Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

Общественное объединение «Алтарь Отечества» на протяжении многих лет сотрудничает с региональной общественной организацией – клубом ЮНЕСКО «Сфера». В настоящее время клуб осуществляет проект «Симфония семьи», поддержанный фондом президентских грантов. Цель проекта: объединение и укрепление семьи через творческое развитие ее членов: родителей и детей, бабушек и дедушек. В рамках этого проекта 12 августа 2020 года был осуществлен выезд семей на пленэр в усадьбу Захарово. Посетили также и Преображенский храм в Больших Вяземах.

Сообщения по теме:

14 сентября 2020

«В праздник Господь особенным образом открывает Себя человеку...». Владимир Немыченков о церковном новолетии

...Святые учат нас, что каждый день, каждый год своей жизни человек должен жить как последний, за которым его ждёт строгий и нелицеприятный суд...

(См. далее...)

7 сентября 2020

«Алтарь Отечества»: видеоконференция, посвящённая итогам и завершению Фестиваля-конкурса 2020 года

7 сентября 2020 года актив общественного объединения «Алтарь Отечества» организовал видеоконференцию ZOOM по результатам XIV Межрегионального Фестиваля-конкурса...

(См. далее...)

Архив событий:
Знаменательные даты:
Сообщения:
28 августа 2020

Духовно-нравственное воспитание | Образование и наука | Общие проблемы и вопросы


 

Проект «Симфония семьи»: сотрудничество клуба ЮНЕСКО «Сфера» и общественного объединения «Алтарь Отечества»

Общественное объединение «Алтарь Отечества» на протяжении многих лет сотрудничает с региональной общественной организацией – клубом ЮНЕСКО «Сфера». В настоящее время клуб осуществляет проект «Симфония семьи», поддержанный фондом президентских грантов. Цель проекта: объединение и укрепление семьи через творческое развитие ее членов: родителей и детей, бабушек и дедушек. В рамках этого проекта 12 августа 2020 года был осуществлен выезд семей на пленэр в усадьбу Захарово. Посетили также и Преображенский храм в Больших Вяземах.



Общественное объединение «Алтарь Отечества» на протяжении многих лет сотрудничает с региональной общественной организацией – клубом ЮНЕСКО «Сфера». В настоящее время клуб осуществляет проект «Симфония семьи», поддержанный фондом президентских грантов. Цель проекта: объединение и укрепление семьи через творческое развитие ее членов: родителей и детей, бабушек и дедушек. В рамках этого проекта 12 августа 2020 года был осуществлен выезд семей на пленэр в усадьбу Захарово. Посетили также и Преображенский храм в Больших Вяземах. Предлагаем Вашему вниманию отзывы о поездке участниц проекта.

 

Журавлева Виктория Рональдовна:

Люблю поездки. Как-то хорошо бывает и радостно. Сначала находишься в предвкушении маленького счастья. Конечно же, было бы хорошо предварительно изучить то, где скоро ты будешь. Замечено, что увиденное и услышанное на месте лучше погружает в атмосферу тебе уже чем-то знакомую.

Даю всем моим историям общее название «Зов Странствий». Почему Зов? – есть что-то внутреннее, что зовет тебя именно туда, где ты оказываешься. И эта поездка была именно тем ЗОВОМ. Почему странствий? - потому что это пока странный и не осознанный ЗОВ.

 Поездка в Захарово. Дорога проходила по тропам моей молодости. Тогда меня уже что-то звало в неизведанное. Дорога вызывала чувства былого - далекого, ушедшего, невозвратного. Ни дождь, ни бесконечные пробки не вызывали раздражения. Было хорошо, как будто дома. Как будто вся семья в сборе - дети, родители, бабушки. Рассказы Светланы погружали глубже, не только в детство Пушкина, но и в свои воспоминания. Заботливый Алексей, как отец большого семейства не забывал про всех своих детей. Давал каждому насладиться своими маленькими победами, над прочитанным текстом и рассказанными историями.

 Усадьба Захарово - это островок прошлого, где когда-то жил и даже творил Великий поэт. Мы все родом из детства. Места детства нас манят и зовут. Зовут своими детскими радостями, восторгами и маленькими успехами. В воздухе до сих пор витает благость этих мест. Все пропитано душевностью и добросердечностью. Маленькие увиденные картины радуют глаз. Ухоженный сад, чистые дорожки, цветы, милый пруд с деревенскими домами, утками и ряской на воде. Как здесь не начать творить! Даже ель, посаженная, вероятно, самим Пушкиным, жива и зеленеет. Она излучает запах хвои, тот, который бывает на Рождество, тем самым создавая особый уют этого места.

Прекрасная поездка, оставившая тепло в моем сердце!

 

Гладышева Стелла Геннадьевна:

Вот то новое, что поняла в этой поездке в Захарово, где уже бывала. Первое: роль бабушки Пушкина, Марии Алексеевны Ганнибал в том, что «солнце русской поэзии» вообще появилось. Из рассказа Светланы в автобусе: имение Захарово, возможно, и было куплено ради внука. На это косвенно указывает то обстоятельство, что оно было продано, как только он поступил в лицей. Она сознавала опасность сложившейся ситуации двухкультурья, мировоззренческого разрыва «верхов» и «низов», распространения европейской модели мысли и жизни в русском дворянстве. Свою роль для Александра и других офранцузившихся внуков она увидела в том, чтобы стать мостом, перекинутым к корням, к духу и культуре своего, но оказавшегося для них уже неведомым, Отечества. Мария Алексеевна показала себя истинной хозяйкой имения – держательницей жизненного уклада, позволившего подрастающему поколению узнать Россию. Она проявила активную позицию, потребовав говорить в Захарово по-русски и запретив говорить по-французски. Удалив французских гувернеров и доверив воспитание детей русской крепостной крестьянке и, в случае мальчика Александра, русскому же дядьке.

Что важно: понимание ею поверхностности усвоенного европейского мировоззрения и непрочности основанного на нем жизнестроительства. И, с другой стороны, – глубины и основательности отечественного понимания жизни и соответствующего ему уклада, остающихся у поколения ее детей, родителей Пушкина, в небрежении и забвении. Она сделала выбор.

 И маленький Пушкин воспринял её выбор, но вначале, её понимание проблемы: с одной стороны, красивая, блестящая, но неглубокая светская жизнь, которую он видел на примере своей семьи. Почти все дети – участники проекта обратили сегодня внимание на вещи, которые принадлежали или могли бы принадлежать матери Пушкина: зеркальце, обрамленное перламутром, веер из страусовых перьев, изящные белые перчатки. Легко представить облик их обладательницы – ухоженной и образованной светской дамы. Однако, её дети не знали материнской любви. Вряд ли это было индивидуальным недостатком: попечение о детях, общение с ними, разделение с ними чувств и мыслей просто не вписывались в ритм жизни светского человека.

С другой стороны, лишенная внешнего лоска и блеска, более того, бедная жизнь народа – крепостного. С которой, по уже наметившейся логике, не должна бы иметь ничего общего жизнь дворянина. Но которая оказалась исполнена удивительной глубины и нравственной высоты. Гениальность Пушкина, во-первых, сказалась в умении расслышать её. А уже потом, во-вторых, выразить расслышанное народное самосознание на понятном европеизированному дворянству языке. Величие Пушкина в том, что он тем самым способствовал возвращению «верхам» ощущения единства с «низами», восстановлению цельности самосознания, православного в своей основе. Пушкин разглядел сам и ненавязчиво рассказал другим, что основа русской жизни, и дворянской, и крестьянской - христианская любовь, самоотверженная и жертвенная. Он, в частности, понял, что барыня Мария Алексеевна и крестьянка Арина Родионовна совершенно одинаково видели суть своей воспитательной миссии, в исполнении которой эту христианскую любовь и являли. Про Марию Алексеевну уже было сказано. Няня Арина Родионовна, получив вольную, по собственному желанию осталась в семье, при детях Пушкиных. Высокая оценка взрослеющим Александром уклада русской жизни отнюдь не означала, что с позиции «верхов» он не замечал угнетения и эксплуатации, он также не считал, что неограниченная власть помещиков и неограниченное же бесправие крепостных – это хорошо. Но полученное в Захарове знание открывало, что не на этом держится российская действительность. Достоверность этого знания основывалась на непосредственном чувствовании в ближайших людях беззаветной Христовой любви к себе. И на опыте такой же ответной преданной любви к ним. Замечено: Пушкин не написал ни одного стихотворения о матери. Но зато есть стихи о тех, кто восполнил образовавшуюся пустоту: матушки (Марии Алексеевны) и няни Арины Родионовны.

Сегодня я узнала и о том, что опыт любви, обретенный «по другим каналам», в конце концов, наполнил все же и отношения сына и матери. Светлана рассказала, что Александр Сергеевич провел возле матери последние месяцы ее жизни, заботясь о ней. И о том, что Надежда Осиповна осознала ошибочность своего отношения к сыну и раскаялась в нем. Еще одно открытие – фигура дядьки Пушкина Никиты Тимофеевича Козлова, тоже, как и Арина Родионовна, крепостного крестьянина, который, насколько я поняла, сопровождал его с детских лет всю жизнь.

Это еще один пример отношений взаимной любви и преданности – буквально до последних дней жизни поэта. Никита Тимофеевич оказался тем, кто вез смертельно раненного Пушкина домой, а потом и провожал в последний путь. Глубину отношений, степень взаимопонимания этих людей являет пушкинский вопрос: «грустно тебе нести меня?». Это, конечно, не вопрос барина к крепостному. Памятование о месте каждого в социальной иерархии, конечно, присутствовало в этих отношениях. Но «верх» и «низ», начальствование и послушание отнюдь не определялись социальной вертикалью однозначно. Об этом можно судить на примере фигуры Савельича из «Капитанской дочки», прообразом которого стал Никита Тимофеевич. Со стороны последнего отношение к юному подопечному – в то же время и отцовское; таковым оно оставалось до конца, и таковым признавалось и принималось воспитанником. Любовь делала эти отношения кругом, а не вертикалью, где послушание происходило из слышания другого. Собственно, «Капитанская дочка» именно об этом - о том, что порядок, разграничение «верхов» и «низов» неизбежны в обществе, что неизбежен их конфликт, борьба, поскольку «у каждого своя правда». Но и о том, что на противоположных концах, в лице государыни и разбойника, оказывается равно возможным преодоление внешних границ, доверие собственному слышанию и парадоксальная для логики мира сего милость - действие из универсальной правды - любви.

Руководитель клуба ЮНЕСКО «Сфера» Надежда Алексеевна Лубенко


Вера и Время

Последние публикации:

21 сентября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

«Приводите своих детей в храм Божий!» Патриаршая проповедь в праздник Рождества Пресвятой Богородицы после Литургии в Илиинском храме в Северном Бутове г. Москвы

21 сентября 2020 года, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма пророка...

(См. далее...)

21 сентября 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

Священное бездействие

Статья протоиерея Андрея Ткачёва опубликована на портале Православие.ру 21 сентября 2012 г.

(См. далее...)

13 сентября 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

Он соединил в своей личности несоединимое… Проповедь в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского в Даниловом монастыре

...Сколь многому может научить пример одного человека! Князь Даниил служит примером и для власть имущих, и для нас, церковных людей, — иерархов, клириков, мирян, потому что это образ подлинной святости...

(См. далее...)

11 сентября 2020

Священник Константин Камышанов:

Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник потерянной любви

...Мне хочется сказать о том, что это ужасно и жестоко – ранить Господа и отвергать Его любовь, которая так нам нужна, в которой и состоит единственный смысл нашей жизни. Не о вине, а о потерянной любви хочется сказать в этот праздник, ставший для Иоанна Крестителя днем рождения в тонком мире...

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020