Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования
Основные разделы:
События по теме:
Праздник весны и труда

1 мая

Праздник весны и труда

История этого праздника такова. 1 мая 1886 года чикагские рабочие организовали забастовку и демонстрацию с требованиями 8-часового рабочего дня, которые закончились кровопролитными столкновениями с полицией. Через три года Парижский конгресс II Интернационала...

(См. далее...)

3 мая

Всемирный день свободы печати

Всемирный день свободы печати отмечается ежегодно с 1992 года по инициативе представителей независимой печати стран Африки, одобренной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Дата 3 мая выбрана не случайно. Именно...

(См. далее...)

Архив событий:
КАЛЕНДАРЬ:
23 декабря

Общие праздники

 

День дальней авиации



Эмблема дальней авиации

Дальняя авиация (ДА) берёт своё начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» - первого в мире соединения тяжёлых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 года утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал М.В. Шидловский - бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец».

Самолёт «Илья Муромец» - одно из самых выдающихся творений известного русского авиаконструктора И.И. Сикорского. Первый полет «Муромец» выполнил в декабре 1913 года.

За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнём бортовых пулемётов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец».

В апреле 1917 года в эскадру входило четыре боевых отряда, два десятка бомбардировщиков.

Февральская революция обернулась полным развалом русской армии. В сентябре 1917 года германские войска подошли к Виннице, где в тот период дислоцировалась эскадра воздушных кораблей. Самолёты сожгли, чтобы они не достались врагу.

Возрождение Дальней авиации началось через несколько месяцев после Октябрьской революции. Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1918 года предписывалось сформировать Северную группу воздушных кораблей «Илья Муромец» в составе трёх боевых единиц.

Качественно новый этап развития ДА связан с принятием на вооружение бомбардировщика ТБ-3, спроектированного под руководством А.Н. Туполева. Самолёты марки «Ту» составляли и составляют главную ударную силу Дальней авиации. Поступившие в войска в начале 30-х годов самолеты ТБ-3 были сняты с вооружения уже после окончания Великий Отечественной войны - в 1946 году, по тем временам огромный срок службы.

Бомбардировщики ТБ-3 строились крупной серией, что позволило в 1933 году впервые в мире сформировать тяжёлые бомбардировочные авиационные корпуса.

В январе 1936 года была сформирована первая авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения - АОН). Именно в нашей стране в 30-е годы впервые в мире была создана стратегическая авиация.

Очередной этапной машиной стал спроектированный в КБ Ильюшина двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3. После модернизации получивший обозначение ДБ-ЗФ (Ил-4). Самолеты ДБ-3 начали поступать в войска в 1936 году.

Параллельно с развитием авиационной техники совершенствовалась организационная структура Дальней авиации.

В 1936-1938 гг. авиабригады и корпуса тяжёлых бомбардировщиков были сведены в три воздушные армии особого назначения. Армии находились в непосредственном подчинении Наркома Обороны.

В 1940 году управления АОН были расформированы. Их соединения и части вошли в созданную Дальнебомбардировочную авиацию Главного командования Красной Армии (ДБА ГК), которая состояла из тяжелобомбардировочных авиационных корпусов.

К началу Великой Отечественной войны ДБА ГК включала пять авиакорпусов, три отдельных авиадивизии и один отдельный авиаполк. Это около 1500 самолетов (13,5 % от общего самолётного парка ВВС КА) и почти 1000 боеготовых экипажей.

Первые боевые вылеты в Великой Отечественной войне экипажи ДБА выполнили 22 июня 1941 года. Самолёты бомбардировали скопления войск противника в районах Сувалок и Перемышля. На второй день войны дальние бомбардировщики совместно с морской авиацией бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. Обстоятельства вынудили командование Красной Армии использовать дальнюю авиацию не по назначению. Вместо ночных полетов в глубокий тыл врага экипажам приходилось летать днем на бомбежку механизированных колонн, скоплений техники и живой силы. Дальняя авиация использовалась как фронтовая, днём и зачастую без прикрытия истребителей. Не случайно поэтому к концу 1941 года в Дальней авиации осталось всего 266 исправных самолетов. Экипажи в тяжелейших условиях демонстрировали мастерство и героизм. Подвиг экипажа капитана Гастелло повторили 11 экипажей ДА.

В ночь с 10 на 11 августа 1941 года советские бомбардировщики морской авиации Краснознамённого Балтийского флота и 81-й тяжёлой бомбардировочной авиадивизии ДБА ГК нанесли удар по Берлину. В течение месяца советская авиация бомбила столицу Третьего Рейха десять раз. За образцовое выполнение заданий по бомбардировке Берлина майоры Щелкунов В.И., Малыгин В.И., капитаны Тихонов В.Т., Крюков Н.В., лейтенант Лахонин В.И. были удостоены звания Героя Советского Союза.

Постановлением ГКО от 5 марта 1942 года дальнебомбардировочная авиация была преобразована в Авиацию дальнего действия (АДД) с непосредственным подчинением Ставке ВГК. Командующим АДД был назначен генерал А.Е. Голованов. Именно 3-я авиадивизия, которой командовал Голованов, составила ядро АДД. Основным боевым самолётом авиации дальнего действия являлся самолет Ил-4. Всего весной 1942 года в АДД было передано восемь дивизий дальних бомбардировщиков: 341 самолёт, 367 экипажей.

Стабилизация фронта позволила Дальней авиации перейти к нормальной боевой работе - ночным полетам в тыл противника. Потери резко сократились. В первые полгода войны один сбитый бомбардировщик приходился на 113 самолёто-вылетов. Весной 1942 года один сбитый - на 97 самолёто-вылетов. Удары наносились по наиболее важным объектам: железнодорожным узлам, аэродромам, штабам крупных группировок войск противника.

В 1942 году Авиация дальнего действия получила от промышленности 650 новых самолетов Ил-4, Ер-2, Пе-8, Ли-2. Это позволило не только восполнять потери, но и приступить к формированию новых частей и соединений. К маю 1944 года в состав АДД входило 8 авиакорпусов, 22 авиадивизии, 66 полков, воздушно-десантные части и отряды Гражданского воздушного флота.

В годы войны Дальняя авиация принимала участие во всех крупных операциях Красной Армии, выполняя специальные задания. За годы войны экипажи ДА выполнили около 220 тысяч боевых вылетов, сбросив 2 млн. 276 тысяч бомб различного калибра. За боевые заслуги четыре авиакорпуса, 12 дивизий, 43 полка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь дивизий и 38 полков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почётные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров Дальней авиации удостоены государственных наград, 269 стали Героями Советского Союза, шестеро - дважды Героями.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 апреля 1946 года на базе 18-й воздушной армии создается Дальняя Авиация Вооруженных сил, в состав которой вошли воздушные армии с управлениями в Смоленске, Виннице и Хабаровске.

После окончания Великой Отечественной войны ДА практически осталась без современного самолётного парка. Полноценных четырёхмоторных бомбардировщиков имелись единицы. Двухмоторные самолеты Ил-4 выработали ресурс, Ту-2 (как и Ил-4) полноценным тяжёлым бомбардировщиков не являлся, да и в войсках их было немного. В этих условиях на самом высшем уровне было принято решение о копировании американского самолета В-29 «Суперфортресс». В КБ Туполева в кратчайший срок была проделана огромная работа по адаптации машины под отечественные требования и запуску её в серийное производство. Поступление Ту-4 в войска началось в 1947 году, а в 1951 году бомбардировщики Ту-4 стали носителями ядерного оружия.

Вплоть до середины 50-х годов по объективным причинам советская Дальняя авиация уступала Стратегическому авиационному командованию США. Качественный скачок в развитии ДА СССР связан с принятием на вооружение реактивной техники - дальних бомбардировщиков Ту-16, стратегических Ту-95 и ЗМ. Экипажи ДА приступили к освоению Арктики. Начали знаменитые полеты «за Угол» - в Атлантику по маршруту из глубинных районов Советского Союза вокруг Скандинавии.

В 1961 году Дальняя авиация была переведена с армейской на корпусную организацию. Основу составили три отдельных тяжёлых бомбардировочных корпуса с управлениями в Смоленске, Виннице и Благовещенске. В том же году на вооружение поступили сверхзвуковые дальние бомбардировщики Ту-22 и ракетоносцы Ту-16К , Ту-95К.

Очередная реформа ДА проведена в 1980 году. На основе корпусов были сформированы три воздушных армии Верховного Главнокомандования - 46-я (Смоленск), 24-я (Винница) и 30-я (Иркутск), а командование Дальней авиации было упразднено. Четыре дивизии, вооружённые стратегическими бомбардировщиками, вошли в состав 37-й воздушной армии Верховного Главнокомандования (стратегического назначения) штаб которой расположен в Москве.

В 70-80-е годы Дальняя авиация пополнилась авиационными комплексами Ту-22МЗ, Ту-95МС и Ту-160. Вооружённые крылатыми ракетами большой дальности, воздушные корабли стали способны наносить удары по заданным целям в любой точке земного шара, не прибегая непосредственно к военным действиям.

В результате распада Советского Союза Дальняя авиация лишилась отошедших Украине полка стратегических ракетоносцев Ту-160 и полка самолетов-заправщиков Ил-78. Пришлось оставить хорошо обустроенные авиабазы.

В соответствии с планами военной реформы в апреле 1998 года Дальняя авиация была преобразована в 37-ю воздушную армию Верховного Главнокомандования (Стратегического Назначения). После вынужденного затишья возросла и интенсивность полётов самолётов ДА.

В 2001 году стратегические ракетоносцы впервые после 10-летнего перерыва появились над Северным полюсом. Возобновились полёты на поиск и разведку авианосных ударных группировок, полеты «за Угол». Командно-штабные учения с перебазированием ракетоносцев на оперативные аэродромы (в том числе на аэродромы республики Беларусь) стали производиться на регулярной основе. Была освоена дозаправка в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160.

В мае 2003 года два Ту-160 и четыре Ту-95МС выполнили уникальный полет в Индийский океан, который проходил через воздушные пространства иностранных государств. Ранее такие полеты отечественная Дальняя Авиация не выполняла. Серия командно-штабных учений прошла и в 2004 году – в год 90-летнего Юбилея Дальней авиации.

Дальняя авиация, является главной ударной силой ВВС, авиационной составляющей стратегических ядерных сил России и стратегическим резервом Верховного Главного Командования.

Основной целью современной военно-технической политики в области развития Дальней авиации является поддержание потенциала группировки на уровне, обеспечивающем решение задач стратегического регионального ядерного и неядерного сдерживания.

Военно-техническая политика в области развития ДА строится на следующих принципах: поддержание исправности и продление сроков службы авиационных комплексов (АК); рациональное сочетание мероприятий по модернизации авиационных комплексов и созданию перспективных образцов авиационной техники и вооружения.

Основной целью модернизации Дальней авиации является повышение эффективности и расширение условий боевого применения существующих авиационных комплексов при решении задач по предназначению.

Концепция модернизации Дальней авиации предполагает дооснащение самолетов ракетным и бомбардировочным оружием нового поколения, а также совершенствование бортового оборудования, необходимого для применения нового вооружения.



Минобороны РФ

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)

9 февраля 2024

Президент России В.В. Путин:

«Мы защищаем своих людей, себя, свою Родину и наше будущее». Интервью Президента России Владимира Путина Такеру Карлсону

9 февраля 2024 года в Кремле Президент России Владимир Владимирович Путин ответил на вопросы Такера Карлсона, американского журналиста, основателя видеоплатформы Tucker Carlson Network. 10 февраля 2024 г.

(См. далее...)

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024