История
Донской монастырь был основан царём Феодором Иоанновичем в честь Донской иконы Божией Матери в благодарность за избавление Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея в 1591-1593 годах.
Монастырь возник на том месте, где находился стан русских воинов, готовившихся вступить в бой с татарскими полчищами. Посреди стана тогда разместили походную церковь преп. Сергия Радонежского и водрузили туда чтимую икону Божией Матери, прозванную Донской.
По преданию, этой иконой преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия Ивановича и его воинов на Куликовскую битву, которая произошла близ берега Дона. Она была с русскими воинами на поле боя, и после блестящей победы икону стали называть Донской (как и самого князя Дмитрия Ивановича). С тех пор каждый раз, когда Москву осаждали вражеские полчища, перед ней молились о победе.
Когда в 1591 году крымский хан был уже на подступах к первопрестольной, царь Феодор Иоаннович повелел совершить крестный ход с Донской иконой вокруг городских стен и затем поместить её в походной Сергиевской церкви посреди русского стана. Бессонную ночь провёл тогда набожный царь в молитвах перед иконой, и в видении ему было открыто, что он одержит победу «силою Христа и предстательством Его Матери».
Жестокая битва длилась почти целые сутки, и в самый её разгар татары вдруг обратились в паническое бегство, бросив на поле сражения убитых и раненых и весь свой скарб или, как тогда говорили, «обоз», отчего монастырь называли в старой Москве, «что в Обозе».
Такое уже не один раз бывало в московской истории: в необъяснимом страхе бежали от Москвы и страшный Тимур, и царевич Мазовша, и хан Ахмет, и многие другие завоеватели - всякий раз, когда москвичи молили Божию Матерь заступиться за них.
В благодарность за услышанную молитву и чудесную помощь Феодор Иоаннович поставил на месте стана в том же 1591 году собор и поместил туда Донскую икону. Возможно, что собор Донской иконы Божией Матери в 1591-1593 г.г. возводил московский зодчий Фёдор Конь, строитель стены Белого города.
Почти через сто лет рядом с ним иждивением сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный «Большим», а первый стал называться «Малым».
Монастырь был возобновлён царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 году, в 1693 году был освящён новый собор во имя Донской иконы Божией Матери.
В 1745 году монастырь был причислен к ставропигиальным.
С конца XVII века монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных.
В 1914 году был освящён храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.
В 1922-1925 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон. Здесь он провёл большую часть своего заключения, перенося клевету и травлю со стороны большевиков и «обновленцев». В двух тесных кельях он жил почти до самой смерти и 7 апреля 1925 года скончался в больнице на Остоженке с последними словами: «Ночь будет темная, долгая... Долгая...».
Патриарха-мученика хоронила в Донском монастыре вся православная Москва. Пришли те, кто не боялся ни провокации, ни гнева большевистских властей. Пришёл и художник Павел Корин, и, потрясённый увиденным, задумал здесь свою картину «Русь уходящая».
В 1925 году в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребён
В Большом соборе священник Николай Голубцов тайно крестил дочь Сталина Светлану Аллилуеву под именем Фотина (Светлана в переводе с греческого).
В 1926 году монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму.
В 1927 году Храм преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий.
В 1929 году все монастырские храмы были закрыты, с 1934 года в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.
Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др.
Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 году.
После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви.
В начале ноября 1982 года Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нём резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
Большой собор освящён в августе 1991 года.
19 февраля 1992 года после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.
Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 году.
При входе в монастырь стоит военная техника: танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев, Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооружённых сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 году было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.
Храмы и часовни
• Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами великомученика Феодора Стратилата и преподобного Сергия Радонежского (1591-1593 г., архитектор предположительно Фёдор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.).
• Большой собор Донского монастыря (1684-1698 гг., надстроен в середине XIX века, иконостас 1695—1699 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня).
• Храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806—1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных).
• Храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-1714 гг., архитектор предположительно И.П. Зарудный).
• Храм праведных Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-1732 гг., архитектор Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-1755 гг.).
• Храм Александра Свирского (1796—1798 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.).
• Храм преподобного Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко).
• Храм святителя Иоанна Златоуста (1888-1891 гг., архитектор А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; великомученицы Екатерины — нижний храм.
• Храм преподобного Серафима Саровского и благоверной княгини Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-1910 гг.; освящён в 1914 г. — архитектор З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Св. Духа и Всех Святых.
• Часовня-усыпальница Левченко (начало XX века, архитектор И. Клейн).
• Храм святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и нижний храм благоверного князя Вячеслава Чешского (1998 г.).
• Храм Георгия Победоносца (2000 г.).
•
Святыни
В Малом соборе:
чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»;
Донская икона Божией Матери под сенью;
у стен собора — могила келейника святителя Тихона, мученика Якова Полозова.
В Большом соборе:
чудотворная Донская икона Божией Матери;
рака с мощами святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
В часовне-усыпальнице Левченко:
мозаичная икона святителя Николая («Благоухающая»).
ПО МАТЕРИАЛАМ САЙТОВ: Православие.ру и
|