Всеволод Илларионович Пудовкин (16 (29) февраля 1893 года -30 июня 1953 года) - кинорежиссер и теоретик киноискусства, народный артист СССР (1948), трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1947, 1951 гг.), один из основоположников кинематографии в СССР.
В.И. Пудовкин родился в Пензе.
В 1914 году окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета.
В 1915 году призван в армию, взят в плен и помещён в лагерь для военнопленных в Германии, откуда бежал.
В 1919 году вернулся уже в советскую Россию.
В 1920 году поступил в Госкиношколу (теперь ВГИК). Окончил ВГИК в 1925 году.
Студентом начал работать как сценарист, режиссёр и актёр. Ученик Гардина В. и Кулешова Л.
С 1925 года Пудовкин работал на киностудии "Межрабпом - Русь".
Окончив студию Кулешова и создав в качестве актёра первый в истории кино образ большевика и ряд эксцентрических и сатирических образов, Пудовкин становится режиссёром.
Первые работы - "Шахматная горячка" (1925 год, совместно с Шпиковским Н. Г.) и научно-популярный фильм "Механика головного мозга" (1926 год).
В 1926 году Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи и оператором А. Головней создает свой шедевр "Мать" по повести М. Горького. Главные роли он поручил актерам Художественного театра В. Барановской и Н. Баталову, которые создали правдивые, психологически глубокие образы.
Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино, например, он сумел создать интересные метафорические образы: тишину он передал, показывая крупным планом падающие капли.
В следующем фильме - "Конец Санкт-Петербурга" (1927 год), - созданном В. Пудовкиным, Н. Зархи и А. Головней к десятилетнему юбилею Октября, показана типичная судьба революционера. Герой приходит в город неграмотным деревенским парнем и - сначала в цехах завода, а затем в окопах войны - приобретает гражданскую закалку.
Эпизоды безжалостной окопной войны, военного ажиотажа на бирже, а также октябрьских событий в Петрограде принадлежат к лучшим достижениям киноискусства.
Третий шедевр Пудовкина - "Потомок Чингисхана" (1929 год).
В этом фильме показана борьба монгольского народа против колонизаторов и интервентов. Режиссёр нашёл удивительные детали, характеризующие отношение к происходящим событиям: вихрь, катящий клубы пыли, вырванные деревья, "стирает" с лица земли интервентов.
Фильмография В.И. Пудовкина. Кинофильмы: "Мать" (1926 год), "Конец Санкт-Петербурга" (1927 год), "Потомок Чингисхана" (1929 год), "Минин и Пожарский" (1939 год), "Суворов" (в 1941 году совместно с Доллером М.И.), "Адмирал Нахимов" (1947 год) и др.
Последний фильм Пудовкина - "Возвращение Василия Бортникова" (1953 год, по повести Г. Николаевой "Жатва").
В.И. Пудовкин был одним из первых теоретиков кино. В его работах (более 200 из них опубликованы) нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа (Пудовкин сравнивал различные виды монтажа в игровом и документальном кинематографе), работа с типажом и актером по системе К.С. Станиславского, режиссура, проблема звука в кино, реализм и натурализм в кино.
Особое значение Пудовкин придавал изучению актёрского мастерства. Его интересовали также проблемы сценарного мастерства, кинокритика, история кино.
Пудовкин читал лекции на режиссерском факультете ГИКа, впоследствии ВГИКа (в 1950 году был утвержден в звании профессора).
Автор книг: "Киносценарий" (1926 год), "Кинорежиссер и киноматериал" (1926 год), "Актер в фильме" (1934 год), "Работа актера в кино и система Станиславского" (1952 год).
Пудовкин как режиссёр и теоретик кино был одним из творцов поэтического, монтажного кинематографа, в этом и заключается его новаторство. В его фильмах свободно сочетается влияние русской литературной и театральной традиции. Именно Пудовкину впервые удается осуществить этот смелый художественный синтез.
Творчество В.И. Пудовкина оказало влияние на весь мировой кинематограф.
Умер Пудовкин 30 июня 1953 года под Ригой, в посёлке Дубулты, похоронен в Москве.
Колоссальный темперамент и мастерстве Пудовкина до сих пор поражают зрителей.
|