Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
Аннотация:

...Опыт отца Александра Ельчанинова очень интересен нам сейчас, когда Церковь старается найти единый подход к миссии среди молодёжи и к научению молодёжи христианской вере и жизни, воцерковлению её; а молодёжь, в свою очередь, пытается найти, во-первых, своё место в Церкви, а во-вторых, церковный авторитет, старших, которым она сможет доверять...

Сообщения по теме:

27 февраля 2024

В Культурно-просветительском центре «День» в Москве прошёл вечер памяти Татьяны Ивановны Петраковой

3 февраля 2024 года в Культурно-просветительском центре «День» в Москве прошёл вечер памяти Татьяны Ивановны Петраковой, президента Общественного объединения...

(См. далее...)

10 ноября 2023

Сергей Герук. Куда дрейфует Почаев? (Заметки паломника)

...Вот и Почаев. Я был на исповеди, говорил с насельниками, с братией, расспрашивал паломников и женщин, несущих послушание в паломнической гостинице. Наконец взял обширное интервью у наместника лавры...

(См. далее...)

Архив событий:
Сообщения:
1 марта 2019

Выдающиеся личности | Московский Патриархат


 

Мария Сегаль. «Он представлял собой явление необычайное и исключительное...»: священник Александр Ельчанинов

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное…», - писал об о. Александре Ельчанинове протоиерей Сергий Булгаков. Его опыт важен для педагогов и священников, потому что о. Александр умел работать с молодёжью
1 марта 2019 г.



Священник Александр Ельчанинов

Отец Александр Ельчанинов – один из выдающихся деятелей русского религиозного возрождения XX века. Он был удивительным пастырем, который в непростых условиях эмиграции сумел найти ключ к сердцам многих людей, потерявших веру, оказавшихся не по своей воле вдалеке от родины, лишившихся всего и вынужденных каждый день тяжело трудиться, чтобы прокормить себя и свои семьи. Протоиерей Сергий Булгаков писал о нем как о священнике:

«Он представлял собой явление необычайное и исключительное, ибо воплощал в себе органическую слиянность смиренной преданности православию и простоты детской веры со всей утонченностью русского культурного предания».

Значительную часть паствы отца Александра составляли молодые люди, которым он помогал избавиться от уныния, помогал заново обрести веру и надежду. Во всех перипетиях революции, войны и эмиграции молодежь легко теряла веру в Бога и Церковь, теряла ориентиры, доверие авторитету старших, и потому любому человеку, решившемуся взять на себя труд попечения об этих людях, приходилось заново раскрывать им путь следования за Христом, путь к осознанному и ответственному вхождению в Церковь. О. Александр писал о современной ему молодежи:

«Вот несколько впечатлений от моего общения с молодежью – выросшие в условиях революции, войны и эмиграции, молодые часто нервно неустойчивы, но практичны, реалисты; малый опыт добра; часто малокультурны, но со своеобразной честностью, прямотой, непризнанием фраз и «идеалов» без дела. Чуткость ко лжи. Сохранены ли они для России, и как их сохранить? <...> Для самих себя. Можно прожить и живут всю жизнь слабой чьей-то тенью, копией, третьим сортом. Но, конечно, это плохой способ».

Думается, что в этом описании молодежи 1920-х – 30-х годов современные молодые люди с легкостью могут узнать себя: ведь их взросление также пришлось на период безвременья, социальных потрясений, крушения старых авторитетов, оторванности от какой бы то ни было культуры...

В период служения отца Александра в Ницце к нему постоянно приходили люди для исповеди или пастырской беседы, и не только приходили, но и писали письма с вопросами и проблемами. И молодежь была частыми корреспондентами и слушателями о. Александра.

Ответы о. Александра на такие письма были собраны его женой и опубликованы в сборнике «Записи», который уже в наше время несколько раз переиздавался. Вот, например, одна запись о. Александра о молодежи:

«Главная ошибка нашей молодежи – в убеждении, что все можно постигнуть, что христианство есть философская система, логически доказуемая и излагаемая, что они в данном своем состоянии (моральном, религиозном, интеллектуальном) могут усвоить себе всякую истину веры. Что христианство есть жизнь, этого они часто упорно не хотят видеть. Вместо того, чтобы полюбить истину и преклониться перед нею, они ее оспаривают, полемизируют с нею».

Ключевые слова свидетельства в этих строчках: «христианство есть жизнь».

О. Александр пишет (не забудем, он пишет не абстрактно, а какому-то конкретному молодому человеку), что христианство – это жизнь, и ни в коем случае не философская система, которая затрагивает только абстрактные убеждения человека, но никак не отражается на его повседневной жизни. Без сомнения, о. Александр не только писал об этом в своих письмах, но и свидетельствовал своей жизнью, так как, по отзывам его современников, он представлял собой целостный образ настоящего христианина. Вот цитата из его «Советов молодым священникам»:

«Всякое слово, поучение имеет смысл и цену только тогда, когда идет от собственного духовного опыта, знания. Всякое слово, сказанное только устами, мертво и ложно, и всегда слушающие безошибочно это различают».

Опыт отца Александра Ельчанинова очень интересен нам сейчас, когда Церковь старается найти единый подход к миссии среди молодежи и к научению молодежи христианской вере и жизни, воцерковлению ее; а молодёжь, в свою очередь, пытается найти, во-первых, свое место в Церкви, а во-вторых, церковный авторитет, старших, которым она сможет доверять.

Во многом именно о. Александр Ельчанинов являет собой пример такого авторитета, пастыря, который понимает, что молодежь требует к себе особого подхода, ведь, по свидетельствам современников, молодые люди продолжали общаться с о. Александром, доверяли ему многие годы, даже тогда, когда становились уже взрослыми людьми.

 

СПРАВКА

Александр Викторович Ельчанинов родился 1 марта 1881 года в городе Николаев в семье офицера. В 1900 году с золотой медалью окончил 2-ю тифлисскую гимназию, где учился вместе с русским ученым и богословом о. Павлом Флоренским и философом В. Ф. Эрном. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую духовную академию, но досрочно покинул ее. Участвовал в деятельности Христианского братства борьбы, основанного В. П. Свенцицким, будущим о. Валентином, и Эрном. Входил в редколлегию «Религиозно-общественной библиотеки» и был редактором-издателем газет Христианского библейского братства. 18 ноября 1905 года избран членом совета Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. С 1910 года активно занимался педагогической деятельностью. На Высших женских курсах в Тифлисе читал лекции по истории религии и о новой русской религиозно-философской мысли. С 1912 года преподавал в гимназии Владимира Левандовского в Тифлисе, в 1914 году стал ее директором. В 1921 году поселился с семьей во Франции в Ницце, был рукоположен в священника в 1926 г., преподавал русский язык. Был одним из руководителей Русского студенческого христианского движения. В 1934 году отец Александр был назначен в Александро-Невский собор на ул. Дарю в Париже, где прослужил всего неделю и тяжело заболел. Скончался 24 августа 1934 года в Париже и похоронен на кладбище в г. Медон под Парижем.

Мария Сегаль


Преображенское братство

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Серов В.А. Ледовое побоище. 1942

18 апреля

День воинской славы России. Ледовое побоище (1242)

...В этот момент в тыл немцам ударил резерв Александра – ряды немцев смешались. Давя друг друга, они пытались спастись в паническом бегстве. Русская рать преследовала их и добивала. Победа была полной...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024