дополнительного образования, районного Дома детского творчества, районной школы искусств, спортивной детско-юношеской школы, работников Дома культуры, библиотеки, центральной районной больницы, РОВД, органов местного самоуправления, общественности. Такое сотрудничество направлено на социальную защиту и реализацию прав ребенка, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Только так можно решить проблемы детей, творчески одаренных, ослабленных физически, имеющих умственные и (или) психические отклонения, правонарушителей, тех, кто находится в зависимости от взрослых: детей-инвалидов, сирот, нуждающихся в попечительстве. Сотрудничество школы и замещающей семьи – это результат целенаправленной и длительной работы коллектива, которая предполагает систематическое семейное воспитание ребенка. Работа с замещающей семьей в школе строится на основе комплексной программы «Семья», реализация которой планируется на 2007-2011 гг. (см. Приложение № 3). Эта работа проводится по нескольким направлениям: - первое - мы повышаем воспитательный потенциал замещающей семьи через общешкольные мероприятия, где обязательно проводятся беседы по духовно-нравственному, правовому, физическому, семейному воспитанию; - второе - включаем родителей, старших членов замещающих семей в систему воспитательной работы школы. Это непросто, так как семьи, особенно в сельской местности, различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику. А это требует от учителей и классных руководителей дифференцированного подхода к работе с родителями. Использовать положительное влияние одной семьи, нейтрализовать отрицательное влияние другой — одна из основных задач школы в работе с родителями. - третье - формировать у детей и молодежи через возможности образовательного и воспитательного пространства правильное представление о семье, ее предназначении, родительской ответственности, заботе о старшем поколении. - четвертое - расширить возможности получения педагогических и психологических знаний родителями через организацию родительского всеобуча в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, а акцентом на ценности и важности детства в процессе становления личности и формирования у детей установки на успех. - пятое - использовать возможности образовательных учреждений в организации традиционных и нетрадиционных форм семейного общения. Создать родительский клуб для мотивации родительской общественности к организации новых и поддержки существующих форм семейного досуга, пропаганды семейных традиций. Выступал на IV Фарберовских чтениях с докладом «Критерии успешной подготовки патронатных семей» (см. Приложение № 10). Созданию нравственно-психологического климата в общешкольном коллективе способствуют праздники, конкурсы, проведению которых предшествует тщательная и длительная подготовка. Учащиеся вместе с учителями готовят подарки, благоустраивают кабинеты, создают праздничную обстановку, организуют выставку творческих работ. С целью воспитания у учащихся глубокого уважения к родителям, повышения их авторитета проходят операции «Салют ветеранам», «Трудовая биография родителей», проводится конкурс сочинений «Моя семья», классные часы на тему: «Расскажите о своей семье». Дети узнают о наиболее ярких фактах из жизни своих родителей и старших родственников, об их делах и подвигах в Великой Отечественной войне, что приводит ребят к мысли о необходимости беречь честь семьи, честь фамилии. Такие мероприятия сближают родителей и детей, помогают им лучше понять друг друга. Эти праздники вносят в атмосферу жизни школы эстетику, культуру, взаимную поддержку, становится заметным и памятным событием для жителей села. В школе работает социальный педагог, психолог, логопед, дефектолог, создана социально-психологическая служба. Постоянно ведется систематический учет социально-статистических данных воспитанников и их семей. Деятельность педагогов стала координирующим звеном в организации связи школы с работниками правоохранительных органов, с центральной районной больницей, с комиссией по делам несовершеннолетних, с органами опеки и социальной защиты. Школа стремится предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины негативных отклонений в поведении детей и таким образом оздоровить воспитательное пространство. Педагог-психолог изучает микросоциальную среду, в которой развивается подросток, определяет влияние семьи, школы, улицы, проводит диагностические исследования и дает рекомендации классным руководителям по организации воспитательной работы. С учащимися проводятся тренинги «Обучение жизненно важным навыкам», практикум «Я и жизнь». В 2008 годы выступал на научно-практическом семинаре с докладом «Профилактика семейного неблагополучия социального сиротства и беспризорности в РФ» (см. Приложение № 4). В течение года проходят совместные заседания совета по профилактике правонарушений среди учащихся. Учащиеся школы принимают участие в благоустройстве села, экологические субботники «За чистоту родного села», «Сделаем свой двор образцовым». В рамках социального проекта «Дом без одиночества» школа оказывает помощь одиноким престарелым, ветеранам Великой Отечественной войны организует различные мероприятия: акция «От сердца к сердцу» (оказание помощи в облагораживании могил к празднику 9 мая – День Победы), выезжают с концертами в госпиталь ВОВ. «Подарок солдату» - концерт-поздравление с Днем Защитника Отечества – в подшефной в/ч «Елки», праздничный концерт для ветеранов в сельском Доме культуры, посвященный Дню Победы. По сути, школа стала многофункциональной основой, центром всей общественной жизни села. Она оказывает поддержку всем без исключения жителям, выполняя функции культурного центра и занимаясь социальной реабилитацией детей из неблагополучных семей. Школа тесно сотрудничает с работниками медпункта, районной больницей. В течение года организуются встречи учащихся с педиатром детской поликлиники, с наркологом, которые выступают с лекциями по пропаганде здорового образа жизни. Совместно с медработниками проводятся мероприятия в рамках акции «Наше здоровье в наших руках», «Мы за здоровый образ жизни», конкурс плакатов «Здоровью - ДА!». Особую помощь семье в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении личности ребенка, отрыву его от улицы оказывают учреждения дополнительного образования. Содержание работы кружков, спортивных секций строго подчинено учебно-воспитательным задачам школы и направлено на формирование развития личности, на приобщение каждого ученика к любимому делу. Каждый учащийся в среднем посещает не менее двух кружков. Воспитатели помогают ребятам попробовать свои силы в разных областях творческой деятельности, чтобы найти себя, не потерять заложенные природой творческие задатки. Занятия в кружках дают нужный эффект, повышается творческая активность учащихся, появляется инициатива, разнообразнее становится урочная и внеурочная жизнь школы, создается особый эмоциональный фон, складывается оптимистическое восприятие школы. В школе традиционно проходят дискотеки, осуществляется неформальное общение детей, проводятся многие праздники: День Защитника Отечества, «Проводы Масленицы». Ежегодно проводится праздник «Неделя детской книги», читательские конференции, утренники, театрализованные представления. Школьники с большим интересом участвуют в праздниках «В гостях у сказки», «Здравствуйте, пожалуйста», «Путешествие в страну Читалию». Все мероприятия проводятся в доступной форме, с учетом возраста учащихся, это позволяет в системе решать проблему читателя, воспитывать культуру чтения. Школа расположена в 5 километрах от храма Благовещения г.Починка. Работа по взаимодействию школы и православной церкви ведется согласно разработанного плана по духовно-нравственному воспитанию учащихся. Стало традицией проведение совместных праздников: праздник Покрова Пресвятой Богородицы, День славянской письменности и культуры, Благовещения. У школы тесное сотрудничество с правоохранительными органами по предупреждению правонарушений в подростковой среде. Организуются профилактические беседы на тему «Поговорим об ответственности», «Ребенок и закон», «Об уголовной и административной ответственности». В рамках операции «Внимание, дети» в школе проходит Неделя правовых знаний. Классные руководители проводят классные часы на темы: «Я и закон», «Законы нашей жизни», «Об ответственности детей». Правильно организованная деятельность всех структур предполагает ориентацию на индивидуальность, раскрытие возможностей ребенка, оказание ему комплексной помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни. Деятельность школы-интерната направлена на гармоничное духовное развитие личности, привитие доброты, честности, желание заботиться о ближнем, проявлять уважение к старикам, воспитание патриотизма на примерах российской истории, формирование бережного отношения к истории и традициям родного края, приобщение детей к истокам народной духовности, возрождение православной семьи. Сентябрь и октябрь посвящаем праздникам Пресвятой Богородицы, объединяем одной идеей материнства и почитания родителей. Богородица-мать и заступница всех православных. В эти месяцы мы проводим православный праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы». Знакомим с иконами, на которых изображена Пресвятая Дева Мария на просветительских вечерах для детей и взрослых «Лики Пресвятой Богородицы». Январь – самый насыщенный месяц праздниками. Мероприятия «Конкурс рисунков», конкурс поделок, посвященный Рождеству Христову, праздник «Рождество Христово» для маленьких и взрослых, рождественские викторины для детей и родителей, конкурс колядок. В нашей стране 15 мая отмечается День семьи. В мае, несколько лет назад, мы попробовали сделать «Праздник семьи». Получилось запоминающееся мероприятие и для детей, которые волновались за своих родителей-участников, и для родителей, которые делились опытом воспитания детей - это интересно и для бабушек с дедушками. Теперь такой праздник мы проводим ежегодно, он объединил усилия семьи, родителей и педагогов. Залогом успешной работы школы-интерната является, то, что за эти годы сложился дружный творческий коллектив преподавателей, родителей и детей. Всем известно, что в системе образования сельских детей накопилось немало проблем. Они обусловлены причинами различного характера: социально-экономическими, демографическими, профессионально-педагогическими и другими. Огромный и запутанный клубок проблем не позволяет педагогическим коллективам школ обеспечивать высокий уровень качества образования, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития своих воспитанников. Разработанная в нашей школе-интернате программа духовно-нравственного воспитания учащихся на 2006-2009 год определила основной круг проблем в данном вопросе и наметила пути их решения. Особенность программы состоит в том, что она содействует сохранению духовного здоровья учащихся, знакомит их с основами православной культуры. Ее реализация оказалась возможной при объединении усилий социально-культурной среды: органов местного самоуправления, учреждений культуры, здравоохранения, храма г.Починка, школы-интерната. Целью работы является духовно-нравственное воспитание учащихся, приобщение их к нравственным и духовным ценностям, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию, формирование чувства милосердия и сострадания к ближнему. Организация работы осуществляется по различным направлениям. Важнейшее место в работе школы-интерната занимает информационно-просветительская деятельность. Интересные встречи для молодежи, такие как: «Духовно-нравственные ценности православной веры», «Молодая семья в системе православных ценностей», позволили им увидеть высокие нравственные приоритеты традиционного семейного уклада жизни русской деревни применительно к современным условиям. Проведение таких бесед предоставило возможность молодым людям по-новому увидеть духовный облик современника, наметить пути к пересмотру содержания своей жизни в наше непростое время. Интересно проводит просветительную работу с родителями настоятель отец Николай. Семья - тот первичный коллектив, в рамках которого ребенок получает первоначальный опыт общения с людьми, поэтому мы стараемся сделать каждую семью союзником школы в воспитании детей. Мы повышаем воспитательный потенциал замещающей семьи через классные и общешкольные собрания родителей, совместные экскурсии и совместные общешкольные мероприятия, где обязательно проводятся лекции, беседы, организуются различные праздники. Примером работы школы в этом направлении могут служить совместные праздники родителей и учащихся «День матери», «День Отца», «Моя родословная» (см. Приложения № 16-17, приложения № 18-20). Учебный план школы предусматривает изучение дисциплины факультатива - «Православная культура». Объектом его изучения является процесс развития православной культуры, которая оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности. «Православная культура» неразрывно связана с содержанием многих других предметов школьной программы: «История Отечества», «Чтение», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» и др. Восприятие православных традиций невозможно без эмоционально-оценочного отношения, увлеченности предметом, поэтому процесс изучения этого факультатива может быть только индивидуализированным. Регулярными стали экскурсии в храм для учащихся всех классов на воспитательном часе, в дни великих православных праздников. Изучение правил поведения в храме, почитание святынь русского народа, родной семьи - вот с чего началась работа по духовному просвещению. Надо отметить, что интерес к изучению основ православия у детей возник не сразу. Настороженность, любопытство позже сменились серьёзным отношениям к курсу и содержанию предлагаемого материала. Несмело, но чем дальше, тем активнее задавали дети вопросы, волновавшие их. Уже дважды удачно прошли акции милосердия. Рад поделиться практическим опытом по заявленной тематике. Благодарю всех социальных партнеров, которые помогают мне эти 22 года работы в ОУ по работе с детьми и молодежью самой незащищенной группы (сироты, инвалиды). Я очень рад, что у нас в интернате собралась команда единомышленников. Я благодарен этим простым россиянам, людям, которые помогают детям-сиротам с верой и надеждой заглянуть в будущее, научить их верить в себя и свое Отечество! Считаю за честь участвовать в этом конкурсе!


Портал «Слово»


Также по этой теме:


Список победителей Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя-2008»
Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Владимир Мономах

3 мая

На Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах (1113)

Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125) - один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый «серьёзный реформатор». Сын князя Всеволода Ярославича и Марии, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, по имени которого Владимир и был прозван. Получил хорошее образование. Его детство прошло в Переяславле, где он узнал о страшных набегах половцев. Переменив по...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024