Василий Григорьевич Перов (1833/1834–1882) - русский художник.
Родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 года (2 или 4 января по новому стилю; по другой версии в 1834 году). Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г.К. Криденера, фамилию же «Перов» дал будущему художнику учитель грамоты, заштатный дьякон.
Учился в Арзамасской школе живописи (1846–1849) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853–1861), где одним из его наставников был С.К. Зарянко.
Испытал особое влияние П.А. Федотова, мастера журнальной сатирической графики, а из зарубежных мастеров – У. Хогарта и жанристов дюссельдорфской школы.
Жил в Москве. Был одним из членов-учредителей «Товарищества передвижников» (1870).
Ранние произведения художника сатирически-нравоучительны, представляют собой живописные, тщательно выписанные «картинки» («Проповедь в селе», «Сельский крестный ход на Пасхе», обе работы – 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862).
Большое значение для становления его зрелой манеры имели парижские произведения (он побывал в Париже в 1862–1864-х годах как «пенсионер» Академии художеств), в том числе эскиз «Парижское гулянье. Внутренность балагана во время представления» (1863).
Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у художника и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту: картины «Проводы покойника» (1865) и «Тройка».
В картине «Тройка» сюжет прост: ученики-мастеровые везут воду (1866). Но это живописное полотно впечатляет силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М. Достоевского.
Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в «Утопленнице» и особенно в «Последнем кабаке у заставы» (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика, таким образом, переходит у мастера в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности мира.
Также обобщённо-символичны и лучшие портреты работы Перова («А.Н. Островский», 1871; «В.И. Даль», «А.Н. Майков», «М.П. Погодин», все портреты – 1872), достигающие беспрецедентной для русской живописи духовной напряжённости. Недаром портрет Ф.М. Достоевского (1872) по праву считается лучшим в иконографии великого писателя.
Популярные жанровые картины 1870-х годов проникнуты добродушным юмором («Птицеловы», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; «Голубятник», 1874). Живописуя «о делах и днях» «маленьких людей», художник поэтически воспевает человеческие мирки увлечений и грёз, в то же время подчеркивая их иллюзорность (контраст горячей болтовни «охотников» и мрачного осеннего поля, покрытого первой порошей).
Опыты исторического жанра («Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880–1881) не принадлежат к числу шедевров Перова. Поздняя религиозная живопись («Христос в Гефсиманском саду», 1878) и театральные фантазии мастера (цикл эскизов «Снегурочка», 1870-е годы) свидетельствует о глубоких философских размышлениях художника.
В последние десятилетия жизни Перов обнаруживает незаурядный талант писателя-очеркиста (рассказы «Тётушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881; и другие).
В 1871–1882 годах В.Г. Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где среди его учеников были Н.А. Касаткин, С.А. Коровин, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин.
Умер Перов в селе Кузьминки (в те годы оно находилось под Москвой) 29 мая (10 июня) 1882 года. Похоронен на похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Перезахоронен на монастырском кладбище Донского монастыря.
|