Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
К.Е. Маковский. Автопортрет. 1860

2 июля

Русский художник К.Е. Маковский (1839-1915)

Константин Егорович Маковский (1839-1915) - русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма. Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 года в семье Е.И. Маковского...

(См. далее...)

3 июля

Русский музыкант, собиратель и исполнитель русских народных песен М.Е. Пятницкий (1864-1927)

Митрофан Ефимович Пятницкий (1864, село Александровка, ныне Воронежской области, — 1927, Москва) – русский советский музыкант, исполнитель и собиратель...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
6 декабря

Выдающиеся личности


 

Русский писатель С.П. Залыгин (1913-2000)



С.П. Залыгин

Сергей Павлович Залыгин (1913–2000) - русский советский писатель и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1988), народный депутат СССР (1989–1991), академик РАН (1991).

Родился 23 ноября (6 декабря) 1913 года в селе Дурасовка Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье интеллигентов, в студенческие годы подвергавшихся политическим репрессиям.

В 1939 году окончил гидромелиоративный факультет Омского сельскохозяйственного института, заведовал кафедрой сельхозмелиорации (1946–1955); кандидат технических наук (1949).

Во время Великой Отечественной войны старший гидролог Гидрометеослужбы Сибирского военного округа (накопленный здесь материал лёг в основу книги Залыгина «Северные рассказы», 1947); в 1955–1964 – старший научный сотрудник Западно-Сибирского филиала АН СССР.

В 1941 году выпустил первую книгу «Рассказы»; после войны активно выступал с беллетристическими и публицистическими работами, посвящёнными проблемам сельского хозяйства (книга рассказов и очерков «На Большую землю», 1953; «Весной нынешнего года», 1964; «Красный клевер» 1955).

В «оттепельные» годы опубликовал повесть «Свидетели» (1956), где высмеивал равнодушие обывателей, «свидетелей», а не участников общественного бытия, предвосхитив тем самым одну из магистральных тем социально-психологической «антимещанской» прозы 1960–1970-х годов, в том числе, своей собственной, а также близкие ей по проблематике повести «Обыкновенные дни» (1957) и книгу рассказов «Блины» (1963).

Заметными в общественной жизни страны стали выступления Залыгина (как и В.П. Астафьева, В.Г. Распутина и др.) в защиту сибирской природы, соблюдения законов экологического равновесия (главным образом в области гидростроительства), против рискованного проекта поворота русла сибирских рек с целью поддержания водного запаса Аральского моря, истощённого, в свою очередь, непродуманной системой ирригации. С обозначенными проблемами связаны книга Залыгина «О ненаписанных рассказах: Литературно-критические статьи», изданная в Новосибирске (1961), и роман «Тропы Алтая», посвящённый исследователям труднодоступных районов.

Роман привлёк внимание А.Т. Твардовского и был опубликован в 1962 году в журнале «Новый мир», где в 1964 году увидела свет и принесшая Залыгину широкую известность повесть «На Иртыше» («Из хроники села Крутые Луки»), в смелом для советской литературы тех лет критическом свете изображавшая процесс коллективизации в Сибири.

«Крестьянский», со свойственным ему трудолюбием, трезвой рассудительностью и реальной осмысленностью существования, взгляд на мир с ещё большей силой проявился в основных произведениях Залыгина – романах «Солёная падь» (1967; Государственная премия СССР, 1968), «Комиссия» (1975) и «После бури» (книги 1–2; 1980–1985), представляющих панорамную, многофигурную хронику жизни Сибири 1920-х годов. Здесь историческая достоверность, психологизм, социально-философская аналитичность породили концепцию противостояния народной правды (в «Солёной пади» – образ партизанского вожака Мещерякова, имевшего прототипом алтайского крестьянина Е. Мамонова, с помощью собранной им многотысячной армии пытавшегося создать настоящую «партизанскую республику»; в «Комиссии» – орган мужицкой власти Лесная Комиссия) и политического авантюризма (образ антагониста Мещерякова, Брусенкова, предтечи советской себялюбивой и жестокой номенклатуры, презирающей здоровую мораль естественного человека), ориентацию на отказ от контрастности идеологического мышления, способность к диалектически гибкой и всесторонней оценке событий (трактовка нэпа в романе «После бури»).

С середины 1960-х годов Залыгин жил в Москве, преподавал в Литературном институте имени А.М. Горького, занимал руководящие посты в Союзе писателей СССР и РСФСР.

В 1986–1998 годы – главный редактор журнала «Новый мир», на страницах которого впервые на родине опубликован Архипелаг ГУЛАГ А.И. Солженицына, а также роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» и другие острокритические беллетристические и публицистические сочинения (в том числе, самого Залыгина).

Острота нравственной коллизии, раскрытой в повествовании об интимной, камерной жизни, высветила незаурядные возможности Залыгина как писателя-психоаналитика, в поисках новой любви усматривающего типичные для современного городского интеллигента попытки выхода за рамки неизбежного одиночества (роман «Южноамериканский вариант», 1973).

Документально-исторический (с элементами художественной условности) «роман без сюжета» «Свобода выбора» (1996) продолжил постоянную для писателя тему народа и власти на материале предреволюционных лет России 20 века.

Философская повесть «Однофамильцы» (1995) посвящена проблемам преемственности в истории культуры; повесть «Ирунчик» и «Уроки правнука Вовки» (обе 1997) – образцы современного бытописания, не лишенного моральной назидательности.

Залыгин оставил также путевые очерки (в том числе, о Китае, который он посетил в 1958 году), повесть «Оська – смешной мальчик: Фантастическое повествование в двух периодах» (1973), многочисленные литературно-критические («Мой поэт. О творчестве Чехова», 1969; «Литературные заботы», 3-е изд., 1982; «Собеседование», 1982; статьи о Н.В. Гоголе, Л.Н. Толстом, П.Н. Васильеве, А.П. Платонове, Л.Н. Мартынове и др. писателях) и философско-публицистические статьи («Два провозвестника», 1995, в которой две концепции культурно-исторического миссионерства России – у Ф.М. Достоевского и В.И. Ленина – анализируются с явной симпатией к гуманистически-реальному наполнению первой; «Моя демократия», 1996, напоминающая о нравственных постулатах истинного народовластия; «Культура, демократия и тоталитаризм», 1997, в которой Залыгин высказывает мысль о необходимости утверждения демократии не «сверху», а «снизу», и именно с помощью культуры, то есть, в первую очередь, национального языка и воплощённого в нем образа мыслей).

Умер Сергей Павлович Залыгин в Москве 19 апреля 2000 года. Похоронен на Троекуровском кладбище.



Кругосвет

Последние публикации:
Архимандрит Андрей (Конанос)

28 июня 2020

Архимандрит Андрей (Конанос):

Настоящему христианину нет дела до других. Как помочь тем, кого хочется поучать?

...Хочешь помогать окружающим? Помоги себе сам. И это не эгоизм, это настоящая забота о ближнем. Почему? Хороший донор, говорил старец Паисий, сперва очищает свою кровь от токсинов, чтобы не передать их больному. А мы бросаемся спасать всех вокруг, не желая избавляться от...

(См. далее...)

14 июня 2020

Архимандрит Андрей (Конанос):

О самой большой тайне всех святых

...найди своё призвание. Ищи. Обрати внимание на свою харизму. Прислушайся к своим сердечным чаяниям и глубинным желаниям. Молюсь, чтобы ты пробудился, чтобы зажглась в твоей душе искра и превратилась в пламенное желание, которое изменит все твои 24 часа...

(См. далее...)

14 июня 2020

Протоиерей Александр Шаргунов:

«Мы празднуем память всех святых, чтобы научиться жить». Слово в неделю Всех святых

...печать благородства личности всегда определяется способностью к благодарности. Многим дано было узнать, какую жизнь приносит Христос, какая вечная жизнь открывается им Воскресением Христовым, но не очень многие смогли после этого отдать всю свою жизнь Господу...

(См. далее...)

11 июня 2020

Протоиерей Андрей Ткачёв:

«Спасибо тебе, святитель Лука! Мы сегодня пришли в храм Божий благодаря тебе…»

...Он операции делает до сегодняшнего дня. Вот тот священник, который первый приехал в Симферополь и подарил раку серебряную для мощей Луки. У него рука не поднималась. Не мог руку поднять. Что-то там заклинило в области лопатки. Он так любил Луку и так ему молился. И Лука...

(См. далее...)

Знаменательные даты:
К.Е. Маковский. Автопортрет. 1860

2 июля

Русский художник К.Е. Маковский (1839-1915)

Константин Егорович Маковский (1839-1915) - русский художник, мастер живописи, представитель академического романтизма. Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 года в семье Е.И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества...

(См. далее...)

Анонсы
Фотоальбомы

22 июня 2018

Родная земля. Дорогами паломников: Кострома - Нерехта - Плёс

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

(См. далее...)

Православное христианство.ru. Каталог православных ресурсов сети интернет Рейтинг@Mail.ru

Вера и Время    2020