Преподобные и богоносные отцы наши Антоний и Феодосий Печерские положили твёрдое основание добродетельной христианской жизни в нашем Отечестве.
Ещё на заре распространения Православия в нашей земле преподобный Антоний, услышав об ангельском житии иноков в далёкой греческой стране, на Афонском полуострове, несмотря на тяжесть и трудность путешествия в те времена, на многие опасности, которые подстерегали его, решил предпринять это путешествие, чтобы увидеть ангелов, обитавших на земле и стремившихся проводить истинную христианскую жизнь.
Пришедши на Афонскую гору, он, обходя её, видел многие монастыри и пустынные кельи отшельников и у каждого из них научался той или иной добродетели. И через некоторое время так преуспел в жизни христианской, что Господь явился игумену Эсфигменского монастыря и повелел, чтобы он благословил преподобному Антонию возвратиться на Русскую землю, чтобы здесь от него, как от свечи, зажглось пламя истинной христианской, монашеской жизни.
И преподобный Антоний, возвратившись в родную землю, привлёк к себе многих, несмотря на то, что он поселился не в каком-либо многолюдном, обогащённом княжескими дарами монастыре, а в простой и убогой пещере, где его вообще мало кто мог бы знать. Но свет его добродетельной христианской жизни просвещал многих, приходящих к нему. И многие из приходивших, воодушевившись той ревностью, которой горел этот угодник Божий, поселялись рядом с ним в пещере, раскапывая и углубляя её. Так пришёл преподобный Никон, и так пришёл к преподобному Антонию и преподобный Феодосий.
Пещерное житие преподобного Антония, его подвиги молитвы, слёзы, которые он проливал, ежедневно предстоя пред Богом на молитве, остались сокрытыми для людей. Больше нам известно о житии преподобного Феодосия, потому что после того, как настоятеля Печерской Лавры — Варлаама князь Изяслав перевёл в созданный им Дмитриев монастырь, братья единодушно избрали на его место преподобного Феодосия, хотя ещё бывшего в то время в молодых летах, но, тем не менее, выделявшегося среди всех послушанием, смирением и кротостью. И преподобный Феодосий в течение своего Богоугодного игуменства явил образ истинного духовного отца и настоятеля, просвещая всех приходивших к нему и поучая истинной христианской жизни.
Смирение его было необъяснимо, потому что не принимал похвалы не только когда его хвалили люди, но когда и Сам Господь в видении блаженному Симону, уходившему из своей варяжской земли, назвал Феодосия «преподобным», говоря, что он создаст церковь в честь Пречистой Богородицы, усомнился принять сказанное. Когда блаженный Симон, пришедши к Феодосию, просил преподобного, чтобы он, как о своих иноках, так точно же молился и о нём, то преподобный Феодосий вначале отказывался, говоря:
«Что, что я могу убогий? В нашей обители, часто по нескольку дней нет хлеба, и что я могу дать тебе великому и известному у князя воеводе»?
На это Симон отвечал:
«Я из уст самого Христа слышал, как Он наименовал тебя «преподобным» и поэтому прошу, чтобы ты не только помолился обо мне, но и своей рукой начертал разрешение всех тех согрешениях, которые я совершил в этой временной жизни».
И преподобный, умоленный просьбами блаженного Симона, написал ему разрешительную молитву. А после успения обоих из них, Симон, явившись во сне одному из иноков Печерского монастыря, поведал, что ради молитв преподобного Феодосия он получил разрешение всех своих согрешений и просил, чтобы этот инок и сыну Симона Иоанну передал об этом, чтобы он просил иноков Печерского монастыря о молитве и так же прилежал к добродетелям христианским.
Сам Господь в видении наименовал преподобного Феодосия «преподобным», но, тем не менее, это не превозносило его. Ум его был крепко укреплён мыслью о своей греховности. И если братия в монастыре не могла наносить воды или нарубить дров, и келарь или эконом приходил к нему и сообщали, что не хватает дров или воды, то сам преподобный поднимался из своей кельи и, несмотря на своё игуменское положение, на то что и князь, и бояре почитали его, сам шёл рубить дрова или носить воду. Так же, когда один отрок князя, когда преподобный Феодосий возвращался с беседы с князем Изяславом, думая, что это какой-либо простой чернец, потому что преподобный Феодосий не носил дорогих одежд, но та власяница, которой он покрывал своё тело, была покрыта разнообразными заплатами и крайне изношена, и думая, что это — простой монах, в ночное время, утомившись управлять конём в той вознице, в которой он вёз преподобного, сказал ему: «Чернец, сядь на коня, а я сяду в колесницу и отдохну во время пути». Когда преподобный Феодосий безропотно исполнил это повеление отрока, то через некоторое время начали встречаться им на пути бояре и воеводы, которые, узнавая блаженного Феодосия, кланялись ему. Это привело отрока в величайший трепет. А когда он увидел, что и все иноки монастыря Киево-Печерского вышли и поклонились ему, то понял, кого он вёз и в крайнем смущении находился, боясь наказания и от князя, и от его бояр. Но преподобный Феодосий утешил его и накормил, и сам никому не рассказывал об этом происшествии. И лишь по некотором времени сам отрок поведал об этом чудном смирении блаженного отца, который не только перед высшими или равными, но и перед низшими себя смирялся и не считал зазорным исполнить то или иное, даваемое им поручение.
Блаженные отцы Антоний и Феодосий стяжали величайшую благодать перед Богом. Они исцеляли многих больных, которые приходили к ним. Блаженный Антоний скрывал своё чудотворное дарование под видом обычного лекарственного исцеления и давал больным траву, которой он сам питался и от которой они получали исцеление. Блаженный же Феодосий возле храма Успения Божией Матери создал храм в честь блаженного Стефана — архидиакона и первого мученика, построил там дома для больных, увечных, слепых и прокажённых и десятую часть того имения, которое в то время получал Киево-Печерский монастырь, выделял на содержание этого странноприимного дома, который он сам устроил.
Переживал преподобный Феодосий и о жизни своих иноков и всячески старался воздвизать их на подвиги благочестия. После вечерней молитвы он сам не ленился каждый день обходить их кельи, и если видел, что кто-либо из братии пребывает в псалмопении или в молитве, то с радостью молясь о таковом, удалялся от его кельи. Если же слышал он праздные разговоры, то постучав, отходил в скорби. Наутро он призывал согрешивших и сначала в притчах показывал им их греховный поступок. Если инок сознавался и понимал, о ком говорит преподобный Феодосий, то получал прощение, если же не сознавался, то тогда преподобный накладывал ему епитимью, как на согрешившего. Часто сам он обходил кельи иноков, и если видел там неположенные по уставу или еду, или одежду, или какие-либо другие вещи, то своими руками брал это, относил в печь и сжигал, желая, чтобы иноки богатели не суетными вещами, но чтобы они совершали чистую молитву и всем своим умом возносились к Богу.
Также не допускал он, чтобы кто-либо из иноков проявлял какое-либо своеволие. Однажды преподобный Феодосий, к счастью братии, ушёл в соседний монастырь святого великомученика Димитрия на престольный праздник, а в это время братии пожертвовали большие и вкусные хлеба. Блаженный благословил келарю, чтобы он в этот же вечер поставил эти хлебы на трапезу. Когда на следующий день преподобный Феодосий вернулся с праздника, то увидел, что келарь не поставил вечером хлебы на трапезу, потому что так в уме своём оправдывал себя: «Сейчас в монастыре мало братии, лучше я сохраню их, и завтра, когда они вернутся с праздника, уже всей братии поставлю эти хлебы». Когда блаженный Феодосий увидел это, то спросил у келаря: «Откуда взялись эти хлебы»? И тот отвечал: «Я подумал, что вчера было мало братии, и по этой причине сохранил их на следующий день». На это блаженный Феодосий отвечал:
«Теперь эти хлебы стали делом ослушания и никто из братии не должен вкушать от них, поэтому разрежьте их на мелкие части и выбросьте в реку».
Так же он поступал и когда видел, что кто-либо не слушается начальника на послушании или прекословит ему в даваемых послушаниях, он не пропускал это, но накладывал епитимью.
Один брат часто уходил из монастыря преподобного Феодосия по той причине, что не мог долгое время переносить монашеского и подвижнического жития. Но преподобный Феодосий всегда со слезами молился о нём, когда тот уходил, и предсказывал братии, что этот инок, несмотря на то, что часто покидает монастырь, тем не менее, снова вернётся к ним и уже окончит свою жизнь с покаянием в их монастыре. И вот, когда после длительной отлучки этот монах пришёл и принёс те деньги, которые он заработал, живя в миру, то преподобный ответил:
«Если хочешь избавиться от своего пристрастия, то сам своими руками возьми и брось их в огонь. И тогда сможешь, уже спокойно, жить в монастыре».
Инок бросил эти сокровища, нажитые его беззаконной жизнью в огонь, и после этого получил освобождение от своей страсти и уже беспрепятственно пребывал в монастыре до своей кончины.
Так преподобный отец Феодосий вместе с преподобным Антонием, который во всём помогал ему своими богоугодными молитвами, проводили свою чистую и святую жизнь. Не только простые люди, но и князь Изяслав, затем князь Святослав, многие бояре и воеводы, видя их равноангельскую и святую жизнь, весьма их почитали и часто сами приходили в монастырь, беседовали с ними и получали от них многие богоугодные наставления. Так что все, кто хотел проводить чистую и святую жизнь, смотрели на них, как на двух светильников, которые освещали в то время ещё не вполне вышедшую из язычества нашу землю.
Преподобный Феодосий часто выходил из своего монастыря, и обходя город Киев и окрестные селения, беседовал или с иудеями, или с католиками, болезнуя в своей душе об их заблуждении и желая обратить их на путь святой и праведной веры. Если видел он ещё оставшиеся язычество, идолопоклонство, то в своих посланиях и своих речах всячески пытался русских людей отклонить от этого пагубного пути и привести их к истинному Богопознанию.
Также подвизался он и против других недостатков и немощей людей, особенно против пьянства, которым было заражено древнерусское общество. И молитвы, и труды преподобного Феодосия не пропали даром. В своей обители он собрал огромное количество богоугодных иноков, так что все на них смотрели как на ангелов Божиих, проводивших дивное и чудное житие, и по многим местам Русской земли из Киево-Печерского монастыря ставились епископы, которые своей святой и чудотворной жизнью просвещали многие места нашей земли.
Будем же и мы, братья и сестры, молиться этим двум угодникам Божиим — преподобным Антонию и Феодосию, которые являются покровителями и нашей обители. И в нашей обители мы имеем древний подземный храм, посвящённый этим двум столпам святой равноангельной жизни, и древние насельники нашей обители, видя, сколь много чудес совершается по молитвам этих угодников Божиих, желали, чтобы они были покровителями и нашего монастыря. И древний храм подземный, это подземное святилище, посвятили этим двум угодникам Божиим, чтобы они ходатайствовали и об этой святой обители, как и о всех, притекающих в это место.
Будем молиться им, чтобы они своими всемощными молитвами, той благодатью Божией, которой они сподобились от лица самого Христа Вседержителя, укрепили нас в исполнении святых евангельских заповедей, показали нам, что эта временная жизнь ничего не стоит, и направили бы нас в Царство Небесное. Аминь.
15 сентября 2014 года
|