Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
М.М. Шемякин

4 мая

Российский художник М.М. Шемякин (р. 1943)

Михаил Михайлович Шемякин родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. Его отец, рано потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приёмный отец скоро пропал...

(См. далее...)

5 мая

Покоритель Севера, гидрограф Г.Я. Седов (1877-1914)

Седов Георгий Яковлевич [родился 23.04 (05.05). 1877, с. Кривая Коса, ныне пос. Седово Донецкой обл. Украины, - умер 20.02 (05.03).1914] - русский исследователь Арктики. Георгий Яковлевич Седов родился в семье...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
18 января

Выдающиеся личности


 

Русский актёр и режиссёр Б.А. Бабочкин (1904-1975)



Б.А. Бабочкин

Борис Андреевич Бабочкин (1904–1975) - русский актёр, режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1963). Герой Социалистического труда (1974), лауреат Государственных премий (1941, 1951, 1977).

Родился 5 (18) января 1904 года в Саратове. Пройдя подготовку в саратовской драматической студии под руководством А. Канина, в августе 1920 года уезжает в Москву и поступает сразу в две театральные школы – к Михаилу Чехову и в студию «Молодые мастера» к И. Певцову. Однако вскоре он покидает Чехова: «Им можно было восхищаться, но учиться у него нельзя было».

Летом 1921 года в числе «молодых мастеров» во главе с Певцовым Бабочкин провёл свой первый профессиональный сезон в театре Иваново-Вознесенска. Здесь же играл его старший брат, талантливый актер Виталий Бабочкин, вскоре умерший от тифа.

Вернувшись в Москву, Бабочкин ненадолго поступает в драматический театр под руководством В. Сахновского. Затем он уезжает на периферию, играет в театрах Могилева, Костромы, Бердичева, Воронежа, Самарканда, Пишпека (за пять лет – более двухсот ролей), а также недолго служит в театре МГСПС (ввод в спектакль «Шторм», 1925, В. Билль-Белоцерковского на роль Братишки, режиссёр Е. Любимов-Ланской).

 

С 1927 года Бабочкин в Ленинграде (театр Сатиры, театр Народного дома) – роль Сысоева в «Первой Конной» В. Вишневского (режиссёр А. Дикий, 1930).

В 1931 году он переходит в Ленинградский государственный академический театр драмы имени Пушкина, где занят во многих спектаклях классического и современного репертуара: Чацкий в «Горе от ума» А. Грибоедова (Н. Петров, 1932), Кастальский в «Страхе» А. Афиногенова (режиссёр Н. Петров, 1931), «Самозванец» в Борисе Годунове А. Пушкина (режиссёр Б. Сушкевич, 1934), Алексей в «Петре I» А.Н. Толстого (режиссёр Б. Сушкевич, 1935), Хлестаков в «Ревизоре» Н. Гоголя (режиссёр Б. Сушкевич, 1936) и др.

Здесь же (на Малой сцене) состоялась его первая режиссёрская работа – «Нора» Г. Ибсена (1936).

 

В 1936 году по приглашению А. Дикого Бабочкин переходит в БДТ.

После ареста Дикого в 1937 году он был назначен художественным руководителем театра.

Заметными событиями тех лет стали режиссёрские работы Бабочкина: «Дачники» М. Горького (1939) (неоднократное обращение режиссёра к этой пьесе повлияло на её сценическую судьбу: до этого она числилась в разряде «несценичных», «неблагодарных»), где он сыграл роль Власа, и «Царь Потап» А. Копкова (1940). В них, по словам театроведа К. Рудницкого, уже был заметен «характерный для бабочкинской режиссуры острый, въедливый психологизм, дала себя знать типично бабочкинская резкость, даже взвинченность тона, а главное, чувствовалась чрезвычайно активная интерпретация ролей».

В 1940 году Бабочкин уходит из БДТ. По собственному его признанию, это была самая большая ошибка в жизни. Возобновляются его скитания по театрам и труппам.

 

В 1940 году Бабочкин переезжает из Ленинграда в Москву и поступает в труппу Театра имени Евг. Вахтангова, где играет роли Степана в «Учителе» С. Герасимова (режиссёр Б. Захава, 1940) и Огнева во «Фронте» А. Корнейчука (режиссёр Р. Симонов, 1942) и ставит «Новогоднюю ночь» А. Гладкова (1945).

В 1946 году спектаклем «Бранденбургские ворота» М. Светлова в постановке Бабочкина и с его участием открывается Государственный театр киноактера.

В 1948–1951 годах Бабочкин – актёр и режиссёр Малого театра.

1951 год он проводит в Болгарии, где в Софийском Народном театре имени И. Вазова ставит три спектакля (в том числе снова обращается к «Дачникам» М. Горького), участвует в работе периферийных театров, преподает в Театральной академии.

 

По возвращении Бабочкин неожиданно для себя назначается художественным руководителем Московского театра имени А.С. Пушкина (1952–1953). Он приглашает А. Дикого поставить «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (1953), где блестяще играет роль Клаверова: «Я вложил в эту роль всё, что знал о карьеристе и бюрократе». Это была одна из крупнейших актерских удач Бабочкина. Спектакль пользовался огромным успехом, но вслед за разгромной рецензией в «Правде» последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы (лишь постановка «Тоски» Дж. Пуччини в Киевском академическом театре оперы и балета имени Т.Г. Шевченко).

 

В 1955 году Бабочкин возвращается в Малый театр, где в течение последних двух десятилетий жизни играет преимущественно в собственных постановках: Иванов в «Иванове» А. Чехова (1960), Суслов в «Дачниках» М. Горького (1964), Грознов в комедии А. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» (1965), Достигаев в сценах М. Горького «Достигаев и другие» (1971), Кулигин в «Грозе» А. Островского (1974). Спектакли отличала продуманность и оригинальность концепций, значительные актёрские работы, в том числе самого Бабочкина.

 

Начав сниматься в 1927 году, Бабочкин сыграл примерно в двух десятках фильмов, в основном историко-революционных. Роль Чапаева в одноименной картине братьев Васильевых (1934) не только принесла Бабочкину всенародную популярность и признание властей, но и драматически сказалась на его актёрской судьбе.

После Чапаева Бабочкин долгое время был обречён играть сугубо положительных, героических персонажей. Он очень болезненно переживал перспективу остаться «актёром одной роли», перспективу того, что его актёрские и режиссёрские работы в театре останутся в тени этого, даже столь значительного создания. Бабочкин остро негативно реагировал на критику, что видно из его автобиографии (развёрнутый ответ на анкету Театрального музея). Это был художник, страстно и ревностно относящийся к своему таланту и своим творениям.

 

Бабочкин отдал дань и кинорежиссуре: он дебютировал в этом качестве в 1945 году фильмом «Родные поля» (совместно с художником А. Босулаевым). Затем поставил фильм «Повесть о «Неистовом» (1947) и экранизировал «Дачников» (1966).

 

В последние годы жизни в творчество Бабочкина вошло телевидение. За сравнительно короткий срок он успел сделать немало: роли Николая Степановича в телеспектакле по повести А. Чехова «Скучная история» (сценарист и режиссёр П. Резников, 1968) и Олеши Смолина в «Плотницких рассказах» по В. Белову (сценарист и режиссер П. Резников, 1972), монологи из трагедий А. Пушкина, телевизионные варианты своих спектаклей «Правда – хорошо, а счастье лучше» А. Островского, «Фальшивая монета» и «Достигаев и другие» Горького.

 

Бабочкин – автор множества статей, отзывов, заметок, он публиковался в журналах «Советское искусство», «Рабочий и театр», «Театр», «Огонёк», «Искусство кино», «Москва», газетах «Ленинградская Правда», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Литературная газета», «Известия», «Советская культура» и др.

 

С 1944 года Бабочкин преподавал во ВГИКе (с 1966 года – профессор), руководил актёрской мастерской, мечтал о своем театре, труппу которого составили бы его ученики.

 

Умер Бабочкин в Москве 17 июля 1975 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


Кругосвет

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
М.М. Шемякин

4 мая

Российский художник М.М. Шемякин (р. 1943)

Михаил Михайлович Шемякин родился в 1943 году в Москве, в семье актрисы и военного. Его отец, рано потерявший близких, был усыновлен офицером Белой гвардии Шемякиным. Приёмный отец скоро пропал на полях гражданской войны, а юный Михаил Шемякин стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024