Фоторепортаж об очередном занятии клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»), прошедшем 29 мая 2018 года в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском |
29 мая 2018 года в рамках клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие») состоялась экскурсия в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Священник Иоанн Дегтярёв рассказал об истории и святынях храма, особенно детально остановившись на чудотворной иконе Божией Матери «Державная», которая занимает особое место в русской истории. Обретённая уже в ХХ веке, она стала одной из главных святынь современной России.
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело известие, что именно в этот день в селе Коломенском под Москвой произошло чудесное явление новой иконы Божией Матери, названной «Державная», т. к. Царица Небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Святая икона явилась в двух сновидениях крестьянке Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, дер. Починок, Евдокии Андриановой. 13 февраля Андрианова слышала таинственный голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. 2 марта Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.
Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. Именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная». На коленях находился благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был необычайно строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить благодарственный молебен с акафистом, т. к. в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений. Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя быстро пронеслась по окрестностям, проникла в Москву и распространилась по всей России. Богомольцам, стекавшимся в Коломенское, пред иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов. Икону начали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.
Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с «Державной»; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.
Зная исключительную силу веры и молитвы царя-мученика Николая II и его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), — мы можем не сомневаться в том, что он умолил Царицу Небесную взять на Себя верховную царскую власть над народом, отвергшим своего царя-помазанника.
После революции, в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Известен случай, когда ходатайством Божией Матери в день празднования Ее «Державной» иконы в 1925 году был освобожден из тюрьмы настоятель храма Святителя Николая в Плотниках протоиерей Владимир Воробьев, очень почитавший «Державную» и ранее по воскресеньям часто ходивший со своим хором и прихожанами в Коломенское служить ей акафист.
По записям в своих книгах Вознесенский женский монастырь в Москве установил, что икона прежде принадлежала ему и в 1812 году перед нашествием Наполеона в числе других была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского.
После революции она хранилась в запасниках Исторического музея. 27 июля 1990 г., в канун памяти святого равноапостольного князя Владимира, икону перевезли в родное Коломенское из домовой церкви издательского отдела Патриархии, где Она год простояла в алтаре после передачи ее Историческим музеем.
Сейчас эта икона является главной святыней Казанского храма в Коломенском. Явленная икона написана на выщербленной доске поблекшими от времени красками. Создается впечатление, что в свое время масло было наложено на голую древесину, без грунта. Нижняя часть обветшала и икона нуждается в реставрации.
В 1995 г. возрождение взорванного 5 декабря 1931 г. Храма Христа Спасителя началось со строительства деревянного храма-часовни в честь «Державной» иконы Божией Матери, в которой служились первые Божественные Литургии. Именно по молитвам Пресвятой Богородицы величественный Храм был восстановлен в кратчайшие сроки. (По материалам сайта храма Казанской иконы Божией Матери в Коломенском).
Участники клуба помолились перед чудотворным образом.
После экскурсии собравшиеся тепло поздравили с юбилеем Раису Петровну Тростьянову, руководителя проекта «Истоки Руси», члена совета общественного объединения «Алтарь Отечества», участницу клуба «Я шагаю по Москве».
***
Благодарим от всей души о. Димитрия Кузина, ответственного за взаимодействие с образовательными организациями Южного административного округа, за организацию мероприятия, о. Иоанна Дегтярёва - за содержательную экскурсию. Казанский храм и сама Державная икона Пресвятой Богородицы производят неизгладимое впечатление.
***
Занятия клуба «Я шагаю по Москве (Золотое кольцо Москвы)» в рамках проекта «Активное долголетие» предполагают знакомство с историей и культурой храмов столицы. Они проходят по вторникам на площадке Городского методического центра — ГМЦ (Товарищеский переулок, 22) в рамках проекта «Активное долголетие». Не реже одного раз в месяц бывает экскурсия в один из храмов или монастырей Москвы.
Программа подготовлена Ярославом Сергеевичем Мигдисовым, ст. методистом ГМЦ, членом совета Ассоциации учителей православной культуры.
Организаторы программы – Отдел ОРКСЭ (основ религиозных культур и светской этики) Городского методического центра Департамента образования города Москвы, Ассоциация учителей православной культуры, общественное объединение «Алтарь Отечества».
Руководитель клуба – председатель Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, президент общественного объединения «Алтарь Отечества» доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Петракова. Староста группы – член совета общественного объединения «Алтарь Отечества», руководитель паломнических и экскурсионных программ Ирина Евменьевна Кознова: 8 903 579 37 58.
Материалы по теме:
|