Фоторепортаж о круглом столе на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч, прошедшем 26 января 2017 года в Государственной Думе РФ. |
26 января 2017 года на площадке Государственной Думы РФ прошёл круглый стол на тему «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» в рамках V Рождественских Парламентских встреч.
В мероприятии приняли участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, священноначалие и священники Русской Православной Церкви, представители Министерства образования и науки РФ, других федеральных и региональных министерств и ведомств, сотрудники Синодального и епирхиальных отделов религиозного образования и катехизации, представители органов государственной власти субъектов РФ, педагоги, учёные, представители общественности, СМИ.
С основным сообщением выступил митрополит Меркурий, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, Председатель Организационного комитета Международных Рождественских образовательных чтений.
В обсуждении приняли участие:
- начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Светлана Даниловна Ермакова,
- ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий,
- архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт,
- епископ Городецкий и Ветлужский Августин,
- заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин),
- первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации Дамир Мухетдинов,
- директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяна Владимировна Волосовец,
- академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН, научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Александрович Тишков,
- министр образования Нижегородской области Сергей Васильевич Наумов,
- министр культуры Нижегородской области Сергей Александрович Горин,
- начальник Экспертно-правового управления Аппарата уполномоченного по правам человека Российской Федерации Светлана Викторовна Сабаева,
- заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета, профессор Владимир Михайлович Меньшиков,
- заведующий лабораторией развития, воспитания и социализации детей Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, профессор Игорь Витальевич Метлик,
- главный редактор портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов,
- представители депутатского корпуса и священноначалия, педагоги, священники, учёные, представители СМИ.
Вёл заседание руководитель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Алексеевич Никонов.
По итогом состоявшейся дискуссии приняты рекомендации в адрес федеральных и региональных законодательных и исполнительных органов власти, Российской академии наук, Российской академии образования, институтов гражданского общества, общественных организаций.
Организаторы круглого стола – Комитет Государственной Думы по образованию и науке и Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
В мероприятии приняла участие председатель Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, Президент общественного объединения «Алтарь Отечества», профессор Татьяна Ивановна Петракова.
***
В своем выступлении митрополит Меркурий отметил, что тема круглого стола предполагает серьезный обстоятельный разговор не только о преподавании религиозных культур, а о стратегии развития отечественной школы в целом.
«Думаю, здесь, в этой аудитории не нужно объяснять, почему знакомство с традиционными религиями в общеобразовательной школе — это не анахронизм, не пережиток в развитии школы, общего образования детей, а естественная, неотъемлемая часть воспитания и обучения»,
— сказал он.
«Приобщение детей к традиционной духовной культуре, нравственным ценностям народа имеет глубокие исторические традиции, свои педагогические нормы и правила; и в школе это образование не менее значимо, чем обучение по другим основным учебным предметам»,
— добавил иерарх.
Опираясь на статистические данные, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации отметил рост процента выбора Основ православной культуры как по России в целом (36,9%), так и практически в каждом федеральном округе. Однако, по его словам, в ряде регионов продолжает сохраняться низкий выбор курса православной культуры. Это, в первую очередь, ряд регионов Юга России и Северного Кавказа, а также Приволжский федеральный округ и Республика Татарстан, где уже пятый год не удается преодолеть фактический запрет местных властей на изучение религиозных культур по выбору в школе.
Одной из главных проблем при реализации преподавания курса Основ православной культуры, как отметил митрополит Меркурий, является сохранение фактически экспериментального характера преподавания религиозных культур.
«Напомню, что сегодня это только одни четвертые классы, это один урок в неделю, в общей сложности 34 учебных часа. Неадекватность временных затрат и воспитательных задач, полагаю, очевидна. Но что еще более дискредитирует практику религиозного образования в светской школе — не по нашей вине! — так это закономерное отсутствие в таких условиях хорошо подготовленных педагогов, в частности учителей православной культуры»,
— добавил он.
Его Высокопреосвященство считает, что все это является следствием сохранения уже указанного экспериментального формата преподавания на один учебный год, неразработанности содержания предметов по религиозным культурам и светской этике по другим классам, для основной и старшей школы.
«Как будто все религиозные и мировоззренческие вопросы заканчиваются в младшей школе, и дальше мы имеем дело уже с духовно зрелыми личностями, не нуждающимися в нашей помощи и нравственной поддержке!»
— отметил митрополит Меркурий.
Еще одной проблемой председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации назвал некомпетентные высказывания, а часто и умышленно искаженную информацию в СМИ и заказные антицерковные провокации по преподаванию курса Основ православной культуры.
Переходя от проблем к их решению, митрополит Меркурий отметил, что концепция перехода, с выходом за 3–4 года на преподавание со 2-х по 10-е классы и с адекватной учебной нагрузкой была разработана еще в 2012 году после завершения эксперимента по его положительным итогам. Он добавил, что к реализации этого плана нужно приступить как можно быстрее. Как сказал Святейший Патриарх Кирилл еще два года назад, оставлять преподавание православной культуры только в 4-х классах значило бы «свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».
«Важно, чтобы на нашем мероприятии был выражен адекватный ответ предвзятым и некомпетентным высказываниям в СМИ, направленным на дискредитацию возрождения религиозно-нравственного образования в российской школе, дезориентацию общественного мнения, возбуждение неприязни к православным христианам, Церкви по этому вопросу»,
— подчеркнул митрополит Меркурий.
Он выразил уверенность в том, что «работа круглого стола и в целом Парламентских Рождественских встреч будет способствовать решению главной задачи, которая сегодня нас объединяет, — развитию условий для духовно-нравственного воспитания детей в системе образования, в школе». (Выступление владыки Меркурия - по материалам портала «Православное образование»).
Материалы по теме:
|