Рейтинг@Mail.ru На главную Библиотека Фотогалерея Контакты Лица О проекте Поиск      В е р а    и    В р е м я
Религиозные ценности и современная система образования







Основные разделы:
Аннотация:

4 ноября 2021 года, в День народного единства и празднования Казанской иконе Божией Матери, с возложения цветов к памятнику 800-летия Вологды началась паломническая поездка московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, клуб ветеранов «Я шагаю по Москве») на Вологодскую землю.

Другие репортажи:

28 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, главы 24-25. Март (+ ВИДЕО)

28 марта 2024 года, в четверг седмицы второй Великого поста, в дистанционном формате состоялась очередная, шестьдесят первая встреча цикла Библейских...

(См. далее...)

14 марта 2024

Цикл Библейских бесед для московских педагогов. Ветхий Завет, Книга Исход, глава 23. Март (+ВИДЕО)

14 марта 2024 года, в четверг седмицы сырной (масленицы), в дистанционном формате состоялась очередная, шестидесятая встреча цикла Библейских бесед для московских...

(См. далее...)

Архив репортажей:
Видео/аудио

30 декабря 2023

Памяти Педагога. Татьяна Ивановна Петракова

22 декабря 2023 года завершилась земная жизнь Татьяны Ивановны Петраковой, замечательного человека, доктора педагогических наук, профессора, президента общественного объединения «Алтарь Отечества», председателя Ассоциации учителей православной культуры города Москвы, главного редактора интернет-портала «Вера...

(См. далее...)

События:
4 ноября 2021


Святыни и святые | Алтарь Отечества | Новости культурной жизни

Паломническая поездка московских педагогов на Вологодчину

4 ноября 2021 года, в День народного единства и празднования Казанской иконе Божией Матери, с возложения цветов к памятнику 800-летия Вологды началась паломническая поездка московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, клуб ветеранов «Я шагаю по Москве») на Вологодскую землю.



4 ноября 2021 года, в День народного единства и празднования Казанской иконе Божией Матери, с возложения цветов к памятнику 800-летия Вологды началась паломническая поездка московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей православной культуры, клуб ветеранов «Я шагаю по Москве») на Вологодскую землю.

 

Вологда. Возложение цветов к памятнику 800-летия города

    

Нужно отметить, что Вологда имеет прямое отношение к истокам сегодняшнего праздника, к освободительной борьбе России с польско-литовскими интервентами в период Смутного времени.

1608 год, 29 ноября — в Вологде происходит восстание против власти Лжедмитрия II. Восставшие арестовали и казнили воеводу Фёдора Нащокина и верных ему поляков и «тушинцев». Воеводой вновь был поставлен освобождённый из заточения Никита Пушкин. Новая власть в городе поддержала правительство Василия Шуйского, произвела сбор войска и разослала письма в другие города с призывом бороться против Лжедмитрия II. С того времени Вологда становится важнейшим центром борьбы против поляков и «тушинцев» на Русском Севере.

1608 год, декабрь — Вологда устанавливает связь с правительственным войском Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в Новгороде и направляет ратные силы к Костроме и Галичу. Кроме того, отряд Лариона Монастырёва к середине декабря освободил Пошехонье. Однако «тушинцы» подавили восстания в Верхнем Поволжье (Кострома, Ярославль, Галич) и даже начали готовить поход на Вологду. Но осуществить этот поход войска Лжедмитрия II так и не смогли.

1609 год, 9 февраля — М.В. Скопин-Шуйский присылает в Вологду войска во главе с Григорием Бороздиным и Никитой Вышеславцевым. Это ополчение выдвинулось к Соли Галицкой, а затем (февраль-март) — к Костроме. В марте 1609 года объединённые войска освободили Романов, а в апреле — Ярославль. Вологда становится оплотом освободительного движения на Севере и Поволжье. В дальнейшем объединённое ополчение активно помогло М.В. Скопину-Шуйскому очистить от «тушинцев» территорию России.

1611 год, зима-весна — вологжане активно участвуют в формировании Первого ополчения.

1612 год, апрель-июнь — Вологда признаёт ярославское правительство Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского и начинает сбор войска для помощи Второму ополчению. Город становится одним из центров сосредоточения ратных сил Второго ополчения.

...Весь остальной день московские паломники проведут в замечательном русском городе Тотьма.

По дороге туда москвичи имеют возможность не только прослушать рассказ экскурсовода Натальи Константиновны о Вологодчине и её географических, исторических, экономических особенностях, но и отведать вологодских деликатесов (конфет, заменитого вологодского масла, настоечки на клюкве), но и прикоснуться к традициям народных вологодских промыслов: примерить необыкновенные вологодские кружева, полюбоваться украшениями, исполненными в «народном духе».

 

    

Тотьма встретила гостей небольшим дождём, необыкновенной, неповторимой красотой своих церквей («тотемское барокко»!осо): Входоиерусалимской, Рождественской, Успенской (от неё осталась лишь колокольня), просторной соборной площадью, соединившей, сплетшей, кажется, в своей архитектуре все периоды истории города и истории России, уникальной набережной, тянущейся вдоль известной по стихам Николая Рубцова реке Сухоне, с фантазией и любовью оборудованной, необычными, но имеющими смысловую, историческую нагрузку скульптуры малых форм, дома купцов, которые много говорят о характерах их хозяев... А в какой прекрасный осенний пейзаж «вписывается» рассказ сотрудника местного краеведческого музея, знаменитого своим директором и креативными проектами, Татьяны Витальевны о людях, традициях, наиболее интересных моментах истории Тотьмы!

Паломники посещают Музей церковной старины, пока расположенный в колокольне бывшей Успенской церкви (к чести тотьмичей следует отметить, что всё больше храмов переходит из статуса культурных объектов в статус объектов религиозных!), где их особое внимание привлекают местночтимые иконы, деревянные скульптуры, т.н. вотивные подвески, выполненные местными мастерами. Богата и разнообразна русская традиция!

В Доме традиций и ремёсел, носящем необычное название «Морошка», нельзя удержаться, чтобы не приобрести что-нибудь красивое, своеобычное на память!

А у памятника выдающемуся русскому поэту Николаю Рубцову, автором которого является не менее выдающийся русский скульптор Вячеслав Клыков, романтично расположенного среди берёз на берегу Сухоны, педагоги вспоминают страницы биографии поэта и исполняют для него, внимательно к ним прислушающегося, песню «В горнице моей светло...».

Тотьма. Экскурсия по городу

 

    
    
    
    
    
    

В Музее церковной старины

 

    
    
    

 

Последний по времени, но первый, как кажется, по значению маршрут этого дня - Спасо-Суморин монастырь, основанный преподобным Феодосием Тотемским. Его история, как и большинства святынь России, полна драматизма. В его сегодняшнем дне - надежда на возрождение страны, преображение человеческих душ...

Молебен в пещерном храме Всех Вологодских святых у мощей преподобного Феодосия, духовная беседа за чаепитием с о. настоятелем иеромонахом Феодосием (Писаревым) - и москвичи отправляются в обратный путь в Вологду, переполненные впечатлениями и эмоциями. Действительно, Тотьма, её люди - «соль земли русской».

 

    
  
 

   

 

День Второй. Вологда

Второй день пребывания московских педагогов на Вологодчине, 5 ноября 2021 года, был посвящён знакомству со столицей «Северной Фиваиды», неповторимой Вологдой.

По пути следования к Верхнему Посаду, самой древней части города, Наталья Константиновна рассказывает о домах, входящих в охранную зону, в жилой деревянный фонд, а паломники имеют возможность наблюдать это архитектурное многообразие и богатство из окон автобуса. Дома зелёные, жёлтые, красные, голубые прекрасно оживляют серый ноябрьский день!

 

    
    

Паломнический маршрут начинается в храме-часовне преподобного Герасима Вологодского, наряду с преподобным Димитрием Прилуцким одного из особых хранителей Вологды. Начинается на том самом месте, с которого начинался город (а начинался он с образования монастыря в 1147 году). Поэтому, находясь здесь, находишься как бы у истоков истории Вологды. Здесь - самое древнее её молитвенное место.

Знакомит москвичей с храмом-часовней, а также со святынями и историей другого, Лазаревского храма, находящегося совсем неподалеку и отметившего в 2017-м году своё 130-летие, его настоятель протоиерей Алексий Сорокин.

Паломники вместе с батюшкой молятся у мощей преподобного Герасима, затем у чудотворной Семистрельной иконы Божией Матери, посещают могилу святого праведного Александра Вологодского (Баданина; 1846-1913), прощаясь, от всей души благодарят о. Алексия за тёплый приём и содержательный рассказ.

 

    
    
    

Далее путь паломников лежит на Соборную горку, на территорию Вологодского Кремля. Это исторический центр города. Экскурсовод Лариса Мальцева подробно рассказывает об истории и архитектурном ансамбле находящихся на бывшей Соборной площади кафедральных Софийском и Воскресенском соборах, о звоннице Софийского собора, о зданиях Архиерейского двора. Она особо останавливается на эпохе царя Ивана Грозного, времени экономического и культурного расцвета Вологды.

Москвичи прикладываются к мощам святителя Антония Вологодского, чудотворца, находящихся в Воскресенском соборе, просят его молитвенного предстательства перед Господом.

 

    
    

Экскурсию по Спасо-Прилуцкому монастырю, выдающемуся архитектурному ансамблю Вологды, её духовному форпосту, проводит о. Тихон. Его рассказ касается наиболее значимых вех истории обители, её важнейших святынь и, конечно, святых, чьими молитвами монастырь сохранялся на протяжении веков.

Его основал в 1371 году преподобный Димитрий Прилуцкий, сподвижник преподобного Сергия Радонежского, убеждённый сторонник объединения русских земель вокруг Москвы.

На протяжении веков менялся внешний облик монастыря, но в нём сохраняется высокий молитвенный дух.

В завершении экскурсии паломники посещают могилу русского поэта, современника А.С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова 1787-1855), похороненного на территории обители.

После глубокого, проникновенного рассказа о. Тихона паломники особой любовью проникаются к св. Димитрию Прилуцкому, которого отличали такие черты, как уступчивость и необыкновенная отзывчивость. Надо ли говорить, с каким особым чувством молятся паломники у его мощей?!

 

    
    
    
    

Литературный музей Вологды, страницы жизни великого русского поэта Николая Рубцова - это уже другая эпоха жизни города, жизни страны. С воодушевлением знакомит педагогов с непростой биографией поэта, его творчеством Янина Фролова. Прямо в сердце падают слова Рубцова о тихой родине, о горнице, в которой светло, о деревне Никола, о родных вологодских местах...

 

    
    
    

Последний маршрут этого насыщенного событиями дня - Покровское, усадьба Брянчаниновых, родовое гнездо, восстановленное героическими усилиями подвижников в 2009 году, в котором вырос и из которого «взлетел» выдающийся русский богослов святитель Игнатий (Брянчанинов). Рассказ научного сотрудника Музея Татьяны помогает прикоснуться к тайне жизни и судьбы Святителя, оценить роль семьи в становлении его личности, отчасти понять, как рождаются, к примеру, такие строки: «Наружное счастье не может вполне напитать человека: источник истинного счастья должен быть в его сердце, а эти святые, чистые воды дарует христианину вера».

 

    
    
    
    

* * *

Вечерняя Вологда

  

...Завтра, в Димитриевскую родительскую субботу, день начнётся с Литургии в Кирилло-Белозерском монастыре.

 

День Третий. Вологодчина.
Кирилло-Белозерский, Горицкий, Ферапонтов монастыри

Последний, завершающий день на святой вологодской земле, суббота, 6 ноября 2021 года, был посвящён знакомству со знаменитыми вологодскими монастырями: Кирилло-Белозерским, Горицким, Ферапонтовым.

За Божественной литургией в Успенском соборе Кирилло-Белозерской обители московские паломники причастились Святых Христовых Таин, затем помолились на панихиде (этот субботний день совпал с Димитриевской родительской субботой).

После службы о. Диодор провёл экскурсию по монастырю.

Северный форпост московского княжества, Кирилло-Белозерский монастырь является крупнейшим не только в России, но и в Европе, его называют также «Северной или Русской Фиваидой», «Великой государевой крепостью»: в своё время он был самой большой крепостью на северо-западных рубежах Русского государства. Его мощные стены, воздвигнутые в XVI-XVII веках, опоясывают площадь в двенадцать гектаров, на которой размещено 11 больших и малых церквей.

Монастырь находится на берегу Сиверского озера в небольшом городке Кириллове (сам город появился благодаря монастырю). Это уникальное сооружение поражает своим величием и имеет многовековую историю.

Расположенный на склоне холма, монастырь состоит из трёх главных частей: Успенского, Малого Ивановского монастыря и Нового города.

О. Диодор рассказывает также об основателях обители – монахах Кирилле, ученике преподобного Сергия, и Ферапонте, впервые пришедших на это место, об основных, самых существенных вехах истории этого славного места (обитель возникла в 1397 году на берегу Сиверского озера по повелению Матери Божией («Иди на Белозеро – и спасёшься») и является центром духовной жизни Русского Севера), о роли монастыря в истории России, о выдающихся подвижниках, «вылетевших» из этого духовного «гнезда» и ставших основателями новых обителей (это и преподобный Савватий, ставший основателем Соловецкого монастыря, и преподобный Ферапонт Можайский (Белозерский), также основавший новый монастырь недалеко от Кирилловой обители, и преподобные Нил Сорский, Корнилий Комельский, Александр Ошевенский).

О. Диодор кратко повествует о каждом из храмов грандиозного ансамбля монастыря, особое внимание уделяя месту первого поселения основателя обители прп. Кирилла Белозерского, который управлял ею более 30 лет до самой своей смерти (а пришёл он сюда в 60 лет, будучи иноком московского Симонова монастыря).

В Успенском соборе о. Диодор обращает внимание москвичей на место, где покоятся мощи преподобного Кирилла (ранее над ракой была большая серебряная сень) – они не обретены, на богатейший древний иконостас, шедевр древнерусского искусства, украсивший собор в 1497 году в котором сохранились – уникальный случай! – 33 из 60 древних икон (часть икон хранится в Третьяковке, Русском музее, музее Андрея Рублёва).  По сравнению с предшествовавшими памятниками, этот является классическим русским иконостасом, наиболее полно воплотившим  главную идею – связь земного и небесного мира через молитву святых. 

Каждого, кто видит его впервые, поражает глубина небесной лазури на некоторых из икон. Кажется, что краска была наложена только вчера. Не верится, что в «тёмном» средневековье уже умели добиваться такого яркого, насыщенного цвета. Но и не только это, конечно. «Русская иконопись XIV-XV веков есть достигнутое совершенство изобразительности, равного которому или даже подобного не знает история всемирного искусства», – писал отец Павел Флоренский. И каждый может убедиться в этом воочию.

О. Диодор обращает внимание педагогов на строгий Устав обители, который был избран самим прп. Кириллом, говорит о еженощной молитве Преподобного, о том, что у него было много книг (впоследствии в монастыре будет одна из самых богатых библиотек).

Много внимания в своём рассказе он уделяет знаменитым людям, которые посещали обитель, делали в неё свои вклады. В 1528 году великий князь Василий III приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына, будущего царя Ивана IV Грозного, связывалось с молитвами преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое расположение. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря.

В 1722 году в монастырь приезжал император Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов…

…Расставались московские паломники с о. Диодором, несмотря на холодную погоду, очень тепло. О. Диодор обладает обширными искусствоведческими и историческими знаниями, с которыми делится с большим удовольствием. На прощание он с юмором подчеркивает, что у Кирилловой обители – особая связь со столицей, ведь основатель монастыря преподобный Кирилл Белозерский пришёл сюда именно из Москвы.

 

Кирилло-Белозерский монастырь

    
    
    
    
    
    

Открытием стала для москвичей Горицкая обитель – Воскресенский Горицкий женский монастырь, который называют монастырём «самых красивых, самых умных женщин на Руси и талантливых рукодельниц, посвятивших свою жизнь Богу».

Здесь московским педагогам тоже необыкновенно повезло с экскурсоводом, которого так можно назвать с большой натяжкой, потому что Владимир Михайлович, будучи жителем Подмосковья, всю свою жизнь (со сравнительно недавнего времени) посвятил этой обители и знает о монастыре, кажется, совершенно всё.

Монастырь расположен на берегу реки Шексны, в 7 км от Кирилло-Белозерского монастыря. Является памятником архитектуры федерального значения.

Он основан в 1544 году княгиней Ефросиньей Старицкой, в иночестве Евдокией, вдовой удельного князя Андрея Старицкого, родного дяди царя Иоанна IV Грозного.

Владимир Михайлович перечисляет имена сосланных сюда знатных особ. Это и царица Анна Алексеевна, четвёртая супруга Иоанна Грозного (в иночестве Дарья), и царевна Ксения, юная красавица и дочь царя Бориса Годунова (в иночестве Ольга).

Здесь же вместе со своим племянником Михаилом Алексеевичем, будущим царём всероссийским, подвизалась инокиня Марфа (в миру княгиня Черкасская).

Череда ссылок протянулась и в XVII век – так в Горицы была заключена княжна Екатерина Алексеевна Долгорукова, бывшая невеста Петра II.

Привыкшие к роскоши, царицы и княгини постепенно привыкали к суровым условиям жизни, трудились, молились, смирялись...

Сейчас на территории обители сохранились четыре храма: Воскресенский, Троицкий, Покровский, Введенский. Москвичи более подробно познакомились с двумя из них, а затем набрали воду из святого источника.

К сожалению, сейчас в монастыре только три монахини. Местные жители, сетует Владимир Михайлович, отвыкшие за годы советской власти от храма и молитвы, практически не ходят на службы.

«Горицкий Успенский монастырь (ныне – Горицкое Архиерейское подворье) – одна из древнейших и славнейших обителей России. За шесть веков своей истории монастырь обрёл славу особенного места, озарённого горним светом, принимавшего в своих стенах великих подвижников, окормлявшего тысячи людей, притекающих ко Господу. Здесь не раз совершались и продолжают совершаться чудеса, мироточат иконы. Небесные покровители монастыря слышат молитвы, возносимые пред их чудотворными образами, и являют помощь, вразумление, утешение.

Ныне Горицкая обитель возрождается с упованием на Божье благоволение и надеждой на посильную помощь всех, кому не безразлична судьба святынь российских».

Эти слова взяты с сайта Горицкого монастыря. И хотелось бы, чтобы эта обитель, с Божьей помощью, возродилась во всей своей красоте.

 

Горицкий женский монастырь

    
    
    
    
  
 

   

…Две прекрасные экскурсии прослушали педагоги в Кирилло-Белозерском и Воскресенском Горицком монастыре, а в Ферапонтово им довелось воочию увидеть «русское чудо» – фрески Дионисия.

Ферапонтов-Белозерский монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Он расположен в 18 км от города Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским.  Расцвет монастыря начался при игумене Мартиниане, принесшем сюда «книжное рукоделие» (переписывание книг).

Преподобный Мартиниан неустанно заботился о благоустройстве Ферапонтовой обители. Он старался ввести порядок не только в церкви, но и в келейной жизни иноков и на трапезе, установив общую трапезу – «равную для всех и в строгом молчании». Строгим сохранением иноческих правил преподобный Мартиниан возвысил и прославил Ферапонтову обитель. Она пришла в цветующее состоянии и долго называлась его именем – «Обителью Мартиановой».

Преподобный Мартиниан оказал духовную поддержку великому князю Василию Васильевичу Тёмному в трудное для него время, когда на московский престол неправедно претендовал его двоюродный брат Димирий Шемяка. Он всегда был поборником правды и справедливости. Позже, по настоянию великого князя, преподобный принял на себя управление обителью преподобного Сергия Радонежского.

Мощи преподобного Мартиниана покоятся под спудом в церкви его имени, где в отдельные праздничные дни по согласованию с Музеем проходят богослужения.

Монастырь представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней. В течение 400 лет он был мужским монастырем. В 1798 году монастырь упразднили, он стал обычным приходом.

В 1904 году, за 13 лет до революции, монашеская жизнь в стенах обители возобновилась – уже в женском «облике». Женский монастырь просуществовал до 1925 года.

После изгнания насельниц богослужения совершались до 1935 года, затем монастырь вошёл в состав Кирилловского краеведческого музея.

В 1974 году здесь в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы был открыт Музей фресок Дионисия.

Собор возвели в 1490 году на том месте, которое освятил ещё преподобный Ферапонт для деревянной церкви 1408 года. Строительство на Севере каменных храмов было по тем временам делом необычным. Даже в Кирилловом монастыре — более известном и богатом — только через семь лет смогли построить каменный Успенский собор. Впервые строительство из кирпича началось на Севере в Спасо-Каменном монастыре на острове Кубенского озера. Следующим стал собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Декор его и строительные приёмы указывают на то, что зодчими были, скорее всего, ростовские мастера.

По своему типу храм является традиционным для московской архитектуры: крестово-купольный, четырёхстолпный, кубического типа, трёхапсидный.

«Подписал» храм прославленный древнерусский мастер Дионисий с сыновьями. Его авторство подтверждается автографом иконописца на северной стене церкви. Там указывается, что началась роспись 6 августа 7010 лета (1502-й год), а завершена 8 сентября, к храмовому празднику.: «А писцы Дионисий иконник со своими чады».

Фрески Ферапонтова монастыря представляют собой пример высочайшей духовной живописи начала XVI века. Они включены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и завершают собой эпоху небывалого расцвета иконописного искусства святой Руси. Поражает, как быстро был расписан собор и уровень мастерства иконописцев.

Фрески покрывают всю внутреннюю поверхность храма общей площадью около 800 квадратных метров, они почти полностью сохранились. Стенопись собора сделала Ферапонтов монастырь всемирно известным. Это единственный в России памятник, в котором фрески начала XVI века уцелели в авторском исполнении почти в полном объёме.

Фреска, с которой начинается знакомство с храмом, посвящена Рождеству Богородицы. Она размещается в портике над входом в собор Рождества Богородицы, как бы приглашая зрителя зайти в храм и начать знакомство с идеей и пластикой средневекового мастера. Ещё одна большая фреска — купольная, с изображением Господа Вседержителя.

Дионисий постоянно держит во внимании образ Богородицы. Иконописец делает акцент на участии Пресвятой Богородицы в событиях земной жизни Христа, а в цикле вселенских соборов, которые расположены в нижнем ряду стенной росписи, он, нарушая хронологию, первым пишет третий собор, где речь шла о защите почитания Божией Матери.

Созданные в 1502 году Дионисием и его чадами ферапонтовские росписи, сохранившиеся до наших дней, в полной мере обладают огромной силой воздействия, которая приоткрывает тайну Божественного замысла о мире и человеке. Образы Дионисия вызывают не только эстетические чувства, они рождают богословские размышления о красоте и любви Бога к своему творению.

…В 1989 году в Ферапонтово возобновились богослужения. Поэтому уезжая, москвичи имели возможность несколько минут помолиться в действующем храме надвратной Богоявленской церкви. И это очень вдохновило и обрадовало!

 

Ферапонтов монастырь

    
    
    
    
    
    

...Прощались с Вологдой и Вологодчиной, гостеприимными хозяевами – Натальей Константиновной и Лидией Евгеньевной Прокофьевой – с огромной благодарностью, радостью от увиденного, желанием приехать на Вологодчину ещё не один раз, чтобы помолиться, прикоснуться к святыням, приобрести новых святых молитвенников!

 

Прощание с Вологдой

    

***

Благодарим от всей души за сердечность, желание как можно больше рассказать о Вологодчине, отличную организацию паломничества принимающую сторону в лице Натальи Константиновны.

Наше искреннее спасибо – Лидии Евгеньевне Прокофьевой, ныне москвичке, оставшейся в душе юной вологжанкой, которая была инициатором и главным «двигателем» этого замечательного путешествия.

Поклон и сердечная благодарность Ирине Евменьевне Козновой, ответственной за организацию поездок от общественного объединения «Алтарь Отечества», за неоценимую помощь в организации паломничества по святым местам святой вологодской земли.


Вера и Время

Последние публикации:

27 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Мы призваны искать ответы вместе, сознавая ответственность за будущее нашей страны». Выступление на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора

27 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на внеочередном соборном съезде Всемирного русского народного собора.

(См. далее...)

22 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Главная цель жизни — это стяжание Царствия Божиего…». Патриаршая проповедь в пятницу первой седмицы Великого поста

22 марта 2024 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший...

(См. далее...)

2 марта 2024

Святейший Патриарх Кирилл:

«Традиционные ценности помогают сохранить жизнеспособность в условиях теряющей свой гуманизм цивилизации». Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи

2 марта 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Всемирный фестиваль молодежи, проходящий на федеральной территории «Сириус» в Краснодарском крае...

(См. далее...)








Анонсы
Святые и святыни:
Священномученик Артемон Лаодикийский

26 апреля

Священномученик Артемон Лаодикийский (303)

...На вопрос Патрикия, как он смог повести за собой диких зверей, святой Артемон ответил, что Христову Имени повинуется всё в мире и для истинной веры во Христа нет ничего невозможного...

(См. далее...)

Фотоальбомы

18 октября 2021

Шмелёвские чтения - 2021: Лица и сюжеты

Фотоальбом по материалам XXVI Крымских международных Шмелёвских чтений, прошедших в Алуште 15-19 сентября 2021 года.

(См. далее...)


2 октября 2020

Благословенная Алания

Фотоальбом по материалам паломническо поездки московских педагогов («Алтарь Отечества», Ассоциация учителей Православной культуры города Москвы) в Северную Осетию 2-7 октября 2020 года.

(См. далее...)


25 мая 2020

«Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества»

Фотоальбом по материалам акции «Бессмертный полк» в проекте «Алтарь Отечества» 9 мая 2020 года.

(См. далее...)

Вера и Время    2024