Родион Константинович Щедрин (р. 1932) - русский композитор.
Родился в Москве 16 декабря 1932 года в семье профессиональных музыкантов.
В 1955 году после обучения в Московском хоровом училище (ныне имени А.В. Свешникова) окончил Московскую консерваторию по классам композиции Ю.А. Шапорина и фортепиано Я.В. Флиэра.
В 1965-1969 гг. преподавал в консерватории, впоследствии занимал руководящие должности в Союзе композиторов. Часто выступал с исполнением собственных произведений, в том числе как пианист.
Щедрин очень рано завоевал известность, и прежде всего в театральных жанрах: его балеты «Конек-Горбунок» (1960), «Кармен-сюита» (1967), оперы «Не только любовь» (1961) были поставлены в Большом театре.
Впоследствии там же увидели свет балеты «Анна Каренина» (1972), «»1980), «Дама с собачкой» (1986), опера «Мёртвые души» (1977).
В 1960-е годы большим успехом пользовались такие сочинения, как основанные на фольклорном материале концерт для оркестра «Озорные частушки» (1963) и оратория «Ленин в сердце народном» (1969; за неё автор получил Государственную премию), а также «Поэтория для чтеца, женского голоса, хора и оркестра» на стихи А.А. Вознесенского (1968; в партии чтеца выступал сам поэт). В этот период стиль Щедрина, поначалу ориентированный на довольно традиционный фольклоризм, стал характеризоваться совмещением элементов народного искусства и «авангардных» техник (элементы додекафонии, сонористики и т.д.). Жёстко-ударным, но конструктивным и виртуозным стилем отмечены его многочисленные фортепианные произведения: пять концертов для фортепиано с оркестром, цикл 24 прелюдии и фуги (1970) и другие.
Композитор работал и работает в самых разных жанрах: сочинения концертного типа для разных инструментальных составов, оркестровые сюиты (часто по мотивам собственной театральной музыки), произведения кантатного типа (в том числе, связанные с образами традиционного русского или древнерусского искусства); в 1993 году им написана опера «Лолита» по В.В. Набокову.
Сам композитор определяет свой стиль как «пост-авангардный»; реально его можно признать стилем «эклектическим», что отнюдь не отрицает наличия большого композиторского мастерства и виртуозной техники оркестрового и инструментального письма.
|